Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов

Тел./факс: +7-495-646-71-47      
E-mail: [email protected]
Тел. для связи и приёма информации
+7-995-505-43-42 (10:00-20:00)

Воспитание по-акропольски - 25.02.13

Воспитание по-акропольски

(В связи с данными обязательствами, мы не публикуем имя автора этой статьи)

«Философское воспитание» людей является основной задачей Нового Акрополя. Эта задача не сформулирована непосредственно в «трех принципах» организации, однако звучит в огромном количестве статей и лекций ее руководителей, не говоря уже о внутреннем учении. Согласно официальной доктрине Нового Акрополя, это воспитание направлено на «пробуждение скрытых потенциалов» индивидуума и его становление как «целостного человека».
Приведу только одну цитату из статьи Делии Стейнберг Гусман, являющейся сейчас руководителем Нового Акрополя: «В любой момент и в любом месте нам нужен кто-то, кто мог бы направить нас в этом искусстве жить полноценно… нам нужен Учитель. [...] Невозможно рассуждать о философии без того, чтобы говорить о воспитании. [...] Воспитывать означает именно направлять, руководить, уметь показывать путь. [...] Мы рождаемся заново именно с того момента, когда философ начинает работать с нами, чтобы пробудилось и проявилось все скрытое, что мы несем внутри, когда он помогает связать в одно осмысленное целое все наши идеи, внести порядок в наши чувства, спокойствие и уверенность в нашу душу» [1].
Целью воспитания по отношению к слушателям Нового Акрополя является превращение их в «философов-идеалистов», а по отношению к «Живым силам» (внутренней группе, или «ядру» организации) - в «учеников». О том, что понимается под этими терминами и как выглядит процесс воспитания теоретически, можно прочитать в различных материалах Нового Акрополя (в периодических изданиях, книгах, а также публикациях в интернете); о том, как это осуществляется на практике в российском отделении Нового Акрополя, я попытаюсь рассказать здесь.
В пределах «Живых сил» (далее - ЖС) это воспитание называется «формативной работой», или «формацией». Этот термин (очевидно, калька с испанского языка) происходит от понятия «формирование». Я рассматриваю в основном организационную сторону формативной работы в Новом Акрополе; ее «идейная» составляющая - это отдельная тема, которой я касаюсь только настолько, насколько это необходимо для понимания проблемы. В моем описании возможны некоторые неточности: что-то я могу не вспомнить, что-то могло измениться после моего ухода из Нового Акрополя, - но общие принципы в любом случае сохраняются.

1. «Классическая философская школа»


