Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-905-709-23-14 (9:00-20:00)
 

Символы и ритуалы Нового Акрополя - 25.02.13

Символы и ритуалы Нового Акрополя

Различные элементы «эклектической» символики и ритуалики Нового Акрополя заимствованы из разных культур и времен. Прослеживать все эти заимствования – задача сложная и неблагодарная, поэтому мы выделим (в примечаниях) только некоторые из них, особое внимание уделяя совпадениям акропольской и нацистской (фашистской) символики, в связи с тем, что именно на основании символики Новый Акрополь обвиняется в неонацизме.

Орел

Основным символом Нового Акрополя является орел с поднятыми крыльями, стоящий на колесе, увитом дубовыми листьями, внутри которого расположены перекрещенные факел, перо и секира. [1]
Согласно трактовке, принятой в Новом Акрополе, орел изображает «посвященного царя-жреца» в одеянии птицы. Колесо, на которое он опускается, – в одном из контекстов символ Земли, на которую будущий «мировой владыка» приносит «мистерии». Факел, секира и перо египетской богини Маат – символы неукротимой воли и справедливой борьбы «учеников»-акропольцев, сражающихся за приближение этого момента.
В основе этой символики лежат символы Анакса. Анакс по-гречески – царь, правитель, обладающий полной и безраздельной властью, как светской, так и духовной. Его основные атрибуты – орел и дубовые листья, символы власти и могущества, которые во все времена украшали царские гербы и гербы государств [2]. Считается, что в официальном логотипе Нового Акрополя также зашифровано слово Анакс (Anax). Очевидно, что эта имперская символика связана со всемирным характером деятельности Нового Акрополя и определенными претензиями на «мировое господство».

Флаги

На флаге Нового Акрополя в верхнем левом углу изображен черный символ «солнечного орла». Поле флага желтое, с расходящимися от изображения орла красными полосами, расширяющимися к периферии. [3]
У каждой группы («логоса») Живых Сил (ядра Нового Акрополя) – Корпуса Безопасности, Рабочей Бригады и Женской Бригады – есть свой флаг, на котором изображена эмблема «логоса». На красном флаге Корпуса Безопасности изображены одна под другой две буквы S (верхняя – в форме древнегерманской руны «зиг» в виде молнии [4]), заключенные в овальную рамку (картуш). На оранжевом флаге Рабочей Бригады изображено колесо, спицы которого составляют крест в виде рук, сжимающих обод. На синем флаге Женской Бригады изображен корабль под парусом, заключенный в картуш.

Форма

Изначально Живые Силы Нового Акрополя делились на две части – Корпус Безопасности (испанская аббревиатура CS) и Рабочая Бригада (BT или BM) [5]. Форма Корпуса Безопасности – черная рубашка, черные брюки, черный галстук, черные ботинки. На левую руку надевается красная повязка с черной эмблемой CS. Форма Рабочей Бригады – коричневые рубашка, брюки, галстук и ботинки. Повязка оранжевая, с изображением символа BM.
Позже в Новом Акрополе «по просьбе трудящихся женщин» появился еще один «логос» – Женская Бригада (BF). Форма – синяя юбка и белая блузка. Повязка синяя, также с изображением символа BF.
Форма имеет ритуальное значение, на публике не демонстрируется и надевается только во время церемоний.

Секира

Секира (ликторский топор) – отличительный знак так называемых «носителей секиры» («секиричей»), элитного круга внутри Живых Cил Нового Акрополя, члены которого составляют руководство организации. В Римской Империи такая секира, ручка которой была обвязана снопом прутьев, неслась ликторами впереди колонны, сопровождавшей правителя, наместника или крупного чиновника, показывая тем самым их привилегию отдавать распоряжения от имени первого лица Империи. Позже, как раз из-за наличия связки прутьев, этот символ в Италии получил название «fascio» (фашина – пучок, связка), от которого и произошел всем известный термин «фашизм».

