Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-916-377-44-40
 

Культ «системы» псевдооздоровления Ксении Кравченко и его недобросовестный пиар - 16.02.13

В настоящее время проблема псевдоцелительских сект особенно актуальна. Редкая секта не спекулирует на теме здоровья и болезней, с которой сталкивается каждый человек в своей жизни. Редкий «целитель» не обещает своим адептам избавление от недугов в том случае, если они будут исполнять все необходимые предписания лидера или организации. Зачастую подобные эксперименты заканчиваются трагически: человек отказывается от медицинской помощи, платит деньги секте или какому-нибудь шарлатану, болезнь тем временем прогрессирует, что приводит к серьезным осложнениям или даже к смерти. Стремясь избежать ответственности перед законом, «целители» используют следующие формулировки: «мы не лечим, но если вы будете соблюдать нашу методику, болезнь сама собой отступит». Подобные обещания – откровенная ложь, с помощью которой лидеры сект или шарлатаны-одиночки наживаются на человеческих бедах и страданиях.

К сожалению, лжецелительские практики проникают и в православную среду. Часто люди просто не хотят видеть оккультно-языческий характер тех или иных методик, которые лжецелители выдают им за православные, прикрываясь православной атрибутикой и православной лексикой. К сожалению, мы очень доверчивы, и зачастую скромный вид или проникновенный взгляд того или иного «целителя» может заворожить нас, и мы поверим в очень странные и даже абсурдные вещи, в которые никогда не поверили бы, если бы не обещание здоровья и долголетия, приправленные красивыми словами о Православии и «истинности» той или иной «методики» того или иного «целителя».

В настоящее время православную общественность заворожила и очаровала методика Ксении Кравченко, именно в силу того, что Кравченко прикрывается авторитетом сщмч. Серафима (Чичагова) и выступает в скромной черной одежде, похожей на одежду монастырской послушницы. Однако идеи Ксении Кравченко, выдаваемые за православные, для сектоведения не новы. Мы можем провести здесь параллель с вероучительными компонентами разных тоталитарных сект. Так, следующие утверждения Кравченко: «вы не должны ничем болеть», «Бог создал человека совершенным» – сравнимы с пониманием болезней у харизматиков (неопятидесятников), которые считают, что болезнь – это «территория сатаны», «проистекает от дьявола» и заставляют своих адептов в случае болезни вместо обращения к врачам «провозглашать исцеление», то есть упоенно повторять заклинание: «я здоров», «я здорова». Следует отметить, что в истории православной мысли ничего подобного мы не встретим. Напротив, часто болезнь называют «посещением Божиим»: именно во время болезни у человека появляется время для переоценки ценностей, переосмысления своей жизни и подготовки к покаянию. Как пишет свт. Тихон Задонский: «Болезнь хотя и расслабляет тело, но укрепляет душу… [душа] научается смирению, терпению, памяти смертной и от неё усердному покаянию, молитве, презрению мира и мирской суеты… Как соль предотвращает гниение мяса и рыбы… так всякая болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления греховного и не позволяет страстям … зарождаться в нас. Для тебя болезнь твоя, а не против тебя… Если с благодарением терпишь болезнь твою, обратится она тебе во благо».

Фантазия К. Кравченко о том, что грехи и бесы представляют собой некую материальную субстанцию и «выходят из человека» «в виде червей, медуз и оранжевых мочалок» – сравнима с учением Надежды Антоненко, осужденной по 159 ст. УК России «Мошенничество». Антоненко, также объявлявшая себя православной и носившая платочек, «лечила» людей с помощью обыкновенной водопроводной воды и тоже утверждала, что болезни и бесы, якобы их вызывающие, выходят из человека в виде рыб, червяков, лягушек и черепах.

Неудивительно, что Ксения Кравченко в итоге доходит до прямого кощунства над Православием: она утверждает, что чаша на медицинской эмблеме – это Евхаристическая чаша, и змей, который ее обвивает, – это символ дьявола.

Мы предупреждаем всех читателей нашего сайта об опасности псевдомедицинской деятельности Ксении Кравченко, о несовместимости ее учения с Православием, а также о том, что данная «методика» может повлечь за собой реальный вред здоровью человека.

Совместный доклад трех докладчиков по этой проблеме на Рождественских чтениях 2013 г. показывает ее особенную актуальность в наши дни.

Пресс-службаРАЦИРС

 


Культ «системы» псевдооздоровления Ксении Кравченко и его недобросовестный пиар

Соколова Нина Александровна, 
к.б.н., ст.н.с. ВИНИТИ РАН, Москва

Осенью 2012 года сразу по нескольким линиям – через интернет, распространение дисков и брошюр, стала активно рекламироваться некая «система оздоровления», приписываемая священномученику Серафиму (Чичагову) и продвигаемая Ксенией Кравченко. Появились и многочисленные последователи «системы», безгранично верящие в ее якобы чудесную силу. Этот очередной вариант псевдоцелительства на фоне гораздо более серьезных проблем деструктивных культов не заслуживал бы особого внимания, если бы не ряд обстоятельств. Так, несмотря на откровенную, буквально вопиющую медицинскую безграмотность Ксении Кравченко и столь же явную профанацию ею православной веры, вокруг ее имени и ее «методики» возник нездоровый ажиотаж, который разросся до масштабов «эпидемии», да еще в основном среди православных (число просмотров данной темы на форуме о.Андрея Кураева за несколько месяцев приблизилось к 40 тысячам).