Объектом формативной работы человек становится с того момента, как записывается в Новый Акрополь и начинает посещать лекции. Лекции вводного цикла, длящегося около полугода, являются своего рода квинтэссенцией того материала, который будет даваться слушателям на протяжении последующих лет. Одновременно они закладывают основу так называемых «ученических моментов» - идей и подходов, связанных с самовоспитанием и воспитанием; именно на них как на ключевых моментах построена система подачи материала.
Такими ключевыми моментами могут быть, например: иллюзорность материального мира и подлинная реальность мира духовного; необходимость следовать не желаниям своей персоны (физического и психического тела), а стремлениям духа; опасность чрезмерного анализа и умствований и необходимость «слушать свой внутренний голос»; бескорыстное служение и полная самоотдача как способ стать «целостным человеком» и т.д. и т.п. Будучи внутренне непротиворечивыми и вполне приемлемыми для человека, ориентированного на духовное совершенствование, эти тезисы в дальнейшем служат элементами для возведения сложных теоретических конструкций, которые являются уже отнюдь не столь несомненными, но вызывают доверие благодаря принятию этих отдельных элементов.
Периодически проводятся и специальные лекции на «формативные» темы - о Великих учителях, о пути ученичества, о философских школах в истории и т.д. На этих лекциях людям дается представление о задачах и принципах работы с «учениками-философами» вообще; говорится также о том, что Новый Акрополь как философская школа пытается применить на практике некоторые из этих принципов. Тем не менее, у слушателей, как правило, не складывается четкое представление о том, что воспитательная работа ведется с ними с самого начала и постоянно, и особенно о том, какими методами она ведется. [2]
На протяжении ряда лет при поступлении в Новый Акрополь человек должен был пройти тестирование и собеседование. Тесты, занимавшие несколько листов А4, содержали вопросы о социальном и семейном положении человека, его увлечениях, стремлениях и отношении к различным мировоззренческим вопросам. Ряд членов ЖС анализировали эти тесты и, исходя из своих критериев, предварительно относили людей к той или иной категории - типа «нормальный», «хороший» или «спец» («спецами» называют активных сторонников тех или иных духовных или психологических практик и организаций, а также людей, которых по тем или иным признакам сочли «неадекватными»). Соответственно этим категориям людей распределяли по собеседующим, которыми являлись руководители разного уровня.
Задачей собеседования является как можно больше узнать о человеке, а также постараться войти к нему в доверие и укрепить его позитивное отношение к Новому Акрополю (в случае «спецов», напротив, ставилась задача разубедить человека поступать в Новый Акрополь). После собеседования, которое может длиться примерно от 15 минут до часа, собеседующий пишет отчет, в котором излагает выясненные им факты и обстоятельства, а также свое впечатление о человеке.
Эти отчеты становятся основой для дальнейшей работы с людьми. На их основании слушатели разделяются на группы по степени интенсивности этой работы. На эту классификацию влияет степень открытости человека (легко ли он идет на контакт или, напротив, замкнут и необщителен), его восприимчивость к новым идеям, созвучие его мировоззрения основным постулатам Нового Акрополя, наличие и значимость связей во «внешнем мире» (семья, работа, другие организации) и т.п. Например, открытый и искренний молодой человек, не нашедший в жизни хороших друзей, любви и интересной работы, станет «объектом номер один»; зрелый человек, обладающий некоторым скептицизмом, имеющий семью и любящий свою работу, будет отнесен в разряд малоперспективных; убежденный последователь какого-либо духовного учения, пришедший в Новый Акрополь только ради информации, даваемой на лекциях, будет признан неперспективным.
Поскольку вновь набранная группа слушателей «в лучшие годы» могла насчитывать до 900 человек, небольшой команде кураторов группы приходилось прилагать огромные усилия и невероятную изобретательность для индивидуальной работы с людьми. Позже к этой работе стали привлекать и тех, кто проводил собеседования: они должны приезжать на лекции и поддерживать контакт со своими подопечными. Обычно к концу учебного года команда кураторов знает (по крайней мере в лицо) большую часть группы; в течение первых нескольких месяцев выявляются наиболее «перспективные» люди.
Для того чтобы ближе познакомиться с человеком, применяются всевозможные средства: вопрос «как вам понравилась лекция?», просьба помочь расставить столы в холле, нарезать абонементы, напечатать стенограмму лекции - все используется для установления контакта. Постепенно создается команда слушателей, с которыми ведется постоянное общение: их просят помогать в организации лекций, с ними разговаривают «за жизнь», приглашают на Серапеум (в помещение Нового Акрополя в Орехово). Новогодние праздники и подготовка к ним, различные мероприятия - этот процесс можно описывать бесконечно. Общение сопровождается таким количеством улыбок и таким дружеским участием (отнюдь не всегда неискренним), что многие начинают считать кураторов своими друзьями, делиться с ними своими проблемами и переживаниями, спрашивать совета в жизненно важных ситуациях.
