Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-916-377-44-40
 

Проникновение секты сайентологии в систему образования Москвы и Московской области - 25.02.13

ХVIII международные Рождественские чтения.

Секция: Тоталитарные секты, оккультизм, искажения Православия


Доклад: проникновение секты сайентологии в систему образования Москвы и Московской области

Татьяна Сергеевна Карпачева, заместитель декана факультета дополнительного образования ПСТГУ, канд. филолог. наук, доцент кафедры русской литературы и фольклора Московского городского педагогического университета

Как известно, мало какая организация так прогремела по всему миру своими преступлениями, как секта сайентологии, и вопрос о правонарушениях сайентологов, притом основанных на их вероучении, достаточно исследован. Но, что не менее известно, сайентология в своем составе имеет много дочерних организаций, позиционирующих себя как светские, по сути же ставящие своей целью внедрение секты в разные области жизни: в образование, медицину, социальную сферу – для вербовки новых членов. Так, известной сайентологической организацией является международная ассоциация ABLE, называющая себя «светской некоммерческой организацией по улучшению жизни и образования». Эта ассоциация действует по четырем направлениям: «Прикладное образование», «Нарконон», «Криминон» и «Дорога к счастью». В данной работе хотелось бы остановиться только на так называемой «образовательной» деятельности сайентологов и рассмотреть проблему проникновения сайентологии в систему образования.

«Образовательная» сайентологическая организация ApplieD ScholasticS, или в переводе на русский язык «Прикладное образование», по собственному заявлению, ставит своей целью распространение «образовательных материалов и услуг, основанных на работах Л. Рона Хаббарда». В Москве по адресу ул. Переяславская, д.11 находится ее головной центр в России и странах Ближнего зарубежья «Прикладное образование СНГ», который входит в «Международную ассоциацию Прикладного образования». Центр «Прикладное образование СНГ» предлагает специфические курсы для детей и взрослых: «Руководство по основам обучения», «Учись учиться», «Как жить и работать с детьми», «Навыки общения» и другие по учебным пособиям, составленным на основе работ Хаббарда, не имевшего, как известно, высшего образования и отчисленного со 2-го курса университета за неуспеваемость. Сайентологи считают, что Хаббард открыл технологию, отвечающую на вопросы, как учиться всему: любому предмету, в любом возрасте, по любому учебнику и на любом языке. На самом же деле суть технологии Хаббарда сводится к тому, чтобы учить по словарю значения слов и составлять с ними предложения: с правильным употреблением этого слова и с неправильным. Оказывается, если хотя бы одно слово непонятно, весь текст не усваивается. Следующий текст усваивается меньше, следующий - еще меньше. Вся проблема плохой успеваемости, по сайентологам, заключается в непонимании каких-то слов в процессе обучения. То есть, придя на эти курсы, люди начинают заново учить свой родной язык. Если же человека убедить, что он не знает своего родного языка и заставить его учить определения слов, то это облегчает задачу дальше убедить его в чем угодно, и таким образом, сайентологические образовательные курсы открывают простор для манипулирования личностью. Помимо этих курсов центр «Прикладное образование СНГ» предлагает обучение английскому языку, а также репетиторство для школьников по всем предметам. Впрочем, тут же оговаривается, что если Ваш ребенок (а лучше вместе с Вами) пройдет Хаббардовский курс (а лучше несколько), то он никогда больше не будет нуждаться в услугах репетитора.

