Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-916-377-44-40
 

РПЦ против применения понятия "иноагент" к религиозным организациям - 24.12.15

Ранее СМИ сообщили, что 8 декабря на круглом столе в Госдуме на тему "Секты и деструктивные культы как вызовы национальной безопасности России" прозвучало предложение о введении понятия "иностранный агент" для религиозных организаций для лучшего контроля за их деятельностью. Юридическая служба РПЦ не поддержала эту инициативу.

Вид на центр Москвы с крыши Центрального детского магазина на Лубянке. © РИА Новости. Владимир Астапкович

МОСКВА, 23 дек – РИА Новости. Согласно действующему российскому законодательству, к религиозным организациям не может быть применено понятие "иностранный агент", так как они не могут участвовать в политической деятельности, заявила в среду РИА Новости руководитель юридической службы Московской патриархии игумения Ксения (Чернега).

Ранее СМИ сообщили, что 8 декабря на круглом столе в Госдуме на тему "Секты и деструктивные культы как вызовы национальной безопасности России" прозвучало предложение о введении понятия "иностранный агент" для религиозных организаций для лучшего контроля за их деятельностью. В ответ Юридическая служба РПЦ опубликовала комментарий, в котором не поддержала эту инициативу.

"Согласно закону о некоммерческих организациях, иностранные агенты – это та НКО, которая, получая денежные средства из иностранных источников, участвует в политической деятельности. Как известно, религиозные организации отделены от государства. В законе "О свободе совести и религиозных объединениях", а также во многих других законодательных актах, установлены запреты на осуществление религиозной организацией политической деятельности… Поэтому она по определению не может быть иностранным агентом", — сказала собеседница агентства.

По ее словам, если отнести финансируемые из-за рубежа религиозные организации к "иноагентам", то следующим шагом должно стать внесение изменений в конституционное положение, согласно которому церковь отделена от государства и не имеет права принимать участие в политической деятельности.

"Я не вижу рационального зерна в этих предложениях, поскольку 28 ноября 2015 года президент подписал закон, устанавливающий жесткий контроль за теми религиозными организациями, которые финансируются из зарубежных источников. Именно такие религиозные организации должны сдавать отчеты в органы юстиции и другие госорганы. Прокуратура вправе проверять хозяйственную деятельность таких организаций, запрашивать у них хозяйственные документы, получать информацию об их финансовой составляющей", — пояснила представительница РПЦ.

Она убеждена, что нормы о госконтроле за религиозными организациями, финансируемыми из-за рубежа, имеющиеся на сегодняшний день в российском законодательстве, "достаточно жесткие, а также позволяют в достаточной степени контролировать такие формирования".

16:09  23.12.2015

РИА Новости  http://ria.ru/religion/20151223/1347476798.html

 

 

Комментарий Юридической службы Московской Патриархии по вопросу наделения религиозных организаций статусом иностранных агентов

Юридическая служба Московской Патриархии не поддерживает озвученные в СМИ предложения о наделении религиозных организаций статусом иностранных агентов. К иностранным агентам ФЗ «О НКО» относит НКО, которые получают денежные средства из иностранных источников, и участвуют в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Религиозные организации отделены от государства и не вправе участвовать в политической деятельности. Прямые запреты на этот счет установлены п. 5 ст. 4 Закона о свободе совести, п. 7 ст. 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 4 ст. 49 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» и п. 3 ст. 9 Федерального закона «О политических партиях». Именно по этой причине российский закон не относит религиозные организации, получающие денежные средства из иностранных источников, к числу иностранных агентов. В случае пересмотра этой нормы потребуется пересмотр конституционного положения об отделении религиозных объединений от государства, поскольку религиозные организации станут рассматриваться как участники политической деятельности.

Помимо этого с принятием Федерального закона от 28 ноября 2015 г. № 341-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и иные законодательные акты Российской Федерации», был изменен порядок контроля органов юстиции за деятельностью религиозных организаций.

Ранее такой контроль осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которой все религиозные организации, имеющие в течение года поступления в размере от 3-х млн руб., были обязаны сдавать в органы юстиции ежегодные отчеты, в которых указывается общая сумма средств религиозной организации, израсходованных за год.

В результате большинство религиозных организаций сдавали отчеты в органы юстиции, которые, в свою очередь, имели право проверять и иным образом контролировать финансово-хозяйственную деятельность религиозных организаций путем запроса финансово-хозяйственной документации, проведения проверок.

Новый закон изменил  прежний порядок контроля. Главные изменения заключаются в следующем.

1. Религиозные организации выведены из-под действия ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Порядок контроля за их деятельностью будет определяться Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» и, частично, Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

2. Отчеты в органы юстиции будут сдавать только те религиозные организации, которые финансируются из международных или иностранных источников. Остальные религиозные организации освобождаются от сдачи данной отчетности.

3. Возможности органов юстиции по проверке финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций существенно ограничиваются. Такая проверка будет проводиться только в одном из трех случаев:

Документы о финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций будут запрашиваться органами юстиции только у религиозных организаций, удовлетворяющих хотя бы одному из трех перечисленных условий. У остальных религиозных организаций органы юстиции не вправе запрашивать и получать финансово-хозяйственную документацию.

16:28  22 декабря 2015 г.

Патриархия.ru  http://www.patriarchia.ru/db/text/4303561.html

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.