Команда кураторов на систематических встречах анализирует проделанную работу и планирует дальнейшие шаги в отношении каждого конкретного человека (особенно из «перспективных»). Тщательно анализируются также реакции людей на предпринятые в отношении них шаги. Например: Иванов отказался помочь расставить столы - резюме: эгоист, пока оставить в покое; Петров рассказал про свои проблемы на работе - резюме: открытый человечек, поддерживать контакт, раскручивать; Сидоров помог установить аппаратуру - резюме: супер! дружить!!! звать на Серапеум, попробовать поручить небольшую постоянную работу; Степанов вроде «наш», но пропускает лекции из-за своей девушки - резюме: вытаскивать!!! поговорить о родственных душах философов, о критериях великой любви и т.п. Естественно, все - шаги, оценки, рекомендации - записывается, в дальнейшем развивается и корректируется.
Кроме того, регулярно проводятся так называемые «малые группы»: в небольших группах (до 20 человек) обсуждается услышанное на лекциях. В процессе обсуждения руководитель, ведущий «малую группу», оценивает, как тот или иной слушатель воспринимает ключевые моменты, как реагирует, какие проявляет эмоции и т.д., а также пытается скорректировать это восприятие и реакции «в правильную сторону». Отчеты руководителей, ведущих эти занятия, также «подшиваются» к характеристикам слушателей.
После окончания цикла вводных лекций обычно проводится второе собеседование. Задачи - уточнить оценку человека, определить, насколько он проникся идеями и духом Нового Акрополя, насколько готов участвовать в жизни школы и т.д. Примерно в это же время проводится день открытых дверей, на котором слушателям рассказывают о практической стороне обучения в Новом Акрополе как способе воплощения философии в жизнь и знакомят с так называемыми «направлениями» (мастерские прикладного искусства, научные семинары, студии танца, фото-видео-аудио, экология, благотворительность и т.д.).
Задача и смысл работы в «направлениях» для «членов» описывается в таком ключе: «Речь идет о второй, практической стороне работы школы, которую, на наш взгляд, невозможно отделить от основной, теоретической. Мы говорим о практическом обучении и формировании ученика (каковыми являемся в жизни), имевшемся во многих философских школах, в том числе и в Пифагорейской, к которой себя не приравниваем, но которая нам очень близка.
[...] Поэтому наши направления созданы не для того, чтобы быть просто направлениями школы, они созданы для людей, участвующих в их работе. И задача направлений состоит лишь в создании необходимых условий для того, чтобы можно было почувствовать себя настоящим Учеником, чтобы проходить формирование через конкретную работу, чтобы своими усилиями вызывать в себе вопросы и самим пытаться найти на них ответы, чтобы на своем маленьком уровне научиться отдавать прежде, чем брать.
И еще очень хотелось, чтобы через работу в направлениях вы могли найти маленького друга, маленького учителя в лице того, кто будет вести работу в направлении, к которому вы могли бы подходить по разным вопросам и который мог бы на своем маленьком уровне быть зеркалом вашей души.
Внутри каждого направления существуют разные циклы, или ступеньки, практического обучения по образу и подобию наших лекций, где есть первый цикл, второй, третий и т.д. Каждый цикл имеет свои задачи: с одной стороны, создание на каждом этапе конкретных форм, а с другой стороны - создание очень четких и также конкретных следов с точки зрения формирования ученических качеств и тех состояний, которые каждый ученик должен в себе пробудить». [3]
Как видно из этого примера, цель «направлений» - еще один полигон для формативной работы с людьми. Ни о какой реальной помощи внешнему миру, проводимой через экологию, благотворительность или любое другое направление, речи не идет. Более того, на внутренних занатиях руководители всегда приносили этот аспект в жертву формативной работе - «Наша цель - формировать учеников, если кто-то хочет помогать пенсионерам, пусть идет в благотворительное общество!»[4].
После дня открытых дверей большая часть слушателей записываются в различные «направления» и начинают посещать занятия в них. «Направления» являются гораздо более плодотворной почвой для формативной работы, нежели большие группы: в каждое «направление» приходят по несколько человек (редко больше 20), с которыми легче работать индивидуально. Принципы этой работы, направленной на побуждение человека меняться в «правильную» сторону, везде одинаковы.
Пример 1. Оля С. приходит в одно из «направлений» прикладного искусства, чтобы научиться технике батика. Когда ее просят помочь сделать уборку в помещении, подежурить в «философском кафе Пилигрим» (мыть посуду, стоять за прилавком) и т.п., она отказывается: она пришла сюда не для этого. Отказавшись несколько раз подряд, она замечает некоторое отчуждение со стороны ЖС «направления». Если она не изменит свою позицию, ее переведут в разряд бесперспективных эгоистов и не будут уделять ей большого внимания в процессе обучения технике батика. Если же она согласится делать «не то, что хочется, а то, что нужно», ее рейтинг сильно повысится: с ней будут заниматься дополнительно вне общих занятий «направления», давать индивидуальную работу и т.п.