Главной же целью центра «Прикладное образование СНГ», равно как и других центров «Прикладное образование», является вербовка новых членов в секту сайентологии, и она осуществляется, на наш взгляд, следующим образом. В учебных пособиях центра широко представлена специфическая сайентологическая лексика, чаще всего это обычные русские слова в другом значении. Например, слово «масса» на языке сайентологии обозначает не физическую величину, а «сами предметы, которые человек изучает». Сайентологи говорят: «Мы предоставляем массу изучаемого предмета», и это значит, что они в данном случае говорят о наглядности: изучаешь строение цветка, надо рассмотреть цветок, но это не значит, что они взвешивают цветок, просто слово «масса» употребляется не в общепринятом, а в своем, сайентологическом, значении. Конечно, считается, что использовать наглядность в обучении предложил тоже Хаббард – до него никто до этого не додумывался. Сам главный принцип сайентологического обучения – постоянно смотреть значения слов по словарю – называется «прояснением слов», что тоже неграмотно с точки зрения литературной нормы, но постоянно употребляется в языке секты. Или же этот процесс называется «клированием» - это уже типично сайентологический термин: «клиром» (чистым) называют в секте человека, прошедшего ряд сайентологических процедур одитинга, к которому тоже ведется подготовка на курсах центра «Прикладное образование СНГ». Так, на лекции-презентации технологии Хаббарда преподаватель курсов, немолодая дама-сайентолог, рассказывает следующую историю. Она проводила занятие по технологии «Прикладное образование», желающие обучиться читали текст, и тут одной женщине стало плохо, с ней случилась истерика. Оказывается, истерику вызвало слово «чьи» в этом тексте, потому что с этим словом у нее связаны неприятные воспоминания. Когда она выходила замуж, она никак не могла решить, чью фамилию носить: взять фамилию мужа или оставить свою. Спрашивается, неужели ей раньше никогда не встречалось слово «чьи» или другие формы местоимения «чей»? Или она каждый раз впадала в истерику? Или она никогда ничего не читает и первый раз со дня замужества взяла книгу в руки, и ей стало плохо? Но цель рассказанной истории понятна: надо избавляться от неприятных воспоминаний, в том числе и якобы находящихся где-то далеко «в подсознании», посещая сеансы одитинга, которые являются уже религиозной практикой сайентологии. Во время этой весьма дорогостоящей процедуры человек под видом избавления от неприятных воспоминаний должен рассказать максимально подробно все, что его спросят, о себе и о своей жизни, включая интимные подробности, что открывает неограниченные возможности злоупотребления полученными сведениями для манипулирования личностью и шантажа.

В учебных пособиях «центра Прикладное образование СНГ» мы можем встретить также специфически сайентологический термин «подавляющая личность». Согласно вероучению сайентологов, любой противник секты является «подавляющей личностью», и с ним нужно порвать отношения. Такой «подавляющей личностью» может стать мать, отец, жена, сын и т. д. Таким образом, человек привыкает к еще одному принципу сайентологии, и постепенно начинается процесс его отдаления от семьи и вовлечения в секту.

Следовательно, обучаясь в центре «Прикладное образование», переходя на язык сайентологии, человек проходит определенную и заметную подготовку к тому, чтобы стать адептом секты. Здесь же, на хаббардовских курсах, «повышают» свою «квалификацию» и уже «старые» сайентологи, работающие в частных центрах «Прикладного образования» и даже в государственных образовательных учреждениях. Центр «Прикладное образование СНГ» выдает свои, сайентологические, лицензии на открытие новых центров «Прикладного образования». И такие центры, к сожалению, открыты. Несколько частных школ и детских садов Москвы и Подмосковья, являясь центрами «Прикладного образования», полностью строят свою работу на технологии Р. Хаббарда и подчинены «Прикладному образованию СНГ» – как отмечалось выше, сайентологической организации, вербующей новых членов через систему образования. Такими «центрами Прикладного образования» в Москве и Московской области являются образовательный центр «Эдельвейс» (г. Москва, 7-я ул. Текстильщиков, д. 18/15), школа-пансион и детский сад «Страна чудес» на Киевском шоссе в коттеджном поселке «Зимний сад», школа-пансион «Элита» в Раменском районе Московской области, детский сад «Лидер» в поселке Беляниново Московской области (МО, пос. Беляниново, ул. Лесная, д. 25); домашние детские сады: «Страна чудес» (г. Москва, ул. Окская, д. 1, корп. 1, кв. 129), «Подсолнух» (г. Москва, ул. Снежная, д. 19, корп. 2, кв. 1), детский сад «Настюша» (г. Москва, ул. Зеленоградская, д. 3, кв. 52), детский сад «Эврика» (г. Москва, Пятницкое ш., д. 6, кв. 83). Впрочем, вполне вероятно, что есть и еще.

