Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-905-709-23-14 (9:00-20:00)
 

Лидер секты инглингов Александр Хиневич приговорен к тюремному заключению - 18.06.09

По сообщению корреспондента газеты «Коммерсантъ – Новосибирск» Анастасии Митьковской от 16 июня 2009 г. Мировой суд в Центральном округе Омска приговорил главу омской секты «Церковь староверов-инглингов» Александра Хиневича к полутора годам лишения свободы условно. Следствие обвиняло его в организации деятельности экстремистской организации, запрещенной по решению суда. Сам Александр Хиневич свое уголовное дело называет «гонениями на церковь староверов».

О вынесении приговора главе омских староверов-инглингов сообщили накануне в пресс-службе прокуратуры Омской области. «Приговор мирового судьи в отношении главы древнерусской церкви староверов-инглингов Александра Хиневича был вынесен 11 июня. Суд приговорил его к 1 году 6 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком два года», — сообщили в пресс-службе ведомства. Суд признал Хиневича виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282. 2 УК РФ («Организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого судом принято решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности», предусматривает лишение свободы на срок до трех лет).

В апреле 2004 года управление Минюста РФ по Омской области добилось в областном суде ликвидации и запрета на деятельность местных объединений инглингов — общины «Капище веды Перуновой», «Асгардской славянской общины», а также «мужской духовной семинарии», которыми руководил Александр Хиневич. Структуры были запрещены на основании федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». Чиновники Минюста тогда доказали, что члены этих организаций при проведении обрядов использовали свастику. Инглинги обжаловали решение о запрете в вышестоящих инстанциях, но безуспешно.

Однако руководство секты нарушило постановление Омского облсуда. По словам прокуроров, инглинги продолжили активную деятельность запрещенной организации: открыли мужскую и женскую «духовные семинарии инглингов», воскресную храмовую школу «Мидгард». Количество омских инглингов, по данным прокуратуры, в конце прошлого года составляло около 3 тыс. человек. Как установило следствие, 57-летний Хиневич в декабре 2006 года «издал и реализовывал" свою книгу "Славяно-Арийские Веды"», в которой, «согласно проведенной религиоведческой экспертизе, содержатся высказывания экстремистской направленности». Также, по материалам дела, лидер омских инглингов «в августе 2007 года инициировал мероприятия, посвященные празднованию "Высшего дня Перуна", где с использованием экстремистской символики проводились ритуальные обряды и богослужения». Сам Александр Хиневич настаивал тогда, что омские инглинги ведут свою деятельность на законных основаниях: «Суд запретил нам существовать в качестве юридического лица, и сейчас мы существуем как религиозная группа без государственной регистрации и образования юридического лица, а это разрешено законом о религиозных объединениях». Тем не менее, в ноябре 2008 года прокуратура Омска направила в суд уголовное дело в отношении лидера общины староверов-язычников.

Александр Хиневич приговор суда, назначившего ему условное наказание, не признал. По его словам, сейчас каждый из его многочисленных адвокатов подготавливает апелляцию. «Если районный суд оставит приговор мирового суда без изменений, мы обратимся в Страсбургский суд по правам человека», — заявил глава омских инглингов. Естественно, обращение Хиневича не будет принято в Страсбурге, т. к. там принимают иски только после отказа в их удовлетворении всеми аппеляционными инстанциями страны. В России высшая из таких инстанций — Президиум Верховного суда.

Государственный обвинитель Светлана Нигель сообщила накануне, что «решение об обжаловании приговора прокуратурой пока не принято». По ее словам, гособвинение требовало в суде для Александра Хиневича более жесткого наказания — два с половиной года лишения свободы условно.

Полное название неоязыческой секты, созданной Александром Хиневичем (именующего себя «отец Александр» или «Патер Дий») — «Древнерусская Церковь Православных староверов-инглингов». Хиневич родился в Омске в 1961 году, окончил ПТУ в Приморье, а затем поступил в Омский Политехнических Институт, но закончить его не смог. Впрочем, Хиневич утверждает, что обладает большими знаниями в области древних религий и оккультизма. Также Хиневич заявляет, что имеет большие парапсихологические способности, связанные, по его словам с тем, что он несколько раз переживал клиническую смерть. К тому же (опять-таки, по словам Хиневича) в роду у него были колдуны и с детства его избрали к будущему служению некие «мудрые старцы». Затем, в 1982 году, он был назначен правопреемником некоего «первосвященника» Святослава, а в 1985 году стал «первосвященником» «Инглистической Церкви», получив при этом задание открывать веками оберегаемую в тайне мудрость предков. Разумеется, проверить все это нет никакой возможности.