Началось все с размещения видео-лекций Ксении Кравченко на миссионерском сайте Троице-Сергиевой Лавры, видимо по недоразумению, так как через некоторое время видео-ролики были убраны. Но другие сайты, в основном православные, а также сайты царебожников, эзотериков и альтернативной медицины успели размножить их. В церковных лавках и на православных ярмарках стали бойко распространяться видео-диски с лекциями К.Кравченко (студия «Обитель», ТСЛ) и брошюра «Здоровье по Чичагову». Скромный православный облик «врача» Ксении Павловны, ее советы – простые, практичные, да еще якобы воплощающие в жизнь систему оздоровления святого мученика оказались сильнее доводов рассудка. Православный народ ухватился за мечту исцелиться раз и навсегда от своих болезней с помощью преподносимой как «православной» системы-панацеи.

В чем же она заключается? Сразу надо оговориться, что у Ксении Кравченко, по ее собственным признаниям, нет медицинского диплома, а ее методика, в данном случае – в противоположность ее высказываниям, не имеет никакого отношения к сщмч. Серафиму (Чичагову). Состоит эта «система» из общеизвестных рекомендаций ограничивать себя в еде, но к этой чужой «ложке меда» добавлена авторская «бочка дегтя»: внушение резко ограничивать прием жидкости и калийсодержащих продуктов, сосать соль для насыщения организма натрием. Пить в запредельных дозах «синий йод» в виде киселя и регулярно, курсами принимать декарис, устаревший и весьма токсичный препарат. Особенно же опасен придуманный Ксенией Кравченко «метод лечения» инфекционных заболеваний, протекающих с высокой температурой, резким обезвоживанием (в течение суток полный отказ не только от еды, но и от питья, прием сильного мочегонного – лазикса, сосание соли и нанесение йодных сеток). При этом даже сама целительница гарантирует пациентам на второй день своей «терапии» такое тяжелое осложнение, как пиелонефрит (о более полном перечне последствий для здоровья рекомендаций Ксении Кравченко см. доклад Светланы Алексеевны Калининой).

Однако для защиты себя от возможных претензий со стороны пострадавших Ксения Павловна применяет нехитрый прием манипуляции. Якобы ухудшение самочувствия при следовании ее методике связано не с порочностью методики как таковой, не с токсическим эффектом декариса и «лошадиных» доз йода, а с тем, что «организм начинает видеть тяжелые проблемы» и освобождаться от них. Значит, по этой кривой «логике», больше всего радоваться должны те клиенты Кравченко, которым от «системы» стало совсем плохо. Ксения Павловна выдает состояние интоксикации, возникшее после приема препарата, за «галлюцинации и спутанность сознания, которые могут возникать при гибели аскарид». Нужно предупреждать последователей Кравченко, что гибель гельминтов никогда такими симптомами не сопровождается, сколько бы их ни было!

И такая методика настойчиво назначается всем слушателям видео-лекций заочно (!), что не вписывается ни в какие рамки врачебной этики.

Показательна своей недобросовестностью и реклама, сопровождающая текст 1-й лекции Ксении Кравченко:

(цитата)
«Исследователь системы оздоровления организма по сщмч. Серафиму (Чичагову), практикующий врач - Ксения Павловна Кравченко. 
Вот причины, по которым всякому человеку после 40 лет нужно обратить внимание на этот фильм: 
• «Медицинская система митр. Серафима Чичагова - 20.000 исцелений при жизни, расстрелян НКВД именно за эту систему противную немецкой современной и официальной медицине. 
• Фильм-лекция с участием практикующего врача продолжателя и исследователя системы свщм. Серафима Чичагова Ксении Павловны Кравченко
• Таких людей в России 4 человека. Они не экстрасенсы или "целители" или прочие слуги дьявола, но дипломированные мед. врачи и православные люди
Официальная медицина их гонит. Это подвижники. Везде их теснят. Живут для людей, а не гонятся за длинным рублем, как в этой т.назыв. "страховой" медицине. 
• Медицинская система митр. Серафима Чичагова простая и практические рекомендации тоже понятные. Не требуют "истратить все свое имение на врачей без пользы". А результаты однозначно приносят пользу больному»
 (Выделено мною, - С.Н.А.).

