Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-916-377-44-40
 

ПОЧЕМ ОПИУМ ДЛЯ НАРОДА?.. Историю надо изучать со школьной скамьи. - 20.05.08

ПОЧЕМ ОПИУМ ДЛЯ НАРОДА?..
Историю надо изучать со школьной скамьи


«-- Так что же говорит этот человек?
-- А он попросту соврал! -- звучно, на весь театр сообщил клетчатый
помошник и, обратясь к Бенгальскому, прибавил: 
-- Поздравляю вас, гражданин,
соврамши!»
(М. Булгаков «Мастер и Маргарита»)


Составить это письмо меня побудило отнюдь не желание заняться богословской полемикой с представителями иных христианских конфессий, тем более, что для этого занятия у меня вполне достаточно возможностей как на страницах церковной прессы, так и пространстве сетевых СМИ, кроме того я совершенно уверен, что светские СМИ не самое удачное место для прояснения вероучительных различий между религиями. Но есть область столкновения разных, порою полярных мнений по различным вероучительным вопросам, а есть элементарная человеческая порядочность и компетентность, которые нельзя приносить в жертву своему желанию доказать неправоту оппонента, на какую бы тему не шла полемика.
 Есть множество трактовок событий мировой истории. Можно принимать одни, отвергать другие, при этом с уважением относясь к исторической науке и фиксируемым ею фактам. Но если кто-либо, именующий себя историком в полемическом запале вдруг начнет публично через СМИ вещать о том, что, Георгий Жуков не брал Берлин, а попал в плен к Гитлеру, или что князь Владимир в Х веке принял не православие, а буддизм, то логично было бы ждать в ответ хор возмущенных голосов тех, кто, мягко скажем, недоволен вопиющей дезинформацией и искажением исторических фактов. И чем более авторитетный историк позволил бы себе такие высказывания, тем возмущения было бы больше.

Именно такой инцидент и произошел 28 марта в эфире радиостанции «МСС». После 11.00 радиостанция транслировала проповедь известного баптистского миссионера, председателя союза ЕХБ (евангельских христиан-баптистов) Юрия Сипко Он отвечал на вопрос радиослушателей о крестном знамении и почитании святых икон в Православной Церкви. Отношение баптистов к иконопочитанию хорошо известно и нет смысла лишний раз напоминать об этом. Но проблема в том, что, аргументируя позицию своей церкви Сипко просто переврал историю с точностью до наоборот. В частности он заявил дословно следующее: «…строгое запрещение Бога относительно всякого изображения в христианстве исполнялось вплоть до VIII века целая эпоха в христианстве, известная под название «иконоборчество», продолжавшаяся полтора столетия свидетельствует о том, что иконы вошли в Церковь во-первых только в VIII веке, а во-вторых, через сильнейшее противодействие истинных верующих, послушных Библии». Кроме того, Сипко утверждает, что VII Вселенский Собор, утвердивший иконопочитание повелевает обращаться к иконам с молитвой. С точки зрения исторической науки это просто нонсенс, который усугубляется еще и тем, что подобная дезинформация звучит не из уст какого-то малограмотного уличного проповедника, а главного баптиста России.

Что же на самом деле? Что говорит историческая наука без учета вероучительных и конфессиональных различий? На самом же деле даже в детской энциклопедии можно видеть репродукции икон III-V веков, в IV-V веке об иконах как о чем-то само собой разумеющемся пишут такие христианские богословы как св. Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, археологам известны христианские изображения конца I века. Что касается иконоборчества, то оно на исторической арене впервые появляется в контексте монофизитской ереси, т.е. как явление изначально чуждое христианскому сознанию и навязываемое ему. Что касается времени непосредственно предшествующего VII Вселенскому Собору, то мы имеем огромное количество памятников, свидетельствующих о повсеместном распространении иконопочитания. В VII веке Леонтий Иерапольский пишет: «начертываю и пишу Христа и страдания Христовы, в церквях, и домах, и на площадях…. и на иконах, чтобы их вспоминать, а не забывать». К сожалению, формат письма не позволяет мне привести многие и многие страницы свидетельств о повсеместном почитании икон в ранней Церкви, но желающие могут ознакомиться с этими текстами благодаря книгам А.Л. Дворкина «Очерки по истории Церкви», издательство «Христианская библиотека», Н.Новгород, 2006г. и Л. Успенского «Богословие иконы», издательство Западно-Европейского экзархата МП, 1996 г., и многим другим источникам.

