Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-905-709-23-14 (9:00-20:00)
 

Процедура ликвидации тоталитарной секты - 09.04.07

Процедура ликвидации тоталитарной секты

 

На первоначальном этапе подготовки процесса следовало определить основные направления работы. На основании анализа судебной практики (решения Головинского районного суда Северного АО г. Москвы от 26.03.04 г. (Московское решение) и решения Калининского районного суда г. Челябинска от 02.10.2000 г.(Челябинское решение), а также ряд психологических, религиоведческих и комплексных экспертиз, посвящённых анализу учения и практической деятельности «Свидетелей Иеговы» и действующего законодательства (не только ст.14 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", но и всего спектра отечественных и международных актов, начиная от Рекомендаций парламентской ассамблеи Совета Европы и заканчивая постановлением Конституционного Суда РФ) я выделила примерный перечень оснований для ликвидации. Он приводится ниже:

1. Фактическое разрушение семьи, противопоставление организации и семьи, разрушение семейных и дружеских связей.

2. По малолетним:

А. отказ от праздников, от общения со сверстниками – неиеговистами, изменение личности

Б. насилие над детьми, вовлечение в организацию

В. принуждение к проповедничеству

Г. неучёт мнения ребёнка и 2-го родителя

3. Нарушение права на труд и образование:

А. выбор работы с неполным рабочим днём, отказ от работы, обязанность проповедовать

Б. Вефиль, переезды в другую страну

В. строгая нормированность, отчёты, обязательность указаний организации.

Г. склонение к отказу от получения высшего и дополнительного образования, негативное отношение к школьному образованию

4. Отказ от исполнения граж. обязанностей, патриотизма, уважения государственности, призывы к нарушению закона ради Организации, уничтожение политических и социальных институтов.

5. Отказ от переливания крови, пренебрежение правом на жизнь.

6. Вербовка, инструкции по вербовке, обман и навязчивость при вербовке.

7. Психическое воздействие (А,Б), в т.ч. иные нарушения прав и свобод личности (В,Г)

А. внушение, контроль, самоконтроль, некритичное заучивание, отсутствие инакомыслия.

Б. страх перед Армагеддоном, отрицание всей существующей реальности, отрыв от мира, негативизм, нарастание напряжённости, угрозы.

В. изменение людей, запрет общения с неиеговистами, ограничение свободы на получение информации, личную жизнь, общение

Г. призывы к самоотречению ради «служения»

8. Финансовая сторона (пожертвования, передача имущества)

9. Религиозная рознь, негативное отношение к другим религиям, препятствование выходу из секты, дискриминация по этому признаку, пропаганда неполноценности всех неиеговистов и превосходства иеговистов

Часть из этих оснований прямо не предусмотрена ст.14 ФЗ как основание для ликвидации, но они упоминаются в международных актах, более того, факты, подтверждающие все перечисленные так или иначе фигурировали в Московском решении и имели значение для суда. К примеру, запрет на празднование дней рождений напрямую не является основанием для ликвидации, но он косвенно учитывался в Московском решении, когда дело касалось разрушения семьи или организации досуга малолетних, а также их нормальной социализации.

Разумеется, под каждое основание подбирались ссылки на соответствующие правовые акты (конкретные нормы и статьи, либо содержащие прямой запрет на какие-либо элементы иеговистского учения, либо закрепляющие субъективные права граждан, нарушаемые деятельностью секты). Также была составлена аналитическая записка по экспертизам, суть которой заключалась в классификации различных частей экспертных заключений по основаниям для ликвидации. Таким образом, правовое основание для ликвидации было сделано, однако это было ещё самым началом работы.

Разумеется, все наши утверждения должны быть подтверждены в ходе процесса неопровержимыми доказательствами. Именно вопрос доказывания и стал основной проблемой при подготовке процесса. Я начала с того, что вычленила основные средства доказывания:

1. Экспертизы.

2. Цитаты из иеговистской литературы. Это было одним из основных пунктов, так как именно в литературе и содержались призывы ко всем перечисленным нарушениям прав человека. Ни одни наши показания не были бы так весомы и красноречивы, как письменная фиксация учения иеговистов, да ещё сделанная в их же собственном источнике. Первыми цитатами в подборке были выдержки из журналов Общества Сторожевой Башни, приведённые в «Сектоведении» А.Л.Дворкина и в экспертизах, однако их явно не хватало, чтобы подтвердить все основания для ликвидации.

3. Разумеется, одного только теоретического аспекта было недостаточно. Необходимы были конкретные жертвы, пострадавшие от деятельности секты. Это могли быть как родственники и близкие друзья сектантов, так и сами свидетели Иеговы. На основе Московского процесса я примерно представляла, какого рода факты нам следует искать.