Сразу видно, что в данном рекламном тексте присутствуют психологическое давление, обман, причем в каждом пункте, и манипуляция сознанием (см. выделенный текст). Особенно одиозно с точки зрения православия выглядит утверждение, что митр. Серафим пострадал не за веру, а за систему оздоровления. Кроме того, и PR-сопровождение, и видео-лекции очень явно обнаруживают признаки лженаучности «системы» Кравченко. Это – противопоставление ее официальной медицине, подчеркивание гонений на автора, глобальность системы (якобы излечивает всех людей от всех болезней, включая онкологические (!), и даже освобождает пациентов от грехов), полная оторванность от существующих достижений медицины, претензия на гениальный прорыв в науке, причем на основе устаревшей теории, что причина всех болезней – «плохая кровь». И наконец, отсутствие у автора медицинского образования.

В своих беседах Ксения Кравченко обрушивает на слушателей поток хаотически употребляемых специальных терминов, пишет химические формулы, и все это при популистском стиле изложения, создающем видимость доходчивости. Информация подается в очень быстром темпе, изобилует ошеломляющими трактовками и якобы медицинскими открытиями, что не позволяет слушателям осознать многочисленные нелепости и нестыковки. Прослеживаются некие манипулятивные воздействия с четкой целью показать, что якобы официальная медицина не лечит, «лечения вообще не существует», все таблетки «убивают печень». Система же Чичагова (точнее – Кравченко) «уникальна» – создает условия для организма, при которых он сам мобилизует резервы для борьбы с болезнью, и главное, якобы православна и истинна, потому что в Церкви всегда – истина. То есть идет постоянное смешивание областей веры и науки / медицины; слушателей такие приемы окончательно дезориентируют, отключая у них критическое мышление.

Известным сектантским приемом является запугивание, и Ксения Кравченко пользуется им в полной мере. Ее лекции просто переполнены всякими «страшилками»: «щитовидная железа у всех обнуляется», создано «психотронное оружие», «самый страшный продукт», «самый убойный продукт» и т.д. Удивляет, что люди доверчиво слушают такие лживые измышления. Неужели справедлив афоризм: «самые православные – это самые испуганные»?

В качестве характерного примера приведем отрывок стенограммы лекции Ксении Кравченко, из которого видно, как она раскручивает антидрожжевую истерию, создавая страх перед дрожжами и перед содержащимся в них калием (фобии внушаются не только в отношении необходимого для человека микроэлемента – калия, но и в отношении меда, варенья, сухофруктов, бананов и других повседневных полезных продуктов):

«Как себе быстро помочь? А основная проблема – нам надо с вами увеличить количество натриевых продуктов и снизить препараты, калиевые продукты в рационе.

Сейчас я вам расскажу просто, какие продукты все это содержат. На 100 г продуктов… на 100 г … Вот, кусок хлеба, 100-граммовый – это суточная доза калия, если он больше ни в чем нигде не попадает. То есть дрожжи, дрожжи – это самый сильный источник калия. Вот и дрожжевые продукты у нас эту концентрацию очень бешено поднимают. Поэтому первое, что у нас с вами должно быть – это бездрожжевые продукты. Если хлеб, это – бездрожжевой. Это лаваши, сейчас хлебцы продаются, есть бездрожжевые хлеба, … у нас много закваски, это мы на закваске делаем, на хмелю, на солоде, и так далее….

И самый страшный продукт у нас, из-за которого у нас инфаркты, инсульты и вязкая кровь – и вызывают это все … дрожжи!

Не говоря о том, что дрожжи сами по себе вызывают процесс брожения крови,… если мы съели. Потому что это животное происхождение, это – не растительный продукт. Это – результат вот этих костей… ну, там технология очень своеобразная. Это животный продукт!

И он вызывает брожение крови, брожение!!! И брожение крови соответственно ведет к нарушению стенок мембран, вот этих оболочек и нарушению воспроизводства клеток здоровых. Здоровые клетки уже не воспроизводятся.

Просто смотрите, на первом месте – дрожжевые продукты, на втором – калий – это все сладкое, это мед, где у нас калий? Мед, варенье, сухофрукты, фрукты, бананы, виноград – это калий, калий, калий! Это орехи, семечки, вот эти продукты, в которых калия очень много.

Это самые убойные продукты, самые убойные продукты, которые в бешеное количество раз поднимают калий в крови, кровь загущают. ... Я не говорю, что эти продукты надо полностью исключить. Если бы мы съели один, два орешка. Но мы остановиться не можем, не можем съесть немножко. Если съели одну курагу – это нормально. Но мы же едим, наворачиваем все вместе: курагу, чернослив, орехи грецкие, мед.

Это такая смесь взрывоподобная, которая ведет к инфарктам, инсультам, очень быстро» 
(1-я видео-лекция К.Кравченко, стенограмма фрагмента с 1’24” по 1’27”30”’, обратите внимание, что текстовая версия лекций приведена в интернете со значительными сокращениями – Н.С.).

