Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-905-709-23-14 (9:00-20:00)
 

Мой профессиональный интерес – это сделать так, чтобы люди меньше попадали в секты - 07.10.18

Мой профессиональный интерес – это сделать так, чтобы люди меньше попадали в секты

Накануне миссионерский отдел Тульской епархии РПЦ организовал встречу с известным российским религиоведом, президентом «Российской ассоциации центров изучения религий и сект» профессором ПСТГУ Александром Дворкиным. Александр Леонидович прочитал в оружейной столице несколько лекций о вреде оккультизма, неоязычестве, провел пресс-конференцию для журналистов. Корреспондент РИА «SM—News» Алексей Туманов записал интервью с экспертом.

— Вы прокомментировали ситуацию вокруг автокефалии на Украине, новость уже вышла, и привет вам попросили передать от братии обители Никольского монастыря. Вы бывали у них.

— Да, спасибо. Теперь я, к большому сожалению, невъездной на Украину.

— В «Незалежной», кажется, поле не паханое в плане количества сект и организаций, которые пудрят гражданам мозги. И, кстати, многие товарищи и знакомые неоднократно подтверждали и в «домайданный» период о «проамериканском» уклоне проповедуемой ереси, навязывании западного образа жизни, мышления и ценностей, которые не свойственны региону.

— Там разные люди и разные организации есть. В целом, да, украинцы более религиозный народ, но также и более суеверный. Статистики у меня нет, но по наблюдениям того времени, когда я еще был въездным… Раньше часто бывал. Четыре года назад меня выслали. Я долетел до Донецка, меня допросили, потом довели до самолета, на котором я прилетел, и отправили тем же рейсом в Москву*…

То, что я могу судить, это количество сект и сектантов на Украине было примерно таким же, как в России. Но если учесть, что население там в три раза меньше, то на душу населения, соответственно, получается в три раза больше. Достаточно серьезный показатель.

— Это есть политизация?

— Нет, это некое проявление украинской религиозности. Политизация – это когда вот эти секты некто использует в политических целях. Но также это следствие того закона «О свободе совести», который есть на Украине. Он никак не защищает традиционные конфессии, абсолютно всем организациям, которые называют себя религиозными, предоставляет равные права и привилегии. Фактически, сами же украинские граждане не получают никакой защиты от сектантского нарушения их прав. Это не согласуется с законодательством ни одной из европейских стран. Оно даже более либеральное, чем американское законодательство.

— Например, некоторое время в Туле жил Сергей Журавлев, который уехал в Киев, и там ведет какую-то деятельность от лица «реформаторской церкви».

— Журавлев – бывший православный священник, который ушел к неопятидесятникам, принял их веру, освоил методику и там основал собственную неопятидесятническую секту, которую называет «Православной реформаторской церковью». Это его собственная секта неопятидесятнического толка, в которой он себя называет «епископом».

— В России это не представлено?

— Представлено постольку, поскольку Журавлев отсюда, и какие-то его адепты тут есть. Но безусловно, гораздо более питательную почву для своей секты он нашел на Украине. Собственно, там он входил в структуру на тот момент крупнейшей неопятидесятнической секты «Посольство Божие», возглавляемой нигерийцем Сандеем Аделаджей. Даже говорил, что Аделаджа у него – патриарх, а он – епископ.

Мой профессиональный интерес – это сделать так, чтобы люди меньше попадали в секты

— На встрече поднимались вопросы неоязычества, псевдоправославия. Как вы считаете, эти инструменты нацелены конкретно на славян, может быть, чтобы посеять какую-то вражду и раскол?

— Подождите, неоязычество и псевдоправославие – совершенно разные вещи. Что касается неоязычества, оно не нацелено специально на славян, потому что, во-первых, началось оно в Англии и во Франции под предлогом возрождения друидских культов. Неоязычество – нативизм (т. е., якобы возрождение местных дохристианских верований), есть и англо-французский, и скандинавский, греческий, и прибалтийское неоязычество представлено у нас в стране. Есть греко-римское, алтайское – бурханизм, есть тюркское тенгрианство. У каждого народа сейчас появилось своя версия (или свои версии) неоязычества. Так что, нативизм это – международное движение, пришедшее к нам из-за рубежа. Главное, что оно требует возрождения дохристианских верований каждой данной страны.