Пример 2. Сергею П. нравится в Новом Акрополе возможность пообщаться с людьми на околофилософские темы в дружеской обстановке. Руководитель «направления» ставит ему диагноз «тусовщик» и старается давать ему индивидуальные задания, исключающие контакт с другими людьми. Если Сергей игнорирует эти задания или выполняет их «без души», диагноз будет подтвержден и он сможет дружески общаться только с другими слушателями. Если же он проникнется ответственностью при выполнении этих заданий, члены ЖС «направления» будут подчеркивать свое дружеское отношение к нему, приглашать его в свою «компанию избранных» в неформальной обстановке и т.п.
В процессе работы человек оценивается по целому ряду критериев: восприимчивость к «вдохновляющим импульсам» и критике, готовность «реагировать на необходимость», ответственность, бескорыстие, энтузиазм и т.д. и т.п. Приветствуется предложение помощи и проявление инициативы, но только в рамках заданной программы; «излишняя» инициатива расценивается как проявление амбиций. Все это пишется в отчетах, анализируется, информация кураторов группы и шефов «направлений» сводится воедино. Исходя из этого разрабатывается дальнейший план работы с человеком; процесс идет постоянно.
Одним из важнейших негласных критериев оценки человека является то, сколько времени он уделяет Новому Акрополю. Человек, который всей душой разделяет провозглашаемые со сцены идеалы Нового Акрополя и старается применять эту философию в своей жизни, но посещает только лекции, оценивается как «пассивный член»; то же относится и к тем, кто редко посещает занятия «направлений». Таких людей (как и всех остальных) будут стараться разными способами побудить отдавать Новому Акрополю больше времени и сил.
Для «членов» это побуждение может звучать в достаточно мягкой форме примерно так (из речи Елены Сикирич, руководителя российского отделения Нового Акрополя»): «Я не могу сказать вам: "Друзья мои, бросайте все и приходите в Акрополь". Не могу. Если надо выбирать между походом в театр, который может без нас, и Школой, которая не может, я не могу вам сказать: "Выбирайте Школу". Хотя очень хочется, и я очень этого желаю. [...] Конечно, важно - сколько кто бывает в направлениях в Школе. С одной стороны, важно посмотреть, как вы меняетесь, с какой душой вы выходите во внешний мир и можете сражаться с внешним миром. Мне, конечно, это важно, чтобы я была спокойна, чтобы я знала, что вы не перестали внутренне сражаться за то, чтобы стать лучше» [5].
В устах Хорхе Анхеля Ливраги, основателя Нового Акрополя, аналогичный тезис звучит без всяких оговорок: «Мы должны избегать психологической ловушки, которой постоянно угрожает нам кама-манас: ощущения, что время, посвящаемое "Новому Акрополю", является как бы украденным у нашей личной жизни. Истина как раз в противоположном: единственные полезные часы в нашем нынешнем воплощении - это те, которые мы посвятили Идеалу. Все остальное - прах, о котором позаботятся ветры жизни, чтобы рассеять его по собственному усмотрению» [6].
Необходимо подчеркнуть, что не только «степень присутствия», но и все остальные оценки и вытекающие из них действия, несмотря на внешне общечеловеческий характер критериев, имеют ярко выраженный «про-акропольский» уклон. Главным критерием оценки эффективности работы любой группы в Новом Акрополе является количество ее членов. Поэтому подавляющее большинство шагов, предпринимаемых в отношении слушателей, в действительности направлено не на «философское воспитание» как таковое, а именно на все большее и большее вовлечение людей («количественно» и «качественно») в Новый Акрополь, а внутри него - в соответствующее «направление».
Так, обсуждая со слушателем его проблемы во «внешнем мире», руководитель, скорее всего будет призывать его проявлять «философский подход» и общечеловеческие добродетели (бескорыстие, терпение, доброту и т.п.). Однако основное его внимание будет сконцентрировано на том, чтобы человек в связи с этими проблемами не «выпал» из жизни Нового Акрополя.
Пример. У Васи Пупкина, который зарекомендовал себя как активный слушатель и перспективный «ученик», осложнились отношения с подругой из-за того, что он проводит много времени в Новом Акрополе. Сначала его будут стараться убедить привести свою подругу в Новый Акрополь. Если же это окажется невозможным, Вася услышит много красивых слов, общий смысл которых будет сводиться к тому, что истинная любовь невозможна без великого идеала, объединяющего пару. Таким образом, девушка, не разделяющая его стремления к философии (то есть к Новому Акрополю), вряд ли является его «второй половиной». Этот вывод Васе, скорее всего, предоставят сделать самому, подтолкнув его к этому намеками разной степени прозрачности. Одновременно Васе будут поручать множество важных и неотложных дел в Новом Акрополе, всячески подчеркивая оказываемое ему доверие и дружеское расположение. В результате он вынужден будет форсировать выбор между своей любовью и Новым Акрополем; в условиях конфликта с девушкой и безоблачных отношений с акропольцами, скорее всего, выбор будет сделан в пользу организации.
Подобный «акрополецентризм» является нормой и воспринимается членами ЖС как должное. В этом есть своя логика: поскольку Новый Акрополь считается единственным местом, где человек может «обрести себя в служении идеалу», высшим благодеянием по отношению к людям считается необходимость любым способом привлечь и удержать их в организации.