По мнению протоиерея Максима Обухова,

« … есть еще одна важная составляющая ереси “дрожжефобии”. Дело в том, что дрожевой хлеб, как основной компонент русской кухни, некоторым образом является составляющей частью нашей цивилизации, национальной идентичности. Важно и то, что в Православии дрожжевой хлеб имеет сакральный смысл, о нем упоминается в Новом Завете и Православная Церковь использует его для таинства Евхаристии, что отличает Православие от традиции иудаизма и католицизма. Оба вещества, используемые для Таинства Евхаристии – хлеб и вино, являются продуктами дрожжевого брожения. Таким образом, в навязчивом желании представить дрожжи как некое зло, видна попытка хулы на православную церковную традицию и Таинства. Не является ли волна псевдонаучных опусов о вреде дрожжей попыткой создать массовую истерию с вытекающим из нее выводом запретить или видоизменить Евхаристию?»

Но вернемся к лекции Ксении Кравченко. Обрушив на своих слушателей такой поток беспрецедентной лжи и основательно их запугав, она предлагает им, классически манипулируя, и «единственный выход» – конечно, свою методику, излечивающую якобы от всех болезней, в том числе, «проще всего» (по выражению К.К.) и от раковых. И разворачивает перед застывшей в «священном ужасе» аудиторией сияющие горизонты: «вы не должны ничем болеть», «человек – это венец творения», «Бог создал человека совершенным» (конец 1-й видео-лекции К.К.) … что весьма напоминает известную дьявольскую ложь: «будете, как боги» (Быт 3:4). Остается только гадать, никогда не слышала или просто забыла Ксения Павловна про грехопадение и поврежденную природу современного человека, про нравственную ценность и спасительность для него скорбей и болезней?

Основные приемы обмана и манипулятивных воздействий в лекциях К.Кравченко следующие:

• Многократные внушения – официальная медицина не лечит, только снимает симптомы, лечения как такового не существует.

• Обман и запугивания: лекарства «убивают» печень, практически у всех людей щитовидная железа не работает, организм при этом «не видит ничего», интенсивная терапия в больнице – бесполезна, т.к использует медикаменты, которые «убивают желудок», самое страшное – это то, что человек каждый день употребляет в пищу (дрожжевой хлеб, и т.д., см.выше).

• Внушения, что «система» Кравченко – прекрасная альтернатива официальной медицине, способная якобы простыми подручными способами вылечить от всех болезней, создавая условия для организма, при которых он сам мобилизует резервы для борьбы с болезнью. Многократные повторения: организм – система самовосстанавливающаяся.

• Внушение о несовместимости медицины и церковных таинств, кощунственный образ: медицинский символ – это змей (отец лжи = академическая медицина), который обвивает якобы евхаристическую (!!!) чашу.

• Дезориентация слушателей – смешивание областей веры и науки/научной медицины. «Система оздоровления» сщмч. Серафима Чичагова (т.е. методика Ксении Кравченко) якобы православна и истинна, потому что в Церкви всегда – истина («логика» здесь идентична пословице «В огороде бузина, а в Киеве дядька»).

Важно отметить, что сначала Ксения Кравченко призывает бороться с грехами, имея в виду чревоугодие, но не говорит, что по этому вопросу лучше всего читать святых отцов, слушать мнение духовника, не забывать о здравом смысле, о своих физических возможностях. Не упоминает она и о цели: стяжании Духа Святого, движении к Богу. Немудрено, что по ходу лекций акцент смещается просто на соблюдение жесткого режима питания, уже без борьбы с грехом, то есть просто на диету. Есть через час, или раз в 2 часа, после 18 часов прекращать прием пищи. Пить только в промежутках между приемами пищи. Сможет ли человек выполнять свои обязанности по жизни, помогать ближним, стараться творить молитву, если все его мысли будут отданы четкому соблюдению «системы», если создается некий культ «оздоровления», магизм методики-панацеи Кравченко?

Таким образом, в «системе» Кравченко происходит подмена православного отношения человека к своему здоровью культом здоровья:

• Утверждается, что сщмч. Серафим (Чичагов) пострадал в Бутово не за веру, а якобы за систему оздоровления.

• Предлагается потребительское отношение к церковному таинству: причастился – выздоровел.

• В качестве цели своего режима питания Ксения Кравченко называет абсолютное здоровье.

• «Система» требует полной отдачи: прием пищи раз в 2 часа или каждый час, в промежутках – питье, не есть после 18 часов.

• Кравченко многократно внушает, что человек – совершенен, он не должен ничем болеть.

• Положительные отзывы адептов Кравченко касаются почти исключительно соблюдения обычной диеты, похудания и связанного с этим улучшения самочувствия.

Более того, вполне земная «система» Кравченко дает, по ее признаниям, и некие сакральные результаты: усиленный прием назначенных ею глистогонных таблеток освобождает якобы человека от грехов/бесов, которые выходят в виде червей, медуз и оранжевых мочалок. С позиции православия такую претензию можно было бы квалифицировать как новую, скажем «таблеточную» ересь, если бы не ее крайняя глупость. Точнее здесь имеют место «нелепые» и «бабьи басни», которых, по слову апостола Павла, «надо отвращаться» (1Тим.4:7).

Чтобы не быть голословными, приведем стенограмму фрагмента лекции Ксении Кравченко, в котором она проникновенно рассказывает о духовном (!) «побочном эффекте» своей лекарственно-диетической методики:

«Интересный момент был, когда к нам приезжал батюшка, старец с Афона.

