Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-905-709-23-14 (9:00-20:00)
 

Полемика с Сергеем Ряховским - 10.07.02

С. Ряховский "Христинству не нужны провокаторы"

Если государство решило изменить свое отношение к протестантским конфессиям России, то оно должно громогласно заявить об этом. Нужно проведение серьезной религиоведческой экспертизы, которая должна объяснить, почему теперь протестанты стали людьми сомнительными, и почему государство стало относиться к нам с недоверием. Если же это не цель государственной политики, а мы, протестанты, абсолютно уверены в этом, то российской власти должны объяснить руководству региональных управлений ФСБ и иных правоохранительных органов, что мы не подозрительны, что государство не видит в нас враждебную себе силу. Правовой беспредел, который царит в Костроме, должен прекратиться.

Съемка в церкви сотрудниками ФСБ, грубое вмешательство в Таинство Исповеди – чистой воды произвол. Когда съемку, сделанную в церкви, на проповеди, съемку, которая показывает, например, обряд экзорцизма, дают с глумливыми комментариями по телевидению – это произвол вдвойне. Оставим в стороне и чистоплотность тех людей, которые показывают бесноватую женщину во время изгнания дьявола, в припадке, с пеной на губах, неприятное со всех сторон зрелище, сопровождая его оскорбительными для протестантов текстами. Все эти "борцы за чистоту православия", "борцы с сектантами", "защитники традиционных конфессий", люди, которые имеют своих сторонников и на региональных, и на национальных телеканалах, ОРТ и ТВЦ, например, все эти люди – пережитки тоталитарного прошлого, без веры и совести, "псевдоправославные". Уверен, что если в стране изменится общественное устройство, то они рьяно будут преследовать и православных, и верующих любых других христианских конфессий.

Я очень люблю наших братьев-христиан, православных, у нас превосходные взаимоотношения с руководством Русской Православной Церкви, совсем недавно у меня была продолжительная беседа с протоиереем Всеволодом Чаплиным, секретарем по взаимоотношениям Церкви и общества ОВЦС Патриархии, она прошла в самых дружеских тонах. С огромнейшим уважением мы относимся и к Патриарху Московскому и Всея Руси, Алексию II. Но нельзя с уважением относится к этим "псевдоправославным", которые прикрывают свои сиюминутные политиканские помыслы авторитетом крупнейшей в России христианской конфессии.

Может быть, нас хотят обвинить в отсутствии патриотизма? Зайдите в любую православную церковь, зайдите в наши церкви, протестантские, и Вы увидите одни и те же русские молодые открытые лица! Мы любим нашу страну, мы хотим помочь ей стать страной процветающей и богатой, мы верим в успех демократических реформ в нашей стране. В США верующих протестантов десятки миллионов, это основа американской нации, люди скромные и работящие, уважаемые члены общества. Почему складывается такое отношение к верующим-протестантам в России?!

Во многом негативные отношения, провокации со съемками скрытой камерой и массовая атака на нас с экранов центрального телевидения и некоторых газет объясняется провокационной деятельностью таких людей, как господин Дворкин. Мы уже направляли запрос в Генеральную Прокуратуру РФ о возможности возбуждения в отношении Дворкина уголовного дела по факту разжигания межрелигиозной розни, мы направили запрос и в Патриархию РПЦ, поддерживает ли она деятельность этого господина. Писали мы и в американское посольство, ведь Дворкин – гражданин США, просили обратить внимание на его провокационную деятельность. Из Патриархии ответа пока нет, а в американском посольстве разводят руками и говорят что-то невнятное. Так что, видимо, есть силы, заинтересованные в деятельности таких людей, как Дворкин, и не только в нашей стране, но и в Америке.

                                                                                                 ***

Отзывы на статью Ряховского

Дидрих Хофмаер 10.07.2002 11:38 
Почему Ряховский опять врет и называет себя протестантом? К протестантам (настоящим) - т. е. к традиционным конфессиям отношение российского государства не менялось. А если оно изменится к врунам и лохотронщикам, которые позиционируют себя и обманывают народ, лживо называя себя "протестантами" - я имею в виду представителей харизматической "третьей волны", которую в России возглавляет Ряховский - то давно пора защищать граждан страны от тоталитарных и деструктивных сект. Как потомственный лютеранин со всей ответственностью заявляю: неопятидесятники Ряховского никакого отношения к протестантизму не имеют. Об этом мы, протестанты, заявили еще в "Берлинской декларации" 80 лет назад. Причем относилась декларация к тем пятидесятникам, которых сегодня мы называем "традиционными". Что же говорить о шаманистически-оккультном "Движении веры"? Ряховский все это прекрасно знает. И таким образом, называя себя "протестантом", он бесстыдно врет.

