Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-905-709-23-14 (9:00-20:00)
 

Оккультизм со школьной скамьи-3 - 09.12.10

О гуманной педагогике Шалвы Амонашвили

 

В прошлых номерах нашего журнала (журнал Донецкой епархии УПЦ «Живой Родник» №5-6, 2009 г., «Живой Родник» №5-6, 2010г.) уже затрагивалась эта тема: речь шла об учебных программах, предлагаемых последователями гуманной педагогики младшим и средним классам. Сегодня хотелось бы рассмотреть, что же предлагается старшеклассникам.

 

Чем дальше изучаешь планы спецкурсов, выстроенных в соответствии с принципами гуманной педагогики, тем четче понимаешь основную идею, к которой стремятся учителя – последователи Амонашвили. В чем она заключается? А в том, чтобы постепенно подводить школьников к восприятию учения Рерихов. Для этого из различных сфер науки выбираются темы, которые можно соотнести с идеями Живой Этики. Хотя «можно» - это не значит, что так оно и есть. Потому что многие тезисы уроков вызывают вопросы и недоумение.

Часть 1

Если всмотреться в «Зеркало….».

Перед нами программа факультатива для 8-9 классов «Зерцало юности», которая занимает свое почетное место на официальном сайте гуманной педагогики - http://pedagogy.org.ua/?m=docs&id=20. Она является продолжением эколого-этического курса «Мир красоты», рассчитанного на детский сад и 1-7 классы. (Этой программе уделялось внимание в предыдущих статьях «Оккультизм со школьной скамьи» и «Оккультизм со школьной скамьи-2»).

Цели этой программы вроде бы понятны: развивать у юношей и девушек ответственность за сохранение целостности нации благодаря укреплению морально-нравственных основ поведения.  У учащихся нужно будет развивать терпимость и взаимопонимание «с учетом эволюционного предназначения юношей и девушек». Итак, на основе каких же тем будут формироваться у ребенка морально-нравственные ценности?

Грех, покаяние, болезнь

Вот тема о грехе: «Понятие греха. Последствия нарушения морально-нравственных законов». Да, понятие того, что такое грех, думаю, вовсе не лишнее, когда подрастающему поколению будут говорить о нравственности. Но понятие греха рассматривается педагогом весьма своеобразно и весьма далеко от христианской традиции. Грех в плане урока представлен как нарушение морально-нравственных законов человеческого общества. В христианском же понимании грех воспринимается скорее как ошибка, промах, неверно выбранный путь.

«Наиболее часто используемое в Библии для наименования греха слово “хет” означает, в нравственном смысле, быть обманутым, не достигать цели. Употребляемое в переводе Семидесяти слово “αμαρτια” означает отклонение от цели, ошибку и промах. Грех — это ошибка, заблуждение, падение и отклонение от истинной цели»1.

         Да, в понятие греха входит нарушение нравственных норм; но грех не замыкается только на этом. «Как сложное и многоликое явление, грех человека представляет совокупность трех основных компонентов: ошибку в плане ценностной ориентации, нарушение нормы в плане нравственного поведения и отклонение от цели в плане Божественного предназначения», - пишет арх. Платон (Игумнов).

Весьма существенным в понимании греха является то, что, согрешая, человек отпадает от Бога, сам отворачивается от Него. Тем самым перекрывая себе путь к своему предназначению – обожению.

«В состоянии греха становятся невозможными достижение нравственного совершенства и приобщение к Божественной благодати, вне которой личность не имеет доступа к духовному благу и остается непричастной к полноте бытия. Заменяя главное предназначение в жизни скоропреходящими и призрачными интересами своих всевозрастающих притязаний, человек сам от себя закрывает высший смысл своего существования и остается ветхим человеком, истлевающим в обольстительных пожеланиях (Еф. 4:22), которыми соблазняет его окружающий мир» 1.

Но в гуманной педагогике грех трактуют в некоем юридическом смысле - только как нарушение моральных законов. За которое неминуемо следует расплата.

Христианство же не рассматривает грех как некий тупик, из которого нет выхода. Есть понятие покаяния, которое «аннулирует» последствия греха.

 

«Мы ближе подойдем к существу вопроса, - пишет митрополит Каллист (Уэр), - если рассмотрим буквальный смысл греческого слова, обозначающего покаяние: metanoia. Оно означает "изменение ума": не просто сожаление о прошлом, но фундаментальная трансформация нашей способности смотреть на вещи, новый взгляд на самих себя, на других и на Бога. Великое понимание - но не обязательно эмоциональный кризис. Покаяние - это не приступ угрызений совести и жалости к себе, но обращение, перенесение центра нашей жизни на Святую Троицу» 2.

 

Кающийся человек понимает, что «Бог имеет власть прощать грехи. И поскольку он принимает это чудо, прошлое для него больше не является невыносимым бременем, ибо он больше не считает прошлое необратимым. Божественное прощение разрывает цепь причин и следствий и развязывает в сердце человека узлы, которые он сам не в состоянии распутать» 2.

Но вопрос о покаянии, увы, остается за пределами учебного плана. Зато следует другая тема – «Морально-нравственные причины болезней». Прослушав ее, ученики должны суметь объяснить связь между причинами заболеваний и не соблюдением морально-нравственных законов. А также усвоить, что «внутренняя работа над своими моральными качествами, нравственное поведение – основа сохранения здоровья».

 

И снова знакомая ситуация. Да, можно объяснить причины болезни безудержным пьянством и распущенной половой жизнью. Да, можно согласиться, что если не злоупотреблять алкоголем и блюсти верность супругу, то некоторые болезни обойдут тебя стороной. Но нельзя причины болезней сводить только к состоянию моральных качеств. Иначе возникнет парадоксальная ситуация – за какие-такие недоработки в нравственном плане болел Серафим Саровский, жизнь которого рассматривается на уроке как пример милосердия? Поэтому видеть в нравственном поведении лишь основу для сохранения здоровья, по моему мнению, весьма поверхностно.

Таким образом, школьникам рассказывается о том, что есть морально-нравственные законы, нарушая которые (согрешая), можно заработать себе кучу болезней. И причем процесс этот необратим. В том смысле, что если кто-то нечаянно оступился, обратного пути для него нет. Что и подтверждает следующая тема – «явление телегонии».