Приветствие

Официальным приветствием, принятым внутри Живых Сил Нового Акрополя, является жест вытянутой вперед и вверх рукой, раскрытой ладонью вперед. Оно может исполняться в различных вариантах.
На церемониях человек падает на одно колено, бьет себя сжатым кулаком в область сердца и затем с силой выбрасывает руку одновременно с громким и коротким криком «Аве!», произносимом на мощном выдохе. Так приветствуется флаг, орел и другие символы Нового Акрополя.
Перед началом любых официальных встреч, занятий или собраний все присутствующие встают по стойке «смирно», старший группы, стоя лицом к аудитории, поднимает руку и произносит «Аве!», после чего все собравшиеся повторяют то же самое. Приветствие исполняется с военной четкостью.
При встрече членов Живых Сил в обычной обстановке (если поблизости нет посторонних людей) двое одновременно вскидывают руки навстречу друг другу, произнося «Аве!» (в Новом Акрополе России этот элемент этикета часто игнорируется).

Храм

В каждом помещении «национального отделения» Нового Акрополя имеется храм. В московском отделении он располагается в подвальном этаже здания. Храм состоит из трех частей – «зала ладьи», «крипт» и центрального зала.
«Зал ладьи» располагается первым от входа и является своего рода притвором храма. В его центре на полу на зеркале установлен постамент, на котором стоит псевдоегипетская ладья с головами египетского бога Анубиса на носу и на корме; в открытом наосе (надстройке в центре ладьи) устанавливается лампада; за наосом стоит статуэтка «ка» (египетское изображение «двойника» человека) [6].
На четырех стенах зала находятся египетские рельефы, содержащие иероглифические «охранные заклинания».
Потолок «зала ладьи» и всех остальных частей храма расписан «египетскими» пятиконечными звездами. Из зала две «потайные» двери ведут в «крипты» – маленькие комнаты, предназначенные для индивидуальных ритуалов.
Четыре «крипты» окружают круглый центральный зал, из каждой «крипты» в него ведет дверь.
В «крипте учителей» расположена статуя греко-римского божества Сераписа, внушительных размеров бюст Хорхе Анхеля Ливраги и гипсовый слепок его руки. Также там стоят небольшие портреты Блаватской и Шри Рама (президента Теософского общества, который считается учителем Ливраги).
В «крипте BF» (Женской Бригады) в специальных нишах находятся статуи римской богини Весты (держащей в руках светильник с огнем BF) и греческой Афродиты. Между нишами стоит флаг BF, напротив него на стене висит меч, увитый цветами. Стены крипты синие, освещение – насыщенного синего цвета.
В «крипте CS» (Корпуса Безопасности) в нишах стоят статуи египетского бога Осириса и греческого божества Ареса (или римского Марса). У статуи Ареса располагается светильник с огнем CS. Кроме того, в крипте стоят небольшие статуэтки египетского бога Анубиса и змея в форме буквы S. На стене – ритуальный меч, используемый во время церемоний. Стены крипты красные, освещение – ярко-красное.
В «крипте BM» в нишах стоят статуи греческого бога Гефеста и египетского бога Птаха. Рядом стоит статуэтка скарабея и фанерный куб с землей. На стене висит большой двуручный меч. В углу крипты стоит «макет» алхимической печи – «атанора». Стены крипты коричневые, освещение – желтое.
Центральный зал круглый, с небольшой прямоугольной нишей. В нише на стене помещен бронзовый орел (символ Нового Акрополя), там же стоят египетская статуя (которую называют «ученик») и флаги Нового Акрополя. В центре зала расположен глубокий круглый колодец с водой. Сверху колодец закрыт невысоким контейнером с песком, привезенным из Египта и смешанным с песком из крипты Ливраги. На контейнере стоит алтарь в форме египетского столба «джед», на нем расположена бронзовая чаша для «жертвоприношений». На стенах изображены египетские божества и сцена «взвешивания души» из египетской «Книги Мертвых» [7]. Потолок крипты куполообразный. Строго по оси колодца через все этажи здания проходит труба, которая теоретически должна проводить на алтарь свет Сириуса в моменты совершения церемоний.
В целом этот храм является прекрасным отражением нелепой и запутанной религиозной системы Нового Акрополя, сочетающей в себе всевозможные элементы, вырванные из контекста разных культур и скрепленные выдуманными атрибутами и правилами. Известный философ 19-го века Павел Флоренский считал эклектику такого рода началом загнивания общей культуры человечества.

