Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов

Тел./факс: +7-495-646-71-47      
E-mail: [email protected]
Тел. для связи и приёма информации
+7-995-505-43-42 (10:00-20:00)

История сайентологии в России - 03.12.15

То, что Том Круз и Джон Траволта уже достигли восьмого уровня и могут «действовать абсолютно независимо от своего тела», знает весь мир. Менее известно, что сайентология едва не стала любимым учением российской элиты. Репортаж Олеси Герасименко.

ФОТО: ИЛЛЮСТРАЦИИ: ЕВГЕНИЙ ТОНКОНОГИЙ

Этим летом, четвертого августа, в четырехэтажном просторном особняке на Таганской улице пели и танцевали. В увешанном воздушными шарами зале сначала исполняла романсы полная блондинка в ярко-синем платье, а потом играл усач с веселыми глазами — первая скрипка оркестра Большого театра. Особняк был сайентологической церковью Москвы, зал — ее часовней, а 200 человек гостей и выступавшие музыканты — последователями идей писателя-фантаста Лафайета Рональда Хаббарда.

«На Олимпиаду в Лондон его не
пустили, но мы пригласили Чебурашку
к нам, он будет символом наших
соревнований», — улыбалась ведущая.

Вечеринку устроили в честь 24-летия спуска на воду корабля «Фривиндз» — религиозного пристанища сайентологической элиты, где в изоляции от мирской суеты «топ-менеджмент» церкви постигает самые высокие уровни духовного развития. 130-метровое судно курсирует по Карибскому морю, останавливаясь у маленьких островов; раз в год на нем собираются сайентологи со всего мира, чтобы прослушать доклад о достижениях церкви. На празднике в Москве видеозапись отчета главы церкви Дэвида Мицкевича за 2011 год смотрели, как долгожданную серию любимого сериала. Когда на экране появлялась фотография Хаббарда (сайентологи зовут его ЛРХ), прихожане вставали.

Фильм кончился, и в часовне появился желтый Чебурашка. «На Олимпиаду в Лондон его не пустили, но мы пригласили Чебурашку к нам, он будет символом наших соревнований», — улыбалась ведущая. Ростовая кукла несла в лапах подобие олимпийского огня, а вокруг приплясывали волонтеры в спортивных костюмах. Прожекторы светили красным, зеленым, голубым, из колонок гремела музыка. Чебурашку на сцене сменили двое энергичных, подтянутых молодых людей в футболках с цифрой 50. Как объяснил мне один из прихожан, она обозначала 50 миллионов рублей в пожертвованиях — цель на 2012 год. Не переставая улыбаться, они установили доску для презентаций, оборотной стороной к залу, и взяли микрофоны.

«Итак, мы на соревнованиях? Мы лучшие? — закричал один из них. — Мы готовы к свершениям? Да или нет? Я не слышу вас! Да? Да? Да?!» В зале кричали и хлопали. «Сегодня в зале нам нужны все! Те, у кого нет денег, тоже! Не расходитесь! Знаете, какая у нас цифра сегодня? Вы готовы ее узнать?» Свободной рукой мужчина взялся за доску для презентаций и, помедлив, наконец повернул ее. На листе зеленым маркером было написано «300 000». Зал затих. Кто-то глубоко вздохнул. Это была сумма пожертвований, которую планировалось собрать с прихожан за этот вечер. Сотрудник церкви, который сопровождал меня на мероприятии, настойчиво — уже четвертый раз за полчаса — предложил выйти: «Это уже наши внутренние дела».

Оратор держал доску и продолжал улыбаться. Это был человек, который никогда не дает интервью: президент сайентологической церкви Москвы Антон Лычкин.

«Но вообще у нас есть
правило: пускать внутрь
всех, кроме журналистов».

О Лычкине почти ничего не известно. Ему 40 лет, он учился в каком-то московском вузе, с учебной скамьи пришел в церковь сайентологии в 1993 году, да так в ней и остался. Присутствие в интернете минимально: страница на «Одноклассниках» с фотографиями, три официальных комментария в прессе и несколько анонсов выступлений в церквях СНГ. Похоже, что любые другие упоминания вычищены. (Перед публикацией мы предоставили церкви возможность прокомментировать эту и другие детали статьи, но не получили ответа.)

Прихожане отзываются о Лычкине как об одном из самых открытых и искренних людей в их жизни, но в интервью с ним мне отказали. «Мы бережем его для другого», — объяснили в пресс-службе. Зато после двух недель письменных и телефонных переговоров согласились показать саму церковь. «Но вообще у нас есть правило: пускать внутрь всех, кроме журналистов», — с улыбкой поприветствовали меня сотрудники пресс-службы. Разговаривая со мной, представители церкви постоянно улыбаются. Без перерыва. Все время.

