Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-905-709-23-14 (9:00-20:00)
 

БОЧКА ДЕГТЯ К ЛОЖКЕ МЕДА, ИЛИ УВЕРТКИ СОВРЕМЕННОГО ГОРЕ-ЗОИЛА - 23.03.06

БОЧКА ДЕГТЯ К ЛОЖКЕ МЕДА, ИЛИ УВЕРТКИ СОВРЕМЕННОГО ГОРЕ-ЗОИЛА: 
РЕПЛИКА РОССИЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ ЦЕНТРОВ ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИЙ И СЕКТ (РАЦИРС) ПО ПОВОДУ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ЗАМЕТКИ БОРИСА КОЛЫМАГИНА О КНИГЕ ПРОТОИЕРЕЯ АЛЕКСАНДРА ШАБАНОВА

20 марта 2006 г. г. Москва

16 марта Портал-Credo.Ru в рубрике «Библиография» разместил рецензию Бориса Колымагина на книгу протоиерея Александра Шабанова «Голубь Церкви»: святой Коламба Айонский просветитель Шотландии. – Тверь: ФВПК «Миссия», 2004. – 364 с. С точки зрения соотношения позитивных и негативных суждений о книге эта рецензия на среднестатистическом фоне выглядит на редкость несбалансированной в пользу хвалебных ноток. В самом деле, вслед за казалось бы вполне сочувственным описанием книги идут в сущности незначительные упреки в том, что, скажем, автор много внимания уделяет чудесам, творимым св. Коламбой Айонским. Прочитает такой библиографический очерк ничего не подозревающий посетитель портала и подивится, какие же благослоклонные в наше время встречаются рецензенты...
Однако, если присмотреться к заметке г-на Колымагина попристальнее, обращаешь внимание на некоторые странности. Книга увидела свет два года назад, и волна рецензий на нее как на книжную новинку успела схлынуть. Почему же вдруг наш Зоил вдруг решил высказаться о ней? Заметим к слову, что и сама личность нашего литературного критика достойна внимания. Этот тот самый человек, который минувшей осенью, при оказанной ему в плане размещения информации поддержке со стороны Портала-Credo.Ru, отличающегося всем известным и бросающимся в глаза неравнодушным отношением к Русской Православной Церкви Московского Патриархата, попытался бросить камень в огород Тверской епархии. Тогда он внешне озаботился церковной жизнью в селе Завидове, но в действительности затеял свою писанину с единственной целью – поддержать милую его сердцу общину кочетковского толка, которая самочинно завелась в Твери и полностью попирает нормы Устава РПЦ (см.: «Жертва катехизации по-кочетковски» на сайте Информационно-консультационного центра св. Иринея Лионского и на сайте Тверской епархии).
Нынешние экзерсисы г-на Колымагина на библиографическом поприще обнаружили некую константу в его творческом стиле – своеобразный прием захода не то что издалека, а вообще сбоку: начать с одного, а потом неожиданным броском попытаться достичь главной цели. Дважды за полгода обратил он свои страдальческие взоры к тверской земле, и оба раза применил этот лукавый прием. Что же на этот раз послужило для г-на Колымагина манящей морковкой, потянувшись за которой, он начал плести свои узоры на этот раз в роли литературного критика?
Как и в первом случае, ответ мы находим, присмотревшись к завершающей части его публикации. Нашего радетеля о тверской жизни теперь взволновала сложность души протоиерея Александра Шабанова, которая, в представлении г-на Колымагина, никак не укладывается в ласкающую взгляд простую и понятную однолинейность. Нет ведь, чтобы занимался тверской батюшка чем-то одним и определенным – либо книги серьезные писал, либо с сектами сражался; так он, как назло, не только тем и другим занят, но во всех гранях своей деятельности проявляет себя столь полнокровно, что впору дивиться, откуда сил и времени хватает.
Уж коли нашего многомудрого библиографа так потянуло заглянуть в душу рецензируемого им автора, потрафим немного его наклонностям. Да, только за последние годы благодаря церковно-историческому интересу отца Александра к судьбам Православия на Северо-Западе появилась целая библиотечка книг. Чаще он был их автором, иногда редактором или издателем. Так к читателю пришли (в перечислении следуем хронологии):
Жизнеописание святого мученика Олафа, вечного короля и покровителя Норвегии / Сост. свящ. Стефан Красовицкий. – Тверь: Фонд возрождения православной культуры «Миссия», 1998.
Мосс В. Крушение Православия в Англии / Пер. с англ. о. Ст. Красовицкого. – Тверь: ФВПК «Миссия», 1999.
Протоиерей Александр Шабанов. Святой Патрик, епископ и просветитель Ирландии. – Тверь: ФВПК «Миссия», 2000.