Итак, основные направления работы были определены. Из них явно вытекала необходимость сбора соответствующей информации. Кроме этого, хотелось составить личное впечатление о Свидетелях Иеговы, основанное на собственном опыте, а не только на информации, полученной от других, возможно, не совсем объективных источников.

На данном этапе были определены основные тактические цели:

- Внедрение.

- Сбор субъективной информации.

- Сбор печатного материала.

Полученный материал подвергается тщательной правовой экспертизе, выделяются интересующие нас цитаты, которые затем перепечатываются и классифицируются по различным основаниям для ликвидации. Таким образом формируется своеобразный «классификатор цитат», где основания для ликвидации разбиты на отдельные подпункты, в каждом из которых приводятся выдержки из иеговистских изданий со ссылкой на название публикации, дату издания и конкретную страницу. Также по каждому пункту распределяются примеры из жизни сектантов, относящиеся к делу.

Конечным этапом было составление речи для областного прокурора. Здесь я немного вышла за пределы поставленной задачи. Дело в том, что сектоведение можно подразделить на три аспекта: идеологический, куда входит непосредственно учение секты, также сюда можно отнести её историю; психологический и правовой. Отдельно эти аспекты не выделены и не проработаны. Поэтому речь для прокурора плавно переросла в исследование деятельности секты на территории Свердловской области именно с психологической и юридической точек зрения. Структура книги такова:

1. Обосновывается легитимность использования понятия «секта». Таким образом, доказывается, что термины «секта» и «тоталитарная секта» не являются исключительно доктринальными. Они не только фигурируют в международных актах, но и инкорпорируется если не законодательством РФ, то в любом случае актами, имеющими юридическое значение. С этой целью используются выдержки из рекомендаций Совета Европы и постановление Конституционного Суда РФ от 23 ноября 1999 г. N 16-П, прямо предусматривающее, что «Государство вправе предусмотреть определенные преграды, с тем, чтобы не предоставлять статус религиозной организации автоматически, не допускать легализации сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные и преступные деяния, а также воспрепятствовать миссионерской деятельности (в том числе в связи с проблемой прозелитизма), если она несовместима с уважением к свободе мысли, совести и религии других и к иным конституционным правам и свободам, а именно сопровождается предложением материальных или социальных выгод с целью вербовки новых членов в церковь, неправомерным воздействием на людей, находящихся в нужде или в бедственном положении, психологическим давлением или угрозой применения насилия и т.п.»; а также материалы Государственной Думы РФ, классифицирующие «Свидетелей Иеговы» как деструктивную религиозную организацию (тоталитарную секту, деструктивный культ.

2. Даётся определение и признаки тоталитарной секты.

3. По каждому из перечисленных признаков доказывается, что он имеет место у «Свидетелей Иеговы». При анализе наличия в организации этих признаков я пыталась отразить:

1). Фактический аспект, который, в свою очередь, можно подразделить на:

А. теоретический, подтверждающий наличие определённого признака в учении секты; и

Б. практический, показывающий его наличие в сознании и поведении конкретных людей, влияние на их судьбы.

2). Психологический аспект, характеризующий приёмы, применяемые сектантами при воздействии на вновь вовлекаемых лиц, изменения в сознании адептов и другие психологические закономерности.

3). Правовой аспект. При анализе данного аспекта выявляется, какие именно нарушения прав человека вытекают из учения и практики деятельности секты, а также приводится точка зрения действующего законодательства на данные нарушения.

Таким образом, вначале доказывается наличие определённых положений в учении секты, затем указывается, к нарушению каких прав приводит воплощение этого учения. Все тезисы подтверждаются выдержками из экспертиз, судебных решений, книг учёных-сектоведов, статей психологов, фактами, полученными в результате сбора информации, и дополняются правовой квалификацией. Эта книга, помимо всего прочего, является пособием для всех желающих ликвидировать секту на территории своего субъекта федерации, так как основные моменты применимы для любой территории, и единственное, что следует заменить, это имена конкретных жертв.

Что касается вывода людей из секты, следует отметить, подходящие кандидаты на вывод, определяются, как правило, по двум признакам:

1. Вновь вовлекаемые лица, находящиеся на стадии «изучения Библии».

2. Лица, у которых появились сомнения в учении организации, независимо от времени нахождения в секте.

Здесь, к сожалению, основной проблемой является недостаточное знание Библии в первую очередь среди духовенства, что крайне затрудняет возможность убедить консультируемого в ложности учения секты.

Ксения Кириллова, юрист 
Миссионерского отдела 
Екатеринбургской Епархии

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.