9 декабря 2009 г. была прекращена деятельность школы-пансиона «Элита», и возбуждено уголовное дело по статье 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство», однако, несмотря на это, 11 января 2010 г. учреждение возобновило свою деятельность.

Проблема в том, что родители, отдавая ребенка в эти детские сады или школы, могут вначале не заметить их сайентологической направленности, потому что руководители не любят афишировать свою связь с сайентологией. В 100% случаев руководители этих детских учреждений на вопрос об их связи с сайентологией отвечают приблизительно так: «Мы используем только образовательную технологию Хаббарда, мы вообще ничего (или почти ничего) о сайентологии не знаем, ну слышали, конечно, что Хаббард основал еще и свою религию, но он просто был очень гениален, поэтому основал много чего, а мы простые педагоги, нас интересуют только его педагогические идеи». Это неправда. Деятельность всех сайентологических организаций всецело определяется головной организацией этой секты Religious Technology Center («Центром религиозной технологии»). А марка ApplieD ScholasticS, как заявляют сами сайентологи, является товарным знаком, принадлежащим Religious Technology Center, который и выдает свои собственные лицензии на использование своих товарных знаков, в том числе и этого, Church of Scientology International (Международной Церкви сайентологии) и ее дочерним организациям. Таким образом, мы видим, что центры Прикладного образования и являются этими дочерними организациями сайентологии, на что, кстати, указывают сами сайентологи [1] . Марку ApplieD ScholasticS можно увидеть как на сайтах, так и на внутренних документах школ и детских садов, являющихся «центрами Прикладного образования». Более того, как мы уже видели, вероучительные компоненты сайентологии (учение о подавляющей личности, подготовка к сеансам одитинга) включают в себя именно учебные курсы, предлагаемые главным «центром Прикладного образования СНГ».

Центры «Прикладного образования» в Москве и Московской области, то есть перечисленные выше школы и детские сады, не имеют государственной аккредитации и лицензии. Деятельность детских садов и школы-пансиона «Страна чудес» зарегистрирована как индивидуальное предпринимательство, а образовательный центр «Эдельвейс» как АНО «Молодежный центр социальной адаптации «Эдельвейс», хотя фактически он действует как общеобразовательная школа – дети проводят там весь день с 10 до 16 часов. «Эдельвейс» и детский сад «Настюша», в котором сейчас, помимо малышей, есть еще и семь разновозрастных школьников с 1 по 6 класс («школьный класс семейного обучения»), заключили договор с московской школой № 96 о том, что ребята там якобы учатся по системе «экстернат», там же хранятся их личные дела, там же они сдают экзамены и получают аттестаты. Тем не менее учатся дети полный школьный день у сайентологов по технологии Хаббарда, и все их обучение проходит под контролем головного центра «Прикладное образование СНГ». Так, например, в договоре, заключаемом с родителями детским садом «Настюша», можно прочитать: «Все спорные вопросы решаются через прояснение пунктов этого договора («прояснение пунктов договора» – то же самое, что «прояснение слов», или «клирование», таким образом, мы встречаемся с использованием сектантского новояза в официальном документе – Т. К.). В случае необходимости приглашается представитель Прикладного образования (ABLE)».