Катя Козлова 10.07.2002 11:29 
Интересно, а что Ряховский хотел бы, чтобы американское посольство сделало с Дворкиным? Надело наручники и увезло в Нью-Йорк? Запретило ему публиковать статьи на религиозные темы? Очень уж какое-то бессмысленное стукачество со стороны харизматика. Совок он и сотанется совком, хоть и будет притворяться "протестантом" и "борцом за демократию".


                                                                                               ***

КТО ОБИДЕЛ СЕРГЕЯ РЯХОВСКОГО?

Александр Дворкин

Зав. кафедрой сектоведения ПСТБИ

В крайне эмоциональном – на грани истерики – выступлении г-на Ряховского довольно много недостоверной информации и довольно мало здравого смысла. Из опубликованного материала можно понять только то, что триумфальное доселе шествие неопятидесятнических сект по просторам России впервые столкнулось с серьезными трудностями. И то: сколько веревочке не виться, а конец всегда будет.

Рассмотрим, что говорит Ряховский и попытаемся привести его слова к чему-то внятному.

1. Ряховский начинает с того, что российское государство, дескать, выказывает знаки изменения своего отношения к протестантам.

Спешу успокоить Сергея Васильевича: насколько мне известно, к ПРОТЕСТАНТАМ Российское государство отношения не меняло. Оно точно так же относится к лютеранам, к реформатам и к англиканам, спокойно живущим и исповедующим свою веру в России. И все они в один голос утверждают, что неопятидесятники (объединение которых в России возглавляет г-н Ряховский) к протестантам никакого отношения не имеют. Т. е., называя неопятидесятническое “Движение веры”, к которому он принадлежит, “протестантизмом”, г-н Ряховский совершает элементарный подлог, пытаясь придать своему сектантскому движению никак не заслуженные им легитимность, респектабельность и традиционность.

2. Что же касается обстоятельств судебного процесса в Костроме, на которые глухо ссылается Ряховский, – так это обычное судебное разбирательство (цивилизованный способ разрешения споров в любом правовом государстве). Причем тут “изменение отношений гос. органов” к кому-либо? Или г-н Ряховский осознает, что позиция костромского филиала его объединения настолько проигрышна, что ему не остается ничего другого, как только попытаться оказать давление на суд путем публичных истерик и облыжных обвинений? Видно, действительно, плохо дело…

3. Спешу успокоить г-на Ряховского относительно демонстрации по ТВ кадров из неопятидесятнических “богослужений”. Богослужение по определению – мероприятие публичное, открытое для всех(в случае неопятидесятников к тому же совершаемое чаще всего в арендованной госсобственности), из чего следует, что любой может производить видео- и фотосъемку, равно как это можно делать и на любом другом общественном мероприятии. Если же неопятидесятники на самом деле проводят тайные, закрытые собрания, то этот факт необходимо отразить в уставе их организаций. Тогда вопросов не будет. Кадры, показанные по костромскому ТВ, – обычные сцены “рядового” шабаша неопятидесятников. А если г-н Ряховский столь опасается, что показ по открытому телевидению того, что происходит на собраниях возглавляемых им неопятидесятников, вызовет общественную реакцию отторжения (зрелище, действительно, мягко говоря, малоаппетитное), то ответить можно только одно: “Неча на зеркало пенять…”

4. Ряховский грубо искажает факты, когда говорит о признании неопятидесятнического “Движения веры” Русской Православной Церковью. Несколько случайных встреч с митрополитом Кириллом на конференциях и пара протокольных бесед с прот. Всеволодом Чаплиным (который по роду своей службы должен принимать и африканских колдунов, и индейских шаманов, и тантрических жрецов) не дают Ряховскому никаких оснований утверждать о “превосходных взаимоотношениях с руководством Русской Православной Церкви”. Никто из реального “руководства” (каково выраженьице!) Ряховского не принимал.

Точно также лукавит лидер неопятидесятников, когда говорит о своем “огромном уважении” по отношению к Русской Православной Церкви. Я мог бы привести множество цитат различных неопятидесятнических “пасторОв, лидерОв и епископОв” (один из примеров неопятидесятнического новояза) с глумливыми и грубо кощунственными высказываниями в адрес Православной Церкви и православных святынь. И г-н Ряховский прекрасно об этом знает. 