К языку сайентологов привыкаешь тоже не сразу. «Писанием» они называют 18 книг Хаббарда, главная из которых — «Дианетика: современная наука душевного здоровья». Согласно данным церкви, на сегодняшний день продано больше 21 миллиона копий. У каждого священника есть еще 800-страничная книга проповедей и обрядов. PR-менеджер церкви Наталья Алексеева показывает мне ее: первая молитва — «О полной свободе», с рефреном «Да ширится сознание». Существуют церемонии наречения, венчания, похорон. В последней есть фраза: «Ты расстался с этой генетической линией. Теперь иди, дорогой, и проживи еще одну жизнь». По-русски звучит чудовищно, как и многие другие термины сайентологов: «получать успехи», «предоставлять комфорт». Дело в том, что «писание» Хаббарда сначала переводят на русский, а потом с русского обратно на английский, чтобы можно было проверить точность передачи. Отсюда огромное количество англицизмов. Это, например, классическая фраза из анонса тренинга: «Вы изучите данное от ЛРХ, которое полностью, на 100 %, дает решение обладанию, и оттренируете его до такой степени, что сможете поднять обладание в любой области жизни!» Кроме того, сайентологи любят писать заглавными буквами и выражать положительные эмоции, поэтому типичный комментарий сайентолога в социальных сетях или на форуме выглядит так: «Поздравляю Вас!! Боже! Как это СЛАВНО и ПРЕКРАСНО! ИДЕАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В МОСКВЕ!!! ПЕСНЯ! CКАЗКА!! ОКРЫЛЯЕТ! Вы — СУПЕР!! Саентология в России это такая МОЩЬ! Я СЧАСТЛИВ!» (комментарий читателя под статьей об открытии отделения церкви в Москве. Сами сайентологи предпочитают устоявшемуся в русском языке написанию названия церкви вариант без «й»).

«Идеальная организация», о которой идет речь, — так называют церковь, выстроенную и отделанную «по высшему классу» — находится в трех минутах ходьбы от станции метро «Таганская». Это здание в четыре этажа, площадью 5000 квадратных метров, со стеклянным атриумом и подземной парковкой. По словам Алексеевой, церковь получила его в дар от одного из прихожан. Но, как рассказал знакомый со сделкой риелтор, дом в 2009 году сайентологам продала компания «Промсвязьнедвижимость»: «Моя знакомая как раз работала в этой компании и сказала, что здание купили какие-то американские стоматологи. Мы долго гадали, что это за стоматологи такие, которым нужно такое огромное здание». По оценке того же риелтора, сейчас максимальная цена дома на Таганской при продаже составит около 55 миллионов долларов (порядка 11 000 долларов за квадратный метр, что почти в два раза дороже средней цены на коммерческую недвижимость в Москве).

$15 000 000 церковь собрала
на подземное хранилище, известное как
«база Терментина» и якобы способное
пережить ядерный холокост.

На первом этаже — книжный магазин и пара десятков плазменных панелей, на которых любой желающий может посмотреть видеоролики об основных направлениях деятельности церкви. Есть две большие сауны, беговые дорожки, раздевалки для женщин и мужчин — для прохождения курса «очищения» под лозунгом «Чистое тело и ясный ум». Это первый шаг на «мосту к полной свободе» — сайентологической таблице классов, ступеней и осознания. Стоит он 15 тысяч рублей и длится от двух недель до двух месяцев. В программу входят ежедневные пять-шесть часов сауны при 70 °С, пробежки и прием витамина B3.

В атриуме зимний сад и кафе. На стене — выложенная золотыми буквами цитата Хаббарда: «Наша цель — цивилизация, в которой нет безумия, преступности и войны, где способный может процветать и где честный может иметь права, где человек свободен подняться до больших высот». Наверху учебные классы, помещения для духовных практик и так называемый кабинет Хаббарда: матрешки, фотографии Москвы на стене, книжные полки, бумаги и авторучка на столе (Рон не умер, а просто вышел покурить). На Таганскую улицу в Москве и вообще в Россию Хаббард никогда не приезжал. Символический «кабинет ЛРХ, хранящий дух создателя церкви», есть в каждой идеальной организации. Всего идеальных организаций в мире 35. Согласно публичной документации, их обустройство обошлось в 6 миллионов долларов в Нешвилле, в 3,7 миллиона в Сиэтле и в 7 миллионов в Тампе. 15 миллионов церковь собрала на подземное хранилище для архивов Хаббарда в Нью-Мексико, известное как «база Терментина» и якобы способное пережить ядерный холокост.

