Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-916-377-44-40
 

Большой педагогический кирдык - 09.09.12

Большой педагогический кирдык

 

Описанные ниже события происходят хоть и весьма далеко от нас, более того - в другом государстве, живущем по другим законам и понятиям, но происходят они, в том числе, и с нашими гражданами. Если быть точнее - с украинскими детьми и подростками. В настоящее время в поселке Текос возле города Геленджик находится около двенадцати молодых украинцев. Официальный интернет-сайт школы в самооценке не стесняется: «главное педагогическое чудо планеты», «мечта воплощенная в жизнь», «рождение русского чуда».

Чудо глазами очевидца

Один из бывших учеников «Лицея-интерната» рассказал нам о своем опыте знакомства с «педагогическим чудом», под обещание не публиковать его настоящего имени. Ознакомившись с его информацией, мы сочли эту просьбу вполне обоснованной.

- О лицее я узнал от одного из товарищей, который рассказал мне об усиленной подготовке по хореографии и рукопашному бою. Меня это заинтересовало, и я согласился поехать с ним.

- Администрация Лицея знала, что ты являешься гражданином Украины? Это не сочли препятствием для приема?

- Знали, проблем это не вызвало. Вместе со мной там учились около двенадцати человек из Украины, а так же граждане Германии, Новой Зеландии и других стран. Учителями, кроме самого основателя школы, являются его же бывшие выпускники, которые заочно учатся в педвузах, причем преподаватели приезжают к ним в Текос, а все ученики проживают в школе безвыездно. Общеобразовательные предметы проходились «ускоренным курсом» за неделю-две, в школе считалось, что всю школьную программу ребенок может освоить за один год. Зато много времени уделялось воспитанию в духе патриотизма, беззаветной преданности России, а так же лично Учителю. Также, каждый день несколько часов отводились физической подготовке, рукопашному бою, а так же военной подготовке.

- Что, например, вы изучали по этой теме?

- По вечерам ребята ставились в патрули, охранять помещения школы. Другая группа в это время тренировалась проводить захват, «снимать» часовых. На химии, которую так же преподавали чуть более старшие ребята - выпускники этого же лицея, мы изучали взрывчатые вещества, причем нам подчеркнули, что этих знаний вполне хватит для изготовления действующей бомбы. Все это говорилось как бы в шутку, но знания давались вполне серьезные. Так же, полушутя, «учителя» рассказали, что сами изготавливали такие взрывные устройства и испытывали их на заднем дворе, «но вы же так никогда не делайте».

- Эти знания были в лицейской программе по химии, или это была личная инициатива учителей?

- В лицее нет писанных программ или учебников, все предметы изучаются по «интерактивным курсам».

- Что тебе не понравилось в школе, почему ты решил уйти?

- От нас требовали безоговорочного послушания во всем. Фактически, отказа от собственной воли, шло постоянное зомбирование на безоговорочную преданность. За малейшее неподчинение следовали частые строгие наказания, например, путем назначения тяжелых физических упражнений всей группе, а так же практикуется порка провинившихся воспитанников.

- За какие именно провинности могло накладываться такое наказание?

- Например, нам было запрещено посещать компьютерный клуб в поселке. Одного из ребят там застал атаман «казаков», которые так же выполняли в лицее воспитательные функции. После избиения мальчик, у которого был порок сердца, утром не проснулся. Приезжали его родители, но заявления в милицию написано не было, не знаю, почему.

- Ты сам видел, как это делается?

- Однажды увидел, и больше желания не возникало.

- Применялись ли физические наказания так же и к девочкам?

- Да.

- Как отреагировали в Лицее на твое желание уйти? Не пытались мешать?

- Отреагировали резко отрицательно, отпускать не хотели. Убеждали, что я являюсь первым учеником по некоторым предметам и поэтому уходить не должен. Мне пришлось схитрить, использовав уважительный повод для «временной» отлучки на родину, после которой я туда уже не вернулся.

Некоторые выводы

Как выяснилось, «Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков» является не мелкой шарашкиной конторой, но государственным учебным заведением в подчинении непосредственно Российской Академии Образования - преемнице АПН СССР во главе с академиком, заслуженным учителем России, что само по себе должно ручаться за его респектабельность. С другой стороны, сообщения о происходящих в нём, мягко говоря, странностях являются уже давно не единичными. Сам академик Щетинин подчеркивает, что является верующим человеком, но в то же время официальная Православная Церковь причисляет его школу к сектам.

Очевидно, что применение физических наказаний, перлюстрация писем и прослушивание телефонных разговоров, не говоря уже об обучении «лицеистов» навыкам диверсионной работы в любой стране не имеет никакого отношения к педагогике, даже самой новаторской, а имеет непосредственное отношение к Уголовному Кодексу.

Проблема выглядит значительно шире, нежели выходки одного сумасшедшего ученого или темные делишки одной темной конторы. Даже в нашем тихом Днепропетровске один педагог-новатор открывает нелицензированный «Кадетский корпус», другой - многократно оскандалившийся пастор - нелицензированную же «христианскую школу», третий - директор государственной школы - в добровольно-принудительном порядке загоняет первоклашек на уроки христианской этики, четвертый приглашает в частный репетиторский центр по методикам отца-основателя «церкви сайентологов», путем нехитрых манипуляций с экстернатом выдающий школьные аттестаты государственного образца.

Более того, подобные заведения пользуются популярностью среди родителей и хвастаются высоким уровнем достижений. Ибо, во первых, никакую наживку массовый потребитель не заглатывает столь охотно, как слова «элитный», «эксклюзивный», «индивидуальный» и «уникальный». Во-вторых, экспериментаторы, относящиеся к своей деятельности пусть не с душой, но, во всяком случае, с энтузиазмом, зачастую вполне объективно достигают гораздо лучших показателей, нежели загруженные бумажной работой учителя общеобразовательных школ, озабоченные в первую очередь выполнением красивой отчетности для начальства. В этих условиях находят спрос и такие предложения, как «Школа академика Щетинина», в которой, несмотря на все ее особенности, предпочитают содержать своих отпрысков четыре сотни семей…

Григорий Глоба, 
член Национального Союза Журналистов Украины, г. Днепропетровск 
Апологет  

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.