Прежде чем говорить отдельно о некоторых из перечисленных выше центрах «Прикладного образования», стоит сказать о том, что проблема проникновения сайентологии не обошла и государственное образование. Директор школы с углубленным изучением предметов области знаний «Искусство» № 1332 в Северном Бутове Мария Георгиевна Струве, президент Российской гильдии дирижеров-хоровиков, несколько лет назад стала активно распространять идеи сайентологии и вербовать в секту в первую очередь педагогический коллектив, потом родителей, с которыми у нее доверительные отношения, а затем и проводить общешкольные сайентологические мероприятия. Учителям в «добровольно-принудительном порядке» предлагается пройти хаббардовские курсы, на которых они обучаются, в частности, по книге «Инструменты обучения для преподавателей» с подзаголовком «основано на работах Л.Рона Хаббарда» – пособие, предназначенное для использования в центрах «Прикладного образования». Весной и в декабре 2008 г. для учащихся старших классов в учебное время вместо занятий в школе проводились лекции центром «Нарконон» - псевдомедицинской сайентологической организацией. При этом надо отметить, что указом министра здравоохранения РФ Царегородцева №254 от 19. 06. 1996 г. использование методов «Нарконона», а также любых других методик, связанных с именем Хаббарда, запрещено в государственной медицинской практике. На этих лекциях детям раздавались брошюры Хаббарда «Дорога к счастью». В школе № 1332 числятся ученики школы-пансиона «Страна чудес», хотя официально обучение по системе «экстернат» здесь отсутствует. Таким образом, обучение школьников в «Стране чудес», о которой речь пойдет ниже, фактически нелегально и полностью подчинено сайентологам.

Самый крупный центр «Прикладного образования» в Москве образовательный центр «Эдельвейс» существует с 1 сентября 2000 г. Его учредители: Андрей Владимирович Ковалев и Марат Рашидович Саид-Галиев. Марат Рашидович представляет себя как генеральный директор школы, а исполнительный директор – его жена Лилия Рашидовна Саид-Галиева. Марат Рашидович, как он сам еще недавно сообщал о себе на сайте «Эдельвейса», родился в 1970 в г. Душанбе, учился в вузе, но не сообщает в каком и не сообщает, закончил ли его, работал преподавателем физкультуры; еще в 1997 г. торговал на рынке, затем открыл 2 магазина, и в 1999 г. переехал в Москву, а в 2000 г. уже открыл образовательный центр «Эдельвейс». Нельзя не поразиться столь стремительной смене интересов и сфер деятельности в этой биографии!

Как уже говорилось, без соответствующей лицензии центр «Эдельвейс» оказывает образовательные услуги по всем предметам школьного компонента с 1 по 11 класс, предлагает занятия с репетиторами, обучение английскому языку, занятия в изостудии, подготовку к ЕГЭ, подготовку к школе. Также в центре действуют некие «Курсы по улучшению жизни», включающие в себя такие же программы, как и в «центре Прикладного образования СНГ»: «Руководство по основам обучения», «Учись учиться», «Навыки общения», «Мини-шляпа супервайзера», «Буклет «Этика и состояние», и недавно появились курсы WISE (WISE – это еще одна сайентологическая организация, объединяющая предпринимателей, которые используют технологию Хаббарда по управлению предприятием).

До 2003 г. «Эдельвейс» действовал только как репетиторский центр; с 2003 г., после заключения договора со школой №96, сайентологи действуют уже фактически как школа. Учеба по методике Р. Хаббарда здесь стоит недешево при более чем скромных условиях. На сегодняшний день стоимость обучения составляет 22 800 тыс. р. в месяц при отсутствии отдельного здания (центр находится на 1-м этаже пятиэтажки), отсутствии школьного двора или даже детской площадки и медицинского кабинета, который, по мнению сайентологов, в школе не нужен: оказывается, если у ребенка заболел живот или голова, это оттого, что он не понимает значения какого-то слова. Если объяснить ему это слово, а лучше вылепить из пластилина (любимый метод сайентологического обучения – лепить из пластилина то, о чем идет речь), то живот или голова сразу пройдет. О питании детей здесь тоже не слишком заботятся: еду можно принести из дома, можно пойти домой поесть, если близко живешь, можно заказать еду в школу и разогреть в микроволновой печи, но за отдельную плату. Для сравнения следует отметить, что приблизительно за такую же цену в нормальных, несектантских аккредитованных частных школах можно получить, помимо обучения, следующий пакет услуг: питание с учетом наличия аллергии у ребенка на какие-либо продукты, услуги врача, постоянно находящегося в школе, психолога, посещение бассейна, не говоря уже об отдельном здании и охраняемой территории. Таким образом, отдавая ребенка в центр «Эдельвейс», родители рискуют не только его духовным, но и физическим здоровьем, плюс ко всему финансируют секту сайентологии – организацию, мягко говоря, далеко не бедную: несколько лет назад ее доход составлял 3-4 млн. долларов в день.