В России, помимо московской идеальной организации, есть еще 49 «обычных» церквей; всего в СНГ их 80. «В основном это небольшие миссии», — добавляет Алексеева. В идеальной организации работают — на языке сайентологии «обеспечивают спасение человечества» — 350 сотрудников. Посещают ее в столице больше 5 тысяч прихожан. Сколько сайентологов всего — неизвестно, но неофициально говорят о восьми миллионах человек по всему миру. Членом церкви считается тот, кто делает пожертвования.

ФОТО: ИЛЛЮСТРАЦИИ: ЕВГЕНИЙ ТОНКОНОГИЙ

В России, как и в США, сайентологические организации имеют юридический статус религиозных и не платят налоги с пожертвований. В Канаде, Франции, Великобритании они не имеют такого статуса (в Германии церковь вообще объявлена вне закона). По данным профессора Дэвида Турецки из университета Карнеги-Меллон, в Штатах полный курс сайентологии стоит около 300 тысяч долларов, а с дополнительным «одитингом» (что-то вроде визитов к психотерапевту) и обучением сайентологов высшего уровня цена может достигать полумиллиона долларов.

В России такого рода статистика не ведется. В церкви в Москве говорят о минимальном добровольном пожертвовании от ста рублей до одной тысячи долларов. В часовне я встретила людей, которые до прихода бдительных сотрудников PR-службы успели рассказать мне, что отчисляют 10 % своего дохода ежемесячно, а недавно на празднике бизнесмен пожертвовал семьдесят тысяч долларов. Те, у кого нет сегодня с собой наличных, могут расплатиться в кассе, где есть аппарат для кредитных карточек. Стресс-тест предлагается прохожим бесплатно, начальные курсы — от 100 рублей, двухнедельные программы — от 15 тысяч. Желательно, чтобы у каждого сайентолога были «Основы» — это набор из 18 книг и 280 записанных аудиолекций общей стоимостью около 3000 долларов. Но можно купить и отдельные издания. На втором этаже магазина при церкви на Таганке вообще распродажа: «Бриллианты мудрости по сниженной цене», том от 700 до 1500 рублей.

— Вы считаете себя существом духовным? — спросила у меня Алексеева в разгар экскурсии.

— Стараюсь.

— Тогда вы поймете.

Меня подвели к «е-метру» (сокращение от «электропсихометр»), устройству, которое используется во время одитинга. В прессе его часто сравнивают с детектором лжи. С помощью него сайентологи демонстрируют один из своих главных постулатов — что мысли весомы и их можно измерить.

Человека, успешно прошедшего через
процедуру одитинга, называют «клиром».
«Клир по сравнению с обычным
человеком — все равно что обычный человек
по сравнению с сумасшедшим», — писал Хаббард.

В руки мне дали два металлических цилиндра — на заре сайентологии вместо них использовали пустые консервные банки. Провода от них шли к аппарату с табло и стрелкой. Мне объяснили, что от прибора тело получает неощутимый заряд электричества (при напряжении около полутора вольт — меньше, чем в батарейке для карманного фонарика).

— Расслабьтесь, подышите. Подумайте о чем-нибудь.

Я вспомнила, как на прошлой неделе мой бойфренд собрал вещи и съехал. Стрелка поехала вправо.

— О чем вспомнили? О молодом человеке? Видите, волнуетесь! Так, теперь посмотрите на стену, теперь на другую. Спасибо. Подумайте еще о чем-нибудь.

Я подумала, что ни за что не успею разобраться в сайентологии к поставленному журналом дедлайну. Стрелка зашкалила.

— О чем подумали?

— О работе, — уклончиво ответила я.

— Надо сказать, она вас тревожит гораздо больше личной жизни!

На деле е-метр — это привычный физикам гальванометр, прибор для измерения электрических токов (в данном случае — через кожу ладоней). В 1952 году Хаббард написал о е-метре, что он «дает человеку заглянуть в головы и сердца его соратников». Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств США вынудило церковь объявить, что использование прибора разрешено только в рамках религиозной деятельности и е-метр не несет никаких функций ни с медицинской, ни с научной точки зрения. Себестоимость одного такого прибора, собранного на заводе в Хемете, штат Калифорния, чуть больше ста долларов. Средняя его цена в России (е-метр можно заказать через интернет или купить прямо в церкви) — пять тысяч долларов.