— Это близко к неонацизму?

— Может быть близким к неонацизму. Среди неоязычеств есть довольно мощное неонацистское направление. Сам по себе национал-социализм – языческая секта, которая пришла ко власти [в первой половине XX века] в Германии. Неоязычество – целый ряд сект, достаточно близких к неонацизму, они весьма легко перетекают одна в другую. Это одна из проблем. Многие из них являются экстремистскими или на грани экстремизма, используют нацистскую символику.

— Вообще, цель сектантства, как явления, помимо зарабатывания денег, в чем заключается?

— В первую очередь, власть.

— Все упирается во власть?

— Да, а потом – в деньги.

— То есть, сначала получить власть над какой-то группой людей, затем расшириться…

— Да. А дальше власть приносит деньги, а деньги еще больше увеличивают власть. Еще Черчиль говорил, что власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. Соответственно, лидеры сект – абсолютно развращенные люди, которым часто «сносит крышу» от той безграничной власти, которую они имеют.

— Сегодня приезжали на Украину представители баптистов, встречались с руководством страны. И это возвели в такой масштаб…

— Ну, баптисты – это не тоталитарная секта, но сейчас украинские власти будут поддерживать все, что будет ослаблять православие.

— Им не важно?

— Им не важно, кто и как…

— И внутри этой же секты есть раскол.

— Давно уже. Есть баптисты-инициативники, которые не регистрируются. Но украинская власть будет работать с «легальными» баптистами.

— То есть, с теми, которые более сильные.

— Ну, и теми, которые более управляемые. Вроде как [секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр] Турчинов сейчас создал какую-то зонтичную структуру для всех тех, кого он называет протестантами, чтобы создать единую религиозно-политическую силу. Однако, те, кто в нее входят, по большей части, протестантами (в корректном смысле этого слова) не являются.

— А кем?

— Это баптисты и всякого рода неопятидесятники, которых он пытается вместе объединить. Естественно, это не все баптисты, потому что самые принципиальные из них считают (совершенно справедливо) неопятидесятников деструктивными сектами, отказываются с ними сотрудничать. Но те, которые наиболее управляемые, пошли под турчиновскую структуру. Он только объявил о ее создании, а там посмотрим, конечно.

— Существует такая практика, когда адептов сект отправляют «на стажировку» в Штаты. С ними что-то там происходит, там они не остаются и возвращаются обратно. Что с ними там делают?

— Не знаю. А почему много кто не остается? Не нужно думать, что все секты происходят из Штатов. Секты происходят из разных мест, и по меньшей мере половина сект, которые действуют сегодня на территории РФ, вполне отечественного происхождения. Но это никак не делает их лучше, чем те, которые пришли из зарубежья. Государственный Департамент Соединенных Штатов практически в равной степени лоббирует интересы всех сект, даже тех, которые заявляют себя «патриотическими», но просто «против вот этого конкретного режима». Они также пользуются поддержкой Госдепа США. Ошибочно говорить, что все секты из зарубежья…

— Ни в коем случае.

— Но те, которые американские – да, они туда ездят на стажировку, чтобы, так сказать, «припасть к истокам». Вопрос: «Почему они там не остаются?», думаю, не совсем корректный. А чего там оставаться? Я думаю, и нормальному человеку в Америке нечего оставаться, а у сектантов есть свои задания. Хотя, насколько я знаю, что многие из них как раз таки остаются.

— Бывали такие случаи, когда какой-то руководитель секты раскаивался и прекращал деятельность организации?

— Чтобы в полной мере? Я таких случаев не знаю. Знаю один случай в начале XX века, когда руководители так называемой «Новоапостольской церкви» в Англии сказали, что поняли, что «зашли не туда», и закрывают организацию. Она, правда, осталась в Германии, и оттуда, собственно, продолжилась. Но это была не совсем тоталитарная секта.

