Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-916-377-44-40
 

Секта на госбюджете - 30.06.16

Секта на госбюджете. Фото http://s.zagranitsa.com

В Санкт-Петербурге за счёт бюджета действует Малая Академия искусств, где детей обучают по программе секты «Стержневой истины». Здесь десятки лет под прикрытием детской художественной школы, похоже, проводится обучение молодых петербуржцев по методике художника Владимира Лубенко, которая признана оккультно-религиозным учением.

На многих картах Северной столицы среди достопримечательностей обозначен так называемый Мозаичный Дворик. Расположен он на набережной реки Фонтанки прямо напротив Летнего сада. Многие стены и скульптурные композиции в глубине двора покрыты странными мозаичными изображениями. Всё это работы воспитанников расположенного здесь государственного бюджетного учреждения – Малой Академии искусств. И в первую очередь, её создателя – заслуженного художника России Владимира Лубенко.

Поиск в интернете по фамилии художника вслед за авторским сайтом выдает ссылку на так называемую Фрикопедию (привычной статьи в Википедии о художнике Лубенко нет). Шуточный сайт этой «энциклопедии лженауки» сообщает, что весь покрытый регалиями художник Лубенко является основателем тоталитарной секты «Стержневой истины». Здесь же и ссылка на заключение руководителя Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий отца Олега Стеняева и на показания бывших адептов секты.

В далеком 1999 году ныне покойный петербургский журналист Константин Крикунов случайно наткнулся на эту Малую Академию, когда искал для своей дочери художественную школу. Узнав, какую чушь там вкладывают в головы детям, журналист написал в газете «Известия-Петербург» разоблачающую статью.

Последовала немедленная реакция – в редакцию стали обращаться как сторонники секты Лубенко, так и те, кому удалось из неё вырваться. Как вспоминает тогдашний редактор петербургских «Известий» Лилия Агаркова, приходили молодые люди, выпускники этой школы, все они носили одну фамилию – Раильтянин, что означает «житель Рая». Они пытались добиться опубликования опровержений. Тогда-то газета и направила о. Стеняеву запрос на экспертное заключение.

Художник-оккультист

Как рассказывает старший сын художника Сергей Лубенко, (его показания корреспонденту «Конкретно.ру» предоставила региональная общественная организация «Молодёжная Служба Безопасности») якобы в молодости его отец спьяну выпрыгнул из окна второго этажа, после того, как с ним отказалась танцевать какая-то девушка. «Он сильно разбил голову и какое-то время находился в состоянии клинической смерти. Тогда-то, по его утверждению, ему и открылась истина», – говорит сын художника.

О. Стеняев пишет, что учение Лубенко носит оккультно-религиозный характер. Эксперт разбирает изданную художником книгу «Система стержневой истины» (имеется в распоряжении редакции «Конкретно.ру»).

«Наша система работает над сознанием и подсознанием человека, восстанавливая атрофированные структуры восприятия информации, прочищая каналы мозга, психики, чувства, гармонизируя оба эти начала в естественном и одновременно двойственном действии, а не однобоком», – повествуется в книге.

Эксперт отмечает, что вероучение Лубенко содержит оккультно-религиозную концепцию человека-андрогина, согласно которой он рождается бесполым существом, а только через несколько лет психологически проявляет себя как существо мужского либо женского пола. Один из разделов книги вообще взят из каббалистической магии.

«Антисоциальный характер вероучения Стержневой Истины (равно как и деятельности группы её последователей) проявляется, прежде всего, в её агрессивности, попытках индуцировать психологическую напряженность, основанную на различных фобиях, в первую очередь – страхе наказания», – говорится в выводе эксперта.

Лубенко, похоже, нагнетает ненависть ко всем, кто не являются поклонниками Стержневой Истины. «Не противоречь, а понимай... Каждый, кто нам противоречит, – враг нам», – пишет мэтр Малой Академии искусств.

При этом лидер секты отождествляет со Стержневой истиной самого себя, желая безраздельно править в создаваемом им тоталитарном обществе: «Госаппарат не существует, упраздняются все его структуры (армия, суды и т.п.) Больше не должно быть ничего». По заявлению о. Стеняева, учение Лубенко нарушает огромное количество норм закона. С выводами Стеняева согласен и председатель миссионерского отдела Санкт-Петербургской митрополии о. Георгий Иоффе, к которому обратился корреспондент «Конкретно.ру».

