Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-916-377-44-40
 

А очки-то... каменные. Какую проповедь несут нам мормоны и что они вообще делают в России? - 22.06.15

А очки-то... каменные. Какую проповедь несут нам мормоны и что они вообще делают в России?Продолжаем рассказ о сектах, наиболее активно действующих в современной России, начатый под влиянием визита в Калугу богослова и сектоведа Александра Леонидовича Дворкина. Мы уже рассказывали о свидетелях Иеговы, а продолжить хотели бы тем религиозным движением, адептов которого чаще всего именуют мормонами. Но тут даже, кажется, не надо сильно углубляться в богословие. Я просто расскажу вам, как эта секта появилась на свет. Этого, пожалуй, будет достаточно для понимания. Причем и дальше буду называть мормонизм сектой вслед за православными богословами и авторами абсолютного большинства русскоязычных энциклопедий и словарей. 

Мормоны сумели отметиться в произведениях сразу нескольких классических писателей: Марк Твен хлестко высказывался на их счет, Конан Дойл довольно карикатурно показывает адептов секты в своем знаменитом «Этюде в багровых тонах», мормонский проповедник встречается в одном из юмористических эпизодов «Путешествия вокруг света за 80 дней» Жюля Верна.

Сразу оговорюсь, что из этих троих только Марк Твен мог иметь о мормонах сколь-нибудь достоверные сведения, поскольку «Церковь Иисуса Христа святых последних дней», как сами себя именуют мормоны, это явление чисто американское. Впрочем, он и высказывался о них жестче прочих. Если для Дойля и Верна мормоны были экзотикой Дикого Запада, то Твен читал «Книгу Мормона», содержащую основы мормонского вероучения, и черпал знания о мормонах из первоисточника: «Насколько я могу судить, мормонская Библия — всего лишь бездарный вымысел, состряпанный по образцу Ветхого завета и дополненный скучным пересказом Евангелия. Автор силился придать своим словам и оборотам речи то необычное, отдающее стариной звучание, напоминающее то Библию короля Иакова, то современный бойкий язык… Хлороформ, а не книга».

Впрочем, обстоятельства «обретения» текста этой книги весьма увлекательные. Бедному и необразованному юноше, потратившему детство и отрочество на поиски мифического «индейского золота», чем тогда в Америке увлекались многие, явился ангел со странным именем Мороний. Для людей, хорошо знающих английский, уже тут должно стать смешно, потому что среди образованного класса американцев слово moron было вежливым эквивалентом эпитета «дебил». Но, впрочем, мне неизвестны обычаи тех «ангелов», что являются бедным юношам с оккультными наклонностями, может, для них такие имена — обычное дело. Так вот, явившийся ангел указал юноше по имени Джозеф Смит место, где можно найти скрижали, содержащие «истинное божье откровение».

То ли для бога мормонов сложно оказалось перевести эту книгу на английский, то ли он не хотел упрощать работу Джозефу Смиту, но текст на скрижалях был написан на «реформированном», или, как еще пишут, «измененном», египетском языке. Как же  оккультный кладоискатель, плохо писавший даже на родном английском, переводил египетские письмена? О, это был весьма занятный процесс! По рассказу Джозефа Смита вместе со скрижалями он нашел два камня — ни больше ни меньше, а упоминаемые в Библии Урим и Туммим - те самые, которыми пользовались ветхозаветные первосвященники. Эти камни, вмонтированные в конструкцию наподобие оправы очков Джозеф Смит надевал на нос и - опускал лицо в шляпу. Тут такое дело: обычно «скрижали» хранились в ящике под кроватью Смита. Но когда дело доходило до перевода, он перекладывал их в свою шляпу и опускал в нее лицо. Оттуда и диктовал текст перевода секретарю.

Почему так? Ничего не могу сказать — я не владею той логикой, которой руководствуются люди, способные общаться с ангелом по имени Мороний. Зато у этого способа был один примечательный побочный эффект: в результате «скрижалей» никто, кроме Смита не видел. Если не считать случая, когда «после долгого времени он (Джозеф) наконец собрал всех в комнате и достал ящик, в котором, по его словам, находилось бесценное сокровище. Затем была открыта крышка; свидетели заглядывали под нее, но, ничего не обнаружив, ибо ящик был пуст, они восклицали: «Брат Джозеф, мы не видим пластин!» Пророк отвечал им: «О вы, маловеры! Как долго Бог будет терпеть этот род лукавый и прелюбодейный! На колени! Молитесь об обретении святой и живой веры!»... (После двух часов молитвы), заглянув опять в ящик, они позволили убедить себя, что видели пластины.»

Судьба Джозефа Смита после опубликования «Книги Мормона», появившейся на свет таким удивительным образом, сложилась достаточно витиевато. Он предсказывал конец света. Однажды его в смоле и перьях протащили через захолустный американский городишко; потом он был владельцем банка, прогоревшего, конечно, после чего «пророку» пришлось скрываться от обманутых вкладчиков. Он обзавелся то ли двадцатью семью, то ли сорока восьмью женами (а по некоторым источникам, их было 84) и даже побывал кандидатом в президенты США, правда, при этом требовал признать себя королем.

Кончилось все это довольно грустно - Джозеф Смит организовал погром в типографии своих бывших сторонников, отколовшихся от остальной части мормонов, за что попал в тюрьму, где и был убит разъяренной толпой, возмущенной его бесчинствами. 

