Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-905-709-23-14 (9:00-20:00)
 

Обещает ли протоиерей Головин исполнение желаний в определенные сроки? - 10.09.18

Кажется, что на тему деятельности прот. Головина уже сказано всё, в опубликованной сектоведческой аналитике есть ответы на все вопросы, и что в Обращении Чистопольской епархии детально перечислены все головинские нецерковные отклонения. Но прот. Головин преподнес очердной сюрприз - видеообращение Urbi et orbi на 3,5 часа, где в очередной раз звучат разнообразные и, скажем мягко, искусительные сентенции.

Взывать к самому протоиерею мы не будем за очевидной безполезностью этого занятия. Обращаемся к тем, кто мог поверить прот. Головину, заклинающему, что обвинения по многим пунктам лживы. Надеемся, что этих людей становится все меньше, хотя из интернет-обсуждений видно, что такие есть, и что настроены они весьма боевито. Прокомментируем заявление прот. Головина, что он-де никогда и никому не обещает непременное исполнение просимого, а постоянно говорит совершенно другое: что на все воля Божия, и что Бог дает то, что нам полезно, и тогда, когда нам это действительно нужно. Помнится, что начав об этом речь, Головин приободрился, приосанился и начал с нажимом возражать, наверное, чувствуя, что тут-то он неуязвим, потому что прав. Любители Головина с ним единодушны. Ложь, ложь!

И действительно, существует великое количество роликов, где прот. Владимир именно так и говорит. И про пользу, и про волю Божию, и про исправление себя. Правда, про исправление - как-то в общем. Человеческие грехи не его тема. Он заходит с другой стороны: не надо, мол, хватать Бога за бороду, не надо Богу выкручивать руки, не надо подгонять Его волю под свои желания. Не будем сейчас останавливаться на развязной форме этих высказываний по отношению к Божеству, это тема отдельного и важного разговора. А сейчас выясним, действительно ли сектоведы ошибаются и клевещут на уважаемого протоиерея, как считают некоторые.

Скажем сразу - сектоведы абсолютно правы. Для того, чтобы это понять, придется сопоставить происходящее в Болгаре с наработками в такой сфере деятельности как коммерческая реклама. Ее законы одинаковы и в торговле, и в политике, то есть там, где часто бывает нужно, грубо говоря, "впарить" что-нибудь ненужное или недоброкачественное. В данном случае агрессивная реклама добралась до церковной ограды. Неслучайно о. Александр Новопашин определил деятельность Болгара как религиозно-коммерческий проект. Разнообразные секты тоже действуют по этим нехитрым, но всегда хорошо работающим законам.

Любая секта, религиозная или чисто коммерческая (есть и такие), сильна тогда, когда она умело вербует себе сторонников. Процесс вовлечения имеет несколько уровней. Первый этап - собственно вербовка. В нашем случае вербовочным методом действуют многочисленные болгарские сайты, где вы не найдете никаких упоминаний ни про пользу, ни про "бороду Бога", а увидите только сияющее: "Будет! Без вариантов!" Вербовочными являются многочисленные рекламные ролики "молитвы-по-соглашению", яркие, зазывные, оптимистичные ("заряжение" оптимизмом - одна из технологий изменения сознания), где прот. Головин с воздетыми руками, а следом за ним и его верный глашатай Константин Кулишов провозглашают, что слово Бога не может не исполниться, а слово это - где двое или трое.. Будет! Значит, будет! Молитва-по-соглашению уникальна, она дает Богу действовать в нашей жизни, меняя все буквально, переворачивая все буквально. Бог может все! Просите - и дастся! Будет! Неисцельные больные исцеляются, нерождающие рождают, неудачники поднимаются вверх. Входите в дар молитвы-по-соглашению и вы!

Многие ли могут устоять, слушая такие речи? А между тем, это и есть начальный этап вербовки. Первый этап. На этом этапе вы ничего не услышите ни про "кому что полезно", ни про бороду Бога.

Зачитывая истории удивительных чудес, прот. Головин обычно сообщает, сколько тому или иному счастливчику понадобилось времени читать акафист, чтобы вербуемый мог прикинуть эти сроки на себя. Несколько месяцев, несколько недель или даже дней. Это и есть агрессивная реклама с обещанием легкого и быстрого решения всех проблем. В бизнесе такая реклама сулит высочайшую доходность, не сопоставимую с доходами ведения бизнеса традиционным образом. Тут полная аналогия.

Те, кто бывал в Болгаре, рассказывают, что длинные речи прот. Головина перед паломниками всегда имеют одну тему - молитву-по-соглашению с Болгаром. Ну, а поскольку среди них есть не только те, кто столкнулся с этими практиками впервые, а есть и такие, кто переводит деньги в Болгар давно и безуспешно, то поэтому в т. н. "базовых проповедях" уже появляются назидания про "когда полезно" и "что полезно". Это второй этап обработки, направленный на задержку людей в секте. Все нормально, просто вы не все знали и не все делали правильно. Время исполнения желаний в приводимых примерах увеличивается до нескольких лет, произносятся слова про "постоянство в молитве". Акафисты в Болгаре надо продлевать, "пока не придут ответы на вопросы". Появляются слова о том, что надо себя менять, потому что "грешников Бог не слышит". Говоря языком маркетинга, открывается информация о возможных рисках и потерях. На этом этапе рекламщики могут иногда приводить достоверные данные, однако они обычно усекают их до выгодного для себя вида. В нашем случае - это призыв ни в коем случае не оставлять молитву-по-соглашению с Болгаром и продолжать присылать деньги годами и годами.

