Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-916-377-44-40
 

ВЗГЛЯД НА НЕОЯЗЫЧЕСКУЮ СЕКТУ ИЗНУТРИ - 26.03.15

Александр Хиневич

Мы задали несколько вопросов Екатерине Игнатовой, которая будучи подростком жила в неоязыческой секте Александра Хиневича.

Как вы попали в неоязыческую секту "Инглингов"?

Попала осенью 1999 года. Была трудным подростком, в 15 лет бросила школу, ушла из дома, путешествовала автостопом. В пути из Новосибирска в Омск заболела, отбилась от попутчиков, возвращаться домой не хотела и тут подвернулась моя знакомая, которая там уже остановилась и хорошо отзывалась об этом месте. (Решающими факторами стали наличие бани и неограниченность срока пребывания). Название «капище» я слышала впервые. О религиозной окраске места упомянуто не было, да я и не задумывалась.

Как вас приняли неоязычники?

Приняли довольно добродушно. Сначала меня привели в помещеньице со столом и лавками, называемое местными «трапезная». Там надо было ждать «отче» (Хиневича), который должен был дать мне разрешение остаться. Пока ждала, перезнакомилась с частью народа. Люди были разные, некоторые болящие, но отнеслись хорошо. Может потому, что я быстро смекнула, что тут какие-то верующие, и напустила на себя скромный вид. Дали чаю с печеньем. Через пару-тройку часов появился сам отче. Меня ему представили и он без особых вопросов разрешил остаться.

Расскажите немного о жизни внутри этой секты.

Не было какой-либо религиозной жизни – молитв и пр. Вообще по пальцам могу пересчитать какие-то религиозные события за два года: Одна свадьба – впечатлительная молодая женщина уговорила «повенчать» ее с сожителем. Было похоже, что обряд придуман на ходу. Не совсем копия православного венчания, но довольно явно слизано. Было, конечно же, пояснено, что это «они у нас слизали». Два летних выездных праздника на песчаном берегу Иртыша, с хождением по раскиданным в песке углям, прыжками через костер и песнями под гитару. (Песен своих, кстати, у язычников тоже не было. Пели кто что – и БГ, и народные и что угодно.) Там бывали те, кого в Капище я никогда не видела. Наверное, какие-то старые члены общины. Несколько «обрядов имянаречения». Периодически отче соглашался наречь кого-нибудь. Обряд не видела, по описанию похож на баптистское крещение – со входом в реку, погружением, только еще каким-то ритуальным кинжалом вроде вокруг человека махали, «отсекая связи». И нарекал имя, какое в голову придет. Потом человека в секте называли этим именем. Имена давались чем дальше, тем однообразнее, под конец вообще одни «Светозары» да «Святозары» пошли.

Есть ли что-то такое что вас там поразило, удивило.

