Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-916-377-44-40
 

Сектанты любят оранжевое - 23.02.13

13 декабря 2006

Андрей Никитин
Сектанты любят оранжевое

Три года назад Ярославль посетил известный специалист по сектам, профессор Александр Дворкин. Однако случилось так, что дать оценку его деятельности "Золотое кольцо" доверило постороннему и предвзятому автору. В результате 28 октября 2003 года появился материал О. Грачева "Великий сектовед на каналах ЦРУ" с непроверенными данными, касающимися жизни А. Л. Дворкина. Мы приносим Александру Леонидовичу свои извинения и предлагаем читателям интервью с профессором. 

- - -


Александр Дворкин – человек известный. Прожив пятнадцать лет за рубежом, он на исходе 1991 года вернулся в Россию. Ныне Александр Леонидович – крупнейший отечественный специалист по нетрадиционным религиозным движениям. Он заведует кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и является профессором этого вуза, возглавляет Центр религиоведческих исследований имени святого Иринея Лионского, является автором 10 книг, включая фундаментальные "Сектоведение" и "Очерки по истории Вселенской православной церкви", а также составителем четырех книг, включая уникальный юридический сборник "Секты против церкви". 

Кроме того, профессор Дворкин занимает должности вице-президента международного центра "Диалог" и президента Российской ассоциации центров изучения религии и сект, а также входит в совет директоров Европейской федерации исследовательских центров информирования о сектах (FECRIS). Что касается чтения лекций, информирующих население о тоталитарных культах, график поездок по городам нашей страны у Александра Леонидовича расписан на полгода вперед. 

Сектантам вся эта активная деятельность определенно не нравится. Поэтому за последнее время появилось много публикаций, где Дворкина в чем только не обвиняют. 

– Александр Леонидович, сектантская пресса так активно записывает вас в "русские американцы", что многие теперь думают, будто и родились вы в США. 

– На самом деле я родился в Москве пятьдесят один год тому назад. Закончил обычную московскую школу, а затем поступил в Московский педагогический институт. Хотел стать учителем русского языка и литературы. Но получилось так, что моя жизнь оказалась связана с церковью... 

– Иногда уверяют, что вы перекрестились в православие из иудаизма. 

– Ну что вы! Я рос в совершенно светской семье и иудеем никогда не был. Юношей про религию не думал – был хиппи, слушал рок-музыку, читал подпольного Солженицына... Собственно, и на Запад я был вынужден уехать в 1977 году именно по политическим мотивам. А уже там пришел к Богу, приняв крещение в церкви Христа Спасителя города Нью-Йорк. Потом был алтарником храма Свято-Владимирской православной духовной академии, иподиаконом в Свято-Никольском кафедральном соборе города Вашингтона... Параллельно получил ученые степени бакалавра русской литературы и кандидата богословия, а затем защитил в Фордхемском университете диссертацию "Иван Грозный как религиозный тип" и стал доктором философии. 

– Говорят, что вы работали на радио "Голос Америки" и "Свобода", вроде бы "учрежденных ЦРУ", что вы до сих пор являетесь гражданином США... 

– Учредителем "Голоса Америки" и "Свободы" является не американская разведка, а USIA – "Агентство по международному развитию". Я там действительно отработал три года обычным журналистом, о чем нисколько не жалею. У этих же микрофонов стояли писатели Александр Солженицын, Владимир Войнович, Александр Зиновьев и Василий Аксенов, певец Александр Галич, православные священники Александр Шмеман, Иоанн Мейендорф и Кирилл Фотиев... По логике моих горе-обличителей их всех тоже надо записать в шпионы. Знаете, да в иных сектах сегодня пропагандируется такая русофобия, что никакому радио "Свобода" не снилось! Мы тогда работали против коммунистической системы. А они работают не против системы – против России как таковой. Что до пресловутого американского паспорта, то я давно уже восстановил российское гражданство. И сектанты это прекрасно знают, но продолжают лгать. 

– А правда, что ваша жена – американка? 

– Смешно... Моя супруга Ирина – уроженка Челябинска, дочь летчика, полковника Советской армии. 

– Идут намеки, что вы вернулись в Россию, дабы по некоему иностранному заданию перессорить Православную церковь с нетрадиционными конфессиями... 

– Я приехал на Родину зимой 1991 года и заниматься сектами вообще не планировал: устроился преподавателем в Православный университет, думал продолжать исследование жизни Ивана Грозного. Но как раз в это время начался наплыв сект. И меня попросили: Александр Леонидович, поскольку вы жили в стране, откуда к нам импортируются самые агрессивные культы – не могли бы взять на себя обязанность изучать процессы, происходящие в этой сфере? Я согласился и получил благословение блаженной памяти протоиерея Глеба Каледы заняться новым делом. Так появился Информационно-консультационный центр во имя священномученика Иринея Лионского, известный ныне как Центр религиоведческих исследований. 

– Часто приходится слышать, что он щедро финансируется церковью и вы едва ли не подпольный миллионер. 