Все это можно было бы считать не более чем занятным анекдотом о странностях американской истории, если бы секта мормонов растворилась в кипящем плавильном котле, которым были США в XIX веке, как это случилось со множеством других сходных «церквей». Но люди, получившие секту в наследство от Джозефа Смита, оказались куда как предприимчивее и оборотистее: сегодня это огромная организация, владеющая десятками радиостанций и газет, огромным количеством недвижимости и земли и постоянно скупающая коммерческие предприятия по всему миру, в том числе и в России. Пятнадцать лет назад в России насчитывалось свыше полусотни мормонских храмов, и строительство новых не прекращалось.

Так что вам еще не раз придется встретить мормонских проповедников на улицах наших городов. Что вам тогда делать? Я всегда вспоминаю ангела с именем Мороний и бедного американского юношу, который надевает на голову странные очки с камнями вместо стекол и опускает лицо в фетровую шляпу. Эта картина важна для меня по двум причинам: во-первых, те глупости, которые я понаделал в жизни, не кажутся мне после этого такими уж страшными, а во-вторых, у меня пропадает желание спорить с последователями «Церкви Иисуса Христа святых последних дней». Ну как спорить с людьми, способными все это воспринимать всерьез?

Сказано

Александр Дворкин (из книги «Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования»):

Мормонская церковь очень богата (ее базовый капитал превышает 30 миллиардов долларов), так как все ее члены обязаны платить десятину (10 % от всего дохода, без вычета налогов). Но на этом пожертвования не кончаются: мормоны говорят, что десятина — это то, что в любом случае принадлежит богу, а если ты хочешь что-то пожертвовать, то жертвуй сверх десятины. У них есть различные сборы, в которые, по некоторым сообщениям, средний мормон платит до 27 % своего дохода. В 1996 г. от десятины в Солт-Лейк-Сити поступило 5,2 миллиарда долларов. Миссионеры, которых мы видим на улице, — это молодые ребята, которые на два года отправляются в чужую страну за счет своей семьи, а не церкви; это тоже вклад, который платят мормоны.

Громадные доходы приносит мормонская промышленность, банковская, страховая, гостиничная и другая деятельность. «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» владеет акциями сетей супермаркетов, некоторых газет (в частности, «Лос-АнджелесТаймс»), одиннадцатью радиостанциями, двумя телеканалами и сахарной империей. Ей принадлежит большая часть территории штата Юта (в том числе и обширная недвижимость в этом штате), значительные угодья на Гавайях, гостиничная сеть «Мариотт» и многое другое. Естественно, мормонам предписывается поддерживать своих производителей и покупать продукцию только у них.

Мормонские миссионеры работают во многих странах мира. Первые мормонские миссионеры прибыли в СССР (в Ленинград) в 1990 г. «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» зарегистрирована у нас в стране в мае 1991 г.

Интересно, что в последнее время участились задержания этих «религиозных деятелей» на территории закрытых российских военных баз. Мормоны утверждают, что, дескать, забрели туда случайно, проповедуя слово Божие, и не подозревали, что там секретная зона, закрытая для иностранцев. По всей видимости, через забор (чтобы не проходить через проходную) они тоже перелезали случайно. Но что-то уж слишком часто происходят эти «случайности».

Мормоны придают России огромное значение. В конце 2000 г. они даже перенесли штаб-квартиру своей восточно-европейской миссии из благоустроенной Германии в Москву.

В 1998 г. в России имелось семь мормонских миссий (две в Москве и по одной в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Самаре и Екатеринбурге), две на Украине (в Киеве и в Донецке), одна в Вильнюсе для всей Прибалтики и небольшие группы миссионеров в Белоруссии, Армении, Грузии и нескольких других республиках бывшего СССР. Есть также мормонские представительства в таких городах, как Волгоград, Воронеж, Выборг, Тверь, Краснодар, Красноярск, Пермь, Саратов, Сочи, Тольятти, Уфа, Челябинск и др. Мормонская литература активно переводится на русский, украинский, армянский и грузинский языки.

Мормоны действуют тихой сапой, но весьма активно: в печати все чаще появляются сообщения о скупке ими российских промышленных предприятий и недвижимости. По сообщениям, многие из этих операций проводятся без соответствующего документального оформления, с нарушениями налогового законодательства. К середине 1999 г. лишь в Самарской области мормоны натолкнулись на противодействие органов правопорядка и сочли за лучшее свернуть там свою деятельность.

Главное, что нужно помнить: мормоны — это не христиане, никакого отношения к христианству их организация не имеет. Это грубо оккультная неоязыческая секта с весьма серьезными тоталитарными тенденциями, и, попадая в нее, человек отлучает себя не только от своего народа, своей истории и культуры, не только от всемирного христианского наследия, но и от Самого Христа и Его Церкви (выделено редакцией).

Кстати

В Калуге последние десять лет постоянно находится несколько американских мормонов-проповедников (офис на ул. Кропоткина).

В течение нескольких лет мормоны проводили бесплатные курсы английского, чтобы таким образом привлекать сторонников. Тем не менее их деятельность практически не принесла результата. Только несколько десятков калужан присоединились к «Церкви Иисуса Христа святых последних дней».

Валерий ШИРОКОВ

09:37 19 июня 2015

"ВЕСТЬ" - газета Калужской области  http://www.vest-news.ru/article.php?id=70084

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.