У меня в кабинете находится огромное количество побочных эффектов нашего лечения (глистогонным и иммуномодулирующим препаратом – Н.С.). У пациентов, когда у них начинает восстанавливаться иммунная система, организм начинает видеть проблемы, и тогда начинают выходить паразиты. У меня огромное количество - целая выставка этих червей. Пациенты радостные приносят баночки с паразитами, им радостно поделиться. И вот у меня огромное количество этих червей стоит.

Батюшка с Афона посмотрел и спросил, а ты знаешь, кто это такие? Я говорю – черви, батюшка, паразиты. Нет, говорит старец, это – бесы. Просто у бесов нет телесной оболочки, они в организме человека могут жить в виде непосредственно кого-то. Почему у паразитов большое разнообразие? … Мы посмотрели по гельминтологии – их было описано 230 тысяч видов. …Мы даже не знаем, что это выходит – и водоросли, и выходят какие-то как мочалки, и оранжевые медузы. То есть по описанию я нигде не нашла, что это такое. Но поскольку мы знаем, что проблемы у нас физические – это нарушения проблем духовного плана …. Если посмотреть по исповеди нашей, по книжке, где расписаны все наши грехи… больше половины грехов у нас чревных, куда входят и поздноядение, и разноядение, тайноядение… за каждым этим грехом стоит конкретный бес, то есть конкретная сущность. Поэтому разнообразие видимо у них очень такое широкое… потому что раз они живут в чреве – они все чревные, получается! И поэтому насколько важно нам с вами следить за качеством крови. Потому что из нашей духовной литературы знаем, что душа у нас находится в крови, ходит в крови. А у нас в крови сейчас не пойми, что ходит. Потому что если желудки у всех посажены, то качество крови совершенно невероятное, и как там еще душа эта выживает наша, не понятно … И то, что у нас есть тоже свидетельство многих монахов, монахинь, которые интересовались этой проблемой, что после того, как люди причащаются, из них тоже огромная масса вот этой гадости выходила и они это видели все визуально, потому что во время причастия кровь она у нас освящается…» 
(2-я видео-лекция Ксении Кравченко, стенограмма фрагмента 54’15” – 57’).

Комментарии, как говорится, излишни. Одно удивляет, как могут православные люди считать Ксению Кравченко «православным доктором» и обращаться к ней за советами, если она даже в ответственный момент, при записи видео-лекций, выдает такую языческую галиматью, которая будет потом повреждать души многих и многих наивных и доверчивых людей?

В целом распространяемая «система» Ксении Кравченко является псевдооздоровительной, лженаучной и имеет признаки культа:

• Режим питания и рекомендации по приему киселя с йодом в «системе» Кравченко напоминают советы известного целителя Геннадия Малахова.

• Сугубый акцент на теме глистов имеет параллели с лженаучной альтернативной медициной и шарлатанством («системами» Надежды Антоненко, Надежды Семеновой, Хильды Кларк), а также с эзотерикой.

• Аналогии с утверждением Кравченко о том, что гипоталамус – это якобы «связь телесного с духовным», прослеживаются в эзотерике и оккультизме (чакры, третий глаз), в частности, в оккультно-языческой «теофизике» А. Холманского.

• Противопоставление Ксенией Кравченко своей методики академической медицине и отсутствие каких-либо испытаний ее методики и обоснований с позиции современной научной медицины.

• Заявления о гонимости.

• «Универсальность» методики: лечит якобы «от всего».

• Отсутствие у автора методики, Ксении Кравченко, диплома врача.

• Заочное назначение «системы» большому числу слушателей.

• Подчеркивание самоисцеления организма человека.

• Двойное учение. Позитивный «фасад»: «православная система оздоровления», созданная якобы сщмч. Серафимом (Чичаговым), за которой – душепагубные языческие идеи и опасные для здоровья методики.

• Культ здоровья под видом борьбы со страстями.

• Претензии освобождать пациентов от грехов/бесов с помощью методики.

 

В заключение хотелось бы процитировать документ Межправославного совещания на тему «Псевдомедицинские секты, оккультные целительские практики и психокульты: социальные и пастырские аспекты», проведенного в Греции осенью 2011 года:

«Альтернативные методы «лечения» и здорового питания, которые сегодня широко рекламируются многочисленными группами, организациями и системами, незаметно смещают мышление христианина. Фокусируя мысль и внимание на материальном аспекте окружающего мира, они приводят его к тому, что вся его жизнь вращается вокруг заботы о здоровье и питании. Его интересует только собственное здоровье и количество употребляемых калорий в день. Распространители «альтернативных методов лечения» употребляют термин «лечебное голодание», который часто отождествляют или сопоставляют с соблюдением церковного поста, выборочно ссылаясь, в частности, на цитаты из святоотеческих писаний. …Из вышесказанного можно сделать вывод, что основной и высшей целью лечебного голодания человека является его собственное эго. То есть речь идет о чисто индивидуалистическом учении, ставящем человека в центр всего.