2. «Путь к мистериям»


Со временем (не раньше чем через год после поступления в Новый Акрополь; в большинстве случаев позже), если человек соответствует всем критериям и «прогрессирует» с точки зрения ученичества - то есть уделяет Новому Акрополю много времени и отводит ему большую роль в своей жизни, отзывается на просьбы руководителей «направлений», «правильно» понимает ключевые моменты и согласует с ними свой подход к основным жизненным реалиям и т.д., - его начинают рассматривать как «аспиранта».
С командой, сформированной из «аспирантов», в течение нескольких месяцев проводятся специальные занятия, на которых людям дается более «углубленное» (в эзотерическом смысле) представление о Новом Акрополе и его доктрине. Параллельно ведется «прощупывание почвы»: как человек воспринимает услышанное, какие выводы из этого делает, как меняет свое отношение к работе и бытовым вещам, принимает ли важные решения в своей жизни исходя из акропольского мировоззрения. В этот период с человеком работают руководители более высокого уровня и ведется более детальный анализ его поведения, реакций и т.д.
Если человек проявил «правильное» понимание и «правильные» реакции, он становится «кандидатом» на вступление в ЖС - «Живые силы», ядро Нового Акрополя. Около полугода с командой «кандидатов» ведутся занятия, на которых еще более «углубляется» и конкретизируется представление о сути и задачах Нового Акрополя, рассказывается о внутренних символах и ритуалах.
Постепенно «кандидаты» узнают о том, что: эзотерическая миссия Нового Акрополя заключается в подготовке почвы для рождения «нового человека», возрождения мистерий и наступления «золотого века»; его основатель Хорхе Анхель Ливрага (ХАЛ) был «принятым учеником» («проводником» воли великих Учителей); «Живые силы» призваны хранить «истинные ценности» и «духовный огонь» в хаосе и мраке современного мира; Новый Акрополь является своего рода «полигоном» для создания действующей модели «философского ядра идеального государства», которую затем можно было бы перенести во «внешний мир», и т.д.
«Первое, что нам нужно понять: что Акрополь - это не просто школа. Что Акрополь основан как очередной импульс. Очередной из миллионов, сотен тысяч импульсов, которые продолжаются с тех пор, как была основана великая Белая ложа и как в мир людей спустились высокие сущности, Владыки и Прометеи. [...] Посредников не может быть много. Посредник может быть только один внутри одного века. Только один. Это закон Иерархии. Посредником может быть только одна "семья", одна группа, которую считают достойной заслужить этот импульс и создавать формы и модели. [...] Каждый век последние 25 лет Иерархией дается импульс, чтобы подобная попытка была сделана вновь. И сейчас, хотя мы этого членам не говорим, чтобы не выглядело, что мы там тщеславные и т.д., но в 20 веке единственный канал к Учителям - это Акрополь. Так же, как в 19 веке было Теософское общество. Это наша "семья". Единственный канал и единственные вообще, кому дали право пройти испытания, чтобы заслужить эзотерическую школу, - это Акрополь. И если кто-либо из 4-5 миллиардов людей, живущих на Земле, хочет попасть в мистерии, он должен попасть в Акрополь. И пройти через все ступеньки, начиная с "белой программы", первого цикла, и попасть в ЖС. Потому что для того, чтобы кто-то в следующей жизни мог вообще мечтать о мистериях, первая ступенька, которую он должен заслужить, - это ЖС» [7].
Эти идеи и большая часть терминологии происходят из теософского учения Е.П. Блаватской и в несколько упрощенном (и нередко более категоричном) виде перенесены на Новый Акрополь и его основателя. [8]
«Кандидатам» уже открыто говорят о том, что с ними «работают» и что именно эта работа является основной задачей Нового Акрополя: на членах ЖС апробируется методика формирования «настоящих учеников» - людей, способных проводить на земле духовные импульсы Иерархии Учителей.
На этапе «кандидатства» формативную работу с людьми ведут руководители высшего уровня. Степень анализа поступков, эмоций, реакций «кандидата» возрастает до почти тотальной. Однако о результатах этого анализа человеку, как правило, не сообщают, и вообще его представление о методах формативной работы с членами ЖС остается поверхностным.
Чтобы «подтвердить свое право на вступление в ЖС», «кандидат» должен пройти «испытания». Их целью является, с одной стороны, проверка, действительно ли человек готов к этому (и не возникнет ли с ним в дальнейшем проблем, связанных с его неприятием целей и методов работы ЖС), а с другой стороны, еще более глубокое внедрение и укрепление в сознании человека акропольских принципов, подходов и догм.
«Испытания» - это период напряженной работы «кандидата», как практической, так и «духовной». Человеку поручаются конкретные задания в рамках работы «направлений», дается перечень качеств, которые он должен проявить, и ключевых моментов, которые он должен внутренне «прожить» (например, «препятствия - не внешние, они во мне», «моя сила в жертве» и т.п.).
Насыщенная программа «испытаний» сильно сказывается на чувстве реальности: человек устает и зачастую систематически недосыпает из-за объема порученных ему заданий, у него не остается времени на трезвые размышления и на общение с людьми за пределами Нового Акрополя. При этом, если он «с полным погружением» проходит «испытания», его сознание постоянно работает над осмыслением данных ему ключевых моментов, а на «кандидатских» занятиях он попадает в «волшебную» атмосферу возвышенных идей. На этом фоне первичная внутренняя «ломка», которая у многих происходит именно в этот период (интеграция в сознание неприемлемых ранее идей, смещение ценностей), чаще всего проходит достаточно гладко и незаметно.
Ход «испытаний» человек постоянно обсуждает с назначенным ему «крестным», который является его непосредственным наставником на этом этапе. «Крестный» в деталях отчитывается перед руководителями ЖС о том, как его подопечный проходит «испытания». Подробные отчеты регулярно пишет и сам «кандидат»; в отчете указываются не столько результаты конкретной работы, сколько результаты «работы над собой».
Ближе к завершению «испытаний», в тот момент, когда человек пребывает в «возвышенном» состоянии сознания, ему дают прочитать раздел о Новом Акрополе в невзрачной брошюрке о сектах, чтобы предупредить его о том, как иногда оценивается деятельность Нового Акрополя во «внешнем мире». Речь в этом разделе идет в основном о символике и других реалиях, «истинный эзотерический смысл» которых человеку уже подробно объяснили на занятиях. С комментариями наставников о том, как могут исказить правду вырванные из контекста цитаты и факты, у человека этот текст вызывает, как правило, только негодование по отношению к его авторам.
По итогам «испытаний» высшее руководство Нового Акрополя принимает решение о приеме человека в ЖС. На церемонии принятия команды «кандидатов» каждый из них дает обещание «служить честно и благородно» как член ЖС Нового Акрополя [9]. После церемонии следуют торжества, на которых присутствует весь ЖС, отныне являющийся для человека «духовной семьей».