– Знаете, "подпольный миллионер" с момента возвращения в Россию ютился на квартире у друга и лишь в прошлом году получил жилье на окраине Москвы, в двадцати пяти минутах езды на автобусе от станции метро... Патриархия же за антисектантскую деятельность не платит, потому что наш центр не структурное подразделение церкви, а независимая общественная организация. В итоге мы трудимся на энтузиазме, в свободное от основной работы время. Мои источники доходов, например, – это ставка в Свято-Тихоновском гуманитарном университете, гонорары от выпуска книг и чтения лекций. Остальные сотрудники центра тоже подрабатывают кто где. 

– Вас часто обвиняют в использовании "оскорбительной" терминологии. Мол, закон не оперирует словом "секта" – значит, его и применять нельзя. 

– В Уголовном кодексе нет слова "бумажник". Но если один гражданин украдет у другого бумажник – то понесет ответственность по Уголовному кодексу. Надеюсь, аналогия понятна. Вполне достаточно того, что в законе есть общий термин "религиозное объединение". Если мы откроем любой учебник религиоведения, то увидим, что все религиозные объединения принято делить на три типа: церковь, деноминация и секта. Это не Дворкин сочинил, это академические положения... 

– Вашими оппонентами проводится также мысль, что если религиозное объединение имеет свидетельство о регистрации – то оно уже не секта. 

– А эти понятия не связаны друг с другом. Свидетельство о регистрации у религиозной общины примерно то же самое, что паспорт у гражданина. Паспорт есть и у президента России, и у мелкого жулика. Свидетельство о регистрации может быть и у респектабельной религиозной организации, и у секты. То есть сама по себе эта бумага еще не гарантирует, что ее владелец действует в рамках закона. А сектанты именно так все и обставляют: "Вот документ о том, что государство нас признало. Значит, мы хорошие, нам все можно и никакая мы не секта". Да ничего подобного. Если деятельность зарегистрированного объединения ведет к разрушению личности, семьи, общества – значит, мы будем называть его сектой. 

– И каковы, на ваш взгляд, основные угрозы россиянам в духовной сфере? 

– На первом месте находятся неопятидесятники, или, как их еще называют, харизматики. Это очень опасное деструктивное движение, которое возникло в семидесятых годах XX века на американском континенте. В России оно представлено широким спектром разноименных сект. Чтобы усыпить бдительность государства и общества, последователи этих культов с 1997 года стали выдавать себя за пятидесятников, история которых насчитывает около века. То есть перехватили чужой брэнд. 
Всего их в России около 300000 человек. Движение имеет хорошую финансовую базу, плотно взаимодействует с западными единоверцами, а руководитель Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников) – РОСХВЕ(п) Сергей Ряховский свел дружбу с некоторыми чиновниками, после чего его включили в состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ и сделали членом Общественной палаты. Сейчас вчерашние харизматики производят очередную подмену понятий – начинают выдавать себя за "простых русских протестантов". Это очень опасно, и, не скрою, для нас неопятидесятники – проблема номер один. Следом идут Свидетели Иеговы, которых в России около 150 тысяч, мормоны, кришнаиты, муниты, "богородичники", последователи "психокультов", сайентологи, сатанисты... 

– Кстати, последнее время распространяются слухи, что вы "заступаетесь" за сатанистов. Мол, Дворкин говорит, что нет никаких поклонников дьявола, что это все просто подростки балуются. 

– На самом деле в моей книге "Сектоведение" деятельности сатанистов посвящен целый раздел. С другой стороны, я не перестаю говорить о том, что если на Западе дьяволопоклонников много, то в России их число пока, к счастью, невелико. Но газетам хочется жареного, и поэтому за сатанистов частенько выдают обычных хулиганов, рисующих закорючки на стенах церквей, или охотников за металлом, которые устраивают погромы на кладбищах. Я предлагаю не заниматься подобным мифотворчеством. А лидеры сект выворачивают мои слова наизнанку – Дворкин-де заступается за поклонников дьявола! Да у меня даже в курсе университетских лекций им уделено весьма значительное время. 

– Между тем сектанты то и дело ссылаются на "важный документ" – письмо декана журфака МГУ Ясена Засурского от 3 декабря 1997 года, где вроде бы сообщается, что вам отказали в праве читать там лекции "из-за отсутствия образовательного уровня". 

– Насколько помню, члены местной секты "Церковь Божья" размахивали им и осенью 2003 года, когда мне довелось побывать в Ярославле. Я тогда публично им объяснил, что это обычная фальшивка, сделанная на компьютере в программе "Фотошоп". Кто-то отсканировал бланк журфака МГУ и подпись Засурского, а между ними поместил свой текст о Дворкине без исходящего номера, зато с грамматическими ошибками. После чего выставил "документ" на сайте, принадлежащем "Нарконону", то есть подразделению тоталитарной секты "Сайентология". А уж оттуда его стали охотно заимствовать в качестве "компромата на Дворкина" последователи других деструктивных культов. Когда декан журфака МГУ узнал об этом, то прислал мне письмо с заверениями, что он не имеет к появившемуся "документу" никакого отношения. 