И я знаю руководителя одной из малюсеньких псевдоиндуистских сект в России. Это был русский парень, который побывал в Индии, и в 90-е создал собственную секту «Дхарма Кальки». Не успел сформироваться, вовремя опомнился, ее закрыл, и, вроде, сейчас стал православным.

Но так, чтобы полностью развернувшаяся тоталитарная секта, чтобы ее руководитель прекратил свою сектантскую деятельность… Я таких случаев не знаю.

Мой профессиональный интерес – это сделать так, чтобы люди меньше попадали в секты

— Вы говорили, что секты необязательно религиозные…

— Есть религиозные, есть нерелигиозные. Наличие религиозного признака не является критерием распознавания современной тоталитарной секты. Они могут быть разными. Может быть секта, которая работает на нескольких фронтах. Например, «сайентология». Там есть «Сайентологическая церковь», и это ее псевдорелигиозное крыло, и «Нарконон», «Криминон» — это такие псевдореабилитационные центры, «Прикладное образование» — соответственно образовательное направление… Какая-нибудь «Гражданская комиссия по правам человека» и еще несколько других подобных организаций – вроде как «правозащитное» направлений. Все это – не более, чем департаменты одной сайентологической организации, хотя все зарегистрированы отдельно. Разного типа организации, но все подчиняются единому центру, входят в одну структуру – сайентологическую тоталитарную секту.

Есть религиозные секты в основе, но выдают себя за нерелигиозные. Есть наоборот секты нерелигиозные, которые выдают себя за религиозные. Есть секты, которые «не заморачиваются» и действуют как придется. Много разных вариантов.

— В Тульской области есть практика, когда селятся в общины-поселения. Например, «Звенящие кедры России» …

— Это секта «анастасийцев». Это оккультная, «нью-эйджевская» неоязыческая секта. Не нативистская, претендующая на возрождение древних славянских культов, но языческая и оккультная.

— Вы слышали про «Партизанскую правду партизан»?

— Да, они мне даже писали. Просили, чтобы дал справку, что они – не секта.

— Вы дали?

— Ну, конечно, нет. Это тоже оккультный новодел.

— Еще хотел спросить про мормонов. Последнее время о них не слышно, они ведут деятельность?

— Они продолжают работать, ведут свою деятельность в России. Просто поскольку есть «Закон Яровой» об ограничении миссионерской деятельности, сейчас они это делают скрытно. Миссионеры въезжают [в РФ] по гуманитарным визам, как гуманитарные работники. Они теперь незаметны на улицах, не ходят с табличками «старейшина такой-то» или «сестра такая-то». Но они есть, их деятельность сегодня гораздо меньше, чем в 90-е гг. Можно сказать, что этой секте не удалось выстроить четкую стратегию, поэтому успех у нее весьма сильно ограничен. Набрали себе некоторое количество людей, но больше прироста у них нет. Не смогли найти более эффективную приманку, которая могла бы безотказно действовать на жителя нашей страны. Уж очень они нудные…

Хотя сейчас новый мормонский президент-пророк (глава секты) объявил об особых миссионерских усилиях, которые он прикладывает в России, и даже о намерениях строить в РФ «храм». Это главное мормонское сооружение, в котором и только в котором могут проводиться тайные обряды секты. Всего в мире примерно 130 действующих храмов и еще примерно 30 строятся. Но на всей постсоветской территории есть только один мормонский храм – в Киеве. Собственно, как только они это уродливое и кощунственное сооружение построили, так сразу «заварушка» с «майданами» в Киеве и началась. Добра этот «храм» явно не принес.

— Может, они выполнили миссию по вывозу пленок, оцифрованных с архивов в России?

— Нет. Я думаю, они далеко всего не выполнили, хотят как-то дальше развивать… Объявление о том, что они планируют строить «храм» в нашей стране — очень серьезная заявка.

