Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов

Тел./факс: +7-495-646-71-47      
E-mail: [email protected]
Тел. для связи и приёма информации
+7-995-505-43-42 (10:00-20:00)

Письмо Святейшему Патриарху об "Альфа-курсе" - 27.03.07

Ваше Святейшество!

Обращаюсь к Вам по проблеме, возникшей вокруг “Альфа-Курса”, ныне переименованного председателем Миссионерского Отдела РПЦ МП в миссионерскую программу “Путь”.

Этот курс широко распространен среди пятидесятников и неопятидесятников на территории нашей Страны. Православный “клон” данного курса действует с акцентом именно на харизматический способ проведения программ “Альфа-Курса”, хотя при этом заявляется о его происхождении из Англиканской церкви “традиционного крыла”.

Мною было проведено несколько встреч с игуменом Евмением (Перистым), бывшим клириком Ивановской епархии, ныне по благословению председателя Миссионерского Отдела возглавляющим проведение данного курса как в самой Москве, так и за ее пределами.

Также мне удалось опросить посещавших этот курс и просмотреть цензурируемую отцом Евмением видеоверсию данного курса (прилагаемую мною к данному рапорту).

Выяснилось, что практикующие этот курс веруют в особую миссию данной программы (эффект “малой группы”). Ценностные ориентиры у них смещаются от церковного понимания ценностей духовной жизни в сторону субъективного “личного религиозного опыта”.

Так, например, личные “общения с Духом Святым” противопоставляются ими самим Таинствам Церкви, т. н. “уикенды Святаго Духа” становятся средоточием и смыслом их жизни.

Ими подчеркивается, что в молитвах РПЦ сделала “перекос от христоцентричности к молитвам, обращенным к святым и Божией Матери”. Внешне они не отрицают возможность молитв Деве Марии и святым, но при любом удобном случае противопоставляют их посредническому служению Сына Божия. По отношению к Таинству Божественной Евхаристии употребляется определение “символы” (видеозапись: 1-я часть на 35-й минуте).

Ими используется неопятидесятнический сленг типа: “кайф Святаго Духа”, “святой смех” и т. д.

Игумен Евмений во время проведения курса Альфа-Центр и на т. н. “уикендах Святаго Духа” использует техники нейро-лингвистического программирования (NLP), о чем сообщается в “Вестнике НЛП” (смотрите приложение к рапорту: статья игумена Антония (Логинова) и прот. Сергия Гончарова: “NLP - практика игумена Евмения”).

В личной беседе с игуменом Евмением меня поразила оценка им фильма “Остров”. Евмений сказал: “Как человек мог творить такие чудеса, если он считал себя грешником?” На мое возражение, что он и творил чудеса, потому что считал себя грешником, отец Евмений проявил полное непонимание моей позиции.

Программа воспитания “лидеров” в “Альфа-Курсе” предполагает развивать в будущих лидерах завышенную самооценку, в связи с чем не рекомендуется читать Канон Андрея Критского и др. покаянные молитвы.

Лично мне, свидетельствую христианской совестью своею и готов дать присягу на Кресте и Евангелии, по поводу прошедших Рождественских Чтении (2007) игумен Евмений сказал: “Нет! Это не Его Церковь, они говорят о чем угодно, о патриотизме, но только не о Любви к Богу”.

Опрашивая разных участников “Альфа-Курса” об их понимании Любви, я встречал любые определения, кроме библейского и святоотеческого определения Любви как стремления исполнить Божий Закон (1Ин.5,2-3; Рим.13,9). Во время встреч участников “Альфа-Курса” имеют место “дружилки”, “обнималки” и молитва в кругу, практикуется молитва друг за друга с возложением рук на голову того, за которого молятся (т. н. исцеления). Многие намекают на то, что имеют “крещение Духом Святым” со знамением иных языков. Но эта часть практики их ночных “уикендов Духа Святаго” остается закрытой для непосвященных, но все же информация о ночных радениях “евмениан” получила огласку.

Игумен Евмений на страницах своих книг исповедует “теологию процветания, обогащения и успеха”, лидерами которой являются такие неопятидесятники как Ульф Экман, Алексей Ледяев и Сандей Аделаджа (один из идейных вдохновителей “оранжевой революции” на Украине). В книге игумена Евмения (Перистого) “О побеждающем христианстве” мы можем найти следующие высказывания: “…в Церковь потекут люди без долгов, без ущербности… которые свой талант и бизнес будут посвящать Господу” (стр.32); “Если в Церкви будет уважаема и чтима мудрость, то она сделает так, чтобы таланты, интеллект, финансы, связи и возможности были сосредоточенны в ней” (стр.33); “мудрый и сильный человек обладает магнетизмом” (стр.32); “Нам нужно быть в курсе не только вопросов веры, но и приоритетных направлений современной мысли в психологии, философии, бизнесе, и поэтому мы приглашаем в наш Просветительский Центр специалистов из самых разных областей, они проводят учебные семинары, которые в дальнейшем помогают нам быть эффективными представителями Небесного Царства на земле” (стр.36); “самыми запоминающимися были семинары по навыкам эффективного публичного выступления, по фондрайзингу (технология сбора благотворительных пожертвований), по любви к себе …задача семинара – помочь людям прежде всего обрести любовь к самому близкому на земле человеку – самому себе” (стр.37).