– Еще недоброжелатели уверяют, что вы самовольно именуете себя профессором – Высшая аттестационная комиссия (ВАК), мол, не принимала решения о присвоении Дворкину профессорского звания. 

– У нас в стране работает два вида высших учебных заведений – светские и духовные. Высшая аттестационная комиссия присваивает статус профессора сотрудникам светских вузов. А в духовных учебных заведениях статус профессора дают соответствующие церковные инстанции. Я преподаю именно в духовном учебном заведении – Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. Поэтому и профессором стал не по решению государственной комиссии, а по указу патриарха Московского и всея Руси от 18 ноября 2002 года. 

– Вопрос, касающийся ваших поездок. Цитирую: "Он уже преуспел в разжигании межрелигиозной розни: после его визитов вспыхивали межконфессиональные конфликты в Нижнем Новгороде, Димитровграде и многих других городах". Что вы на это скажете? 

– Я скажу, что есть закон, и если бы была установлена причинно-следственная связь между моими поездками и "межконфессиональными конфликтами", я бы уже давно сидел в тюрьме. 

– И все же именно за последние пару лет количество негативных материалов о вас, пусть даже инициированных сектантами, резко возросло. С чем это связано? 

– С тем, что до 2008 года, когда нам сулят "оранжевую революцию", уже рукой подать. В свое время Конрад Аденауэр призывал "делать политику руками религии". Именно к этому, видимо, и готовятся отечественные сектанты. Неопятидесятники, например, не только мощное тоталитарное движение. Это еще и "пятая колонна" граждан, открыто симпатизирующих западным ценностям, проамериканской "модели мира". Возможно, их планируют использовать в качестве политического инструмента при осуществлении государственного переворота. Я об этом открыто говорю, а сектанты в ответ все активнее пытаются меня дискредитировать. Но они опоздали, поскольку факты о роли неопятидесятников в смене политических режимов уже стали достоянием гласности. 

– Например? 

– Возьмем Латвию. В свое время американцы активно поддержали создание рижской неопятидесятнической организации "Новое поколение". Возглавляемая Алексеем Ледяевым, она стала "базовой" для создания тысяч подобных сект, и не только на латвийской земле. Достаточно заметить, что ярославская "Церковь Божья", известная ранее как "Новое поколение", обязана и названием, и становлением именно рижской церкви-матери. В итоге возникла весьма влиятельная сектантская империя. Затем активисты рижского "Нового поколения" вошли в состав "Латвийской первой партии", оттуда перепрыгнули на ключевые министерские должности, а сам Ледяев выпустил работу "Новый мировой порядок", утверждающую, что "престол мира" должен находиться в США. Конечно, и до него Латвия смотрела на Запад. Но стараниями Ледяева она стала уже откровенно проамериканской, и мы не удивляемся, когда слышим, что ее политические лидеры едут в США на "Молитвенный завтрак" с Джорджем Бушем. 
Точно по тому же сценарию развивались украинские события. Запад активно поддерживал создание и развитие киевской неопятидесятнической секты "Посольство Божье", которую возглавил выходец из Нигерии Сандей Аделаджа. И когда пришел "час икс" – именно 15 тысяч его последователей стали самой дисциплинированной силой на Майдане. В итоге у власти оказался ориентированный на Америку человек – Виктор Ющенко. Причем Аделаджа даже не скрывал радости от того, что новый президент "является демократичным, прозападным политиком". А затем и правая рука Аделаджи – Леонид Черновецкий – стал мэром Киева. 

– Как думаете, наши власти заметили эту тенденцию? 

– Безусловно: они запретили въезд в Россию что рижанину Ледяеву, что псевдокиевлянину Аделадже. Но отечественные неопятидесятники и без этих господ, полагаю, не растеряются. Сейчас они размахивают российскими флагами, молятся "за этот народ, эту страну", клянутся в любви Путину. Но когда придет срок – сектанты могут встать под западные знамена. По крайней мере, их лидеры не вылезают из зарубежья, а в саму Москву все чаще рвутся с Запада эмиссары, которые теперь представляются "пророками" и "апостолами", но раньше были известны в качестве сотрудников подрывных идеологических центров. Пастор Александр Дзюба, руководитель московского филиала "Посольства Божьего", тесно связанного с РОСХВЕ, прямо сказал в одном из интервью: "Придет время, и опыт "Посольства Божьего" поможет в осуществлении "оранжевой" революции в России". 

Так вот. Я и коллеги – мы как можем предупреждаем общество об этой угрозе. И чем ближе 2008 год, тем сильнее сектанты боятся разоблачения. Поэтому любыми путями пытаются очернить в глазах россиян и меня, и других борцов против сектантской угрозы. Но я думаю, что люди не дальтоники, они смогут отличить черное от белого. И от оранжевого – тоже. 

Источник: Газета "Золотое кольцо"

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.