Учитывая контекст всего того, о чем говорится в Болгаре с амвона, - а контекст этот всегда одинаковый, это "молитва-по-соглашению" и ни в коем случае не глубокая беседа о грехах и нравственном очищении - можно утверждать, что доверчивые слушатели Головина верят, что это они сами виноваты, что в свое время, как говорится, "плохо прочитали договор". А в том договоре было написано, что в случае краха надежд виновен клиент, а не продавец услуги. Про "Будет! БЕЗ ВАРИАНТОВ!" люди успешно забыли и не предъявляют проповеднику претензий о том, что "товар не соответствует заявленным качествам".

Недавно попалось видео, где Головин скороговоркой предлагает оплатить "молитву усиления" и говорит, что те, кто ее заказал, "молятся акафистом" меньшее время))) Вот вам и еще одна реклама)))

Вспомним, что сектоведы ставили прот. Головину в вину обещание исполнения всех желаний в определенные сроки. Тем, кто вместе с болгарским протоиереем обвиняет их во лжи, советуем обратить внимание на самое начало "пищевой цепочки" по вовлечению в болгарские сети, и отдать себе все-таки отчет, кто же действительно лжет.

Скажем еще вот о чем. В интернете есть великое множество храмовых сайтов с разделом "Вопросы священнику". Вопросы задаются разные: и глубокие, и наивные, и смешные, и очень серьезные. Но вот чего нет как нет - так это вопросов типа "Я уже так давно в церкви, а мои пожелания и мечты почему-то не исполняются. В чем дело, батюшка?" И похожих вопросов нет. И на радио Радонеж, на всеми любимом прямом эфире со священниками такие вопросы не звучат. Зато ими переполнены все чаты, где общаются поклонники прот. Головина. Кто-то пишет, что молился-молился, а теперь бросает, устал и разочаровался. Кто-то пишет - ура, помоглО! Кто-то - что будет и дальше добиваться, хотя "молится акафистом" уже семь лет безрезультатно. Зайти на такой чат и убедиться в этом может каждый. Интересно, отчего же это так, а не иначе, если Головин не обещает "сбычи мечт", а исключительно зовет на путь богоуподобления посредством молитвы акафистОМ, как он это утверждает?

Ну, что ж, молимся акафистОМ, понятно. В одном из роликов прот. Головин говорит "молиться Псалтирью, Евангелием". Молиться Евангелием, да... А от его поклонниц пришло выражение "молиться последованием ко святому причащению" и даже "молиться любым другим видом молитвы". Нельзя сказать, что в этой лексике есть что-то страшно неправильное, однако так в нашей Церкви не говорят. Это очень режет слух. Поначалу. Пока не поймешь, в чем тут дело. А в чем дело - об этом ниже.

Обещает ли протоиерей Головин исполнение желаний в определенные сроки?

Есть еще одно новое выражение, широко используемое поклонниками болгарского протоиерея. "Усиливаем молитву". Ну, что бы сказал обычный человек? Что стал молится больше, чаще. Всем сердцем молиться. Болгарцы же - усиливают молитву. Муж пьет? Читай акафист. Стал пить больше? Правильно, так и должно быть))), усиливай молитву акафистом))). И опять же - криминала в этом нет, усиливайте на здоровье.

Обещает ли протоиерей Головин исполнение желаний в определенные сроки?

Выражение "Как мне молиться" тоже из Болгара. Примеров несть числа в любом их чате. Если этот вопрос задать тому, кто ничего не слышал о Головине и не знает, что надо отвечать "таким-то акафистОМ", то такой человек и не найдет, что сказать, придет в замешательство. Как мне молиться? Попробуйте ответить! Нннну... Возьми молитвослов...

Итак, как видим, много неологизмов появилось в речи православных. Каждый в отдельности вроде и ничего, а все это, вместе взятое, знаете как называется? Новояз. Ярчайший признак секты, новояз, посредством которого секта отделяет себя от тех, кто не с ними. Новояз присутствует в любой секте. Его никто специально не придумывает и не внедряет, он возникает сам по себе, в качестве лакмусовой бумажки для опознания секты как таковой. Можно сказать, что это маркер, данный нам от Господа. Народ оформил это явление в пословицу "Бог шельму метит".

Дорогие наши запутавшиеся последователи прот. Головина! Вы пишете очень много теплых слов ему лично, вы трогательно поздравили его с днем рождения. Ваш любимый батюшка, несомненно, очень обаятелен. И несомненно, обладает даром увлекательной речи. И гипнотические способности у него тоже есть. Но жизнь в Церкви несравнимо богаче и ярче, таинственнее и мистичнее, чем ролики, которые вы так любите. Церковь - хранительница всего самого неотмирного и великого, родившегося от смысла чиста.

Если мы, разобидевшись на священноначалие, решимся презреть его вердикты, но при этом признаём, что полнота Таинств в нашей Церкви присутствует и что Церковь живет под Главою Христом, то значит, мы свидетельствуем о том, что все эти таинства‐благодати для нас в Церкви - не главное.

Ирина Фр., Москва

10.09.2018 г.

ansobor.ru  http://ansobor.ru/news.php?news_id=8536

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.


Пожертвование на содержание и ведение уставной деятельности Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского.

Для выбора способа пожертвования, щёлкните по нужной иконке справа от суммы