Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-916-377-44-40
 

Борис Гребенщиков поставил все точки над "i" - 01.07.11

Борис Гребенщиков поставил все точки над "i"

01.07.2011

Ну вот и закончилась наконец история с "судом" над Гребенщиковым. Она закончилась именно сейчас, а не раньше. Проблема формы проведения дискуссий относительно религиозно-философских взглядов публичных людей была решена дисциплинарно-канонически. Об этом писали и повторяться не стоит. А вот ситуация с «религиозной ориентацией» властителя дум поколений оставалась подвешенной. Часть московских коллег считали и считают Бориса Гребенщикова либо православным человеком, либо стоящим на пороге Церкви. По личной просьбе одного очень известного московского батюшки я все эти месяцы выдерживал «мораторий» на обсуждение темы «Борис Гребенщиков, как религиозный тип» (почти по Александру Леонидовичу Дворкину). Названный батюшка уверял меня, что Борис Борисович вот-вот придет в Православие, что он уже на пороге (кстати, при этом в официальных письмах он же противоречиво утверждал, что Гребенщиков давно человек церковный, что у Бориса есть духовник, клирик Русской Православной Церкви, он у него исповедуется и причащается Святых Христовых Тайн), просил немного подождать, ну совсем чуть-чуть. Сам маэстро хранил «мудрое», по словам этого священника, молчание. Но я знал, что рано или поздно рок-гуру заговорит. И он «заговорил». В среду Гребенщиков дал большое интервью газете «Сегодня» и поставил все точки над «i».

Из этого интервью ясно:

1) Б.Б. читает слишком много желтой прессы. Иначе откуда он мог взять, что «часть Тульской епархии» с ним «ведет борьбу»? Что за «часть»??? Какая часть? 1/3, 2/3, 3/4??? Какую борьбу??? Зачем? Для чего? Это, да простит меня музыкант, напоминает прямо какую-то манию преследования. С чего-то он решил также, что из него в Туле «сделали» беса и черного мага? Как постоянно находящийся «в духовном поиске» Борис Борисович должен был бы знать, что бесы суть духи бестелесные, сам же рок-исполнитель на последних фотографиях, как бы тактично сказать, бестелесностью не страдает, что ли. Маг ли он? Черный или зеленый, может, голубой? Кто знает?! Только, наверное, он сам. «Медицинским фактом», если судить по официальным многолетним интервью барда (даже по этому, последнему) и по поступкам, конечно, является то, что Борис Борисович – обычный оккультный синкретист. Или «необычный». Очень талантливый.

2) Православный ли он? Я уже устал об этом говорить моим столичным коллегам. Сколько можно гадать? Мастер давно ответил на эти вопросы. Отвечает сам в названном интервью. Говорит исчерпывающе, и про свою «православность» (которая «исчерпывается» его пребыванием в православном храме, в его «атмосфере», впрочем, как в «атмосферах» буддистских культовых зданий, или исламских мечетей), и про то, как «он идет к Церкви» (как изящно выражается постоянно поминаемый мной московский батюшка). Специально для него и московских коллег цитирую «пришедшего к Православию» Гребенщикова: «Незачем идти в церковь, когда Бог везде. Незачем слушать священника, когда можно спросить у Бога напрямую. Не нужны посредники...» Ну куда уж яснее? Не нужны вы ему, уважаемые отцы. Как-нибудь, говорит, без посредничков разберемся.

3) Естественно, сам себя Б.Б. не может назвать таким наукообразным термином как оккультный синкретист, поэтому осторожно так (а то опять назовут бесом) определяет «я – интересующийся». Вот только сама жизнь Бориса Борисовича показывает, что он оккультный синкретист не только по мировоззрению, но и на практике. В смысле, он интересуется, ВСЕ ПРОБУЯ. И это тоже, увы, «медицинский факт». Да не один. Прохождение обрядов у американской оккультистки, «буддистские» медитации, сочинение мантр, занятия йогой, полеты (не на метле, конечно, на самолете) к индийскому «учителю» Саи Бабе (это когда в народе сложили поговорку «нас на Бабу променял»). Наконец, реальное отречение от своего имени, данном в крещении, при инициации у сектантского гуру Шри Чин Моя (теперь он – Борис Борисович «Пурушутамма», то бишь, выходящий за все пределы. Реально так выходящий. Без дураков). Кажется, все уже сказано. Миллион раз. И подтверждено в миллион первый самим Гребенщиковым. Ну не надо насиловать человека, отцы. Не надо заставлять его быть православным. Ну, пожалейте вы его. Вчитайтесь в его слова. Борис Борисович имеет право не быть православным. При этом, еще раз подчеркну: Бориса Борисовича никто не гонит и не «преследует». По моему, он сам себя с годами «загнал» куда-то, как Толстой, с которым его почему-то все время сравнивают (м.б. потому что «замешана» Тульская губерния?). Тот тоже метался, «искал», «интересовался», но жизнь закончил как-то совсем печально. Ночь, побег из дома, так и не решился войти в келью к старцу в Оптиной, Остапово, койка, «для меня причащаться на смертном одре все равно, что рассматривать порнографические картинки», смерть, лес, овраг, могила без креста... вдалеке от могилы детей и Софьи Андреевны... Можно ли надеяться, что Борис Борисович все-таки определится, кто он? Надежда умирает последней, конечно. Но что-то подсказывает, что он так и будет до конца жизни искать духовный экстаз во всем, что ему кажется «духовным». Зачем ему посредники? У него прямая связь с Космосом!

Валерий Отставных, 
православный религиовед и журналист

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.