Ночное «дежурство» в храме

Эта церемония совершается каждую ночь, начинаясь строго в полночь. В «дежурстве» участвуют 4 человека: один «секирич» и три представителя «логосов» (CS, BM и BF).
Все участвующие надевают форму, повязки, берут свои личные эмблемы и заходят в храм. Все перемещения в храме осуществляются строго против часовой стрелки.
В «зале ладьи» участники обходят вокруг ладьи, ставят к наосу с зажженной лампадой свои эмблемы и садятся вокруг нее по одному человеку с каждой стороны в «позу ученика» (на коленях, сидя на пятках, с прямой спиной). Все заполняют собственные «дневники», записывая туда отчет за день о проделанной физической и духовной работе. Затем в течение 10-15 минут выполняется упражнение по концентрации взгляда на «точке» – горящей ароматической палочке. В ходе этого упражнения нельзя моргать и отводить взгляд; если не получается, то упражнение следует повторить. После этого каждый проходит в крипту своего «логоса» для индивидуальной «службы» («секирич» дежурит в «крипте учителей»).
В крипте человек ставит свою эмблему к флагу, выполняет ритуальное приветствие статуй божеств, огня и флага, садится в «позе ученика» и в течение 20-30 минут читает тексты из специальной папки (статьи Хорхе Ливраги, Делии Гузман, Елены Сикирич). После этого выполняется «общение с флагом логоса» и размышления на «ученические темы» (их список приводится в специальной инструкции). В завершение производится смена огня (меняется фитиль и доливается масло в лампадку), читается «Молитва ученика» (текст, написанный Ливрагой) и совершается «жертвоприношение» (если человек считает, что оно заслужено) – в чаше сжигается листок бумаги с изложением дел, проявленных качеств и т.п., расцениваемых как «жертва».
«Секирич» совершает (обязательное) «жертвоприношение» в центральном зале, где он также приветствует орла, стоя перед нишей, и читает «Молитву ученика». После «секирича» в центральный зал имеют право зайти из своих «крипт» те, кто совершил «жертвоприношение»: они обходят против часовой стрелки вокруг алтаря и приветствуют орла, стоя напротив ниши по диаметру зала.
После завершения дежурства все собираются в «зале ладьи», записывают в специальный журнал «откровения», посетившие их в процессе дежурства, и производят уборку в храме. Вся служба длится в среднем 2-3 часа. После этого те, у кого есть деньги на такси, отправляются домой, у кого нет – остаются спать в помещении Нового Акрополя.
Каждый член Живых Сил обязан проходить подобное «дежурство» примерно раз в месяц.

Sol Invictus / День умерших акропольцев

Церемония проводится в день зимнего солнцестояния, 21 декабря. Название праздника происходит, очевидно, от титула «Непобедимое Солнце» римского бога Митры, рождение которого отмечалось в период зимнего солнцестояния; увеличение продолжительности светового дня воспринималось как возрождение солнечного божества. Кроме того, отмечается «День умерших акропольцев», основанный на представлениях о том, что в период зимнего солнцестояния открываются «врата богов» и на землю нисходят божественные сущности и души умерших. Это не столько дань памяти, сколько констатация того, что умершие акропольцы так же, как и живые, работают на благо идеала Нового Акрополя, только в мире ином.
Церемония начинается с того, что все члены Живых Сил в форме заходят в зал, выстраиваясь по «логосам». «Секиричи» занимают первые ряды. На сцене стоят флаги, у которых периодически меняется «почетный караул». Длинный список умерших акропольцев всего мира, начинающийся именем Хорхе Анхеля Ливраги, зачитывается вслух перед стоящими членами Живых Сил. Также зачитывается текст Ливраги «День умерших акропольцев» и в конце произносится «Молитва ученика». [8]
В 1999 году, в день открытия нового храма, была сделана попытка более «серьезно» подойти к церемонии Sol Invictus. Мужская церемония проводилась в зале ладьи, женская – отдельно в большом зале. В этих церемониях были введены дополнительные элементы: ритмичное синхронное круговое движение против часовой стрелки в такт музыке и синхронное издавание звуков – «волчьего воя» у мужчин и «скорбного плача» у женщин.
Также в ночь солнцестояния в храме проводится особая церемония «секиричей».