Первую известность Хиневичу принесла та волна оккультизма, которая в конце восьмидесятых годов охватила всю страну. Он выступал в омских дворцах культуры с лекциями по эзотерике, паранормальным явлениям и сеансами массового целительства. В 1991 году Хиневич основал в Омске «Центр по изучению и исследованию паранормальных явлений «Джива». Этот «Центр» проводил курсы по экстрасенсорике, его сотрудники на коммерческой основе «снимали порчу», изгоняли полтергейст и т.д. Когда оккультная волна в городе начала ослабевать, Хиневич почти полностью переключился на создание собственной «церкви». Костяк организации составили самые преданные ученики Александра, прошедшие курсы в «Дживе». В сентябре 1992 года в Омске Александр провел учредительное собрание, в котором присутствовало 69 человек. На собрании был принят устав и 29 октября 1992 года община получила регистрацию под названием «Древнерусская Церковь Православных староверов-инглингов».

В 1993 году, в здании бывшей библиотеки, было создано «Капище Веды Перуновой» («Храм Мудрости Перуна») и там же разместились мужская и женская «духовные семинарии» инглингов, а также воскресная храмовая школа «Мидгард». Обучение в этих «семинариях» проходит в обстановке строгой секретности, знания даются строго ограниченными порциями по мере продвижения адепта по уровням внутренней иерархии. Среди изучаемых предметов присутствует «кабалистическая астрология», «энергетика священных символов», «трансцендентальная физика», «трехмерная математика» и тому подобное. Деятельность общины финансируется частично за счет пожертвований адептов, частично за счет помощи спонсоров, частично за счет собственных коммерческих структур «Асгард» и «Ирий», занимающихся строительными работами, издательскими услугами и так далее. С 1992 года инглинги периодически выпускают в свет бюллетень «Джива-Астра», а через несколько лет обзавелась собственной страницей в Интернете.

Подобно многим другим неоязыческим общинам, инглинги поддерживают отношения с националистическими партиями, в первую очередь с омским отделением РНЕ Александра Баркашова. Члены РНЕ, в частности, обеспечивают безопасность во время массовых мероприятий инглингов. С местными властями взаимоотношения инглингов складываются не лучшим образом. С 1997 года тянется конфликт общины с мэрией Омска, которая, обвинив инглингов в использовании свастики и национализме, попыталась аннулировать договор аренды здания, где разместился Храм Мудрости Перуна [1]. «Инглиистическая Церковь», в свою очередь, обратилась со встречными исками, усмотрев в действиях городского самоуправления признаки нарушения законодательства о свободе совести. Осложняет жизнь инглиистической общине и близкая к областной администрации региональная партия «Российское общенародное движение», которая одним из приоритетов своей политики избрала противодействие тоталитарным сектам и деструктивным культам.

Согласно А. Хиневичу, «Инглиизм – Древняя Вера Первопредков и в своей изначальной основе, не несет ничего антихристианского, антисемитского и антиисламского. <…> Ибо Инглиизм существовал задолго до появления на земле иудаизма, христианства, ислама и других религиозных учений» [2] . Поклонники Хиневича не называют свои организацию языческой, а именуют себя «Староверами-Инглингами,<…> ибо: мы – староверы, так как исповедуем Старую Веру Расы Велики, ниспосланную Родом Небесным» [3] .

Сам термин «инглингизм» происходит от некоего «символьного слова-образа» «Инглия», который, по мнению адептов «Церкви» «всегда означал Божественный Первичный Огонь Творения, в котором появились разнообразные формы Жизни в Бесконечных Бесконечностях, порожденных в Новой Действительности, т.е. многочисленных Вселенных» [4] . «Православными» инглинги называют себя потому, что «мы Правь и Славь прославляем. Знаем мы воистину, что Правь –- Мир Светлых Богов наших, а Славь – Светлый Мир, где обитают Великие и Многомудрые Предки наши» [5] .

Инглиистическую «мудрость» принесли на Землю (на новоязе инглингов – Мидгард) первые люди «белой расы», переселившиеся из созвездия Большой Медведицы во время «третьей космической войны», когда в Солнечной системе было 27 планет. Первоначально они жили в стране Даарии, расположенной на приполярном материке Арктиде. Эти пришельцы, обладавшие высшими знаниями и божественным происхождением, обучили всем основам цивилизации остальное человечество. Согласно Хиневичу, раса на земле только одна – белая, поскольку само слово «раса» «переводится» им с «даарского языка» как «белый леопард». Различие цвета кожи у нынешних жителей Земли объясняется Хиневичем тем, что предки разных рас прибыли на Землю с разных созвездий. Поэтому инглиизм запрещает межрасовые браки – смешанное потомство якобы нежизнеспособно. После галактической войны и серии космических катастроф жители Арктиды мигрировали в Атлантиду, где смешавшись с «гиперборейцами» и «доаадамитами». В результате изначальная доктрина раздробилась, замутилась чужеродными суевериями, и стала основой всех остальных религиозных учений. И все же полнее и чище всего мудрость инглингов сохранилась в славянском язычестве, и потому русский народ – носитель высшей святости и духовных знаний, оплот великой «белой расы». Несмотря на все гонения со стороны официальной Православной Церкви, волхвы тайно передавали свои знания из поколения в поколение, и «катакомбная» «Инглиистическая Церковь» сохранилась с незапамятных времен.