***

Но прежде чем мы приступим к этой теме, хотелось бы сделать одно важное отступление. На примере того, как школьникам преподносится понятие греха, хорошо видно принципы мышления «гуманных педагогов». Из общего понятия выбирается только некая часть, на которой и строятся впоследствии умозаключения. Целое подменяется частью; часть какого-то знания сильно затемняет общий смысл. И из такого фрагментарного и выборочного подхода в конце концов складывается «что и следовало доказать».

А дети чьи?

В результате этого урока ученик должен будет знать о телегонии «как энергоинформационном наследовании».

Что же это такое? Телегонию обычно определяют как «предполагаемое влияние предыдущего спаривания (предыдущего самца) на потомство от последующего спаривания (последующего самца)»3. Применительно к роду человеческому, телегония известна как наука о девственности. Суть ее в том, что у женщины всегда будут рождаться дети, похожие на первого мужчину в ее жизни. И если им оказался не муж, а «заезжий гастролер», то законный супруг 100-процентно своих детей никогда не получит.

Сегодня эта «наука» не выдерживает ни научной, ни этической критики. В частности, проблему телегонии рассмотрели М. М. Асланян, доктор биологических наук, профессор кафедры генетики и селекции, и А. С. Спирин, доктор биологических наук, действительный член РАН, профессор кафедры молекулярной биологии из Московского Государственного Университета. Они отметили, что «как теоретические законы генетики, так и генетически контролируемые эксперименты полностью отвергают явление телегонии. Все же отмечавшиеся в старой литературе по селекции и практическими работниками-селекционерами случаи, указывающие на возможность телегонии, объясняются явлениями другого порядка» 3.

Интересен также доклад преподавателя Библейско-богословского института святого апостола Андрея Галины Муравник «Псевдонаучная доктрина телегонии», где она рассматривает это явление с нескольких точек зрения: исторической, научной, этической и богословской. И если стать на позиции этики, то, по словам Г. Муравник, «телегонические аргументы» призывают «вовсе не к целомудрию, а к использованию противозачаточных средств. В случае их своевременного применения никаких последствий наблюдаться не будет. А коль нет эффекта, нет и проблемы» 4.

Но есть область, где телегония не вызывает никаких сомнений. Это область эзотерики. Если присмотреться к таким сайтам, то можно найти информацию следующего содержания. Телегония – это не что иное как древние Законы Рита, «Небесные Законы о чистоте Рода и Крови. О Законах РИТА, по которым жили с древних времён все Славянские и Арийские народы, в современном мире узнали в середине XIX века. Сейчас для обозначения Законов РИТА используется греческое название – Телегония»5. Следуя этим законам, первый мужчина в жизни женщины передавал ей образы Духа и Крови, энергию одного Лета (года) своей жизни (для вынашивания потомства), дар материнства (дар заботы о ребёнке), женскую долю (родовую генетическую память девушки). В таком контексте становится более понятным, что же такое телегония как энергоинформационное наследование, знание о котором должно уберечь девушек и юношей от безнравственного поведения.

Возникает вопрос: насколько необходимо привлечение такого сомнительного материала, как телегония, для воспитания нравственности? Неужели нет других способов объяснить необходимость нравственного отношения между юношами и девушками? Опасность добрачных связей? Объяснить без старинной гипотезы проблему СПИДа с т. з. современного морального состояния общества?

«Не убивайте матом хромосому!»

Другим фактором в защиту нравственности служит обращение к учению П. П. Гаряева о волновой генетике. Тема урока звучит так: «Влияние речи на структуру ДНК. Нецензурные выражения, речевые установки, «сленг» и возможные заболевания». Приобретенные знания ученик может использовать для «аргументированного объяснения чистоты речи». Нужно отметить, что к теме о волновой генетике школьники будут обращаться и в старших классах. В восьмом рассмотрят только часть этой теории.

Сам Петр Гаряев позиционирует свою науку как принципиально новую, которая буквально взорвет наши представления о традиционной генетике. Суть новой науки в том, что информация, хранящаяся в ДНК, может передаваться волновым путем на расстояния и вызывать при этом различные эффекты. Оказывается, если пропустить акустическую или электромагнитную волну через здоровую клетку, а потом направить эту волну на больную клетку, то волна по ходу подхватит «правильную информацию» и передаст её больной клетке. Последняя эту информацию усвоит и немедленно поправится.

Что же касается непосредственно ДНК, то она весьма чувствительна к человеческой речи. «Мы пришли к выводу, — говорит П.П. Гаряев, — что реальное слово влияет на ДНК. Волновые «уши» ДНК специально приспособлены к восприятию речевых колебаний… Одни сообщения оздоравливают её, другие — травмируют. Например, проклятие разрушает программы, которые обеспечивают нормальную работу организма»6. П.П. Гаряев утверждает, что растения также реагируют на ругань: повреждается их генетическая основа, и как результат – болезнь и даже гибель. И наоборот, согласно П.П. Гаряеву, «молитва пробуждает резервные возможности генетического аппарата». Он убежден в том, что «слова молитвы, которые наши благочестивые предки ежедневно подтверждали, постепенно встраивались в волновой геном каждого человека и генофонд всего народа. Эти слова автоматически передавались из поколения в поколение как наследственные программы» 6.

Но это «открытие» не было признано научным обществом. В «Бюллетене в защиту науки», который издается Комиссией по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований РАН учению П. Гаряева посвящена целая статья. Ее автор - П.М. Бородин, доктор биологических наук (Институт цитологии и генетики СО РАН, Новосибирск). По-моему, он делает просто гениальный вывод, говоря о влиянии тех или иных факторов на ДНК согласно Гаряеву: «П.П. Гаряев и его сподвижники показали, что если в присутствии растений использовать ненормативную лексику, то они начинают болеть и могут даже погибнуть. (По-видимому, именно этим объясняется крайне низкая эффективность российского сельского хозяйства…)».

В том же бюллетене волновая теория названа спорной с физической и биологической точек зрения. «Вполне возможно, что в основе «волновой теории» лежат не фальсифицированные данные, а артефакты и методологические ошибки, а также искренняя вера в идею, в то, что он стоит на пороге великого открытия. Экспериментальные работы Гаряева и его наукообразные теоретические построения неоднократно разбирались и на форуме www.molbiol.ru , и на других научных форумах и сайтах. Они представляют несомненный интерес для специалистов в области психологии и философии науки. Для биологов же - они просто не соответствуют минимальным критериям научной работы» 7.