Что же касается самого полуторасотлетнего периода иконоборчества, о котором говорит Сипко, то о нем известный историк В.В. Болотов пишет, что главные причины иконоборчества были политическими, вызванными антиклерикальной политикой византийских императоров. 

Все началось с императора Льва Исавра, который в 726 году созывает тайный совет, на котором излагает свои иконборческие идеи. Попытка отменить иконопочитание натыкается на восстания по всей Империи, когда вместо икон полетели на землю и были попираемы ногами портреты самого императора. (об этом пишет папа Григорий II). В ответ на это император смещает Патриарха Германа, которые отказался его поддерживать и ставит на его место епископа Анастасия, полагая тем самым начало многовековой внутрицерковной распре, которая в конечном счете послужила одной из причин отпадения Римской Церкви от Греческой. На VII Вселенском Соборе Церковь в тексте анафемы прямо назвала Льва «зловерным зверем и демонским слугой».

На смену ему пришел его сын Константин, получивший в народе прозвище «Навозник», который ко всем его «талантам» оказался еще и гомосексуалистом (напомню, что именно его, главного идеолога иконоборчества, и его единомышленников Сипко называет «истинными верующими, послушными Библии»). Именно он начинает кровавое гонение на защитников икон: им разбивали голову, положив ее на икону, топили, зашив в мешках, иконописцам жгли руки. Таким образом, совершенно очевиден факт, что явление иконоборчества в VIII веке есть ни что иное, как грубейшее вмешательство государственной власти во внутреннюю жизнь Церкви. Сипко же хочет представить это в совершенно противоположном виде. Трудно заподозрить главного русского баптиста в банальном невежестве. Такая явная ложь в его устах может быть только намеренной.

Кроме того, он утверждает, что Собор повелевает обращаться к иконам с молитвой, что радикально противоречит православной догматике, которая в официальном тексте Собора утверждает, что подобает «…чествовати их (иконы) лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием…». Сипко же утверждает, что православная догматика выраженная в документах Собора велит ставить икону на место Бога, что ни в малейшей степени не соответствует исторической правде. Не знать таких фактов человеку, который возглавляет тысячи верящих его словам людей просто стыдно, а намеренно выдавать такую ложь за правду просто кощунственно и равнозначно клевете.

P.S. Главным аргументом против икон у Сипко выступает ложное утверждение о том, что иконы в Церкви хронологически на 7 веков отстоят от Христа и Апостольской Церкви, следовательно к христианству отношения не имеют. При этом не озвучивается тот факт, что организация евангельских христан-баптистов по времени оторвана от апостольских времен на 1600 лет. (первая община баптистов была основана в Амстердаме в 1609 году а баптистами они стали назваться в 1612 году).

Так почему же для главного баптиста России ложь об истории чужой Церкви предпочтительнее правды о своей? Неужели нет иных способов защиты своих убеждений кроме сознательной лжи о чужих святынях?
В свете приведенных мною исторических фактов считаю такую постановку вопроса более чем уместной и считаю необходимым требовать от руководства радиостанции «МСС» и лично директора Валерия Луничкина официального опровержения прозвучавшей в эфире радиостанции лживой, клеветнической и оскорбительной информации о Православной Церкви.

Священник АЛЕКСАНДР Пикалев.
представитель Центра религиоведческих исследований РАЦИРС 
член миссионерского отдела Северо-Осетинского благочиния.

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.