Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-916-377-44-40
 

В Джонстауне все тоже были счастливы - 25.02.13

Газета "Мир за неделю" № 8. 4-11 марта 2000 г.

Иногда мне говорят: отвяжитесь вы, ей-богу, от Щетинина! Ну пусть он сектант. Но ведь людям-то у него хорошо! 

Как им там хорошо - вопрос отдельный. Но в Джонстауне тоже было хорошо - естественно, до поры до времени. Пока все население этой деревни-секты не покончило с собой из-за панического ожидания конца света. 

...Само понятие "коммунарская методика" ввел сотрудник ленинградского Дворца пионеров, впоследствии автор бесчисленных брошюр на эту тему Иванов. Идея новой педагогики была подхвачена целой генерацией учителей-революционеров, на которых активно ополчились "ретрограды" и "консерваторы", приверженцы традиционных методов обучения. Зато новаторов подняли на знамя публицисты из комсомольской прессы - Хилтунен, Мариничева, множество энтузиастов из провинции... 

Следует сразу выделить из среды "новаторов" тех настоящих учителей, которые делали акцент не на воспитании, не на создании классов-коммун, а на обучении как таковом. Это блистательный физик Шаталов, филолог Ильин, математик Бунимович - те, кто мог спорить с программой, но главной целью ставил дать детям как можно больше знаний. Иное дело - педагоги-воспитатели с акцентом на внешкольную работу. Вместо устаревшей и занудливой пионерской рутины они предлагали, казалось бы, подлинную романтику: дальние странствия на саморучно сделанных каравеллах, походы, романтические посиделки при свечах с непременными гитарами. Атмосфера в таких кружках и коммунах всегда отличается не только колоссальной сплоченностью и обожествлением личности Учителя, но и чрезвычайной враждебностью к окружающему миру: ведь всякому коллективу нужны скрепы в виде внешних врагов. Учитель - всегда гонимый, всегда бескорыстный и нищий, всегда страдающий от непонимания. Вокруг него - тесное кольцо вернейших, которые охраняют его от посягательств и готовы пожертвовать всем. Таковы отряды корабелов Владислава Карема (Кавада) Раша, "Тропа" Юрия Устинова, школа в Текосе Михаила Щетинина. 

О Щетинине написано, пожалуй, побольше, чем о большинстве новаторов. Восторженные публикации о нем принадлежат перу Шалвы Амонашвили и Аллы Боссарт - людей достойных, хоть и склонных к экзальтации. Великим педагогом назвал его основатель секты "Анастасия" Владимир Мегре (Пузаков) - о его деятельности я рассказывал в конце прошлого года, за что и удостоился бешеной ругани в очередном сочинении Мегре. Школа, расположенная под Геленджиком, получила в начале перестройки статус федерального педагогического эксперимента. Тогда, если помните, любое новаторство получало "зеленую улицу". Выяснилось, что в школе нашим детям только лгали, насиловали их индивидуальность... Это потом стало доходить, и то не до всех, что в так называемых новаторских школах и внешкольных объединениях существует такой культ Учителя и такое единомыслие, которые не снились и самому тоталитарному директору обычной школы. Это потом стали отчетливо проявляться черты новаторской педагогики, которые роднят и знаменитый детдом Дмитрия Карпова, оказавшийся страшнее гестапо, и полувоенные формирования Карема Раша, и школу Щетинина. 

Первая такая особенность - замкнутость, идеальная охрана. Детям якобы создают идеальные условия, спасая их от жестокого, хищного мира. Дом Карпова, которым столько умилялись и которому столько жертвовали, был обнесен бетонным забором и охранялся овчарками; школу Щетинина стерегут казаки, а привечают здесь только тех, в чьей благонадежности Учитель может не сомневаться. "Я-то думал, вы наша", - скорбно сказал Щетинин одной из посетительниц, попытавшейся вполне невинно спросить у него, как он может преподавать в школе почти все предметы, когда его единственное образование - музыкальная школа по классу баяна. Впрочем, понятия "урок" у Щетинина вообще нет: "урочить" - по-древнерусски сглазить. Причем дети и учителя имеют равные права: всякий ребенок - гений, это взрослые должны у него учиться, а не наоборот. Дети сами пишут историю ("Потому что наша история искажена русофобами и материалистами", - объясняет Щетинин), сами открывают законы физики и математики. То есть коллективным мозговым усилием постигают Вселенную. В школе Щетинина, как видим, не учат, а внушают. Все, что может быть рационально объяснено, подвергнуто анализу, внятно сформулировано, - здесь отрицается. 

Вторая черта подобных объединений - полная неспособность Учителя-новатора внятно сформулировать, в чем особенность его методики. Повторяются слова о единении с природой, о светлом мире будущего, о детской республике. Но нравы в этой республике вполне сектантские: тут осуждают любого усомнившегося, докладывают Учителю обо всех своих переживаниях, не говоря уж о том, что ни покинуть школу, ни устроить свою судьбу без его благословения не могут. Особенная роль отводится физподготовке, а Щетинин и вовсе считает основой своей педагогики практику русского кулачного боя. Этот бой он считает занятием не столько физическим, сколько духовным. Такого рода упражнениям да еще строительству новых и новых корпусов школы посвящен весь день воспитанников. 

В Министерстве просвещения РФ давно нет людей, которые бы отвечали прямо и непосредственно за щетининскую школу. Во всяком случае, все попытки связаться с ее куратором ни к чему не привели. Не было ни одной проверки, которая бы подтвердила, что щетининские дети знают программу хотя бы в объеме школьного курса (на большее претендовать не приходится). Сегодня в этой школе около трехсот человек, и десяток ее филиалов в последнее время открылись по всей стране - в Новосибирске, под Сочи, в Поволжье... Восторженные фильмы о Щетинине сняла рерихианка и теософка Наталья Бондарчук, которая за последнее время, кажется, не обошла своей поддержкой ни одного темного культа. И лишь Патриарх Алексий II, вспомнив о том, что Церкви не худо бы иногда бороться с сектантами, во что бы они ни рядились, на встрече с участниками Рождественских чтений подтвердил, что школа в Текосе обладает чертами тоталитарной секты. 

Дмитрий БЫКОВ.

 

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.