А завершает процесс морально-нравственного воспитания подрастающего поколения просмотр фильма В. Г. Жданова «Теория трезвости» о последствиях употребления алкоголя, никотина и наркотиков8.

Часть 2

К высотам науки

А что же происходит со старшеклассниками? Цель обучения остается все той же – привести к пониманию учения Рерихов. То, что это учение – венец научной, религиозной и т. д. мысли, уже не должно вызывать сомнения. Ну а если они у кого-то остались, то им предлагается новая порция доказательств.

Да, интересно вот еще что. Сомнения как таковые не приветствуются в гуманной педагогике. Зачем сомневаться, если можно согласиться со всем, лишь прислушавшись к своему сердцу? Вот что пишет Шалва Амонашвили в своей книге «Без сердца что поймем?»:

«Спросите: Чем опасно сомнение?

Ответят Мудрецы: Сомнение есть гибель качества. Сомнение есть могила Сердца. Сомнение есть начало безобразия. … Прародитель его (сомнения) зовется отцом лжи. Пусть умолкнет сомнение, которое не раз тушило огонь Сердца! Нужно избавиться от червя, чтобы избежать дракона!».

Действительно, зачем сомневаться? Ведь этот червячок сомнения может сослужить «плохую» службу. Например, заставить задуматься о научных достижениях, которые трактуются как «современные открытия в области естествознания, подтверждающие единство духа (энергии) и материи»9. (10 класс, тема №3).

По какому-то странному недоразумению, в число последних открытий попала волновая теория П. Гаряева, опыты Масару Эмото по изучению информационных свойств воды и теория торсионных полей Акимова и Шипова.  Справедливости ради нужно отметить, что выпускников ознакомят с открытиями Альберта Эйнштейна и законами синергетики Пригожина. Примечательно, что на все это многообразие в плане  отведено всего 5 часов.

Почему я говорю «по странному недоразумению»? Потому что учения Гаряева, Эмото, Акимова и Шипова не признаются научным сообществом. Это попросту лженаука.

Волшебная вода Масару Эмото

О волновой теории Гаряева уже было сказано выше. А что же представляют из себя опыты Масару Эмото?

В своих экспериментах он пытается доказать, что вода способна впитывать, хранить и передавать человеческие мысли, эмоции и любую внешнюю информацию — разговоры, события. Чтобы увидеть, как выглядит записанная водой информация, Масару фотографирует замороженную воду, а затем рассматривает кристаллы и делает снимки. Эмото утверждает, что форма образующихся при этом кристаллов льда варьируется в зависимости от эмоционального окраса воспринятой информации. Позитивные мысли и чувства, гармоничные мелодии порождают симметричные «рисунки», негативные - хаотичные и бесформенные, с рваными краями.

По сути дела, эти опыты должны дать школьникам понятие об «информационных свойствах воды и об особенности структуризации воды в зависимости от информационной среды». Ну а положения о структуризации воды – это такая же псевдонаучная сказка, как и волновая теория Гаряева. «Как физик, я прекрасно понимаю, что увлекательные сказки о «структурированной» воде - сплошное надувательство»10, - пишет академик Эдуард Кругляков в своей статье «Мыльный пузырь из структурированной воды». Более конкретно Эдуард Павлович высказался о Масару Эмото в ответе на мое письмо, где я упоминала его опыты: «Это мошенник»11. Такое же вывод был сделан и об учении Гаряева, и об Акимове и Шипове.

Торсионные поля Акимова и Шипова

В связи с этим «научным открытием», которое предлагается школьникам, интересен такой факт. План факультативной программы, где торсионные поля Акимова и Шипова представлены как чуть ли не последнее слово в науке, был составлен в 2006 году. А вот что писал об этих ученых академик Э. Кругляков в докладе от 16 марта 1999 г.

«Что касается многолетней аферы с торсионными полями, то еще в 1991 г. АН СССР сформулировала свое отношение к этой “проблеме”. Комитет по науке Верховного Совета СССР осудил эту деятельность своим Постановлением от 4 июля 1991 г. Но смутные времена позволили продолжить сомнительные “исследования” под эгидой малого предприятия при Российской академии естественных наук с внушительным названием “Международный институт теоретической и прикладной физики”»12.

О несостоятельности и ненаучности учения о торсионных полях писал доктор физико-математических наук А. В. Бялко в статье «Торсионные мифы».

«В печати появляются утверждения о существовании неких "торсионных полей" с поразительными свойствами, не укладывающимися в рамки общепризнанной физической теории. Авторы гипотезы сулят гигантский прорыв в технологии, физике, энергетике. Однако ознакомление с теоретическими основами и некоторыми экспериментами выявляет полную научную несостоятельность авторов торсионной гипотезы»13. Его статья интересна и тем, что в конце ее дается запись эксперимента. Настоящего научного эксперимента, который призван со всей серьезностью определить, действительно ли есть эффект от использования торсионных полей. Без улыбки читать этот протокол просто невозможно*.

Без Рерихов не обойтись

Возникает закономерный вопрос: почему имена этих ученых попали в школьную программу? Просто по незнанию автора-составителя? Но опровержения многих гипотез, которые представлены как последнее слово в науке, были представлены задолго до написания планов. И педагог, который тщательно готовился к проведению спецкурсов, по моему мнению, не мог не знать отрицательной оценки ученых. В чем же дело? А дело в том, что все эти псевдо-открытия органично вписываются в учение Рерихов. Например, упоминание о П. П. Гаряеве можно найти в таком отрывке:

«Но есть ли у ученых доказательства важности, жизненной важности духовности, нравственности? К сожалению, пока их имеется крайне мало, и заповеди, принесенные Христом две тысячи лет назад, мало принимаются человечеством во внимание. То, что наше психическое состояние связано с физическим … подтверждают и исследования российского ученого П.П.Гаряева, который доказал, что существует взаимосвязь между лингвистикой и генетикой. Так, например, нецензурные высказывания отрицательно влияют на ДНК и сказываются на наследственности»14.

Учение Масару Эмото запросто размещают сайты15, пропагандирующие учение «Живой Этики».

