Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-916-377-44-40
 

Сахалинский стрелок: сектанты Сахалина объявили открытую войну православию - 08.04.15

Сахалинский стрелок: сектанты Сахалина объявили открытую войну православию

Сахалинский областной суд на днях приговорил Степана Комарова к 24 годам тюремного заключения в колонии строгого режима. Прокуратура настаивала на пожизненном сроке.  «Сахалинский стрелок», как прозвали его в СМИ в феврале прошлого года, вошел в кафедральный собор Южно-Сахалинска и устроил там стрельбу. Было убито двое, прихожанин и монахиня, и ранено семеро человек. Свои действия он объяснил острой неприязнью к православию и Русской Православной Церкви.

При этом защита ссылалась на то, что Комаров пошел на убийство в состоянии аффекта, из-за того, что у него был «комплекс неудачника» и прочие нервные расстройства. И образ городского сумасшедшего, одиночки с помповым ружьем, который пошел «захватывать храм, выгонять верующих и сначала убивать никого не хотел, потом крыша поехала» в массовом сознании закрепился довольно прочно. Даже сторона обвинения, в общем-то, особо не отрицала эту версию. На последнем заседании прокурор Ольга Абрамец, воспользовавшись правом реплики, сказала в том числе, что «…своим жертвам он стреляет в голову! Монахиня пряталась от него, она была укрыта. Но он целенаправленно выстрелил и в нее. Психиатры говорят, что у него комплекс неудачника. Ненависть и нереализованность его как личности и побудили его совершить преступление против религии и людей. Прошу назначить наказание в виде пожизненного заключения». В общем, мнение, что Комаров – сумасшедший одиночка, по умолчанию стало общим местом в этом деле. Однако далеко не все сахалинцы придерживаются этой трактовки событий и мотивов «сахалинского стрелка».

Например, глава молодежного отдела Сахалинской епархии, член Российской ассоциации центров по изучению религий и сект, протоиерей Виктор Горбач высказал версию о сектантских предпосылках преступления. Здесь нужно несколько отмотать время назад и вспомнить, что вообще происходит на Сахалине среди культов и сект, которых на острове много и чувствуют они себя там очень уверенно.

Сахалинской епархии РПЦ МП всего 20 лет, и фактически православие на остров пришло в девяностые вместе со всеми новыми и экзотическими религиозными течениями. При этом ресурсов у сект и культов было значительно больше, чем у первых православных миссионеров. В итоге многие из них смогли без проблем купить землю, построить храмовые и административные комплексы, наладить систематическую вербовку новых адептов.  И периодически до сих пор устраивают локальные войны с Сахалинской епархией. Так, несколько лет назад неопротестанты выступали с резкими и публичными протестами против строительства новых православных храмов на Сахалине. Проводились какие-то массовые демонстрации, при этом, по словам того же отца Виктора Горбача, это был очень странный мезальянс протестующих, в числе которых находились и адепты неопротестантизма, и некоторые члены сахалинского отделения КПРФ. В рамках этой активности 2011-2012 года своим зданием на центральном проспекте областного центра обзавелся филиал такой международной организации, как «Новое поколение», лидеру которой, Алексею Ледяеву, запрещен въезд в Российскую Федерацию.

Хотя для Сахалина такая странная партийно-религиозная двойственность – не исключение. Известно, например, что один из членов секретариата «Единой России» на Сахалине параллельно является пастором незарегистрированной религиозной организации «Посольство Божье». Да, это филиал той самой украинской неопротестантской секты, которой руководит Сандей Аделанжа, которому также запрещён въезд на территорию РФ.

Однако неопротестанты с их активностью – это отнюдь не самая большая проблема в жизни острова. Некоторые активисты от альтернативных религиозных течений идут куда дальше.  Например, несколько лет назад, как раз в то время, когда шла активная информационная кампания по делу «Пусси Райот», на одном из сахалинских кладбищ вандалы сорвали крест с купола часовни, а на колоннах храмового помещения написали «Сатана придёт за вами!».

По словам сахалинских священников, надписи самого разного рода на стенах православных храмов – не такое уж редкое и исключительное дело для религиозной жизни острова.

При этом местные правоохранители не то чтобы не вмешиваются и не расследуют, просто уж больно экзотична для них вся эта религиозная специфика. И легче говорить о фактах отдельно вандализма или экстремизма, или одиночного случая сумасшествия, как в случае с Комаровым. Ну вот жил человек, жизнь не заладилась, он сошел с ума, взял оружие и пошел убивать людей в храме. С кем не бывает, правда же?