3. «Живые силы», или Над гнездом кукушки

Основной «идеологической базой» формативной работы с членами «Живых сил» являются встречи (лекции) для ЖС или отдельных групп внутри ЖС, регулярно проводимые высшим руководством Нового Акрополя. Если лекции для слушателей Нового Акрополя содержат некую познавательную информацию, в которую закладываются отдельные «ученические моменты», то встречи ЖС, как правило, целиком и полностью посвящаются вопросам ученичества - то есть задачам и различным аспектам духовного и психологического формирования «учеников», а также способам применения в жизни тех или иных эзотерических принципов. На этих встречах задается программа «ученической» работы ЖС, подробно рассматриваются ее нюансы применительно к разным сторонам жизни «учеников» и к конкретным проблемам.
Зачастую тема встречи (лекции) выбирается и рассматривается под тем или иным углом зрения исходя из общего «состояния духа» ЖС и актуальных проблем. Пример. Если участились случаи критики со стороны рядовых членов ЖС в отношении руководителей «направлений», встреча (независимо от ее темы), скорее всего, будет построена примерно по такой схеме: будет рассказано несколько «сокровенных моментов» о глобальных задачах Нового Акрополя; сделано веское напоминание о потребности в «настоящих учениках»; приведена характеристика качеств «настоящего ученика», среди которых основное внимание будет уделено дисциплине, послушанию и способности действовать в рамках общих задач; сделан акцент на необходимости пожертвовать своими мелкими интересами ради великого общего дела; приведены примеры подобной самоотверженности руководителей; в завершение прозвучит призыв к каждому члену ЖС не позволять своей персоне создавать проблемы на великом пути, и без того трудном, и следовать за своими «маленькими учителями» - руководителями, идущими по этому пути на шаг впереди.
«И представьте себе, по отношению к этой великой задаче какими глупостями являются наши сомнения, слабости! Сейчас могу, завтра не могу, наработать то, наработать се, буду или не буду, буду спать или не буду спать, буду кушать или не буду кушать, умею работать с людьми или не умею, я в своем направлении или не в своем направлении - это такие идиотизмы! Такие идиотизмы! Если люди нуждаются в любом благородном преодолении себя во имя общего дела, общего блага человечества. А мы будем хныкать и еще спрашивать: будем - не будем, имеем - не имеем, имеют ли право с нами так поступать или не имеют и т.д. Видите, насколько это все идиотизм и глупости! Я надеюсь, что я четко выразилась». «Двоих человек искали столетиями - ЕПБ и ХАЛа. Это такой груз, такой крест, что его выдержит не каждый. [...] И я думаю, что это, как минимум, повод, чтобы мы с вами делали меньше глупостей и меньше думали о себе» [10].
Еще одной «платформой» для формативной работы являются так называемые «диалоги» - регулярные встречи ЖС по группам (5-15 человек), проводимые руководителями высокого уровня. На этих встречах, сходных с «малыми группами» для слушателей, обсуждается какая-либо тема из «ученической жизни» (например, «инициатива и послушание», «личная жизнь ученика», «опасность критиканства» и т.п.). Как правило, на обсуждение выносится ряд вопросов в рамках заданной темы. Все присутствующие должны высказать свое видение этих проблем и поделиться своим опытом в этой связи. Руководитель обычно «поправляет» тех, чей взгляд на проблему не соответствует «политике партии», и к завершению встречи должен привести всех присутствующих к единому «правильному» мнению по данному вопросу.
В целом формативная работа с членами ЖС осуществляется аналогично работе со слушателями, только более откровенными и зачастую жесткими методами. Остается «диагностика» на основании наблюдений за поведением и работой людей - эти наблюдения руководители излагают в отчетах и беседах со своими шефами; к ним добавляются «неформальные» сведения тех, кто общается с человеком в процессе работы или в других обстоятельствах и считает своим долгом сообщить руководителям какие-то факты или суждения.
Важной особенностью формативной работы внутри ЖС является то, что большую часть исходных данных для нее предоставляет руководителям каждый человек сам - посредством регулярно пишущихся отчетов и личных бесед.
До 1999 года члены ЖС должны были раз в год писать большой отчет руководителю Нового Акрополя и проходить собеседование с шефом своей группы. В 1999 году руководителем международного Нового Акрополя Делией С. Гусман была составлена новая программа формирования учеников - «Школа ученичества», включающая так называемые «Ступени». Согласно этой программе члены ЖС, среди прочего, должны заполнять «таблички» и ежемесячно сдавать их своим руководителям вместе с «письмом» руководителю Нового Акрополя.
«Табличка» представляет собой большой список того, что член ЖС должен выполнять каждый день, каждую неделю и каждый месяц. Большой список этих обязанностей, занимающий две стороны листа А4 мелким шрифтом, включает как «практические» требования (например, спать не более 7 часов, наводить порядок на рабочем месте и т.п.), так и «психологические» (например, контролировать вспышки гнева и раздражительности, «возвышать сознание» и т.п.). Каждый вечер по итогам дня (а также каждую неделю и каждый месяц по соответствующим пунктам) человек должен ставить «плюс» или «минус» в каждой графе в зависимости от того, удалось или не удалось ему выполнить требование.
«Письмо» руководителю Нового Акрополя представляет собой отчет за прошедший месяц. К написанию «письма» настоятельно рекомендуется подходить не формально и не отделываться простым перечислением того, что удалось и что не удалось сделать, а излагать оценки своих поступков и поступков коллег, причины неудач, сделанные и планируемые шаги к решению проблем, «мысли по поводу», общий настрой и т.д. Таким образом, «письмо» при ответственном подходе человека к его написанию представляет собой довольно детальный «психологический портрет» члена ЖС, обновляемый каждый месяц; фактически оно, как и отчеты «кандидатов», является исповедью в письменной форме. Анализируют эти «письма» и «таблички» и делают из них выводы обычно непосредственные руководители человека (хотя формально «письмо» и «таблички» адресуются руководителю Нового Акрополя).
Однако основным источником информации и впечатлений для руководителей являются личные беседы со своими подчиненными; по результатам этих бесед также пишутся отчеты в «личное дело» человека. Не будучи опытными психологами, но овладев в совершенстве основными приемами «раскручивания» людей на откровенный разговор и обладая властью, руководители в подавляющем большинстве случаев успешно справляются со своей задачей - заставить человека «раскрыться», рассказать о своих сокровенных мечтах, комплексах, страхах и надеждах, мучающих сомнениях, нерешенных вопросах, проблемах в личной и акропольской жизни и т.д.
Например, доверительный разговор, в процессе которого руководитель открывает человеку свои «маленькие тайны» (с большой степенью вероятности - придуманные специально ради этого случая), чаще всего побуждает собеседника к ответной откровенности. Зачастую человеку приводят в пример ситуацию, аналогичную его проблеме, что побуждает его «поделиться своим опытом». Чтобы «обезоружить» человека, нередко разговор начинают с потока обвинений и затем «сменяют гнев на милость», дружески предлагая рассказать обо всех проблемах, чтобы решить их вместе. Подобных «ключей» к человеческой душе в распоряжении руководителей имеется очень много.