А «академик» А. Акимов и вовсе пишет о «Физических основах фундаментальных понятий учения Агни Йоги». И оказывается, что «Огненная мощь, — как писала Е.И.Рерих, — временно названная психической энергией", теперь с полным основанием может быть названа Обобщённым Физическим Вакуумом. "Огненная мощь" с физической точки зрения проявляется через торсионные поля»16. То есть г-н Акимов пытается объяснить Агни Йогу с точки зрения физики.

В той же теме №3 школьникам дается понятие о синергетике Пригожина. Если попытаться передать суть науки в двух словах, то это наука о возникновении порядка из хаоса; в природе есть моменты, когда хаос самопроизвольно превращается в порядок. И эта идея тут же перекочевала в «наследие» Рерихов. Наука стала называться новым учением об эволюции17.

Замечу, что Э. Кругляков воздержался от комментариев по поводу синергетики. Но отметил, что это слишком сложно для школьников. Но, видимо, представители гуманной педагогики считают иначе. Возможно, они могут просто и на достаточно высоком уровне объяснить, что это новое открытие … также говорит в пользу космической эволюции.

«Индиго» – «дети опережающей эволюции»

Вопрос о том, кто такие дети-индиго, уже частично затрагивался в статье «Оккультизм со школьной скамьи». Это дети с необычайными способностями, которые стали появляться на свет в конце 70-ых – начале 80-ых годов прошлого столетия. Они и служат доказательством того, что все люди в космическом будущем будут такими же. В плане урока для 10-классников эта тема заявлена в таком контексте: «Ноосферное и экологическое мышление. Перспективы эволюции человечества. Дети современного уровня сознания и феномен «дети-индиго». В результате урока ученик должен объяснить суть ноосферного мышления, и – главное! – аргументировать его необходимость и неизбежность. Ну а дети индиго должны иллюстрировать пример «опережающего эволюциоизма». Как считают защитники этой, мягко скажем, сомнительной с научной точки зрения теории, 

«можно сделать допущение, что появление детей с врожденными нравственными качествами, особым синтетическим типом мышления и целостным взглядом на существующий мир, запасом энергии для преобразования мира взрослых, можно считать важнейшими ароморфозами (крупными прогрессивными изменениями – авт.) человечества эпохи Кайнозоя»18.

Но феномен детей-индиго у здравомыслящей части населения вызывает много вопросов. К примеру, как относятся к таким детям педагоги, психологи, педиатры в конце-концов?

В октябре 2006 года в Москве в Международном Центре-музее им. Н. К. Рериха проходила Международная научно-общественная конференция «Дети нового сознания». На ней распространялась книга Т. В. Аверьяновой «Дети Индиго – будущее планеты» (ООО «Лаватера», 2006). Книга попала в руки педагога-психолога Е. Л. Громовой. И из анализа этой книги она делает весьма интересные (хотя в контексте рерихианства вполне ожидаемые) выводы. Вот что она пишет.

«Феномен Детей Индиго неразрывно связан с Учением Живой Этики и для того, чтобы понять, кто такие Дети Индиго, нужно читать книги оккультно-религиозного содержания! А ещё лучше найти «просвещенного» в этих вопросах человека и под его руководством заняться изучением теософии и Агни Йоги. Одним словом, без соответствующей подготовки понять, кто на самом деле такие «Дети Индиго» невозможно, ибо этот термин введён в обиход с легкой руки теософского общества, а не общества детских психологов и педагогов.

… Термин «Дети Индиго» или, так называемая, «Шестая Раса», изначально далёк от научной педагогики и психологии, является плодом теософских религиозных размышлений и наблюдений и не обладает научной доказательной базой. Более того, в списке использованной литературы приведены книги оккультно-религиозного характера и не названо ни одной книги по детской психологии и педагогике, за исключением двух книг Шалвы Амонашвили – но сразу замечу, что даже той цитаты из книги известного педагога Ш. Амонашвили, которая приводится в книге, достаточно, чтобы понять, что Ш. Амонашвили в своих высказываниях и размышлениях далёк от традиционной научно-практической педагогики и говорит также на мистически-загадочном оккультном языке»19.

Часть 3

На заметку выпускникам

В 11 классе учащимся предлагается курс философии. Хотя нет, назвать это курсом невозможно. Раздел программы именуется так: «Исторические типы философии и философствования». И знакомство с наследием философов начинается резко и безапелляционно: «Древнегреческая философия. Сократ». Сразу напрашивается вопрос – а почему сразу Сократ? До него, что ли, древнегреческая философия не развивалась? Еще в вузах студенты, конспектируя лекции по философии, старательно выводят: «Сократ - древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии: от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека». То есть учение Сократа отнюдь не начинает философию Древней Греции. Почему-то скромно умалчивается о всех досократиках – Фалесе, Демокрите и др.  Внимание уделяется лишь Сократу, Платону и Пифагору. И Аристотеля – словно и не было… Понятно, что объем материала для подачи школьникам должен быть ограничен, но не до такой же степени! В результате такой подачи материала у школьников формируется довольно узкое и однобокое представление об этой философии.

А дальше еще интересней. Оказывается, что честь сказать веское слово в философии после Платона принадлежит… Джордано Бруно. Потому как после древнегреческой философии сразу следует тема о философии Возрождения (о существовании такого периода, как средневековье, автор программы начисто забыл). И в этой достаточно обширной эпохе самое «веское» слово принадлежит язычнику – потому как учение, которое развивал Бруно, было языческим. Но почему же для рассказа ученикам выбирается Бруно, а не, скажем, Николай Кузанский? Наверное, потому, что «к воплощениям Основателей Шамбалы эзотерическая традиция относит таких великих деятелей прошлого, как Рамзес II, Пифагор, Платон, Ориген, Конфуций, Лao-Цзы, Шанкара, Сергий Радонежский, Акбар, Якоб Беме, Джордано Бруно, Жанна д'Арк, Сен-Жермен, и многих других. Великие духовные Учителя человечества — Кришна, Будда, Иисус — также были воплощениями космических Аватаров»20.

После «изучения» эпохи Возрождения снова следует огромный скачок – ученики углубляются в русскую и украинскую философию 19-20 вв. Причем из комментариев к урокам ясно, что в поле зрения изучаемых философов почему-то попали только проблемы, связанные с нравственностью.