На мой вопрос: почему после прохождения курса люди впадают в состояние некоего восторга, часто смеются и даже впадают в хохот, близкий к истерическому, игумен Евмений ответил мне: “Это святой смех”. Данная терминология также используется неопятидесятниками, на собраниях которых игумен Евмений появляется отнюдь не ради миссионерского служения среди заблудших, но “для обмена опытом”.

Его личное отношение к иноверным следующее: он считает, что, в какой бы секте не находился человек, при условии его “личной встречи с Богом он может считаться спасенным”. На т. н. “уикендах Духа Святаго”, со слов Вадима В., в совместных молениях с “евменианами” принимают участие харизматики различных неопротестантских направлений.

Мною, после личного общения с игуменом Евмением (Перистым) и после обличения его с двумя свидетелями, была предпринята попытка придать церковной огласке данную проблему, так как “Альфа-Курс” (переименованный из конспиративных соображений в движение “Путь”) стал активно распространяться по епархиям РПЦ МП, вызывая немалое смущение и огорчение среди верных.

Были проведены две радиопередачи на радио “Радонеж”, без упоминания с моей стороны имени игумена Евмения, а также Миссионерского Отдела (аудиозаписи передач прилагаются к рапорту). В первой передаче от 10.03.07. был дан богословский анализ харизматическому движению “лидеров”. Во второй передаче от 24.03.07., с участием психолога-публициста Медведевой И. Я., была дана оценка технике нейро-лингвистического программирования (NLP) и освещено происхождение программы “Альфа-Курса” от неопятидесятнических и харизматических групп Англиканской церкви, переживающей в настоящее время серьезный нравственно-моральный и теологический кризис.

Странно, что, перенимая опыт Англиканской церкви, наши священнослужители не обратили внимание на то, что и само харизматическое движение, в его отличие от пятидесятничества, возникло в лоне Англиканской церкви ее епископального крыла.

После последнего эфира как со стороны игумена Евмения, так и его сподвижников, посыпались в мой адрес угрозы применить по отношению ко мне церковно-административные наказания и прещения.

Учитывая, что прошедшие “Альфа-Курс” получают дипломы психологов-катехизаторов и получают доступ к разным возрастным группам, а в случае с программой “Путь” данные дипломы будут подтверждены репутацией Миссионерского Отдела, можно только догадываться, какое распространение может получить эта псевдоправославная программа на территории Российской Федерации.

Римо-католическая церковь столкнулась с проблемой проникновения в ее ряды харизматиков в середине 60-х годов. Заняв по отношению к новому для себя явлению “настороженно-доброжелательную” позицию, Римская церковь выработала со временем следующую тактику поведения: харизматически настроенного священнослужителя переводили на приход с крепкими церковными традициями, под наблюдение опытных священников. В сами харизматические общины ставили консервативно настроенных священнослужителей. Которые изучали с прихожанами традиционную для церкви теологию, объясняли, что в центре духовной жизни должна стоять евхаристическая чаша, а не собственный субъективный опыт, в результате чего интерес к харизматическим экспериментам вскоре ослабевал, и приходы возвращались в прежнее религиозное и эмоциональное русло.

Недостойный послушник Вашего Святейшества
протоиерей Олег Стеняев

Обсудить данный материал вы можете в Telegram-канале А. Л. Дворкина.




Дорогие друзья, посетители нашего сайта - самого информативного и самого крупного противосектантского сайта всего русскоязычного интернета!


Для того, чтобы поддерживать и продвигать наш сайт, нужны средства. Если вы получили на сайте нужную информацию, которая помогла вам и вашим близким, пожалуйста, помогите нам материально. Ваше пожертвование сделает возможным донесение нужной информации до многих людей, которые в ней нуждаются, поможет им избежать попадания в секты или выручить тех, кто уже оказался в этих бесчеловечных организациях.


Мы нуждаемся в вашей помощи. Не оставайтесь равнодушными. Пусть дело противостояния тоталитарным сектам станет поистине всенародным!


Заранее - огромное спасибо!


А. Л. Дворкин и вся редакция сайта Центра священномученика Иринея Лионского



Для выбора способа пожертвования, щёлкните по нужной иконке справа от суммы