Омск провозглашается Хиневичем самым сакральным местом земле и отождествляется с Асгардом, священным городом богов в скандинавской мифологии, а также с легендарным островом Буяном и Беловодьем. Согласно Патеру Дию, в районе рек Иртыша в глубочайшей древности располагалось главное святилище белой расы. В 1530 году, учат инглинги, священный город Асгард, просуществовав более 100 тысяч лет, был разрушен кочевниками. Но и позднее в Омской области, под городом Тарой высшие иерархи инглингов скрывались от преследований со стороны властей и в условиях глубочайшей конспирации воспитывали себе смену – в том числе и самого Хиневича. Патер Дий утверждает, что еще в начале XX века в Омске действовали многочисленные храмы, святилища и общины инглингов. А тот факт, что ни в архивных документах, ни в изысканиях краеведов никаких сведений об этом не обнаруживается, объясняется происками антирусских темных сил, сознательно и целенаправленно уничтожавших все свидетельства об «Инглиистической Церкви».

Декларируя терпимость и уважение ко всем религиям, инглинги почитают основателей и пророков всех известных религий – Христа, Заратустру, Будду, Мухаммеда и других. Впрочем, это не мешает поклонникам Хиневича утверждать, что крещение Руси в 988 году было насильственным и обвинять Православную Церковь в гонениях на носителей «древнего тайного знания». Основными объектами поклонения инглингов являются славянские божества Сварог, Перун, Лада-матушка, некие «святомудрые предки» и т.д., причем все эти персонажи объявляются ипостасями единого бога Рода.

Доктрина инглингов включает в себя идею о множественности обитаемых материальных и духовных миров. Духовные миры подразделяется на светлые (они населены легами (ангелами), арлегами (архангелами), ассами (богами миров) и др.) и темные (в них обитают падшие ангелы и демоны). Чем выше какой-либо мир из числа духовных, тем больше в нем измерений. Например, мир легов имеет 16 измерений, мир арлегов 256. Души людей проходят эволюцию и перевоплощаются как на Земле, так и в других мирах. При этом утверждается, что человек вовлечен в космическую борьбу сил Света и Тьмы, хотя дуализм добра и зла инглинги склонны отрицать. В доктрине инглингов подробно разработаны этические принципы, сформулированные в виде 99 «заповедей», данных Сварогом и Перуном. В частности, богоданными добродетелями считаются русский патриотизм, приверженность родовым идеалам, уважение ко всему живому как на Земле, так и в других мирах. Вот некоторые из «заповедей»: «Убегайте от Кривды и следуйте Правде, чтите род свой и Рода Небесного. <…> Не навязывайте Светлую веру насильно людям, и помните, что выбор веры личное дело каждого свободного человека. <…> Дарите дела добрые, да во славу Рода небесного, и великих предков ваших и святой земли вашей. <…> Не берите жен с черной кожею, ибо оскверните дом и свой род загубите, а берите жен с кожей белою, вы свой дом прославите и свой род продолжите» [6] .

В качестве священного писания используются так называемые «Славяно-Арийские Веды». «Славяно-арийское веды» - это ряд священных текстов, написанный, как утверждает Хиневич, на металлических пластинах рунами на особом жреческом «арийском» языке, от которого якобы произошли все языки в мире. Эти пластины хранятся в недоступном для непосвященных месте, а первый перевод на русский язык был сделан предшественниками Хиневича еще в сороковых годах XX века. В 1999 году Хиневич начал издавать «переведенные» «Славяно-Арийские Веды» со своими комментариями и успел издать уже три тома.

Сегодня число приверженцев идей Хиневича – около трех тысяч человек, среди которых преобладает молодежь, в первую очередь студенты [7] . Молодых людей привлекает в общину не только экзотические обряды и романтика приобщения к «тайным знаниям древних», но и особая атмосфера сплоченности, духовного единства, своего рода «семейная обстановка», чего так не хватает тем, кто испытывает проблемы в отношениях с родителями.

«Церковь инглингов» функционирует по всем законам классической тоталитарной секты. Как уже говорилось выше, община Хиневича строится как мистический орден посвященных, информация о внутренней жизни которого засекречена для внешних. Вступая в него, адепты дают клятву не разглашать полученные знания. Инглинги подразделяются на мирян и священство, образующее многоступенчатую иерархию. Возглавляет ее «Орден-Миссия» «Джива - Храм Инглии», разместившаяся в Омске. Главной задачей Инглиистической Церкви ее лидеры видят в консолидации всех современных неоязычников, поэтому Хиневич много разъезжает по стране и зарубежью, налаживает контакты с различными неоязыческими общинами России, Европы и Америки.

 

 


1. См.: Яшин В. Церковь православных староверов-инглингов. Омск. 1998
2.Александр, отец. (Хиневич А.) О корнях русского исповедания и русской культуры. Омск. 1993. 
3. Владимир, отец. (Иванов И.) Инглiизмъ. Древняя Вера Славянских и Арiйскихъ Народовъ. Омск. 1993.
4. Там же. 
5. Там же. 
6. Цит. по: Яшин В. Указ. соч. 
7. См. Яшин В. Указ. соч.  

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.