Учебный процесс в «Эдельвейсе» строится таким образом: в одном кабинете одновременно занимаются ученики, например 4, 9, 10 и 11 классов, подобно сельской школе. Так, на уроке в кабинете русского языка и литературы ученики 4 класса занимают один ряд, и с ними одна учительница читает сказку, на другом ряду сидят старшеклассники (9, 10 и 11 классов) и под наблюдением другой учительницы решают тесты ГИА и ЕГЭ.

Вызывает недоумение начало занятия: перед уроком происходит некая «разминка», которая на языке сайентологии называется «ориентация в настоящем». Учитель дает команды: «посмотрите на потолок», «теперь на пол», «дотроньтесь до любой парты на соседнем ряду», «хлопните в ладоши 2 раза», «дотроньтесь до спины», «теперь до лба» - все очень быстро. В течение урока как такового обучения не происходит, учитель ничего не объясняет, дети сами изучают материал по специальным контрольным листам, составлять которые тоже учат в центре «Прикладное образование СНГ». Если же ученик, например, сделал пунктуационную ошибку в предложении с деепричастным оборотом, учитель (здесь он называется супервайзер) говорит: «Возьми словарь и выучи определение, что такое деепричастие». Хотя всем понятно, что школьник делает ошибки вовсе не из-за того, что он не знает определения слова, а из-за того, что он не узнает синтаксическую конструкцию в тексте. Так что и с методической точки зрения «технология Хаббарда» не выдерживает никакой критики. Привлекает внимание и раздаточный материал, которым пользуются учащиеся, – те самые контрольные листы, которые преподаватели составляют, специально обучившись этому в центре «Прикладное образование СНГ» (там есть специальный курс «Как составлять контрольные листы»). У каждого ученика на парте – контрольный лист с заданиями по определенной теме. На каждом листе в левом верхнем углу – вышеуказанная марка ApplieD ScholasticS. Чуть ниже на листе - надпись «Центр Прикладное образование», еще чуть ниже – «Образовательный центр «Эдельвейс». Таким образом, зависимость образовательного центра «Эдельвейс» от головного сайентологического образовательного центра опять же налицо.

Важно отметить, что без освоения технологии Хаббарда сотрудник не может работать в центре «Эдельвейс», равно как и в других центрах «Прикладного образования». Специалист с высшим образованием и опытом работы сначала становится стажером – таковы обязательные правила трудоустройства. Так что, получается, здесь не признают государственных дипломов, а ориентируются на методику сектантского лидера, не имевшего ни высшего педагогического, ни какого-либо иного высшего образования. В правилах приема на работу указывается, что предпочтение отдается лицам без опыта работы.