«Учитель»

Собранные «Молодежной службой безопасности» показания бывших адептов секты Лубенко невозможно читать без содрогания. Бывшая редактор питерских «Известий» рассказывает, что ещё до публикации в 1999 году против Лубенко дважды возбуждались уголовные дела, однако оба раза их закрывали за недостатком улик: «люди писали заявление, а потом их убеждали это заявление отозвать».

Попавшие под влияние новоявленного «мессии» словно лишались собственной воли. Моральное давление, исходящее от Лубенко, многие сравнивают с гипнозом. До сих пор «ВКонтакте» можно найти аудиозапись, на которой Лубенко в грубой развязной форме заставляет своих педагогов учить детей врать для того, чтобы те прогуливали уроки в школе ради подготовки к мероприятию в Малой Академии. В этой речи слышны мат, угрозы и проклятия. В ответ же – полная покорность.

Здесь следует заметить, что далеко не все ученики Малой Академии искусств (МАИ) становились адептами секты. Тем, кто попадал в «ближний круг», Лубенко говорил больше, чем тем, кто приходил на общие занятия. С новичками «учитель» был добр и ласков, но когда человек проникался к нему доверием, то понемногу художник прибирал того к рукам. «Нас подводили к мысли, что Учитель – это Бог. С какого-то момента это стало говориться вслух», – вспоминает одна из его бывших учениц.

Те, кто попадал под власть Лубенко, периодически пополняли ряды преподавателей МАИ. Подавление воли адептов происходило путем создания разобщённости. По свидетельствам очевидцев, в секте строго запрещалось общение между родственниками и между мужчинами и женщинами. Лубенко создал иерархию по приближённости к себе, и таким образом возникала борьба за власть между членами секты.

Своих верных последователей художник заставлял меняться квартирами и работать на него. Никто из адептов не мог иметь своих тайн, на любое действие требовалось разрешение «учителя». Ослушавшихся он запирал в подвале, морил голодом или подвергал избиениям и унижениям. Так однажды за какую-то провинность одной из девочек Лубенко заставил всех мужчин-членов секты помочиться на тряпку, которую затем положили ей на голову. Обвиняли Лубенко и в доведении до самоубийства своего младшего сына, который в 17 лет выпрыгнул с 7 этажа.

Владимир Лубенко проявлял повышенный интерес к молодым женщинам и якобы сменил несколько жен внутри секты. Почти от всех девочек требовал раздеваться перед ним. Также Лубенко самостоятельно решал, кому с кем вступать в брачные отношения.

В 2012 году, рассказывает представитель «Молодежной службой безопасности», все эти показания легли на стол тогдашнему начальнику петербургского Центра «Э» Михаилу Ильину. Но незадолго до задержания Лубенко внезапно умер, избежав наказания.

Шиза по франшизе

Однако, если сейчас посмотреть на страницу МАИ «ВКонтакте», то можно убедиться, что там до сих пор создается видимость того, что их «гений» здравствует и продолжает творить.

Например, в середине июня в СМИ появилась информация об открытии в Мозаичном дворике фонтана «Мать и дитя», который Владимир Лубенко «замыслил как символ радости материнства». Жуткая и бессмысленная, на взгляд нашего корреспондента, композиция.

В январе на странице Лубенко «ВКонтакте» размещены его фото на фоне храма Марии Магдалины в Павловске, над входом которого находится мозаика «Спас Нерукотворный». Облик Спасителя на ней, правда, отчего-то сильно напоминает самого Лубенко. Публикация как бы сообщает, что художник только что подарил своё творение храму. Однако, настоятель этого храма, о. Даниил Ранье сообщил АН «Оперативное прикрытие», что никогда не встречался с самим художником, а панно храму подарили благотворители, и не в январе этого года, а лет пять назад.

По рассказам тех, чьи дети в настоящее время посещают МАИ, трёхчасовые занятия там проходят по четыре раза в неделю. А летом и вовсе с 10.00 до 18.00 каждый будний день. И всё бесплатно. Единственное условие – родители не должны присутствовать на этих занятиях.

Кстати, про этот запрет вам обязательно напомнят, если вы сами решитесь посетить МАИ под видом интересующегося родителя. «В каких, – спросят там, – школах вы видели, чтобы родители сидели на занятиях?» А потом добавят, что это «связано с плагиатом». Мол, не то разворуют тайные знания.