— Как вы считаете, набирающие сейчас моду «коуч-тренеры» и всякие психологические кружки…

— Это все проявления одной и той же сектантской системы, так называемые психокульты. То есть, это секты, которые действуют как тренинги и семинары личностного роста, а разные «коуч-тренеры» — просто одно из направлений этой разновидности сектантства. Сейчас это одно из наиболее развивающихся сектантских направлений: плодятся, как мухоморы после дождя.

— В чем заключается профессиональный интерес исследователя сект?

— Сколько исследователей – столько и профессиональных интересов. Мой профессиональный интерес – это как-то сделать так, чтобы люди меньше попадали в секты, а также помочь опомниться тем, которые там оказались. Если можно было бы секты не изучать, я бы с удовольствием их не изучал. Это как, ну скажем, врач, который борется с той или иной болезнью, будет очень рад, если ему удастся эту болезнь локализовать, в конечном итоге этот вирус уничтожить, чтобы болезни такой не было.

— Если бы вас назвали отечественным Ван Хельсингом, вы бы согласились?

— Разве что в порядке анекдота.

— А что вас привело к изучению сект, что подтолкнуло?

— Это было церковное послушание. Мне это дело поручили, я вначале очень не хотел, сопротивлялся, но потом смирился, стал им заниматься. Потом понял, что раз начал, то нужно делать это профессионально. Сам я его не выбирал. Можно сказать, что сектоведение, скорее, нашло меня.

— К вам чаще обращаются за помощью или пишут жалобы и кляузы?

— Не знаю, что чаще. Если есть какая-то помощь, то сразу есть какая-то жалоба и кляуза. Так что равномерное, наверное.

— Если человеку нужна помощь, куда ему обратиться?

— Если в Туле, то в миссионерский отдел [Тульской епархии РПЦ].

— Хорошо. А в других регионах?

— Есть наш сайт http://iriney.ru/, там есть список наших друзей-коллег по регионам. Если есть москвичи, то, конечно, обращаться к нам. А так – посмотреть список, найти город, ближайший к вам, постараться обратиться туда.

*В апреле 2014 года Александра Дворкина выдворили украинские пограничники. Произошло это в донецком аэропорту. Дворкина на Украину (на тот момент) пригласил митрополит Луганский Украинской православной церкви Московского патриархатаМитрофан для проведения лекций о православии. Пограничники обвинили Александра Леонидовича в связях с окружением самопровозглашенного губернатора ДонецкаПавла Губарева, затем зацепились за количество наличных денежных средств, необходимых по новым порядкам для пребывания в стране (на самом деле ложно, так как профессора заранее предупредили об этом требовании и попросили взять с собой необходимое количество денег), а в итоге посадили на обратный рейс. Официальная причина: недостаточное количество финансовых средств.

Позже Дворкина внесли в базу данных скандального украинского сайта «Миротворец», где людей без суда и следствия обвиняют в совершении преступлений. Например, Дворкина туда внесли, как «одного из главных распространителей идеи Русского мира и главенства РПФ МП», а также за мнение о том, что госпереворот на Украине был «сектантским».

9:32, 07.10.2018 г.

sm-news.ru  https://sm-news.ru/moj-professionalnyj-interes-eto-sdelat-tak-chtoby-lyudi-menshe-popadali-v-sekty/

 

 

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.



Дорогие друзья, посетители нашего сайта - самого информативного и самого крупного противосектантского сайта всего русскоязычного интернета!


Для того, чтобы поддерживать и продвигать наш сайт, нужны средства. Если вы получили на сайте нужную информацию, которая помогла вам и вашим близким, пожалуйста, помогите нам материально. Ваше пожертвование сделает возможным донесение нужной информации до многих людей, которые в ней нуждаются, поможет им избежать попадания в секты или выручить тех, кто уже оказался в этих бесчеловечных организациях.


Мы нуждаемся в вашей помощи. Не оставайтесь равнодушными. Пусть дело противостояния тоталитарным сектам станет поистине всенародным!


Заранее - огромное спасибо!


А. Л. Дворкин и вся редакция сайта Центра священномученика Иринея Лионского



Для выбора способа пожертвования, щёлкните по нужной иконке справа от суммы