… Мышление нашей Церкви является христоцентрическим и святоотеческим и, следовательно, противоречит языческой концепции альтернативных «терапий». Христиане уповают не на здоровое питание, долголетие, развитие интеллекта и избежание боли и страданий, а на жизнь вечную, которую можно получить через веру в Евангелие Христово и таинства Церкви.

… Альтернативные методы «терапии» считают боль, страдания, соблазны, искушения и жизненные трудности негативными явлениями и через оккультизм обещают избавить вас от них. Церковь же, напротив, оценивает их положительно, так как они: а) помогают человеку осознать свой предел, то есть смерть, и через нее; – жизнь вечную; б) способствуют духовному созреванию; в) стимулируют дух смирения, терпимости, любви и веры в Бога – основные добродетели, которыми обладали все святые нашей Церкви».

Очень важно научить людей проявлять рассудительность, не обращаться к частным знахарям без диплома, оценивать предлагаемое лечение целостно, не привлекаясь только на внешний, позитивный «фасад», имитирующий в некоторых случаях православие.

Хотелось бы обратиться к нашим пастырям и миссионерам, учитывая пропаганду методики лжецелителя Ксении Кравченко через православные сайты, а также, по имеющимся свидетельствам, некие благословения священников мирянам на обращение к ней за помощью. Приведем еще одну очень уместную в данном контексте выдержку из Итогового документа Межправославного совещания по проблеме псевдомедицинских методик:

«Для предотвращения вышеперечисленных реальных опасностей с пастырской стороны необходимо:

1) Своевременное и точное информирование священников и верующих, находящихся в позиции пастырской ответственности, о духовных и других опасностях, которыми чревата деятельность альтернативных целительских культов, сект и оккультных движениях вообще.

2) Катехизис и детальное разъяснение данных вопросов православной пастве, во избежание ее попадания в ловушки обманщиков и искажения ее православного образа мышления в результате заимствования прочих мировоззрений и религиозных тенденций, несовместимых с христианской верой.

3) Тщательное изучение пастырями взглядов и методов этих групп и различных видов телесного и психологического ущерба, который они наносят своим жертвам, чтобы пастыри были в состоянии отличить обман от истин».

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Рецензия на брошюру «Здоровье по Чичагову»

Иеродиакон Прокопий (Жамков), Новоспасский монастырь, Москва.

К.П.Кравченко "Оздоровление организма по методике священномученика Серафима (Чичагова)", М., 2013 (именно 2013 г., а не 2012 г.).

1) брошюра не имеет грифа "Одобрено Издательским советом Русской Православной Церкви", в связи с чем по принятым правилам не может распространяться через церковную книготорговлю. Тираж брошюры не указан!

2) в краткой аннотации в начале брошюры указывается "разрешено для детей старше 12 лет" (т.е. 12+), однако не называется: от кого конкретно получено такое разрешение. Абсолютно отсутствуют сведения об авторе, хотя заявляется (форзац, обложка), что «практикующий врач» К.П.Кравченко имеет «более чем двадцатилетний положительный опыт лечения больных по данной методике».

3) в брошюре цитируется сам свщмч. Серафим (Чичагов), однако нет ни одной ссылки на источник цитирования;

4) брошюра обильно исполнена стилистическими, грамматическими, пунктуационными и терминологическими ошибками, произвольными выводами (кто дал этой "оздоровительной системе" название "система Серафима Чичагова"? Не сама ли К. Кравченко?) Почему отсутствует хотя бы этимологическое объяснение названий болезней прошлого: "грызть", "лихоманка", "кондрашка" (стр.9)? Не из-за того ли, что автор сама толком в них не разбирается:

Понять, что это такое, как это звучит по-современному, достаточно сложно, можно только догадываться (стр.10).

Если мы накануне понервничали или во время еды обсуждаем какие-то проблемы, смотрим телевизор, сопереживаем или переживаем, у нас не замкнуты клапаны (стр.33);

Пациентка, приходившая ко мне с опухолью матки <пропущена запятая> говорит: «Помогите, мама умерла от рака матки, я не хочу идти по ее пути»! Мы по ходу своим <правильно своих> исследований выяснили такой момент: девочки несут проблемы папы и папиного рода, мальчики несут проблемы мамы и маминого рода (стр.69-70).

Действительно, «выдающееся» открытие «православного» врача!

На стр.12 «врачом» К. Кравченко проводится кощунственная метафора – прямая параллель между евхаристической Чашей, в которой находятся Тело и Кровь Христовы, и медицинской чашей-эмблемой:

В старом медицинском учебнике символ нашей медицины – змей над чашей. Известно, что человек получает ту или иную проблему, если он согрешил. Далее идёт симптом, а через какое-то время – болезнь. Человек, вспоминая, идёт на исповедь, исповедуется, а затем идёт к Чаше, он причащается, и болезнь уходит. Сейчас вокруг этой Чаши извивается змей. Известно, кто такой змей. Мы видим его на иконе Георгия Победоносца поверженным. Змей – прообраз сатаны, отец лжи (стр.12, цит. с сокр.).