А вот с руководством псевдоправославной тоталитарной секты “Богородичный центр” (ныне действующей под наименованием “Православная Церковь Божией Матери Державная”) у неопятидесятников Ряховского и у самого Сергея Васильевича лично, действительно, установились самые теплые отношения. Они и совместные конференции проводят, и бок о бок маршируют в пресловутых “Маршах Иисуса”, и к ним на митингах обращается Ряховский как к “нашим дорогим православным братьям”.

Правда, харизматики-“богородичники” точно такие же “православные”, как и харизматики-неопятидесятники – “протестанты”. Ну что же, две группы самозванцев отыскали друг друга посреди бурного житейского моря и теперь могут беспрепятственно сливаться в экстазе, отвешивая друг другу звонкие комплименты.

5. “Может быть нас хотят обвинить в отсутствии патриотизма? Зайдите в любую православную церковь, зайдите в наши церкви… и вы увидите одни и те же русские молодые открытые лица!”

Поразительный по своей беспомощной демагогичности аргумент! Вот эти самые “русские молодые открытые лица” и делаются чужими в своей стране, закрытыми к своей истории и культуре и даже вскоре приобретают вполне отчетливый псевдо-американский акцент. Я уже не говорю о том вреде для психики, который неизбежно наносят неопятидесятнические глоссолалические радения и экстатическо-шаманские практики и те громадные средства, которые государство в конечном итоге должно будет потратить на реабилитацию этих людей.

6. И последний, самый мощный удар г-на Ряховского. Вся страна стонет от экспансии неопятидесятников, но виноват в попытках противостояния им все тот же один-единственный зловредный Дворкин! Вот убрать его как-нибудь подальше и сразу наступит тишь да гладь! И что только Ряховский и присные не делали, чтобы заставить меня замолчать! И в прокуратуру обращались, чтобы посадили меня: видно, тоскует г-н Ряховский по милому советскому прошлому, когда любое критическое замечание считалось преступлением. В качестве примечания отметим и поразительную близорукость главы отечественных неопятидесятников: в моей деятельности по предупреждению опасности тоталитарных сект и помощи их жертвам он видит признаки разжигания межрелигиозной розни, а в высказываниях его единоверца и старшего товарища шведа Ульфа Экмана, у нас в стране публично называющего Православную Церковь “врагом”, “сатанинской”, “церковью отпавшей от веры”, “ложной религией” и пр. – не видит (Ряховский не может отпереться, что не знает этой проповеди Экмана: известно выступление Сергея Васильевича, где он прибегает к откровенному плагиату – без ссылки на источник воспроизводит от своего имени часть того самого выступления Экмана). В кощунствах постоянно гастролирующего в России рижанина Ледяева (личного друга Ряховского), открыто глумящегося над православием и сравнивающего наши храмы с источающими трупную вонь моргами– не видит. В постоянных грубейших нападках на Православие в региональных неопятидесятнических СМИ – не видит! А ведь примеров можно привести куда больше! Увидит ли их Ряховский? Напишет ли в прокуратуру? Боюсь, вряд ли…

Запрос в Патриархию о моем статусе – бессмыслен. Мой статус хорошо известен: зав. кафедрой сектоведения ПСТБИ, зав Центром. св. Иринея Лионского, отв. редактор журнала “Прозрение” – антисектантского приложения к ЖМП.

Интересен и донос Ряховского на меня, доставленный им в американское посольство. Непонятно, на что он рассчитывал? Как может посольство (дипломатическое представительство страны) запретить кому-либо реализовывать конституционное право на свободу слова? Даже если он при этом критикует и политику правительства этой страны. При сов. власти, конечно, все так и было. Но США, слава Богу, пока еще не Советский Союз. Пока еще нет в американском законодательстве таких механизмов, чтобы волевым решением как-либо наказать человека только за то, что его деятельность не пришлась по душе г-ну Ряховскому с его кондовым советским менталитетом. Верно было написано в одном из отзывов на его статью, что совок останется совком при всех обстоятельствах. Верно, но недостаточно. Ведь дело не только в советском прошлом г-на Ряховского. Он и сейчас живет в тоталитарном обществе – в созданном и возглавленном им тоталитарном сектантском новообразовании. А значит, тоталитарное “давить и не пущать” намного ближе его душе, чем свобода обмена идеями и свобода критики.

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.