Если бы я проходила полноценную сессию одитинга, то одитор сосредоточился бы на проблеме, заставившей стрелку подпрыгнуть, и задавал на эту тему вопросы до тех пор, пока я не перестала бы переживать по этому поводу. Если вы говорите о ссоре с женой, то вас спросят, можете ли вы вспомнить, когда такое было прежде. А еще раньше? А до этого? Часто процесс приводит к тому, что получающие одитинг, по их словам, вспоминают прошлые жизни. Согласно дианетике, «все горести, переживаемые человеком, попадают в реактивный ум в виде образов (эннграмм)». Реактивный ум, по Хаббарду, это источник ночных кошмаров, фобий и психосоматических расстройств. Стереть их — задача одитинга. Человека, успешно прошедшего через процедуру полного курса одитинга, называют «клиром» (от английского слова clear — «чистый»). Он рационален, доводит дела до конца и даже меньше болеет простудой. «Клир по сравнению с обычным человеком — все равно что обычный человек по сравнению с сумасшедшим», — писал Хаббард.

Новичку в сайентологии обещают бескрайние возможности. Хаббард писал, что у некоторых людей уровень IQ возрастает на единицу после каждого часа одитинга. 49-летний звукорежиссер Сергей Синявский, проходя свои первые 12 часов одитинга, вообще отделился от тела: «Я экстериоризировался. Увидел себя со стороны. У меня была команда посмотреть на холодильник не глазами. А я к нему спиной стоял. И я вдруг на него посмотрел. Затылком. Непонятно как. Это было здорово. Потом я слетал в соседнюю комнату, посмотрел. И я понял, что я — их. После этого для меня обратного пути не было».

Синявский был единственным из множества встреченных мной сайентологов, кто согласился рассказать свою историю. Остальные общаться отказывались: сообщали о моих звонках в PR-службу церкви, те мне перезванивали и говорили, что «ребят трогать не надо». Сергей, неуловимо похожий на всех других звукорежиссеров и операторов (бейсболка, куртка с множеством карманов, светлые глаза и разошедшаяся морщинками загорелая кожа), был дружелюбен, не испугался диктофона и предложил не сидеть в кафе, а гулять по парку — так ему удобнее разговаривать.

Синявский пришел к сайентологам в 1999 году в Минске, когда ему было тридцать семь, а его сыну — три года. «Как его воспитывать, я не знал. Так, как родители воспитали меня, — не хотелось, а как по-другому, я не знал. И как-то у знакомых мне в руки попался буклет «Дети», написанный Хаббардом. Там вроде была совсем обычная информация, о которой сам и не задумаешься, но которая переворачивала представление о детях в принципе. Например, там была фраза о том, что дети — это мужчины и женщины, только маленькие. Что это не особый вид животных и что обращаться с ними надо как с нормальными людьми». Он захотел узнать больше и попал на семинар «Дианетика»: «Там я впервые услышал слово «религия» и очень насторожился: «Ребят, — говорю, — я к вам нормально относился, а вы чего здесь делаете?» Они мне в ответ: «Да давай читай, сейчас поймешь». Синявский понял и стал сайентологом.

ФОТО: ИЛЛЮСТРАЦИИ: ЕВГЕНИЙ ТОНКОНОГИЙ

Через 12 лет, весной этого года, он осуществил свою мечту — прошел курс «компетентности и лидерства» на том самом корабле «Фривиндз». «Это, конечно, дорого: билеты, обучение, — но мне очень хотелось туда попасть. Деньги появились незапланированные, вот я и поехал». Фактически Синявский обучался морскому делу — ходить на веслах, вязать узлы, работать в команде. «Были у нас выезды. Огромный автобус, настоящий латиноамериканский — без окон, с деревянными лавками, музон вовсю — он вез нас на берег моря, там у нас были пробежки по полчаса и упражнения на физическое преодоление». Синявский описывает сценарий классического, только очень дорогого корпоративного тренинга. «Результат, конечно, есть. Для меня сейчас каждая проблема — это вот так, — он щелкает пальцами и снова улыбается. — А ну-ка, классно, сейчас мы ее сделаем!» На «Фривиндз» ему понравилось: «Это другой мир. Там очень много продвинутых людей. Если ты видишь человека, то обязательно улыбаешься ему и здороваешься, он делает то же самое. На корабле очень много «тэты», положительной энергии, как в Иерусалиме. Там нет ключей, все открыто: каюты, магазины, можно зайти в рубку во время хода корабля, и тебе проведут экскурсию. Этот мир принимается очень быстро, без шока. Обучаешься там очень быстро, в классе делаешь в десять раз больше, чем в Москве бы успел».