Открывая свои «болевые точки» и «уязвимые места», человек предоставляет руководителям огромные возможности для манипулирования. Работая с человеком на протяжении некоторого времени, руководитель знает, на какие «рычаги» его души нужно надавить, чтобы добиться нужного эффекта. Например, чтобы заставить того или иного человека выполнить задание, можно: напомнить, что это делается во имя великого идеала; воззвать к его чувству ответственности; показать степень доверия, оказываемого ему руководством; похвалить его за неизменную безотказность и самоотверженность; намекнуть, что от этого зависит возможность его повышения в должности или занятия любимым делом, и т.д. и т.п. Точно так же человека можно принудить отказаться от поступления в ВУЗ или уйти с работы, которая не позволяет ему уделять много времени Новому Акрополю; расстаться с другом или подругой, «не соответствующими ему по критериям ученичества»; отказаться от дела, которое он считает своим призванием, и т.д. и т.п.
Подобным образом в той или иной степени контролируются все стороны жизни членов ЖС: работа в Новом Акрополе и во «внешнем мире», образование, личные отношения и т.д.
С подобными манипуляциями человек нередко сталкивается и в повседневной жизни, но в ЖС Нового Акрополя у этих манипуляций есть ряд принципиальных отличий. Механизм воздействия здесь направлен на самые тонкие «струны» души, самые священные и самые интимные для человека состояния, чувства, эмоции, которые в «обычной жизни» человек открывает только самым близким людям. Это воздействие осуществляется систематически и планомерно, и его невозможно избежать. Уйти из Нового Акрополя означает «отказаться от своего предназначения», нарушить данное обещание, разорвать связь со своей «духовной семьей» и т.п. Если человек остается в ЖС, но пытается избежать формативной работы, он быстро лишается своих постов, любимого дела, друзей и оказывается на периферии организации.
Следует учитывать, что авторитет руководителей для члена ЖС является (в «идеальном» варианте) непререкаемым; это составляет основу строгой иерархии. Все, что говорится и делается руководителем, считается исходящим от самой «цепочки учителей», высшим звеном которой «на земле» является международный руководитель Нового Акрополя, затем - руководитель российского Нового Акрополя и затем руководители разного уровня по нисходящей. Постоянно подчеркивается, что для членов ЖС указания их непосредственного руководителя являются «проводником» воли высшего руководства; несогласие и неповиновение, соответственно, являются нарушением «высшего закона».
Можно заметить, что в этом подходе заключено явное противоречие: с одной стороны, Новый Акрополь считается «экспериментальной моделью» и, следовательно, все подходы и решения с большой вероятностью могут быть ошибочными; с другой стороны, каждый раз новая, в очередной раз изменившаяся «политика партии» провозглашается единственно верной, а действия руководителей по ее осуществлению и их указания - истиной в последней инстанции. Однако это противоречие, как и огромное количество других, с легкостью обходится путем умелого жонглирования теми же «ключевыми моментами», набор которых на все случаи жизни велик и разнообразен.
Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на кажущуюся «психологичность» подхода, методы работы с людьми очень часто являются абсолютно некорректными. По отношению к людям нередко применяются такие меры, на которые, например, профессиональный психотерапевт если и решился бы, то только после тщательного анализа и долгих размышлений. В Новом Акрополе же такие действия осуществляются на основании личных выводов и мнений людей, не являющихся ни психотерапевтами, ни психологами, ни даже, в большинстве случаев, мудрыми и опытными людьми. Кроме того, реально целью этих действий является не помощь человеку в решении своих проблем и в становлении личности, а направление его развития в сторону, выгодную руководству.
Конечно, в этой системе, как и в любой другой, очень большую роль играет «человеческий фактор». От личности руководителя во многом зависит, каким образом он будет «формировать» своих учеников. Есть люди, которые предпочитают делать это более собственным примером, нежели воспитательными беседами; одни раздают приказы и требуют их безоговорочного выполнения, другие стремятся к сотрудничеству с подчиненными. Зрелый человек, наделенный добротой и чуткостью, может применять психологическое насилие в значительно меньшей степени, чем молодой карьерист или человек, которому доставляет удовольствие ощущение власти. Однако все они являются частью системы и выполняют общую задачу. Человек, не желающий «формировать» учеников, не может стать руководителем (а если и попадает на этот пост из-за «сбоя в системе», то лишается его, когда ошибка обнаруживается).
Кроме всего вышесказанного, действенным «инструментом формирования» является сама атмосфера, создаваемая в Новом Акрополе руководителями и рядовыми членами ЖС. Это среда, в которой существует особый язык, постоянно озвучиваются «ключевые моменты» и царит общий настрой самоотверженной и радостной работы во имя идеала. В этой среде выглядят чужеродными и осуждаются (как молчаливо, так и гласно) проявления критики, сомнений, скептицизма и просто здравого смысла. Если человека не до конца убедили в чем-то встречи (лекции) и непосредственные руководители, зачастую этот процесс завершают его «братья и сестры» - друзья, коллеги по работе в «направлении» и т.п., искренне желающие помочь ему в преодолении своих «проблем» и «накручиваний» и оставаться преданным «учеником».
Со временем, если «формирование» члена ЖС проходит успешно, он сам начинает подгонять себя под матрицу «хорошего ученика», корректируемую с учетом текущей «политики партии». Этот процесс даже более эффективен, чем формирование извне: зная свои сильные и слабые стороны, особенности мышления и реагирования и следуя данным рецептам, человек сам подбирает «ключи» к себе, зачастую недоступные руководителям. Он сам убеждает себя поступать и думать тем или иным образом - руководителям остается, в основном, контролировать и при необходимости корректировать этот процесс. Постепенно личность человека во многом замещается новой, созданной исходя из идеального образа «настоящего ученика». Как правило, такой человек начинает быстрое восхождение по иерархической лестнице ЖС.
Руководители разного уровня в рамках ЖС, продолжая оставаться объектами формативной работы, в свою очередь ведут эту работу со своими подчиненными. С целью развития навыков воздействия на людей с ними проводятся соответствующие занятия.
В завершение отмечу, что формы и методы формативной работы, степень воздействия на людей могут меняться; например, они могут быть смягчены в связи с ростом числа психологических кризисов членов ЖС из-за ужесточения дисциплины и подавления инициативы. Однако, как бы ни менялись формы, суть формативной работы остается неизменной и составляет основу деятельности Нового Акрополя.