Школа-пансион и детский сад «Страна чудес» находится в коттеджном поселке «Зимний сад» по Киевскому шоссе, занимает трехэтажный коттедж с прилегающей территорией в 5 га земли, но почему-то, по словам учредителя и исполнительного директора, не имеет точного адреса (! – Т.К.). В детском саду 24 человека, а в «школе» всего 10 человек, но с 1 по 8 класс, с которыми работает один (! – Т. К.) «инспектор» (здесь так называется учитель), вместо всех учителей-предметников. Как и в школе «Эдельвейс», он не объясняет материал, а только смотрит, как дети самостоятельно его осваивают все по тем же контрольным листам, составленным в центре «Прикладное образование СНГ». Если ребенок заерзал, отвлекся, задача инспектора одна – подойти и спросить, какое слово он не понимает. По словам исполнительного директора школы, 80% учебы состоит в «прояснении слов», за 1,5 часа дети «проясняют» слов 20. Спрашивается, когда же и как они чему-либо учатся? Стоимость обучения (здесь, правда, включается и питание) составляет 30.000 р. в месяц, но с оговорками: только в том случае, если родители оплачивают заранее, до 1 числа месяца, в который осуществляется предоставление услуг. Если оплата производится с 1 по 10 число месяца включительно, то стоимость услуг в этом месяце составляет 32 000 р. При оплате с 10 по 20 число месяца – 35 000 р. При оплате после 21 числа месяца – возрастает до 40 000 р. Если ребенок остается на ночь с понедельника по пятницу, то к первоначальной сумме (30.000) добавляется еще 18.000, если остается на выходные, то еще 14 000 в месяц. Есть также первоначальный взнос, равный 50 000р., на второй год пребывания ребенка взнос составляет 25 000. Как объясняет учредитель, «он идет на то, чтобы создать рабочее место для ребенка, а также закупить все необходимое для его обитания на территории учебного центра». «Рабочее место» представляет собой парту и стул. Все разновозрастные дети со своими контрольными листами сидят в одном помещении, которое должно, видимо, заменить для них всю школу. Школьной доски и других обычных принадлежностей для занятий здесь не предусмотрено. Дополнительно оплачивается английский язык, посещение бассейна, спортивного центра, так что неизвестно, в какую в итоге сумму здесь выльется обучение «по заветам Хаббарда». По словам исполнительного директора, большинство детей как в «школе», так и в детском саду остается на ночь, то есть здесь уже создается типичная для секты ситуация изоляции от внешнего мира. Примечательно, что в договоре, заключаемом с родителями, ничего не говорится о предоставлении школьникам образовательных услуг со стороны исполнителя. Согласно договору, «исполнитель предоставляет родителю ребёнка работников для проведения досуга, воспитания», и речь идет только о дошкольном образовании ребенка. Таким образом, мы видим явный обман со стороны учредителей этой школы по отношению к родителям. Для работы в школе-пансионе «Страна чудес» соискатель должен обязательно пройти 3 курса в центре «Прикладное образование СНГ»: «Руководство по основам обучения», «Курс инструктора», «Общение – это радость», общей стоимостью приблизительно 15 000 р. Руководители «Страны чудес» Вячеслав Валериевич Григорьев и его жена Екатерина, а также исполнительный директор Александр – сайентологи. Домашний детский сад «Страна чудес» в Кузьминках (ул. Окская, д. 1, корп. 1, кв. 129) принадлежит им же.

Детский сад «Настюша» первоначально располагался в одной из квартир жилого дома в Митине. За время нахождения в этом районе руководитель детского сада Жанна Юрьевна Цымбал успела «прославиться» среди родителей не лучшим образом. Так, на одном из родительских форумов можно прочитать следующий отзыв об этом детском учреждении: «Уважаемые родители! Если вы не желаете ребенку зла и духовной, а также интеллектуальной деградации, ни в коем случае не отправляйте детей в данное заведение под началом Жанны Цымбал! Это – сайентологический детский сад!» http://baby.com.ua/conf.php3?p=viewid&id=521&fn=7