Протоиерей Александр Шабанов. Святой Брендан Мореплаватель: Поиски Земли Обетованной. – Тверь: ФВПК «Миссия», 2001.
Пятой в этом ряду стала рецензируемая г-ном Колымагиным книга «Голубь Церкви» о св. Коламбе Айонском. Стоит ли удивляться, что за эти годы известность протоиерея Александра Шабанова перешагнула чисто церковные рамки, он желанный гость и многих светских научных конференций в различных городах России и за ее рубежами. 
Все это, разумеется ничуть не снижало активности отца Александра на его главном поприще. В его без малого пятнадцатилетнем служении в священном сане немало достойных вех. В этом году отметит свое десятилетие возрожденный им по благословению Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора приход Воскресенского (Трех исповедников) храма в Твери – храма хорошеющего на глазах и своим внутренним убранством и внешним обликом (восстановлена колокольня, разрушенная в годину гонений), а также известного одной из первых в Твери воскресных школ для взрослых, появившихся вслед за ней детской музыкальной школой при храме и занятиями с детьми английским языком, духовным окормлением отряда юных православных следопытов… 
Этот еще далеко не полный перечень нельзя оборвать, не упомянув об одной важной черте, присущей храму, настоятелем которого все эти десять лет является протоиерей Александр Шабанов. Храму этому и приходу свойственна ярко выраженнаяч миссионерская направленность. Одним из первых в стране (вслед за Центрами Иринея Лионского в Москве и Александра Невского в Новосибирске) возникает в Твери Информационно-аналитический центр Марка Ефесского, которым все это время руководит отец Александр. Попечением прихода издается епархиальная газета «Православная Тверь» (главный редактор – протоиерей Александр Шабанов). В каждом номере этой ежемесячной газеты выходит выпуск «Вестника Центра Марка Ефесского».
Отец Александр неизменно принимает активное участие в Международных научно-практических конференциях, посвященным проблемам противостояния угрозам, исходящим от тоталитарных сект. Он делегат всех последних Миссионерских съездов Русской Православной Церкви. Протоиерей Александр Шабанов стал председателем Миссионерского отдела Тверской епархии, с начала создания которого был его членом. Когда 2 февраля 2006 г. все российские Информационно-аналитические центры объединились в РАЦИРС, отец Александр был избран одним из двух ее вице-президентов.
Думается, что на каждый непредвзятый взгляд это закономерное развитие всего сказанного. Но г-н Колымагин впал в тяжкое недоумение: как это автор исследований о древних подвижниках Православия на Северо-Западе в то же время является и активным делателем на миссионерской ниве. Неужели вся публика, кучкующаяся вокруг Портала-Credo.Ru так безнадежно далека от понимания того, что такое жизнь Православной Церкви со всеми ее повседневными заботами и попечениями, органично включающими и миссионерство, понимаемое и как борьба за чистоту Православия, как противостояние духовной экспансии всех лжехристов, наводнивших российскую землю?!
Г-н Колымагин завершает свою рецензию пафосно и с претензией на фпилософичность: «Внутри у человека есть разные комнаты, и часто они между собой имеют глухие перегородки. Определенно: «Голубь Церкви» не имеет отношения к заслуженному сектоборцу». Вынуждены огорчить радетеля интересов сект. Определенно как раз то, что именно преданность Православию позволяет отцу Александру органично соединять многие направления в своем служении. Если же применить образ комнат в душе человека к автору библиографической заметки, то сейчас мы попытались осветить темноту той комнаты в его душе, где таится едва ли не зоологическая ненависть к борьбе против сект. Психологические ее истоки прозрачны: очень уж неуютно человеку, невольно осознающему свою принадлежность к маргинальной общине (многими квалифицируемой как околоправославная секта) и свое противостояние церковной полноте. Отсюда и негодование по поводу создания РАЦИРС. Господа хорошие, нас это радует. Было бы печально, если бы сектозащитники, которых постоянно прописал у себя Портал.Credo.Ru, начали расточать хвалу нашей Ассоциации и ее руководству.

 

Президент РАЦИРС
профессор А. Л. Дворкин

Ответственный секретарь РАЦИРС
священник Лев Семенов,
кандидат исторических наук, доцент

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.