Примечания
Этот материал написан на основе моего пребывания в ЖС Нового Акрополя с учетом опыта других людей, также бывших членами ЖС. Он отражает мое личное восприятие системы Нового Акрополя. Ряд бывших членов ЖС, ознакомившихся с этим текстом, признали его отражающим действительность; их поправки и дополнения были учтены мной при доработке материала.
[1] Из статьи Делии Стейнберг Гусман «Философия - воспитание на всю жизнь» (журнал «Новый Акрополь», № 1, 1997 г.).
[2] После некоторых лекций, на которых Елена Сикирич более открыто, чем обычно, рассказывала слушателям о тех или иных элементах «ученического пути», можно было услышать такие диалоги между членами ЖС: «С ума сойти, Лена членам все тайны рассказала!» - «Да они все равно ничего не поняли. Люди слышат только то, что они готовы услышать».
[3] Из статьи Андрея Грошева «День открытых дверей» (Новый Акрополь. Журнал для слушателей Классической Философской Школы. № 7, ноябрь 1996 г.).
[4] Так прозвучал ответ А.В. Грошева на одном из формативных занятий с членами ЖС в ответ на вопрос «...но ведь школа должна помогать людям, разве не для этого существуют направления?». Вопрос был вызван общим недоумением по поводу смены руководителя направления «Благотворительность», проводившего множество успешных мероприятий по помощи пенсионерам и неимущим. После этой перестановки новый руководитель свернул ряд программ и направил деятельность направления в сторону поддержания общего имиджа Нового Акрополя и организовал внутри направления более интенсивную схему формативной работы с целью повысить «выход» кандидатов в ЖС из членов направления.
[5] Из ответов Елены Сикирич на вопросы на встрече с группами слушателей «Урания» и «Тезей» 8 июня 1999 года (материал «Зачем нужна работа в Школе?», опубликованный в информационный бюллетене для слушателей Нового Акрополя «Арго», № 13-14, ноябрь 1999 г.). Полностью материал можно прочитать здесь; в нем делаются довольно необычные для работы со слушателями акценты в связи с важностью для Нового Акрополя 2000 года.
[6] Из статьи Хорхе Анхеля Ливраги «Как оптимально использовать время» (Новый Акрополь. Бюллетень для членов. № 5, июнь 1995 г.)
[7] Из лекции Елены Сикирич для членов «Живых сил», прочитанной на «летнем стаже» ЖС в 1999 г. (расшифровка аудиозаписи).
[8] Интересно то, что все «откровения» о мистериях, посвящениях, символике, ритуалах т.д., которые преподносят людям как «сокровенные тайны», можно найти в огромном количестве эзотерической и даже научной литературы. Однако даже людей, хорошо знакомых с этой литературой, чаще всего обезоруживает утверждение о том, что только в Новом Акрополе все это «живет» и «работает», произнесенное в подходящее время и в подходящей атмосфере.
[9] Обещание завершается словами: «И если не будет так, пусть Бог, Судьба и мой MN («национальный руководитель») призовут меня к ответу». Это обещание, данное перед священными для акропольцев символами и «своей бессмертной душой», часто становится одним из решающих факторов, заставляющих человека оставаться в Новом Акрополе, даже видя все его «недостатки».
[10] Из лекции Елены Сикирич для членов «Живых сил», прочитанной на «летнем стаже» ЖС в 1999 г. (расшифровка аудиозаписи). 

Обсудить данный материал вы можете в Telegram-канале А. Л. Дворкина.




Дорогие друзья, посетители нашего сайта - самого информативного и самого крупного противосектантского сайта всего русскоязычного интернета!


Для того, чтобы поддерживать и продвигать наш сайт, нужны средства. Если вы получили на сайте нужную информацию, которая помогла вам и вашим близким, пожалуйста, помогите нам материально. Ваше пожертвование сделает возможным донесение нужной информации до многих людей, которые в ней нуждаются, поможет им избежать попадания в секты или выручить тех, кто уже оказался в этих бесчеловечных организациях.


Мы нуждаемся в вашей помощи. Не оставайтесь равнодушными. Пусть дело противостояния тоталитарным сектам станет поистине всенародным!


Заранее - огромное спасибо!


А. Л. Дворкин и вся редакция сайта Центра священномученика Иринея Лионского



Для выбора способа пожертвования, щёлкните по нужной иконке справа от суммы