Еще на корабле постоянно собирают пожертвования. Скорость продвижения по мосту сильно зависит от того, сколько времени и денег прихожанин тратит на одитинг и еженедельные занятия. «Вообще я не самый хороший пример сайентолога, — вздыхает Синявский. — Кроме того первого интенсива совсем не получал одитинга. Не очень успешный в финансовом плане. Я не продвигаюсь по мосту». После того как сайентолог стал клиром, его ждет новый уровень: «оперирующий тэтан» (OT, аббревиатура от английских слов operating thetan). Есть восемь уровней ОТ, которые можно пройти, и еще семь уже придуманных, но еще «не предоставляющихся» церковью. Хаббард называл ОТ восьмого уровня «индивидом, который может действовать абсолютно независимо от своего тела». Таковы, например, по мысли сайентологов, их самые известные представители в Голливуде — Том Круз и Джон Траволта. Ни Будда, ни Христос, по мнению сайентологов, не достигли этого состояния. Они верят, что лишь Хаббарду открылась «фундаментальная правда существования».

«Вы смотрели “Звездные войны”?
Вот это все правда».

«Так просто все это нельзя рассказать, — Синявский становится серьезным и немного грустным. — Это очень сложная вещь... Вы смотрели “Звездные войны”? Вот это все правда». Межгалактические путешествия, звездолеты, внеземные цивилизации, межзвездные конфликты в сайентологии считаются реальностью. Раньше материалы, с которыми знакомили прошедших по мосту, были секретными, их не зачитывали на многочисленных судебных процессах и не пародировали в мультфильме «Южный парк». Своим неофитам сайентологи говорили, что в случае распространения этой информации она может серьезно навредить людям. Но в 1985 году, во время громкого судебного разбирательства в Лос-Анджелесе между бывшими сайентологами и церковью, секретные страницы писания Хаббарда стали общедоступными.

В кратком пересказе правда существования звучит так. 75 миллионов лет назад инопланетный галактический правитель по имени Ксену правил всеми планетами в этой части Галактики, включая нашу родную Землю, которая в те времена называлась Тиджиэк. Все 76 планет в его подчинении были перенаселены. На каждой жило по 178 миллиардов человек. Ксену решил принять радикальные меры: миллиарды людей получили инъекции парализующей смеси алкоголя и гликоля. Затем их погрузили на космические самолеты, отвезли в кратер вулкана на Земле и взорвали водородной бомбой. Оглушенные и перепуганные тэтаны разметались по человеческим телам. Над Землей на высоте 25 км был установлен «электронный экран», который не позволяет духам покинуть планету, поэтому после смерти тела они снова и снова перерождаются в землян. Сайентологов учат, как после смерти выйти в открытый космос, а оттуда уже самому выбирать, в ком воплотиться. Как следует из документов церкви, попавших на WikiLeaks в 2008 году, последнее упражнение «моста к полной свободе» выглядит так: «Идите в парк, на вокзал или автобусную остановку. Попробуйте внушить животному, человеку или группе людей свои намерения. Повторяйте до тех пор, пока не завладеете их телом и разумом». Аутентичность «внутренних документов» подтвердилась после того, как юристы, выступающие от лица церкви, прислали владельцам WikiLeaks письмо с угрозами уголовного преследования за нарушение авторских прав.

ФОТО: ИЛЛЮСТРАЦИИ: ЕВГЕНИЙ ТОНКОНОГИЙ

В Россию сайентология пришла в 1990-е. Знакомство с церковью началось с нескольких визитов известных россиян к сайентологам, которые предлагали свои методики борьбы с наркоманией. Первым лондонскую штаб-квартиру сайентологии в 1990 году посетил космонавт Павел Попович, которого сопровождали начальник отдела главного медуправления МВД СССР Владимир Иванов, заместитель главного редактора «Известий» Игорь Андреев и генеральный директор «Союзтеатра» Леонид Тодоров. Все они прибыли в Англию по приглашению сайентологической дочерней организации «Нарконон». Члены советской делегации договорились об основании в Москве центра «Нарконона» на 400 мест. Распространителем программы в России стал Фонд спасения детей и подростков от наркотиков, возглавляемый Ивановым.