Встреча весны

Объясняемая официально суть праздника – «возрождение солнца» в момент астрономического равноденствия. Считается, что Солнце как «великий учитель» в ночь равноденствия сражается (в некоем аналоге загробного мира) с силами тьмы и хаоса и выходит победителем из этого сражения, обновляясь и принося земле свой возрождающий свет. Задача церемонии – «помочь» Солнцу в его борьбе, символически и духовно участвуя в ней на земле. [9]
Заранее из снега (в ближайшем Подмосковье) строятся специальные ритуальные сооружения. В открытом поле возводится гигантский «лабиринт», ориентированный на точку восхода солнца. Проход между двумя сфинксами и обелисками ведет к спирали, закрученной против часовой стрелки к центру. В центре возвышается шестигранный алтарь, на котором стоит чаша с огнем и «солнечное колесо» (деревянное колесо со спицами). В лесу в снегу оборудуются «ямы» и «крипта».
Вечером 20 марта все члены Живых Сил едут «встречать весну». Люди располагаются в «ямах» вокруг костров (ямы предназначены для того, чтобы со стороны не было видно огня); в каждой «яме» один из руководителей ведет беседу на «ученические» темы. Примерно за 4 часа до рассвета начинается церемониальный «проход через 4 часа», соответствующие «этапам пути Солнца» в ночь равноденствия. Эти этапы-часы носят названия по порядку: «Подготовка», «Сомнения», «Борьба», «Победа». Живые Силы делятся на 4 соответствующие команды (по принципу «кому какой этап актуален»). Каждая команда в свой час отправляется в «крипту» (примерно такую же яму, только прикрытую сверху лапником, в которой сооружены скамьи и установлены символы Нового Акрополя). В течение «часа» (реально около 40 минут) в «крипте» все по очереди под руководством одного из лидеров читают тексты (цитаты из Блаватской, Ливраги и Гузман), соответствующие названию и сути этапа.
Примерно за час до восхода солнца все отправляются к лабиринту, где происходит основная церемония. Всем раздают по одному цветку гвоздики (женщинам – белые, мужчинам – красные). Возле каждого из флагов Нового Акрополя, установленных перед лабиринтом, встает «часовой» соответствующего «логоса» (у орла – «секирич»); периодически они сменяются. Все по очереди (первой идет Елена Сикирич) проходят между снежными сфинксами и обелисками к лабиринту. Проходя между обелисками, каждый получает из рук впереди идущего горящий факел и передает его идущему следом. (Кроме того, шесть факелов установлено равномерно по внешнему радиусу лабиринта). Друг за другом люди проходят по спирали к центру, где вставляют свой цветок в «солнечное колесо» и салютуют горящему в чаше огню (опустившись на колено, вскинув руку с криком «Aве!»). Затем по радиальным проходам лабиринта люди отходят на внешний круг. Церемония должна закончиться (и все распределиться по внешнему кругу) к моменту появления на горизонте солнечного диска. Восходящее солнце приветствуется возгласом «Aве!» с поднятой рукой; после этого все, держась за руки, бегут по кругу против часовой стрелки с возгласами «Ио». [10]
По окончании «официальной части» происходит массовое «братание»: все обнимаются, целуются и всячески выражают восторг и всеобщую любовь, после чего возвращаются в Москву.