Вот как, ни больше, ни меньше: змий-сатана извивается сейчас вокруг Евхаристической чаши!

5) практически полностью отсутствует справочный аппарат (в конце брошюры всего лишь упоминание о 2-х книгах: "Победить болезнь" (издание храма Девяти Кизических мучеников, 2012 г. и Чичагов Л.М. "Медицинские беседы" (репринт 1891 г.); нет ссылок на авторитетные медицинские справочники и пособия;

6) в конце брошюры читателям навязывается "чин чтения Псалтыри митрополита Петра Могилы". "Чин" по существу настолько далёк от молитв за усопших, в том числе и от чтения Псалтыри по усопшим, что комментировать его излишне;

7) утверждается, что "система Чичагова" помогла многим, однако это и подобные утверждения голословны, в брошюре отсутствуют конкретные примеры помощи и положительного результата, от каких болезней зафиксированы случаи исцеления и т.п.

8) история препарата "Декарис" (стр.66) начинается так:

Где-то в 1972 г. на базе Первого медицинского института Сеченова в Мосвке был на кафедре акушерства и гинекологии интересный молодой человек. Он увлёкся этим Декарисом и написал кандидатскую диссертацию. Когда он ее защищал, ему дали сразу докторскую. И сразу во всех клиниках стали использовать этот Декарис. Поступает пациент и его начинают лечить по схеме, которую мы всем и советуем. Эта схема того самого молодого человека.

Всё это напоминает дешёвую беллетристику, сказку "жили-были" и "однажды где-то в тридесятом царстве", "одна бабка сказала". Что за "интересный молодой человек"? Каково название его научного труда, за который сразу дали докторскую степень, что достаточно редкое по тем временам явление?

8а) К.П. Кравченко произвольно толкует медицинскую практику священномученика, которая, по её словам, заключается, в частности, в том, что его, оказывается, не интересовало: с какой болезнью или с заболеванием какого органа обратился к нему за помощью человек:

Владыка рассматривал болезни независимо от поражаемого органа и, принимая их формы, обращал внимание на общее состояние: на ход и развитие, а главное – на окончание болезни (стр.8.).

Это что-то уникальное в медицинской практике, только вот не доктора Л. Чичагова, а самой К. Кравченко, вольно интерпретирующей труды архипастыря. Как можно лечить человека «в общем»?

9) В брошюре встречается много очень спорных моментов, бездоказательных обобщений и утверждений, броских сравнений, а то и крайне несуразных высказываний:

Практика и очень большой опыт показывают, что нет болезни, которая излечивалась бы быстрее всех любых, нежели «рак» (стр.13, жирным здесь и далее выделено нами, название болезни «рак» К.Кравченко почему-то взяла в кавычки. И на какой это большой опыт по быстрому излечению от рака ссылается Ксения Павловна?).

Эндокринная система вырабатывает гормоны. Гормоны выходят в очень малом количестве, в сотых долях, запуская в работу все органы. Эта система при своей патологии не болит: ни щитовидка, ни гипофиз, ни надпочечники. Они могут вообще не работать, но не болят. Единственный причинный фактор их выхода из строя – это эмоциональный фактор. Любая эмоция – это страсть: раздражительность, гневливость, зависть, обидчивость. Любая страсть – это грех. Таким образом, зародышем всех гормональных нарушений является грех (стр.14-15, цит. с сокр).

Вот как: пораздражался немного – и твоя эндокринная система вышла из строя! Хотя любая страсть – грех, но не каждая эмоция является грехом. Плакать с плачущими и радоваться с радующимися повелел апостол Павел не ради того, чтобы в организме человека при этом что-либо выходило из строя.

Вырабатывая гормон из четырёх атомов йода, щитовидная железа должна каким-то образом этот йод получить. Для этого необходимо употреблять в пищу продукты, содержащие йод, которые должны перевариться, попасть из кишечника в кровь, а затем щитовидная железа, вырабатывая тироксин, вбрасывает его в печень. Это в норме. Но живя в эндемическом районе, где нет морей, океанов, а, следовательно, и продуктов, содержащих йод, ни у кого щитовидная железа не работает (стр. 16-17).

Вам, читатель, понятно, что ни у кого, ни у К.П.Кравченко, ни у Вас, ни у кого бы то ни было из Вашего ближайшего и дальнего окружения щитовидная железа не работает?! Ни у кого! Это во-первых. А во-вторых, Россия всё-таки омывается морями и океанами, да и приобрести в магазинах йодосодержащие морские продукты сейчас не является значительной проблемой.

Сейчас у всех очень слабая соляная кислота, так как желудок её не вырабатывает в достаточном количестве и концентрации, отсюда вязкая кровь и тромбофлебит (стр.33).

Все язвы (большинство язв) не зависят от питания, они зависят от эмоций и стрессов (стр.33).

В связи с тем, что мы потребляем огромное количество продуктов, богатых калием, сейчас у всех в крови избыточная его концентрация (стр.37).