Радушность приема, который оказали сайентологам российские власти, трудно переоценить. 31 марта 1993 года состоялась презентация книги «Дианетика» в Кремлевском дворце съездов. Подарочные экземпляры разослали 72 депутатам Верховного Совета РСФСР. Сотрудник Комитета государственной безопасности РФ Сергей Степашин (впоследствии директор ФСБ) дал высокую оценку трудам «самого гуманного в мире гуманиста». А вице-президент Александр Руцкой цитировал «Дианетику» в интервью «Литературной газете».

Свою первую церковь сайентологи зарегистрировали в Москве 25 января 1994 года. Следом в столице и других городах России появились Ассоциация по улучшению образования ABLE, Гуманитарный центр Хаббарда, Хаббард-колледж по управлению. Бизнес-­тренинги сайентологов были очень популярны у начинающих предпринимателей: в советских школах администрированию не учили. Колледж сайентологов в Нижнем Новгороде вместе со своими заместителями посещал Сергей Кириенко, возглавлявший тогда банк «Гарантия». Глава Росатома, которого с тех пор не раз упрекали в секретных связях с хаббардистами, сейчас утверждает, что в 1995 году не имел о сайентологии ни малейшего понятия, просто посетил несколько тренингов и больше к этой теме не возвращался.

В Америке к тому времени уже развернулась война между сайентологами и масс-медиа: десятки журналистских расследований обвиняли последователей Хаббарда в шантаже, угрозах физической расправы и мошенничестве. Не исключено, что именно поэтому с выходом на новый рынок сайентологи сыграли на опережение. Будучи одной из самых закрытых от СМИ организаций в мире, в России сайентологи начали с того, что подружились с факультетом журналистики МГУ — и очень близко. Дошло до того, что в 1992 году декан Ясен Засурский объявил 13 марта, день рождения ЛРХ, днем Хаббарда на журфаке. Кроме того, Засурский посмертно присудил Хаббарду степень доктора наук «за значительные достижения в литературе и философии и за выдающуюся гуманитарную деятельность». Но и это еще не все: в здании на Моховой он открыл читальный зал с «бесценными работами и выдающимися трудами известнейшего в мире гуманиста», назвал его «залом Хаббарда» и уточнил, что заниматься в нем могут не только студенты, но и все желающие. Сейчас, по словам Засурского, никакого зала Хаббарда на журфаке уже нет. «А тогда сайентологи за свой счет зал отремонтировали и обставили мебелью, от чего мы отказываться не стали, — вспоминает бывший декан. — Там собирались для разного рода дискуссий. Обсуждали вопросы здоровья: борьбы с курением, алкоголизмом, наркоманией. У сайентологов были свои наработки. В дискуссиях участвовали высокопоставленные чиновники, официалraquo; на том самом корабле лица из правительства там бывали».

ФОТО: ИЛЛЮСТРАЦИИ: ЕВГЕНИЙ ТОНКОНОГИЙ

Через несколько лет эйфория спала. В 1996 году Минздрав РФ запретил церкви Хаббарда осуществлять в России медицинскую деятельность — центры «Нарконон» оказались вне закона, и сайентологи сейчас особо подчеркивают, что лечением людей не занимаются. В 97-м начался первый судебный процесс: сайентологи подали иск против православного исследователя современного сектантства Александра Дворкина. В брошюре «Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным» Дворкин, работу которого светские религиоведы критикуют за чрезмерную близость к РПЦ (он имеет звание профессора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, присвоенное указом патриарха Алексия II), написал, что Хаббард «до изобретения дианетики не смог закончить ни одного высшего учебного заведения, проваливал любое дело, за которое брался, был замешан в ряде весьма нечистоплотных финансовых махинаций и едва сводил концы с концами, штампуя низкопробную научную фантастику для бульварных журнальчиков». Суд Дворкин выиграл. С тех пор богослов стал главным врагом сайентологов: соглашаясь встретиться со мной для интервью, представители московской сайентологической церкви требовали, чтобы его имя вообще ни при каких обстоятельствах не упоминалось в статье.

В 2001 году разразился первый скандал, сравнимый по масштабам с американскими историями: церковь покинул Иванов, тот самый нарколог из МВД, ездивший в 1990 году в составе делегации в Лондон. «Десять лет я сражался с ветряными мельницами, — заявил он в эфире “Эха Москвы”. — Успехи, которых удавалось достичь в реабилитации борьбы с наркоманией под вывеской «Нарконона», присваивались совершенно безобразным образом церковью сайентологии, которая, как я сейчас могу определенно заявить, является оголтелой агрессивной коммерческой организацией». Позже в интервью «Комсомольской правде» Иванов опроверг популярные слухи о гипнозе и физических пытках, якобы имеющих место в церкви: «Какой там гипноз! Это игра на простых человеческих потребностях, в основе которой — отличное знание социальной психологии и умение контролировать собеседника». Но он рассказал о том, за что сайентологов больше всего критиковали на Западе: о процветании внутри организации нового вида рабства.