Теперь детский сад под руководством Ж. Цымбал переехал и находится поблизости от пл. Моссельмаш, а в Митине такой же детский сад «Прикладного образования» открыла ее подруга Елена Ефремова. В детском саду «Настюша», как уже отмечалось выше, действует и некий «школьный класс семейного обучения», где с детьми также работает один взрослый, заменяя всех учителей-предметников. Стоимость пребывания ребенка в детском саду составляет 25000 р. в месяц включая питание, однако автору статьи довелось однажды попасть в этот детский сад во время ужина: детям 4-5 лет давали обыкновенные магазинные пельмени, притом даже не самого лучшего качества. Зато детей здесь кормят излюбленными сайентологами витаминами, не имеющими разрешения Минздрава. Почти все дети ходят босиком – закаляются; воспитательница тоже босиком. Притом двое детей жаловались на головную боль и недомогание. Одна девочка улеглась спать на полу в ванной. Воспитательница поясняет такое, по меньшей мере, странное отношение к детям следующим образом. Здесь считается, что детей нельзя жалеть, потому что, если другие дети увидят, что к больному ребенку проявляется повышенное внимание, то они, оказывается, сразу начнут симулировать болезнь. Если ребенок плохо себя чувствует, с ним надо поговорить (! – Т. К.) наедине. Считается, что надо поощрять ребенка за его достижения, а про болезни вообще говорить не нужно. Нельзя сказать: «Не виси вниз головой – голова заболит» – наученные сайентологами дети говорят, что это «постулат» (еще одно неправильное употребление слова), то есть имеется в виду, что если так будешь говорить, то голова, и правда, заболит. В папке с договором, заключаемом с родителями, можно прочитать некое обоснование такой позиции работников и, наверное, подразумевается, и родителей, заключающих договор с детским садом: «Наш садик хороший. Если мы будем думать, что он хороший, он и будет хороший!» Здесь мы сталкиваемся с принципом «позитивного мышления» (будто бы человек с помощью своих мыслей может управлять ситуацией), характерного не только для сайентологии, но и для многих других сект. Стоит ли говорить о том, что медицинский кабинет как в этом, так и в других сайентологических детских садах отсутствует? Психолога в центрах «Прикладного образования» нет по принципиальным соображениям: как известно, сайентологи не признают психологии и придерживаются принципа: наши дети самые умные, здоровые, красивые, и у нас просто не может быть проблем.

Однако проблема все-таки есть – проблема вовлечения детей, родителей, и педагогических работников в секту сайентологии, одну из наиболее деструктивных и опасных тоталитарных сект в современном мире, через систему образования. И, на наш взгляд, было бы нелишним обратить внимание на отношение к данной проблеме в следующих официальных документах и заявлениях:

1. в Постановлении Государственной Думы РФ «Об обращении Госдумы и Федерального Собрания РФ к Президенту РФ об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России» от 15 декабря 1996 г.;

2. в инструктивном письме замминистра образования России Е. Е. Чепурных № 549/28-16 от 12 июля 2000 г. по всем органам управления образованием субъектов РФ «Информация о деятельности на территории России представителей нетрадиционных религиозных объединений», где указано, что сайентология относится к числу организаций, деятельность которых недопустима в образовательных учреждениях и говорится о необходимости «разработать мероприятия, препятствующие проникновению нетрадиционных религиозных объединений в образовательные учреждения Российской Федерации».

3. в методических рекомендациях для директоров школ и работников органов управления образованием «О предупреждении внедрения нетрадиционных религиозных объединений и культов деструктивной направленности в учебные заведения», опубликованных в журнале «Директор школы», № 4, 2000 г.

Следовательно, если мы видим, что образовательное учреждение использует в своей работе технологию Хаббарда, то, как мы уже выяснили, оно не может быть не связано с сектой сайентологии, а значит его деятельность недопустима в системе образования РФ.

[1] См., например: Саентология. Теология и практика современной религии. Справочная работа, предоставленная Международной Церковью Саентологии. Копенгаген, 1998. С. 78-85. В этой рекламной книге сайентологов прямо говорится, что программы «Прикладное образование», «Нарконон», «Криминон» и «Дорога к счастью» «созданы Церковью Сайентологии», «организуются и курируются» этой организацией, и все эти программы «проводят церкви Саентологии и отдельные саентологи». Там же. С. 84.

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.