Ещё один разрушающий фактор, воздействующий на щитовидную железу,– фактор эмоциональный. Следующий – облучение, подобное чернобыльской катастрофе. На сегодняшний день этот фактор играет значительную роль в связи с возрастающим количеством сотовых телефонов и вышек, обеспечивающих сотовую связь. Таким образом, облучение идёт постоянно и затрагивает всех без исключения. Оттого, что эти излучения не видны, а мы их не ощущаем, они становятся ещё опаснее (стр.17).

Во-первых, подобной чернобыльской катастрофе может быть только сама чернобыльская катастрофа (или в определённой степени сопоставимая с ней радиоактивная авария на реакторах АЭС в Фукусиме в марте 2011 г.). Отсутствием логики и здравого смысла является сравнение смертельного излучения радиоактивного топлива атомных реакторов с излучением, получаемым пользователями от мобильных телефонов, ноутбуков, плазменных телевизоров и т.д. В таком случае все бы абоненты сотовых операторов умирали в течение 2-3 недель, как мужественные пожарные и ликвидаторы, или становились глубокими инвалидами. Во-вторых, опасность электромагнитного излучения определяется совершенно другими параметрами, например, его интенсивностью, а вовсе не тем, что человек его не ощущает.

Если желудок поддерживать в нормальном рабочем состоянии, то у человека не будет паразитов, ибо они не смогут жить в кишечнике, потому что помимо пищеварительной функции желудок выполняет и барьерную функцию – соляная кислота растворяет любую грязь (можно пить из лужи, вся грязь погибнет на уровне желудка) (стр. 30). Нам страшно (да и другим настоятельно не рекомендуем) идти на приём к врачу К.П. Кравченко, которая советует утолять жажду даже из лужи!

Когда растительный продукт бродит, а бродит он две недели, процесс брожения превращает обычную капусту в мясо (стр.41-42).

Из десяти литров желудочного сока восемь литров ежесуточно всасываются в кровь (стр.21).

Человеку можно обойтись вообще без лечения как такового (стр.48).

Лечить все вещи бесполезно. Лечения не существует вообще. Как бы ни хотелось, никогда и никого ни одной системой: ни траволечением, ни гомеопатией, ни иглорефлексотерпией – не вылечить, можно только снять симптомы (стр.11-12) .

10) Брошюра К.П. Кравченко содержит противоречия как практического, так и богословского характера, выявляющие некомпетентность автора в православной антропологии. С одной стороны, автор пытается решить проблему питания в посты, с другой, провозглашает лозунг «никаких постов»:

Диеты не должно быть никакой. У каждого своё состояние крови и необходимость в различных микроэлементах: одному нужен цинк, другому – магний и так далее. Микроэлементы организм начинает «просить» в виде тех или иных продуктов, содержащих необходимый элемент, поэтому нет запрещённых или разрешенных продуктов (стр.35).

Люди едят огромное количество продуктов, в посты берут благословение на молочные продукты, но ничего не переваривается из-за отсутствия соляной кислоты. Поэтому состояние человека в пост ещё больше ухудшается (стр.40).

А вот и антропология. Вдумайтесь в то, что пишет автор:

Причины большинства болезней – греховные структуры человека. Когда человек «что-то нарушает», он «что-то получает» (стр.12) – очень похоже на учение о карме да и непонятно: что подразумевает автор под новоявленной терминологией греховные структуры, т.к. далее это словосочетание им не раскрывается, а в православной антропологии не встречается.

Господь сотворил человека совершенным, система нашего организма способна самовосстанавливаться. Но механизм восстановления часто «ломается», прежде всего, страстями (эмоциями) (стр.28).

Не может быть, чтобы Бог создал людей зависимыми от каких-либо добавок, микроэлементов, чтобы люди себя искусственно чем-то поддерживали. Человеческий организм – само совершенство (стр.45-46).

В таком случае зачем же автор распинается, повествуя о необходимости поддерживания натрие-калиевого и йодного баланса, рекламирует на трёх страницах «Декарис» (стр.66-68), если человек настолько совершенен, что не нуждается в микроэлементах, добавках, лекарственных препаратах! К чему выдавать свои предубеждения «не может быть» за реальные явления?

Дети до 7 лет не болеют, а если они болеют, то этим проявляется то, что они несут проблемы своих родителей (стр.69).

К подобным брошюрам есть определённые требования. Священномученик Серафим (Чичагов) действительно разработал методику лечения болезней, которая, однако, произвольно и искажённо интерпретируется уважаемой К. Кравченко и не имеет никакого отношения к тому, о чём она пишет. Брошюра имеет ярко выраженный лженаучный и псевдоправославный характер. Если и будет хоть какая-то польза человеку от использования на практике этой схемы или системы, то минимальная. Кроме того, приписывая свои домыслы священномученику Серафиму (Чичагову), прикрываясь его авторитетом, К.П.Кравченко наносит вред Церкви, а также несёт полную ответственность перед памятью святого за произвольную и антинаучную интерпретацию его медицинской практики.

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.