Правда, чётко прописанной программы обучения вам в МАИ, скорее всего, не покажут. Скажут только, что «в обобщенном виде» она представлена в книге «Система Стержневой истины». Да-да, той самой, про которую мы вначале выяснили, что она носит оккультно-религиозный характер. А ещё скажут, что эту книгу можно купить в интернете, и что она есть, например, в библиотеке Маяковского и в библиотеке Академии художеств.

«Мы занимаемся по программе Владимира Васильевича Лубенко. Здесь вы можете узнать все наши постулаты, основы, по каким мы с детьми работаем, на какие темы обращаем внимание», – вероятно, услышите вы от обитателей МАИ, когда будете вертеть в руках эту книгу.

Кстати, когда вы напрямую поинтересуетесь у них, а ведёт ли сам Лубенко занятия, вам ответят, что он отбыл на родину, и постараются поскорее свернуть с этой темы.

А если же вы попробуете спросить, что, например, означает пункт «Самоубийство двойки» в одном из разделов программы, вас попросят «не вырывать что-то из контекста» – не то придётся «с первой страницы всё объяснять».

В МАИ также гордятся, что Лубенко, некогда работавший в Русском музее, заложил основы тамошней музейной педагогики. Удивительно, но при этом в пресс-службе музея всячески открещиваются от связей с этим художником, заявляя, что никогда не использовали его методов в своей работе.

Лицензия на проведение образовательной деятельности, как выясняется, МАИ не нужна, поскольку она оформлена как подростково-молодёжный клуб. Более того, клуб вправе сам утверждать свою программу работы. В это трудно поверить, но МАИ получает субсидии из бюджета Санкт-Петербурга «для достижения предусмотренных Уставом целей в соответствии с государственным заданием». Создаётся впечатление, что никто не знает, чему на самом деле могут учить за закрытыми дверями.

За разъяснениями мы отправляемся в отдел молодёжной политики и спорта Центрального района, в чьём ведении по документам находится МАИ. Начальница отдела Татьяна Легенкина сходу говорит, что знает о смерти художника Лубенко, и удивлена тому, что в МАИ это скрывают. Также чиновница не поверила, что на бюджетные деньги детей обучают по оккультным программам. Спрашиваем: «По факту, вам известно, что там творится у них на занятиях?» Получаем ответ: «Нет, мне не известно».

А что действительно заставляет бывших последователей секты Лубенко создавать видимость его присутствия? Только ли желание сохранять бюджетное финансирование? Или может быть его шиза передалась кому-нибудь, так сказать, по франшизе?

Комментарий:

Инга Бурикова, кандидат психологических наук, генеральный директор «Центра социальных проектов «Белый Дом», старший научный сотрудник факультета политологии Санкт-Петербургского государственного университета:

– Особенностями современного мира является бесконечное количество религиозных, псевдорелигиозных, оккультных, мистических и околонаучных учений. Секта стержневой истины Лубенко В.В. – одна из многих. Такие «учения» появляются в ответ на запрос о понимании невероятных преобразований мира, изменяющейся реальности, происходящих перемен в повседневной жизни обычного человека. Сложно проверить, что истина, а что ложь, сложно определиться, кому можно доверять. Многие факты объективной реальности ещё вчера были фантастикой, поэтому сознание человека становится всё более открытым к разного рода «допущениям».

Важно понимать, что распространение подобных религиозных и околонаучных учений с большей лёгкостью происходит в наиболее доступной среде. Эта среда – люди, сомневающиеся в своих ориентирах, ценностях, смыслах, не имеющие оценок происходящего, нуждающиеся в той или иной помощи в осмыслении реальности. Век постглобальных изменений во многом упростил эту задачу. Происходит много изменений, которые люди просто не успевают осознать. Поэтому первый, кто объяснит, что происходит, становится носителем истины и завоевывает умы. Отсюда выход – бороться с сектами и околонаучными религиозными учениями можно только давая объяснения новой реальности, в которой мы живём. Если эту функцию не возьмёт на себя государство и официальные общественные институты, то это будут делать секты.

Кирилл Чулков

28 июня 2016

«Конкретно.ру»  http://konkretno.ru/versia/blok3-versia/88766-sekta-na-gosbyudzhete.html

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.