День Учителей, или День Белого Лотоса

Праздник отмечается 8 мая, в день смерти Е.П. Блаватской. Он также условно приурочен к «полнолунию мая» (которое считается, например, днем смерти Будды). Объясняется, что, по восточной легенде, каждый год в этот день великие учителя задают вопрос, «готово ли человечество войти в Нирвану». Задачей церемонии является подтвердить верность учеников своим учителям, готовность служить им и быть всегда в их распоряжении.
В церемонии участвуют все члены Живых Сил. Церемония происходит в большом зале, на сцене которого установлена чаша с горящим огнем (зажженным от огня, постоянно горящего в храме), пятилучевая звезда, составленная из белых цветов, личный штандарт Хорхе Анхеля Ливраги (голова египетского бога Анубиса и буквы JAL на зеленом фоне) и портрет Е.П. Блаватской.
Первая часть церемонии заключается в «концентрации на глазах ХАЛа (Ливраги)». На сцене зала устанавливается большой экран, на который проецируется фотография Ливраги; в течение примерно 10-15 минут все сидящие в зале должны концентрировать взгляд на глазах «учителя» и «передавать» ему так называемое состояние «presente» (исп. «присутствую», «здесь», например в военном докладе; в Новом Акрополе это переводится как «в распоряжении»).
Во второй части церемонии от огня, горящего в чаше, зажигается лампада и передается от конца зала к сцене, проходя через каждого члена ЖС. Эта передача огня символизирует неразрывность цепочки учителей и учеников. Если лампада гаснет в процессе передачи, она снова зажигается от огня в чаше и заново передается с самого конца. В процессе передачи лампады три руководителя «логосов» (BF, BM и CS) читают вслух соответствующие случаю цитаты из текстов Блаватской, Ливраги и Гузман (например отсюда [«Полнолуние мая»]). Когда лампада доходит до сцены, она передается Елене Сикирич, которая произносит «Молитву ученика» и приветствует огонь, изображение орла, флаг Ливраги и портрет Блаватской (опускаясь на колено, вскидывая руку с возгласом «Ave! Presente!»). Затем все члены Живых Сил, по очереди подходя к сцене (начиная с руководителей высших уровней), так же приветствуют все символы. На этом церемония заканчивается.
Ночью 8 мая проводится также особая церемония «секиричей». Несколько лет назад «церемония Белого Лотоса» проводилась также и для слушателей Нового Акрополя, после лекции о великих учителях. Она заключалась в том, что под чтение соответствующих текстов из зала на сцену по цепочке передавались белые цветы гвоздики, которые вставлялись в каркас пятилучевой звезды. В последние годы (по причине неоднозначного восприятия слушателями этого мероприятия) от проведения этой церемонии отказались.

День смерти Хорхе Анхеля Ливраги

7 октября, день смерти основателя Нового Акрополя, отмечается 24-часовой непрерывной серией «дежурств» в храме. Эта серия «дежурств» называется «цепочкой» и призвана восстановить единство учеников со своим учителем, пребывающим в мире ином (и, возможно, преследует какие-то другие «мистические» цели).
«Цепочка» начинается в полночь с 6 на 7 октября церемонией, в которой участвуют все «секиричи». Затем в течение суток в храме сменяются команды членов Живых Сил, читающих тексты Ливраги и Гузман (например этот) перед личным штандартом Ливраги (у которого стоит «на карауле» один из членов Живых Сил). Каждое дежурство заканчивается чтением «Молитвы Ученика». Завершается «цепочка» в полночь с 7 на 8 октября церемонией «секиричей» под руководством Елены Сикирич.

Церемония принятия в Живые Силы

Церемония принятия в Живые Силы новых членов проводится, как правило, 1-2 раза в год. В церемонии принимают участие новообращаемые «кандидаты» и их личные наставники – «крестные». «Кандидаты» из иногородних филиалов Нового Акрополя приезжают в Москву вместе со своими «крестными» для прохождения этой церемонии. Каждый из «кандидатов» готовит личную эмблему – рисунок на маленькой квадратной дощечке (призванный отражать внутреннюю суть этого человека).
Церемония проводится в храме, в «зале ладьи», перед флагами Нового Акрополя, орлом и чашей с горящим огнем. Проводит церемонию Елена Сикирич. Церемония напоминает средневековый обряд посвящения в рыцари (с той разницей, что в рыцари изначально посвящали не в храме, а на поле боя). Каждый «посвящаемый» из группы выходит к флагам и чаше, приветствует их в строгой последовательности, затем читает заученное наизусть «обещание члена Живых Сил». Затем Елена Сикирич кладет руки поочередно на лоб и сердце кандидата, пристально смотрит ему в глаза, после чего тот встает на колено, а она прикасается острием ритуального меча к его плечу, совершая собственно посвящение. Опять звучит приветствие, и новый член Живых Сил встает в группу уже принятых. После церемонии все поднимаются в главный зал, где их поздравляют все члены Живых Сил. [11]
Церемония посвящения в «секиричи» проходит примерно аналогичным образом, за исключением некоторых деталей. «Секиричи» дают уже не обещание, а клятву служения Новому Акрополю. Проводит эту церемонию Делия Гузман во время приездов в российское отделение. После церемонии посвящения в «секиричи» происходит церемония, на которой присутствуют все члены Живых Сил. Она носит название «Ночь факелов». В ходе церемонии все «секиричи» поднимают так называемый «римский тост» – по очереди выпивают до дна бокал вина, на дне которого прикреплен листок бумаги с написанным на нем именем божества (как правило, греческого или римского), и произносят тост, обращенный к этому божеству.

