Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-916-377-44-40
 

Полемика с "Русским Вестником" - 07.10.03

7.10.03 
А. Л. Дворкин — борец с сектами? Сионист? Масон? Агент ЦРУ?


Не так давно в газете околоцерковных радикальных националистов «Русский Вестник» (№ 1, 2003 г.) была опубликована статья некоего С. А. Шатохина, кандидата философских наук советского разлива, где ведущего специалиста по проблемам экспансии новых религиозных движений в России Александра Леонидовича Дворкина клеймят как врага России и Православия.
На подобный вздор можно было бы и не обращать внимания, если бы речь не шла о деятельности сектантской группы, существующей (пока) как бы внутри Русской Православной Церкви.
О том, какие силы стоят за изданиями, подобными газетам «Русский Вестник» и «Русь Православная», мы уже писали («Православное слово», № 8, 2003 г.). А что же с обвинениями против Дворкина?
На эту тему — интервью нашего корреспондента с сотрудником возглавляемого А. Л. Дворкиным Информационно-консультационного центра св. Иринея Лионского, кандидатом богословия, преподавателем ПСТБИ, диаконом Михаилом Плотниковым.
Отец диакон, сначала, пожалуйста, расскажите подробнее об авторе статьи.
Можно предположить, что у статьи «Ко двору ли Дворкин?» не один, а три автора. Инициатор этой публикации, точнее интерпретатор в нацистском духе сайентологического материала из сайентологической же газеты «Свобода слова», предпочел остаться в тени. Еще к данной публикации, по всей видимости, причастен один бывший адвокат одной нашей карликовой неонацистской партии. Кстати, судя по языку статьи и ее терминологическим нелепостям, все авторы люди весьма малоцерковные.
На основе каких данных написана статья?
Она представляет собой причудливую смесь реальных фактов, поданных в совершенно дикой, искаженной интерпретации, с откровенной ложью, взятой, что называется, с потолка, а подчас и просто с глупостью. Одна из таких глупостей — обвинение Дворкина в псевдоэкуменизме. Так что же, «Русский Вестник» и авторы данного материала, оказывается, сторонники настоящего, а не псевдо- экуменизма?!
Ложь в статье «Ко двору ли Дворкин?» начинается прямо с первого абзаца, где, в частности, говорится: «25 декабря 2002 года... Александр Леонидович Дворкин, выступая на радио "Радонеж", оскорбил память приснопоминаемого батюшки Николая (Гурьянова), сказав, что старцем была создана секта почитателей Григория Ефимовича Распутина и Царя Иоанна Васильевича Грозного». Выступая на радио «Радонеж» 25 декабря 2002 года, Дворкин ни разу не упоминал об отце Николае Гурьянове, хотя о секте почитателей Григория Распутина и Иоанна Грозного действительно говорил.
Еще никем не доказано, что отец Николай был почитателем этих личностей. Не является таким доказательством и тот факт, что женщина, бывшая в последнее время его келейницей, одна из активнейших почитательниц Распутина.
Наоборот, есть все основания полагать, что она была внедрена в окружение уже немощного старца с целью использования его авторитета для распространения нецерковного культа Григория Распутина, культа, который происходит из так называемой катакомбной церкви. В этом конгломерате различных мелких раскольнических групп за десятилетия подпольного существования сформировалась сектантская дуалистическая психология и крайне нетрезвенная, исступленная и экзальтированная духовность. Прельщенные лидеры катакомбников проповедовали напряженный апокалиптизм, причем их толкования Предания Церкви о событиях конца времен все больше расходились с православным. В 70-80 годы прошлого века в катакомбной идеологии стал превалировать крайний национализм, исполненный ненависти ко всем и вся. В 1990-е годы катакомбные учения и настроения овладели значительным числом прихожан и даже некоторой частью клира Русской Православной Церкви (по большей части, священнослужителями с низким образовательным уровнем), что стало следствием большого притока новообращенных, духовно неграмотных христиан. Одной из составляющих катакомбной еретической идеологии, которую можно назвать ересью царебожничества, является культ Григория Распутина и Иоанна IV Грозного.
Между тем известно, что многие святые отзывались о Распутине весьма и весьма нелестно. В том числе и святой праведный Иоанн Кронштадтский, который, узнав у Распутина его фамилию, сказал, что по его имени будет и его житие. Фамилия Распутин происходит от слова «распута», разговорного варианта слова «распутник».
Церковное предание и свидетельства святых того времени также не позволяют пересмотреть сложившееся в Церкви отношение к Иоанну Грозному, закрепленное, помимо летописей и прочих исторических документов, в житийной литературе, богослужебных текстах и авторитетных суждениях священноначалия. Те же, кто ради подкрепления своих идеологических мифов настаивает на пересмотре Предания Церкви, предлагают Церкви некую правую разновидность модернизма и неообновленчества .
Так что круг почитателей Грозного и Распутина — это секта (или, как минимум, раскольническая группа), прикрывающаяся именем отца Николая Гурьянова. Как видим, этот прием они практикуют и в данной статье.
В публикации «Ко двору ли Дворкин?» приводится много данных из биографии А. Л. Дворкина. Что здесь правда, а что вымысел?
Действительно, материал изобилует комментариями (нередко просто вздорными, о которых и говорить не имеет смысла) различных фактов биографии Дворкина. Рассмотрим основные из них по пунктам.