Тем не менее, есть вполне убедительная версия, что Комаров сошел с ума именно в таком хитром, антипроавославном направлении, во-первых, не один, а во-вторых, под влиянием идей Николая Левашова, ныне покойного гуру тоталитарной оккультно-неоязыческой секты «Русское общественное движение. Возрождение. Золотой Век». Это структура, учение которой покоится на своеобразных «трёх китах». Первое – это роль самого Левашова: в рамках своей доктрины он – целитель и божество, академик трёх академий, спаситель и создатель человечества, неоднократно силой мысли спасал планету от самого разного рода глобальных угроз (http://bnb-tigr.ru/articles/198507). Вторая «духовная скрепа» культа – это неоязычество. Одной из доктринальных книг в «РОД ВЗВ» являются так называемые «Арийские Веды» авторства Александра Хиневича, главы неоязыческой секты «древлеправославная церковь старообрядцев-инглингов». Кстати, сейчас над Хиневичем в Омске идёт суд по обвинению в разжигании религиозной нетерпимости, а его книгу хотят внести в список экстремистских материалов (http://lenta.ru/articles/2015/03/05/yazychniki/). И третий важный элемент учения – это стойкая, глубокая христианофобия, которую «левашовцы» продвигают всеми возможными способами. Для них «христианство – это враг славян номер один».

Вторым мотивом, фигурирующим в деле, было увлечение «стрелка» творчеством Александра Невзорова, в частности, серией его программ «Уроки атеизма». По словам одного из друзей «стрелка», Комарова эти программы и мысли, звучащие в них, сильно «зацепили» (http://skr.su/news/244916).

Есть все основания полагать, что Комаров был не единственным приверженцем таких доктрин на всём острове. По крайней мере, когда дело только начиналось, в некоторых сахалинских пабликах и на форумах Комарову выражали горячую поддержку. Сейчас правда, практически всё вычищено и удалено, поскольку дело оказалось внезапно очень серьёзным. Однако кое-что найти удалось: например, вот такой комментарий под новостью об осуждении «сахалинского стрелка»: «А с чего вы взяли, что он ненормальный? Может он вообще не хотел никого убивать. Может ему кто-то из попов насолил или церковь достала. Вот он и пришёл мочкануть того попа (возможно педофила), а не застав его начал по иконам палить. Тут бабка монашка прыгнула грудью перед иконами (с фанатичных верующих станется) и получила дробь. Второй мужик кинулся после этого на него и тоже получил. А по ногам людям он стрелял вероятно, чтобы больше никто на него накинуться не посмел».

Здесь, в этом комментарии, очевидно, что человек либо просто не вчитался в опубликованные материалы дела, либо намеренно искажает факты. Начать стоит с того, что на «стрелка» никто не прыгал. Монахиня вообще находилась в свечной лавке и звонила в полицию. Первой жертвой стал как раз мирянин, который шел успокаивать Комарова и получил четыре пули в туловище и одну, контрольную, в голову. Далее Комаров прошел через весь храм, от алтаря до лавки, перепрыгнул через прилавок, прижал монахиню ногой к полу и выстрелил ей в голову. То есть, ни о какой случайности речи не идет. Да и о простой социопатии. Потому что потом стрелок разделся по пояс, обнажив татуировки среди которых был и языческий «коловорот», и «свастика», и начал методично расстреливать иконы. То есть, это был намеренный, осознанный акт религиозного вандализма, религиозной войны, если хотите. И то, что после этого кто-то активно высказывается в его защиту, или вовсе считает, что «мало убил» – говорит о схожем, если не идентичном религиозном мировоззрении сторонников Комарова.

И, опять же, вполне понятно, почему прокуратура и полиция по умолчанию соглашаются с той версией, что «сахалинский стрелок» – частный случай безумия и социопатии. Ровно по той причине, что если отойти от этой версии и рассмотреть религиозный компонент более подробно, то окажется, что в регионе с населением в полмиллиона человек правоохранители проморгали некую если не общину, то общность людей, исповедующих такую религиозную систему, которая позволяет им идти на убийство и вандализм. Если не всем, то, как минимум, некоторым. Понятно, что такой «прокол» записывать себе в актив сахалинским органам правопорядка очень не хочется.

Но, с другой стороны, при таких раскладах никто не может гарантировать, что не появится «сахалинский стрелок 2.0». Сейчас, понятно, когда суд озвучил срок в 24 года, все потенциальные сторонники Комарова напуганы. Но что будет спустя время, когда информационный шум уляжется? Когда все подзабудут про колонию строгого режима? Это не праздный вопрос, и его хотелось бы разрешить на системном уровне. Например, хоть каким-то антисектантским законодательством.

Понятно, что Комарова нельзя назвать вменяемым человеком. Да, сумасшедший. Но именно в учении Левашова и передачах Невзорова этот человек нашел ту единственную точку приложения своего безумия, которая и привела ко всем этим последствиям. К двум убитым и семерым раненым.

Александр Чаусов

7 Апреля 10:07

POLITRUSSIA.COM – ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНТЕРНЕТ ЖУРНАЛ  http://politrussia.com/society/pochemu-sakhalinskiy-strelok-829/

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.