Да, темы морали и нравственности присутствовали в русской философии. Но нельзя сказать, что только этими вопросами она и ограничивалась. Русских философов волновала и проблема выбора исторического пути России (между Востоком и Западом), проблема власти и государства, проблемы идеального общества…. Но из всего этого многообразия выбран только один аспект – нравственность. И не случайно. Ведь «… оккультизм даёт рациональную основу для праведности, какой не может дать никакая другая система, ведь он возводит нравственность в космический закон, а не основывает её на поверии»21. Или вот такая цитата: «… познание Законов нашего мира возможно через познание нравственных Законов развития человеческой души. Т. о. процесс познания и нравственное совершенствование личности – взаимосвязанные явления. Нравственно познавая мир, мы из будущего привлекаем более совершенный его образ. … Е. И. Рерих пишет: «В каждом созидании необходимо участие энергий человека как носителя высших принципов Космоса. В сокровенном Учении сказано «миры, не населенные человеком, не могли развиваться и поэтому разрушились». Таким образом, становится ясной зависимость миров или планеты от человека и его духовного и морального уровня»18

Т. е. учащимся предлагается усвоить, что отечественные философы не зря делали такой упор на нравственность – словно бы чуяли, что это великий Космический закон…

От русского космизма – до гуманной педагогики

Затем из русской философии выбирается космизм – наиболее подходящий «кусочек» для того, чтобы провести параллели с учением Рерихов. Более подробно о том, как осмысляется философия русского космизма в гуманной педагогике, писал Шалва Амонашвили в статье «Идеи космизма в педагогическом сознании». И вот какие выводы сделал. Оказывается, что космические идеи ставят перед педагогическим сознанием определенный круг задач и целей. И исходя из них, необходимо:

«- развивать в молодом поколении веру в Высшую Силу.

- воспитывать чувство и понимание суровости и долга перед Космосом и перед человечеством.

- расширять сознание через принятие Мира Надземного – Тонкого Мира, Духовного Мира, Высших миров.

- зарождать устремление к сотрудничеству с Высшими Мирами

- развивать чувствознание и интуицию как способы сотрудничества с Тонким Миром и получения знаний (выделено мной - авт.)

- «заговорить о духовном», о вечном, об эволюциях, о Дальних Мирах, о Строителях Космоса, о Творце, о Боге»22.

А завершается этот своеобразный экскурс в философию знакомством с учением Рерихов. На уроке, посвященном им, ученикам будет рассказано о пакте Рерихов в защиту культуры, после чего – посещение музея им. Рериха. Все. «Что и требовалось доказать».

Что же в результате этого получат школьники? Вполне ожидаемо, что они будут воспринимать всю философию лишь как предысторию к появлению Живой Этики. Древнегреческая философия началась с Сократа, который рассматривал проблему человека. Далее Джордано Бруно говорил о множественности миров и переселении душ. Затем проблему человека рассматривали русские философы, которые все свои силы бросили на обсуждение нравственности в обществе, настаивая на ее необходимости. Космисты уже напрямую говорили о возможности осваивания и заселения космоса. А Рерихи с идеей «шестой расы», нравственного закона и космической эволюции поставили органичную точку во всем развитии философии.

И тайной за семью печатями останется для ребят и существование немецкой философии (которая почему-то(!) была названа классической), и появление какой-либо философской мысли после Рерихов – имена Лосева, Мамардашвили и прочих останутся неизвестными. Т. е. можно говорить о том, что курс философии построен избирательно, необъективно, некорректно. Выбор пал лишь на те учения, которые можно соотнести со взглядами Рерихов.

Часть 4

Что поймем без Сердца?

Отдельно хотелось бы остановиться на роли сердца в гуманной педагогике. Ему уделяется повышенное внимание – в «гуманном» наследии есть книги «Биология языком сердца», «Физика языком сердца», у Шалвы Амонашвили есть работа «Без сердца что поймем?». Сердце рассматривается как особый орган, который, по словам Ш. Амонашвили, «даровано людям для связи с Космосом. …. Мы говорим о том, что Сердце наше есть космический орган и оно связано с Великим Вселенским Сердцем. Стук нашего Сердца есть стук во Врата Великого Сердца»23. А такая трактовка сердца созвучна идеям Живой Этики: «Согласно системе познания Живой Этики место связи с иными мирами, откуда идет к нам не только энергетика, но и познавательная информация, находится в нашем сердце. … Сердце – перекресток, где сходятся дух и материя, инобытие и наш мир, небесное и земное. … В Живой Этике есть специальный том, который так и называется - “Сердце”, и та часть системы познания, которая относится к духовно-энергетической роли сердца, представлена там во всем богатстве древнего и современного опыта и знания»24.

Поэтому к сердцу необходимо повышенное внимание; нужно развивать в себе «чувствознание»

- ведь «если оно не будет разбужено, то нам станут недоступными даже действительность, даже очевидное, … не говоря уже о мире духовном, тонком, о дальних мирах. В Сердце чувства, которые всегда одерживают верх над разумом, потому что они пробуждают мировые энергии, в которых мощь. … Сердце все узнает намного раньше, нежели рассудок мозга дерзнет помыслить. Потому мозг – от прошлого, Сердце – от будущего» 23. Отсюда понятны апелляции педагогов к воспитанию и развитию чувств, к расширению сознания. Все это будет способствовать прямому контакту учеников с Космосом, откуда они будут черпать необходимую информацию. А как же иначе? Ведь в будущем «налаженный контакт» со своим сердцем будет просто жизненно необходим.

«Что может сделать Сердце в будущем? Оно поможет людям вести общение на расстояниях, посылая друг другу мысли. Люди через Сердце начнут общаться с Высшими Мирами и войдут в Космическое Сообщество. … Люди узрят Мир Духовный. Чувствознание предупредит о бедствиях и катастрофах. Врачи займутся профилактикой заболеваний. … На Земле воцарится Культура Облагороженного Сердца» 23. Прошу заметить – это пишет сам основатель гуманной педагогики Шалва Амонашвили. Т. е. эти идеи так или иначе будут иметь место на уроках и будут преподнесены ученикам. Ведь не станут же «гуманные педагоги» держать эти величайшие открытия при себе! «… время жесткого материалистического мировоззрения уже закончилось. Пока в Министерстве образования решают, что из нового знания давать детям, а что нет, нам самим нужно насыщать образовательную среду этим знанием» 18.