Тогда поражало уже одно наличие взрослых вроде бы людей, веривших отче. Предание инглингов я слышала много раз, и начиналось оно информацией о том, как с четырех разных планет на космических кораблях прилетели на Землю четыре разные расы человеков – белые, желтые, черные и серые. Серые – это евреи. Понимаете, за таким вступлением все что угодно можно говорить и будет уже не так безумно. Курс лекций «духовного училища» вообще начинался его словами «забудьте все что вы знали», дальше шла полная, полная ахинея – смесь Задорнова (происхожение слов – любимая тема) с просто бредом отовсюду по нитке – нумерология, телегония, экстрасенсорика и еще какая-то муть. Поэтому поражало, что туда приходили «учиться» вполне взрослые и образованные люди. Был историк, кандидат наук, преподаватель в вузе – не понимаю, что он там забыл. Спустя годы больше поражает безответственность отче. Принимая у себя в секте деосциализированных подростков, по сути – детей, он совершенно не интересовался их состоянием, не пытатлся связаться с родителями, как-то вернуть человека домой. Однажды с девочкой произошел несчастный случай в бане, она упала в обморок там, попала лицом под подтекающий кран и получила сильный ожог лица. Подростки-неформалы догадаться, как вызвать врача иногороднему ребенку, куда обратиться в «цивильное» учреждение не додумались. Мы тогда не пользовались никакими учреждениями и боялись их. Никто из взрослых не вмешался, девочка провела еще пару дней в Капище, а потом пошла домой за тысячу километров автостопом. С обожженным лицом не очень-то подвозят. Время было упущено, развились осложнения, потребовались серьезные операции. Слава Богу, девочку спасли. Сейчас, будучи уже взрослой, я просто благодарю Бога за то, что никто из нас дурачков не погиб там. Была пожилая чета с больной сильным сколиозом то ли внучкой, то ли дочкой. Девочка была в раннем подростковом возрасте. Наверное ей еще можно было помочь. Надеюсь, те люди и к врачам обращались, а не только слушали россказни Хиневича о старинном славянском способе лечения сколиоза при помощи дыбы в бане. Еще незадолго до отъезда произошла занимательная история. В классе училища над доской висел рисованный карандашом портрет Хиневича. И что-то в нем такое было, очень притягательное, он как-то странно влиял на меня, я чувствовала, что дело не в изображении – сам рисунок был обычный. Однажды поздним вечером, подначиваемая старшими ребятами я забралась на парту и сняла этот портрет со стены и разобрала рамку. Под рисованным портретом лежало изображение Богородицы. Я была поражена.

Каков был контингент неоязычников, каков образ среднестатистического неоязычника?

Как я уже упомянула, Капище было полно странствующих отбившихся от социума подростков и людей постарше – около 18-20 лет. Их численность была непостоянна. Бывал народ со всей России и даже из зарубежа. Кроме того, была компания молодых людей и девушек постарше - 21-24 года, местных, они в Капище не жили, только приходили. Как я поняла, они присутствовали у истоков секты, при строительстве Капища. Почти все они страдали полинаркоманией. Практически поголовно стояли на учете у психиатров – закосили от армии. Получаемые таблетки разделяли между собой и употребляли вне схемы лечения - для кайфа. Насколько я могла понять, они были более или менее увлечены всеми возможными эзотерическими идеями, а также Кастанедой и еще там кем-то. Эгрегор, астрал, точка сборки – собаку съели на этих вещах. В астрал ходили в основном под кетамином, но были парочка просвещенных, что могли и насухую. Также приходили приличные взрослые люди – верующие в это все. Они приходили пообщаться с Хиневичем и на уроки в училище. Отдельно стоит упомянуть 19-летнего канадца русского происхождения, поведшегося на информацию о Капище в интернете и приехавшего просвещаться. Пробыл недолго, думаю, был впечатлен.

Что вы можете сказать об отношениях между адептами секты и отношениях адептов с лидером секты.

Приезжая молодежь просто быстренько цепляла нужные слова-маркеры и пользовалась приютом сколько нужно. Никаких особых отношений с отче не строили. Старшие ребята были объединены общей обидой на Хиневича. Как-то он после окончания постройки Капища, на которой они все трудились, нахождения спонсоров и покупки второго дома – духовного управления – переменил свое отношение к ним, и они чувствовали себя несправедливо чем-то обделенными. От них я узнала некоторые вещи о Хиневиче – что раньше, например, он был каким-то экстрасенсом или парапсихологом, а потом выдумал религию. Что один из стариков, подолгу ждущих его на крыльце – его родной отец – это оказалось правдой. Еще поговаривали, что он злоупотребляет фенобарбиталом, но тут я не берусь судить что правда, а что нет. Говорилось все втихую, за глаза. Капище этими парнями использовалось больше как место где накуриться-удолбаться, поесть и отлежаться. «Прихожане», студенты с Хиневичем не спорили, просили совета, заглядывали в рот, вели конспекты лабуды. Верующие, что с них взять.