Примечания

[1] Символ орла очень широко распространен как знак неприкосновенности и божественного происхождения царской власти. В Римской Империи орел сжимал в лапах лавровый венок и факел и позже, с разделением Империи, стал двуглавым. Однако, насколько нам известно, именно германские нацисты впервые поместили символ орла на «колесо». Отличием орла Нового Акрополя от нацистского является то, что внутри колеса вместо свастики помещены факел, секира и перо.
В германской мифологии, которую усиленно изучали и «возрождали» нацисты, орел олицетворяет прямую персонификацию Одина, Вилли и Be – триединого арийского божества.
[2] Подробно этот вопрос описан, например, в работе Дж. Фрэзера «Золотая ветвь»: Frazer J. G. The Golden Bough, London, 1923.
[3] Очень похожий дизайн был применен в изображении герба общества «Туле» (Thule Gesellschaft), давшего идеологическую основу нацистскому режиму Германии.
[4] Точно такой же знак изображался на петлицах гитлеровских СС.
[5] Такая же схема существовала в Третьем Рейхе. Schutzstaffel (SS, «чернорубашечники») и Sturmabteilung (SA, «коричневорубашечники») – немецкие аббревиатуры, обозначающие соответственно Корпус Безопасности и Штурмовой (Силовой) Отдел.
[6] В Древнем Египте в священных ладьях такого рода наос был всегда закрытым и в нем устанавливалась статуя божества. Но в данному случае произошел конфликт божества с лампадкой, в результате которого победила последняя. Также в Древнем Египте подобные ладьи не стояли в храме постоянно, а вносились туда в особые дни и устанавливались носом к «святилищу», а не боком, как это сделано в храме Нового Акрополя. Возможно, здесь сказалась недостаточная осведомленность, а возможно, это было сделано специально по неизвестным нам причинам. Этот пример лишний раз демонстрирует, как легко происходит подмена древних традиций на фоне их «возрождения».
[7] Здесь также налицо явное противоречие, происходящее либо от неграмотности, либо умышленно. В Древнем Египте изображение «взвешивания души», или «психостасии», помещалось на стенах гробниц, но не храмов, т.к. описывает сцену, происходящую после смерти человека.
[8] Существуют упоминания о проведении подобной церемонии 21 декабря среди членов СС Третьего Рейха, проводимой в замке Вевельсбург. Кинохроника той поры свидетельствует, что ритуал поминовения павших был одним из самых величественных в рейхе. У чаш с горящим пламенем перед рядами соратников звучало имя каждого павшего. Нечто похожее запечатлели и современные съемки скрытой камерой митинга чилийских фашистов в Андах. Он также посвящен павшим соратникам; после каждого имени умершего звучит «presente» – «присутствует».
[9] Церемония, посвященная дню зимнего равноденствия и проводимая 21 марта, была возрождена в нацистской Германии, как народный языческий праздник. Также, согласно некоторым свидетельствам, для высшего круга СС в замке Вевельсбург в ночь с 20 на 21 марта проводилась церемония, посвященная возрождению так называемого «Черного Солнца» (символ которого выложен плиткой на полу залы этого замка). «Черное Солнце» – астрономическое и астрологическое понятие, связанное со вторым фокусом эллиптических планетарных орбит: если в первом фокусе орбит находится обычное Солнце, то во втором – невидимое, «черное».
[10] Нужно отметить, что для солнечного ритуала, каковым очевидно является встреча восхода солнца, довольно странным является принципиальное движение против часовой стрелки, то есть «против солнца».
[11] В Третьем Рейхе существовала подобная церемония посвящения в СС, проводимая в замке Вевельсбург в подземном святилище, перед горящим в чаше огнем и другими символами. В документах Анненербе и свидетельских показаниях это мероприятие называется «церемония густого воздуха». Лишь с началом войны церемонию упростили до простого зачитывания клятвы перед портретом фюрера.

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.


Пожертвование на содержание и ведение уставной деятельности Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского.

Для выбора способа пожертвования, щёлкните по нужной иконке справа от суммы