И они активно «насыщают» - в трактате Амонашвили «Школа жизни»25 даны подробные инструкции, которые касаются того, как воспитывать и обучать детей и каким темам уделять внимание. Особенно интересен пункт 5: уроки духовной жизни. Эти уроки должны быть направлены на развитие и воспитание духовной жизни ребенка. Интересно, что в результате этих занятий, кроме прочего, «в душе и сердце ребенка должны быть посеяны … служение планетарной и космической эволюции». Детям предлагают повседневно практиковаться в посылке добрых мыслей близким, всем людям планеты, детям Земли. И заодно скрупулезно записывать свои сновидения*. Жаль только, что в перечне занятий нет посещения детьми психиатра – после подобных практик этот визит будет не лишним. Я бы сказала, очень не лишним.

О новоязе

Известно утверждение о том, что тот, кто контролирует язык человека, контролирует его сознание. Именно поэтому в сектах культивируется свой особый язык. «Это может быть и русский язык, но в нем происходит тонкая подмена понятий, когда ключевые слова приобретают другое значение, и адепт невольно начинает мыслить категориями секты» 26. Этот же прием мы находим и в гуманной педагогике. Слово разрывается на части, каждая часть наделяется отдельным значением и в результате смысл слова становится иным, весьма и весьма отличным от первоначального.

Плодотворно пользуется этим методом и Шалва Александрович. Вот как, например, он расшифровывает слово «урок». «Если принять, что это слово состоит из двух слагаемых – у+рок, то получим следующую расшифровку. «У» в данном случае будет эквивалентом санскритского УРА, что означает Свет. В нем же мыслится: Высший Логос, Слово, Бог, Жизнь, Любовь. А Рок следует понимать как Судьбу, которая складывается, зарождается именно в данное время. … изначальная семантика слова УРОК вмещает в себя следующее смысловое содержание: Свет Судьбы, Жизнь Судьбы, Первоначальное Божественное начало Судьбы; Судьба, зарождающаяся через Свет, через Слово, через Логос, через Жизнь»25.

По такому же принципу составляется и небольшой семейный словарь.

Мать — имеющая и проявляющая Творение.

Отец — образ Творца.

Ребенок — возрождение нового бытия.

Дети — действующие в Истине.

Сын — Суть и Сила Начала. Ипостась Творца.

Дочь — очи Дао (Дао — тайна Творца).

Семья — сила проявления человека.

Дед — действующий в тайне Творца.

Бабушка — проявляющая качество будущего бытия.

Школа — лестница духовного восхождения.

Воспитание — питание духовной оси ребенка Учителем.

Образование — процесс выявления образа Творца в чело­веке.

Личность — полнота неповторимой сути лика; неповто­римый образ, наиболее полно переданный в облике.

Женщина — энергия Начала, Жизни.

Мужчина — проявляющий энергии начал Мудрости.

Гуманный — смертный, ищущий в себе начало бессмер­тия.

Гуманная педагогика — культура сознания о ведении рас­тущего человека к познанию внешнего мира через позна­ние своей духовной сущности; искусство созидания соот­ветствующей практики.

Учитель — душа, дарящая Свет.

Ученик — душа, ищущая Свет

Слова поясняются через их духовную суть. Эти толко­вания сути слов я набрал из разных источников» 27.

Примеры обращения со словом, с его семантикой, просто изумляют. Хотя такой принцип истолкования слов не идет в разрез с методами подачи материала на уроках – из общего понятия выбирается только часть, и на ней строятся некие логические выводы. Пример этому можно найти в работе «Без сердца что поймем?».

«Говорят: «Дети — цветы нашей жизни!»

А цветы выращивают в оранжереях.

Потом их срезают и продают на улицах.

Их ставят в хрустальные вазы, нюхают и наслаждают­ся их ароматом.

Потом цветы вянут, и их выбрасывают в мусорный ящик.

Значит, дети — цветы нашей жизни?!

Тогда понятно, почему так много выброшенных и беспризорных детей, которыми заполнены улицы, под­земки, привокзальные площади, подвалы домов».

Хочется спросить – а почему понятно? С какой стати общеизвестное выражение с закрепленным в речи значением наделяется нехарактерным смыслом? Говоря «дети – цветы жизни» мы наделяем детей такими признаками цветка как красота, естественность, хрупкость, неповторимость; то, что украшает нашу жизнь, делает ее более праздничной. Да, цветы имеют обыкновение срезать и цветы вянут. Почему же именно этими признаками цветка нужно характеризовать детей? Более приемлема для такого ряда значений слова «цветок» фраза «срывать цветы удовольствия». Но нет. Если нужно доказать, что дети заброшены и без гуманной педагогики просто зачахнут, то все средства хороши. 

И детям предлагается такой же подход в уяснении сути слов. Вот какой плакат украшает урок для пятиклассников.

Словарь сути слов:

КРасота – к Свету сто раз.

Радость – Свет до ста раз

КультУра – культ, почитание Света.

ДоСтоИнство – утверждение Света в тебе сто раз18.

 

Такое переворачивание смысла слов с ног на голову имеет под собой некую теоретическую основу. Шалва Александрович считает, что «изначально возникший объём слов заклю­чал в себе смысл не только настоящего, но и будущего. Часть смысла будущего в слове открывалась тогда, ког­да наступало это будущее и люди познавали соответст­вующее новое. Если глубоко, духовным взором приглядеться к отдель­ным словам, перед нами откроется семантика прошлого — настоящего — будущего, то есть Вечного. Это я назо­ву прямой семантикой, прямым назначением слов. … Говоря точнее, сдружившиеся слова едиными усилиями приоткрыли в себе последую­щие части своих прямых семантик. Эти части были предназначены для будущего, и оно наступило»23.

Наверное, для современных языковедов еще не открылось то прекрасное будущее, которое поможет им понять все тайны слов. 

Некоторые итоги

Итак, что же можно сказать о гуманной педагогике? Да ничего хорошего. Это тщательно продуманная система педагогических приемов, которая напрямую ведет школьников к усвоению учения Рерихов. Чем же опасно такое знакомство с «выдающимися мыслителями ХХ века», замечательно описал А. Кураев в книге «Сатанизм для интеллигенции».