Что неоязычники говорили вам о христианстве и как их агитка на вас повлияла?

Помню несколько фактов:

На тот момент я не искала веры и к Церкви уже относилась скептически, так что все эти сообщения восприняла просто как часть ахинеи А. Хиневича. Когда я-таки пошла в Церковь, у меня была хорошая прививка от религиозного маразма и тупого поклонения чему-либо. Я вспоминала людей в Капище и старалась во всем разобраться – за это, наверное, можно секту поблагодарить.

Каковы источники финансирования Хиневича и его секты?

Своими глазами я видела одного человека – предпринимателя, тогда – хозяина какой-то эзотерической лавки. Его в глаза и за глаза называли спонсором. Хиневич вел с ним много приватных бесед. Как давно, насколько крупно он спонсировал Капище, имел ли сам выгоду или просто верил – мне неизвестно. Были ли пожертвования от рядовых прихожан – вряд ли, я бы видела. Да и небогатые люди были. Если еду приносили только. Была еще пара человек, явно состоятельных и давно знакомых с Хиневичем. Давали ли они деньги – я не знаю. Ну и для полноты повествования - однажды Хиневич предпринял попытку заработать на нашей любви к плетению бисерных украшений. Выдал бисеру и велел плести со свастиками. Работники из нас вышли так себе, не думаю что он очень обогатился на этих изделиях.

Как вы вышли из секты и какова была реакция на это неоязычников.

Вообще там никто не держал. Собственно пребывание мое там было по одной причине – я была крепко влюблена в одного из приходивших парней, и некому было вправить мне мозги и отправить домой. Так что я полтора года повздыхала по нему, а потом перестала. Незадолго до того в Капище появился один очень хороший человек, бывший спортсмен. Он вообще был на порядок взрослее и добрее всех этих инглингов. Не знаю, почему он был там, видимо у него были свои причины. Авторитетом пользовался, имел хорошее влияние и на Хиневича. Разогнал тусовку стопщиков, меня оставили потому что занималась хозяйством. Хорошо повлиял и на меня, отучил материться. Ну и я почувствовала, что меня уже не особо что-то держит в Капище. Заговорила о том, что надо съездить домой (раньше ездила и всегда возвращалась). И тот хороший человек предложил, чтоб за символические хозяйственные услуги (какой-то холодильник помыть) он мне купит билет на плацкарт до Томска. Автостопом я тогда уже побаивалась идти – пару раз наткнулась на агрессивных водителей. Он выполнил свое обещание, за что ему большое спасибо. Я уехала и не вернулась. В последнем телефонном разговоре с кем-то из Капища в ответ на обычное «Слава богам и предкам нашим» я вместо «вечная слава» ответила, сама не знаю почему «воистину». Это было весной 2001 года. Через пару лет я узнала, что Капище сгорело. Там была плоховато сложенная, трескающаяся русская печь в котельной. Полагаю, она могла быть причиной. «Сожжено серыми!» - сообщил мне один из фанатиков по ICQ.

Как вы стали православной?

Через несколько лет, в 2008 году осталась одна в еще одном чужом городе, уже с работой, учебой, приличным видом, но все еще без умения находить друзей. По совету верующей мамы пошла в православный молодежный клуб, услышала священников, потом сама уверовала – и понемногу с тех пор воцерковляюсь. В 2012 году вышла замуж, в 2014 родилась дочка. Слава Богу за все.

Протоиерей Михаил Рябов

12.03.2015  10:41

Сайт АнтиЯзычество Рязанской митрополии   http://www.rznmitr-missia.ru/neoyazychestvo/116-vzglyad-na-neoyazycheskuyu-sektu-iznutrimy-zadali-neskolko-voprosov-ekaterine-ignatovoy-kotoraya-buduchi-podrostkom-zhila-v-neoyazycheskoy-sekte-aleksandra-hinevicha.html#sel=

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.