1. А. Л. Дворкин — не «выходец из талмудической среды». Его родители — обычные советские нерелигиозные интеллигенты еврейского происхождения, никак не иудаисты. Отречение от жидовства требуется только приходящим из иудаизма, а не этническим евреям. Дворкин же никогда не был иудаистом.
О «выходцах из талмудической среды», которые «занимают в организационных структурах Церкви значительные позиции». Среди таковых на память приходят: святитель Епифаний Кипрский (IV в.), кстати боровшийся с современными ему ересями и сектами; преп. Константин, «иже от иудеев» (IX в.); константинопольский святитель Филофей Коккинос (XIV в.) — афонский монах, автор Святогорского томоса, ученик и соратник свят. Григория Паламы в борьбе с ересью гуманистов (Варлаама Калабрийца и компании), списатель жития своего учителя и многих других современных ему святых; преп. Паисий (Величковский). Про святых апостолов Христовых, апостольских мужей, многих первых епископов уже и говорить нечего. 
Однако национальность вовсе не определяется по крови, но по самоопределению и культуре (язык, религия, бытовые традиции и т. д.). Дворкин по самоопределению, языку, вероисповеданию и др. — русский православный. По законам Российской Империи, и даже по законам нацистской Германии, он считался бы русским православным.
2. «Дворкин всюду рассказывает, что, когда он учился в педагогическом институте, был исключен из него за "религиозные убеждения". За что же? За, как нам сообщили, посещение синагоги для празднования пурима». Дворкин никому такого не рассказывает, поскольку этого и не было. Он тогда был вообще нерелигиозным юношей, о чем не раз говорил.
3. Отъезд на Запад. В юности А. Л. Дворкин был хиппи-антисоветчиком, за что и вылетел из ВУЗа. Его много раз задерживала милиция. Во время одного из задержаний Дворкина отвели в отдельный кабинет, где сидели два человека в штатском. Ему предложили выбор: ехать на Запад или, ну скажем, на Восток. Юноша из богемной контркультурной среды, которым тогда был Дворкин, выбрал Запад.
4. В 1979 г. в Нью-Йорке он обратился в Православие, крестился и в 1980 г. поступил в Свято-Владимирскую духовную академию Православной Церкви в Америке. Я знаком с о. Андреем Морби, православным священником консервативного направления из Канады, однокашником по академии и крестником Дворкина.
В 1982 г. Александр Леонидович был поставлен через хиротесию митрополитом всея Америки и Канады Феодосием в чтецы. За годы учебы в академии служил алтарником, затем старшим алтарником академического храма. С 1988 по 1991 гг. — иподиаконом и алтарником в Свято-Никольском кафедральном соборе в Вашингтоне (с настоятелем собора, убеленным сединами прот. Димитрием Григорьевым, дворянином, внуком адмирала Российского Императорского флота, я также знаком лично).
Дворкин окормлялся сначала у протопресвитера Александра Шмемана, после его смерти — у протопресвитера Иоанна Мейендорфа. Оба — русские аристократы с немецкими корнями, а род Мейендорфов — один из древнейших рыцарских родов трансальпийской Европы. Стоит заметить, что они, как и о. Димитрий Григорьев и другие русские дворяне, принимали Дворкина как равного, а наши подзаборные «земские монархисты», видите ли, гнушаются.
5. «В книге исследователя Вячеслава Широнина "КГБ-ЦРУ. Секретные пружины перестройки" приводится документ, свидетельствующий о том, что сотрудники радиостанции "Свобода" практически входили в штат разведывательного сообщества США. Это расписка, которую давали все штатные сотрудники этой радиостанции: "Нижеподписавшийся поставлен в известность о том, что радиостанция "Свобода" создана ЦРУ и функционирует на его средства. За разглашение этих данных виновные будут подвергаться штрафу до 10000 долларов и тюремному заключению сроком до 10 лет"».
Это фальшивка, что видно даже из текста: какой смысл посвящать в неинформативную тайну только затем, чтобы запретить ее разглашать?
То, что «Свобода» изначально частично финансировалась из бюджета ЦРУ, и так все знали, и тот же Дворкин говорит об этом открыто. А. Л. Дворкин проработал там полгода в 1991 г., когда радиостанция уже давно финансировалась отдельной строкой из бюджета Конгресса США.
На «Голосе Америки» (где Александр Леонидович проработал 2,5 года до «Свободы»), кстати говоря, помимо него вели передачи прот. Виктор Потапов (РПЦЗ), архиепископ Иоанн (Шаховской), епископ Василий (Родзянко) и другие православные клирики и миряне. На «Свободе» вели передачи протопресвитеры Александр Киселев и Александр Шмеман, известные консервативные православные публицисты Глеб Рар и Михаил Назаров и др.
6. «Засланный» А. Дворкин или нет, выясняли те, для кого поиск шпионов является профессией, а не хобби. Разумеется, выяснили, что не шпион и не агент влияния.
Вообще, авторы статьи настолько больны примитивным нацизмом, что не воспринимают никакие аргументы. В своем фанатичном ослеплении господа из РВ не видят, что Дворкин — один из немногих людей в Церкви, кто реально противостоит сектам. Одно из его бесспорных достижений в этой области — книга «Сектоведение», изданная, кстати, вашим Братством во имя святого благоверного князя Александра Невского. Надеюсь, что хоть какой-то здравый смысл у руководителей РВ еще остался.

Беседовал Д. Угрюмов

 
Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.