В спецкурсах, разработанных гуманными педагогами, школьников постепенно «приучают» к Живой Этике. То расскажут о «древнем подарке с Венеры», то о камне Чинтамани, то продемонстрируют картины Рериха. Программы щедро сдобрены псевдонаучными «достижениями» и вольной трактовкой как христианских понятий, так и сугубо научных. И в результате такого образования школьник после окончания школы уже будет вполне готов к восприятию оккультизма.

Татьяна Жукова

Донецк

 

Литература

1. Архимандрит Платон (Игумнов). Православное нравственное богословие. http://nravbogoslovie.orthodoxy.ru/platon.html#_Toc50599322

2. Епископ Диоклийский Каллист (Уэр). Внутреннее царство. http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/osnovy/kallist_vnutrennee_tsarstvo_05-all.shtml#bm04

3. М. М. Асланян, А. С. Спирин. Полосатая дочь кобылы лорда Мортона. http://www.skeptik.net/pseudo/telegon.htm

4. Г. Муравник. Псевдонаучная доктрина телегонии.

http://www.pravmir.ru/article_3760.html

5. http://kob.in.ua/slavyanskaya-kultura/zakonyi-rita.html

6. Бородин П. М., доктор биол. наук. Фантомы волнового генома.//Бюллетень в защиту науки, №4 2008 г.

http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/137801/V_zashchitu_nauki_%28Byulleten%27_4%29.html

7. А.Ю. Бакулина, P.P. Рафиков. Большой прорыв: лженаучная статья в научном журнале//Бюллетень в защиту науки, №4 2008 г.

http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/137801/V_zashchitu_nauki_%28Byulleten%27_4%29.html

8. По поводу учения Жданова ведется много споров. Многими исследователями отмечается наличие в его учении оккультных и просто псевдонаучных фактов. Об этом пишет, например, Александр Дворкин, профессор ПСТГУ в статье «Оккультно-сектантский характер антиалкогольного учения В. Г. Жданова». http://www.iriney.ru/sects/okolopravo/015.htm

9. Ш. Амонашвили. Без сердца что поймем?// «Издательский Дом Шалвы Амонашвили», МГПУ лаборатория гуманной педагогики, М, 2004.

10. Э. П. Кругляков. Мыльный пузырь из структурированной воды. http://www.sbras.ru/HBC/2000/n39/f16.html

11. Письмо академику Э. Круглякову.

Здравствуйте, Эдуард Павлович!
Я Татьяна Жукова, сотрудник издания Донецкой епархии "Живой родник" и журналист газеты "Аргументы недели". На данный момент занимаюсь изучением гуманной педагогики Шалвы Амонашвили. К вам у меня такой вопрос.
В планах уроках, которые предлагают педагоги школьникам, есть тема о синергетике (для учащихся 10-11 классов). Звучит она так: "Законы синергетики Пригожина. Знание сути науки и прогнозировании будущего, синергетике". Как вы считаете, стоит ли школьникам рассказывать о синергетике? (В планах уроков также присутствуют темы об опытах Масару Эмото, торсионных полях Акимова и Шипова, опытах Гаряева).
Очень надеюсь на ваш хотя бы краткий ответ.
С уважением, Татьяна Жукова.

Ответ академика Э. Круглякова.

Уважаемая Татьяна!
От комментариев по поводу синергетики воздержусь: слишком это сложно для школьников. Что же касается всех Вами перечисленных персонажей, - это мошенники.

Всего доброго, Э.Кругляков

12. Э.П.Кругляков. Доклад комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований на президиуме РАН 16 марта 1999г.http://www.skeptik.net/mirror/professor/report1.htm

13. А. В. Бялко. Торсионные мифы. //6урнал «Природа» №9, 1998. http://www.skeptik.net/pseudo/torsion1.htm

14. Е.Г.Яковлева. Агни йога о перспективах развития науки. // http://aipe.roerich.com/russian/perstekt.htm

15. http://www.omen-center.ru/publ/40-1-0-77

16. А. Акимов. Физические основы фундаментальных понятий учения Агни Йоги. http://www.newepoch.ru/journals/22/akimov_physics.html

17. см. об этом  «Космическое мировоззрение - новое мышление XXI века» http://www.roerich.ee/articles/rus_230706.htm

18. В. Ф. Бак «Биология языком сердца» http://art-roerich.instream.org.ua/library.php

19. Е.Л. Громова «Экспертное заключение на книгу Аверьяновой Т.В. «Дети Индиго – будущее планеты» М.: ООО «Лаватера», 2006».

20. А. Марианис, Н. Ковалева. Аватары Шамбалы. http://lib.rus.ec/b/206920/read    

21. Т. Субба Роу. Что такое оккультизм. http://rumagic.com/avtor/subba/subbaocc.htm

22. Ш. Амонашвили. Идеи космизма в педагогическом сознании.

http://lib.roerich-museum.ru/node/1252   

 

23. Ш. Амонашвили. Без сердца что поймем? http://art-roerich.instream.org.ua/library.php

24. Л. В. Шапошникова. Космическое мышление и новая система познания.http://www.roerichs.com/Publications/LVShaposhnikova/2003_Kosmicheskoe_myshlenie.htm

25. Ш. Амонашвили. Школа жизни. http://www.koob.ru/amonashvili_sh

26. А. Дворкин. Сектоведение. Тоталитарные секты. Издание 3-е. //Изд-во во имя св. князя А. Невского, Нижний Новгород, 2003.

27. Ш. Амонашвили. Исповедь отца сыну. http://www.koob.ru/amonashvili_sh

 

**Более подробно пишет о «Школе жизни» и об отзывах на эту книгу прот. Александр Новопашин в статье «Культ Амонашвили».http://iriney.ru/sects/teacher/006.htm

 

*Приложение

ПРОТОКОЛ ИЗМЕРЕНИЙ ЭЛЕКТРОСОПРОТИВЛЕНИЯ ОБРАЗЦОВ МЕДИ МНТЦ "ВЕНТ"

В эксперименте принимают участие:

1. Боровик-Романов А.С. – академик РАН, советник дирекции ИФП им.П.Л.Капицы РАН, заведующий кафедрой физики низких температур Московского физико-технического института, главный редактор "Журнала экспериментальной и теоретической физики" РАН;

2. Заварицкий Н.В. – доктор физ.-мат. наук, профессор, главный научный сотрудник ИФП им.П.Л.Капицы РАН, заместитель заведующего кафедрой физики низких температур Московского физико-технического института;

3. Максарев Р.Ю. – представитель МНТЦ "ВЕНТ";

4. Жотиков В.Г. – кандидат физ.-мат. наук, главный специалист Управления фундаментальных исследований Миннауки России.