Практика разрыва отношений, когда
сайентологу предлагается прекратить
все контакты с друзьями или семьей,
если они выступают против, никуда не делась.

«Представьте себе девочку из тьмутаракани. Закомплексованную, глупую, неуспешную. Она попадает к сайентологам, ее окружают просто гигантским вниманием, заботой, участием, — рассказывал Иванов. — У тебя проблемы? Мы все поправим, решим. Ею интересуются! Ей предлагают учиться. Полный курс — 500–700 тысяч долларов. Денег нет, но она хочет. Ей предлагают вступить в организацию и оплатить учебу трудом. Условия шикарные: хороший костюм, комната в общежитии, питание. И даже пять долларов в месяц на карманные расходы. Она подписывает контракт и идет на самую черную работу — на кухню, в прачечную. Чтобы отработать учебу, ей нужно пятнадцать лет труда».

ФОТО: ИЛЛЮСТРАЦИИ: ЕВГЕНИЙ ТОНКОНОГИЙУвлеченный психологическими наработками Хаббарда новоявленный сайентолог через некоторое время, по словам Иванова, становится одитором и сам привлекает новых адептов. Если он задумывается о низкой зарплате, то начальник объясняет ему, что трудится он для спасения человечества.

Условия работы для персонала к 2012 году изменились не сильно. Рядовые сотрудники церкви сайентологии, по их словам, в Москве зарабатывают от трех-четырех тысяч рублей в месяц, но зато получают бесплатный одитинг. Да и практика разрыва отношений (калька с английского слова disconnection), когда сайентологу предлагается прекратить все контакты с друзьями или семьей, если они выступают против сайентологии, никуда не делась. Поэтому среди прихожан я встретила так много семейных пар — часто вслед за одним супругом приходит второй, — и поэтому не заинтересовавшиеся учением Хаббарда люди жалуются на резкое отдаление родственников-сайентологов.

Доцент Гайк Зулумян знает это отдаление не понаслышке. Зулумян встретился со мной у себя дома в Жулебино: из кухни пахло котлетами, в соседней комнате шел ремонт. Сына, 22-летнего студента ИСАА Арама, дома еще не было. В декабре 2011 года, занимаясь танцами в школе при университете, Арам познакомился с сайентологами и стал посещать миссию «Горки» в Оружейном переулке на «Маяковской». «После этого началось: дай две тыщи, дай три тыщи, дай пять тысяч, и еще пять тысяч, и так каждую неделю. Домой приносил тома Хаббарда. Я начал читать. Ну, понимаете, у меня четыре высших образования, одно из них философское. Сразу вижу: это содрано там, это украдено там, а это тому никак не соответствует». Но больше всего разозлило, что его хорошо играющий на рояле, знающий арабский язык сын-отличник отдалился, начал хамить родителям, «чего никогда не было», и просить «не лезть в его жизнь». Отец уверен, что таким его сделали сайентологи: «Совсем мы переполошились, когда он прямо перед сессией на четвертом курсе сказал, что учиться в университете он больше не намерен. Ему там навнушали, что он пуп земли, президент всего мира». Зулумян-старший, человек решительный, пошел в МУР, где долго разговаривал с майором по имени Игорь Чуйкин и попросил того вызвать на допрос сына — «припугнуть». Когда Арам вернулся из МУРа, он сказал: «Пап, сделай, пожалуйста, так, чтоб меня больше туда не вызвали», — и в миссию, по словам отца, ходить перестал. Но отношения не наладились. Сам Арам говорить со мной отказался.

Звукорежиссер Синявский и его жена Ольга, напротив, выглядят счастливыми. Разговаривая, они не перебивают и не критикуют друг друга, следуя методам Хаббарда. Ольга изучает его книги не так давно, как ее муж, и оттого выглядит более практичной: «Я воспринимаю это как набор работающих техник. Космологию мне пока не понять, я первые главы «Дианетики»-то уже полгода прочесть не могу». Ольга — православная, крещеная и воцерковленная — перед тем как пойти к сайентологам на первый курс «очищения», обратилась к своему высокопоставленному духовнику. Тот запретил ей углубляться в сайентологию. Сайентологи, наоборот, напомнили ей о том, что «членство в сайентологии не значит, что существует какая-то необходимость оставлять вашу нынешнюю церковь, синагогу, храм или мечеть». Ольга сменила духовника на священника попроще. Тот спросил, заставляют ли сайентологи верить в какого-либо другого бога, и, удовлетворенный отрицательным ответом, запрещать ничего не стал. Коллеги Ольги и Сергея об их взглядах знают и относятся, по словам супругов, «спокойно». А дома вместе с ними живет бабушка, член «Свидетелей Иеговы». «Вот такой у нас ассортимент, — улыбается Синявский. — И все мирно живем».

