Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-905-709-23-14 (9:00-20:00)
 

Что творится за глухим забором Михайловской обители - 15.11.14

Михайловская обитель отгородилась от всех глухим заборомВ поселок Победа под Пензой едут из разных концов страны, но не все, увы, возвращаются. Намедни там нашли тело 36-летнего послушника Михайловской обители, и о загадочном месте, спрятанном за высоким забором, заговорили снова.

«Нечего у нас делать!»

От Пензы до Победы – 20 километров дороги и густой лес. В центре поселка возвышается Успенская церковь – приход Пензенской епархии, при ней часовня с могилой местного жителя Михаила Шумилина, а через дорогу постройки Михайловской обители: часовня, недостроенный храм, домики и ангары – все это за каменным забором. Из-за него можно разглядеть купола и кресты, поэтому трудно предположить, что это не монастырь, а частное домовладение, и удивляет кодовый замок на железной двери. На звонок открывает женщина, сканирует меня взглядом и на просьбу впустить отрезает:

– Нечего вам у нас делать. Вам говорили, что мы – секта? Ну и идите своей дорогой!

Дорога одна, и ничего не остается, как вернуться к Успенской церкви. К ходокам в обитель тут привыкли. В выходные верующие приезжают автобусами, однако пускают за железные ворота, как рассказывают местные, только тех, кого знают в лицо или кто выглядит «богато». Паломники заказывают службы и работают «во благо» – по слухам, на износ.

– Они не зарегистрированы, к РПЦ отношения не имеют, хотя в литургиях упоминают Патриарха и епископа и делают вид, что они – часть церкви, – говорит настоятель Успенского храма Алексей Киреев.

Настоятель Успенского храма никому не запрещает ходить на могилу старца

Обитель за глухим забором.

Михайловская обитель расцвела под носом РПЦ восемь лет назад. Впрочем, начало ей было положено еще в 1930 году, когда в Пензе родился Михаил Шумилин, будущий старец Алексий. У мальчика был паралич, он плохо говорил, но мать научила его молиться.

Вместе с ней Миша жил на квартирах у верующих, которые почему-то решили: у парня дар прозорливца. Вокруг сложился круг почитателей, они купили Шумилину домик рядом с Пензой. Тот постригся в монахи, принял новое имя – Алексий, и почитателей у него стало еще больше. Самые преданные селились в Победе рядом с «пензенским старцем Алексием», как в народе окрестили Шумилина.

– В отличие от своих последователей, Шумилин не отделял себя от церкви, – рассказывает настоятель Успенского храма Алексей Киреев. – Он посещал службы, исповедовался и причащался.

Алексий пожертвовал на сруб и иконостас для Успенского храма. В 2005 году, перед смертью, старец попросил похоронить его рядом с храмом, где теперь и лежит. После смерти к Шумилину продолжили ходить люди, но уже на могилу. В часовне всегда свечи, цветы и песок, который якобы исцеляет от болезней. Почитатели, обосновавшиеся в поселке, тоже никуда не делись: огородились забором и стали называть себя Михайловской обителью. К ним тоже потянулись люди. Вроде бы зачем рваться в обитель за забором, когда могилка старца – вот она, подходи, никто не запрещает и денег не берет?..

– Это же святое место! – удивилась вопросу Лилия Ивановна из Подмосковья, которая в обители бывает часто. – Там дом, где батюшка жил. Да и что плохого: там церковь государственная, тут – частная.
Управляют «частной церковью» два человека – отец Рафаил и отец Гавриил. Рафаил – бывший программист Александр Жуков, Гавриил – Григорий Алексеев, бывший милиционер. В духовной семинарии не учились и епископом на служение не благословлялись. Есть еще третий человек – Геннадий Емельянов, автор «жития» старца Алексия. В прошлом Емельянов занимался тем, что писал книги о другом «святом» – Славике Чебаркульском.

В Пензенской области расследуют смерть послушника обители, которую считают новой сектой

Спасение через батрачество.

В самой Победе, несмотря на бесконечный поток паломников, про обитель всегда ходили нехорошие слухи. Мол, сектанты заставляют людей уходить от мира и продавать недвижимость, а те потом обратно вернуться не могут. Вплотную занялись обителью недавно, когда в лесу нашли тело послушника.

36-летнего Сергея Мурина из Крымска обнаружили в лесу висящим на дереве. Полгода назад мужчина уехал в поселок и перестал отвечать на звонки близких.

– Сережа был очень верующим, – вспоминает мама Сергея Надежда Мурина. – Об обители и старце он узнал из книг, которые распространяются у нас в Краснодарском крае (и не только там. – Авт.). Он вычитал, что каждый может спасти душу, если будет трудиться в обители. Распространитель литературы агитировал его поехать, и Сережа согласился.

Мурин был убежден: михайловцы – православные. Правда, его смущало, что послушников заставляют работать в церковные праздники и запрещают общаться с родными. Сергей батрачил в одном из скитов, которые, как он рассказывал матери, разбросаны по области: кормил коров, запасал сено. Денег не получал.

– Виновного Бог накажет, – говорит Мурина.

Суд Божий, может, и накажет, а с человеческим – вопрос. После скандала вокруг гибели послушника ничего в Победе не изменилось. Епархия заявляет, что обитель – секта, Шумилин – не святой и не пророк, а просто добрый прихожанин. Однако паломники и послушники толпами идут мимо храма в обитель, которая прячет «спасение» за крепко запертой дверью. Вот только старец Алексий туда не звал – он звал в храм.

/Официально

«Ничего сделать не можем»

Ситуацию с деятельностью Михайловской обители комментирует Ольга Евдокимова, руководитель пресс-службы УМВД России по Пензенской области:

– Мы проводили в обители обыски, но выявили только нарушения миграционного законодательства. Заявлений от бывших адептов к нам не поступало. Мы уверены, что это секта, но ничего сделать не можем. В 2007 году суд выносил постановление о сносе незаконных построек на территории обители, но адепты пригрозили самосожжением, и их оставили в покое.

Кузнецова Ольга

15 Ноября 2014, 05:04

ИД "Собеседник"  http://sobesednik.ru/rassledovanie/20141115-chto-tvoritsya-za-gluhim-zaborom-mihaylovskoy-obiteli

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.


Пожертвование на содержание и ведение уставной деятельности Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского.

Для выбора способа пожертвования, щёлкните по нужной иконке справа от суммы