Цель эксперимента:

экспериментальная проверка "открытия", сделанного представителями МНТЦ "ВЕНТ" о снижении примерно в 80 раз электросопротивления образцов меди, получаемых путем затвердевания из расплава в условиях их облучения так называемыми "торсионными полями".

Образцы и методика измерений

Представитель МНТЦ "ВЕНТ" (Максарев Р.Ю.) предлагает для измерений 2 контрольных образца меди, полученных, по его утверждению, в неодинаковых условиях затвердевания меди из расплава. Один из этих образцов был подвергнут в процессе затвердевания облучению "торсионными полями". По измерениям, выполненным в МНТЦ "ВЕНТ", сопротивление этого образца оказалось в 80 раз меньше, чем у второго образца, который воздействию этих полей не подвергался.

Образец № 1 (был подвергнут облучению "торсионными полями") – параллелепипед с размерами: длина L=18 мм; ширина d=5 мм; высота h=1 мм.

Образец № 2 (не подвергался облучению "торсионными полями") – параллелепипед с размерами: длина L=11 мм; ширина d=1.5 мм; высота h=1.5 мм.

Боровик-Романов А.С. информирует, что в ИФП им. П.Л. Капицы РАН обратилось Министерство науки России с просьбой подтвердить или опровергнуть так называемый "эффект сверхпроводимости меди", якобы имеющий место после воздействия на расплав меди неких "X-лучей". Утверждается, что электропроводность такой меди возрастает почти в 80 раз. Это – революция в электротехнике, однако тут что-то не так.

Заварицкий Н.В. задает вопрос о том, как выполнялись измерения.

Максарев Р.Ю. сообщает, что измерения проводились с использованием стандартного магазина сопротивлений и универсального ампервольтметра. Излагает подробности измерений, выполненных в МНТЦ "ВЕНТ".

Заварицкий Н.В. (не может сдержать смех) говорит, что у нас любой студент 3-го курса Физтеха знает, что таким способом электрическое сопротивление меди правильно измерить невозможно, так как удельное сопротивление меди мало. Необходимо применять четырехточечную схему измерений с отдельными токовыми и потенциальными концами (рисует на доске схему измерений).

Выясняется, что Максарев Р.Ю. не знаком с понятием удельного сопротивления, хотя, как известно, во всех справочниках по физике приводятся таблицы значений для металлов и сплавов именно этой величины, поскольку она является истинной физической характеристикой образца.

Заварицкий Н.В. заявляет, что вопрос совершенно ясен, нет смысла зря тратить время на эту чушь и предлагает идти пить кофе.

Боровик-Романов А.С. и Жотиков В.Г. разделяют мнение Заварицкого Н.В., однако просят его провести необходимые измерения.

Заварицкий Н.В. соглашается и требует, чтобы Жотиков В.Г. вспомнил молодость, проведенную в ИФП им.П.Л.Капицы РАН, и выполнил необходимые подготовительные паяльные работы, а также вел протокол измерений.

Жотиков В.Г. берет микропаяльник Заварицкого Н.В. и под его наблюдением припаивает к образцам № 1 и № 2 токовые и потенциальные концы.

Заварицкий Н.В. сообщает, что Жотиков В.Г., работая в Министерстве науки, не разучился хорошо паять.

Эксперимент

Паяние завершено, и образцы № 1 и № 2 вставляются по очереди в экспериментальную установку Заварицкого Н.В. для измерений малых значений сопротивлений. Проводятся измерения значений тока при различных значениях приложенного к образцам напряжения U. Участники эксперимента убеждаются, что закон Ома для указанных образцов выполняется.

Для образца № 1 было измерено:

при напряжении U=0.15 мВ ток через образец равен I=200 мА, отсюда сопротивление

U/I=7.5х10-4 ом;

удельное сопротивление этого образца

r1 = Rdh/L = (2.08+/-0.02)х10-5 ом.см.

Для образца № 2 было измерено:

при напряжении U=0.30 мВ ток через образец равен I=300 мА, отсюда сопротивление

U/I = 1.00x10-3 ом;

удельное сопротивление этого образца

r2 = Rdh/L = (2.05+/-0.02)x10-5 oм.cм.

Обсуждение полученных результатов

На основании полученных результатов трое участников эксперимента делают вывод о том, что утверждение представителя МНТЦ "ВЕНТ" о различии в 80 раз электрических сопротивлений "облученных" и "не облученных" так называемыми "торсионными полями" образцов меди экспериментального подтверждения НЕ НАШЛО.

Боровик-Романов А.С. и Заварицкий Н.В. говорят: это стало ясно сразу после сообщения представителя МНТЦ "ВЕНТ" об использованной в этой организации методике измерений этого "эффекта".

Заварицкий Н.В. (достает с книжной полки справочник по физике) зачитывает табличное значение удельного сопротивления чистой меди при комнатной температуре = 20оС, r = 1.7х10-6 ом.см. Обращаясь к Максареву И.Ю., говорит, что проводимость меди в образцах, представленных МНТЦ "ВЕНТ", на порядок хуже значений, приводимых в справочниках. Обращается к Жотикову В.Г. и спрашивает, что будем делать?

Жотиков В.Г. говорит, что с Нобелевской премией по этому вопросу пока придется повременить. О результатах будет доложено руководству Миннауки России.

(Все молчат)

Максарев Р.Ю. говорит, что в помещении очень душно и просит разрешения его покинуть. Уходит.

Боровик-Романов А.С. просит Жотикова В.Г. все максимально полно записать и предлагает всем идти пить кофе.

(На этом эксперимент заканчивается)

Протокол вел В.Г. Жотиков.

Протокол утвержден начальником Управления фундаментальных исследований Миннауки России В.В. Румянцевым.

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.