Сам Синявский, когда пришел к сайентологам, был атеистом. Сайентология казалась ему, как сейчас его жене, набором полезных жизненных принципов. Например, стало проще общаться с людьми. Синявский упоминает треугольник АРО — «аффинити» (симпатия к человеку), реальности (то, с чем мы согласны и что кажется существующим) и общения. Если вы с кем-то спорите или ругаетесь, подумайте о том, чем он вам нравится, почему вы дорожите общением с ним, – и в разговоре сразу появится возможность компромисса. Или если человек вам не нравится, найдите в его словах точку зрения, совпадающую с вашей, поговорите чуть дольше — и симпатия возрастет. Стоит «подтянуть» одну из сторон треугольника, говорят поклонники Хаббарда, и другие вырастут сами собой. Этим правилом пользуются все сайентологи, включая бывших.

Еще в повседневной жизни Синявский использует «ассисты» — процессы, позволяющие, по словам сайентологов, вернуть человека в сознание или уменьшить боль. «Это выглядит как чудо. Люди розовеют, приходят в себя, — говорит Синявский. — Мы вот позавчера были в Иваново, снимали там сцену для сериала о Великой Отечественной войне (он выйдет на телеканале «Россия 1» к 9 мая 2013 года. — GQ). Одна из актрис села в самолет, взлетела, ее там снимала камера. Прилетела — вся зеленого цвета, никого вокруг не видит, плохо стало очень. И ассист-ориентация помогла — через 15 минут она уже хохотала над всем произошедшим».

Если ваш приятель пьян, то сайентологи порекомендуют другой ассист, «действующий уже через несколько минут». «Объявите, что начали делать ассист, — гласит инструкция. — Используйте команду «Посмотри на стол» (или любой другой объект в помещении). Повторяйте команду, каждый раз показывая на новый предмет в комнате, пока человек не протрезвеет. Не вступайте с ним в спор, не отвечайте на уточняющие вопросы, просто произносите команду, говорите «Спасибо, я услышал тебя» после его ответа и снова произносите команду. Ни при каких условиях не кричите и не бейте пьяного. Данная процедура не поможет при хроническом алкоголизме. Зато вы сможете за несколько минут помочь человеку избежать штрафа или ночи в вытрезвителе».

ФОТО: ИЛЛЮСТРАЦИИ: ЕВГЕНИЙ ТОНКОНОГИЙ

Синявский мечтает, чтобы его дети учились по системе Хаббарда. Старшему сыну сейчас 16, и он отказывается быть сайентологом. «Я не настаиваю, хотя расстраиваюсь... Ну, он сам должен решать, конечно», — вздыхает звукорежиссер. Система обучения по Хаббарду стоит на трех простых элементах. Использование глины или пластилина, чтобы сделать изучаемые объекты менее абстрактными, — например, при изучении строения атома дети лепят его модель. Второй момент — запрет переходить на следующий уровень обучения, пока ученик полностью не усвоил предыдущий. Третье правило, популярное в некоторых методиках изучения иностранных языков, обязательное прояснение всех непонятных слов с помощью словаря. О своей младшей дочери Синявский говорит, что она «уже сайентолог», хотя и ходит в обычный детсад, где воспитатели жалуются на ее непослушание, но одновременно хвалят ее любознательность и смекалку. Воспитанные сайентологами дети отличаются от остальных. По словам бывших учеников, «ударившись, первое, что сделает ребенок-сайентолог, — не будет плакать, а, наоборот, замолчит и сделает ассист: прикоснется ушибленным местом к предмету, о который ударился, и сконцентрируется, чтобы боль ушла». «Мы бы с удовольствием ходили в детсад, созданный сайентологами, — говорит жена Сергея. — Но их мало и они далеко от дома». Кроме того, это дорого: обучение в школах для сайентологов стоит от 30 до 50 тысяч рублей в месяц. С учебными заведениями сайентологов в России активно борются, правда, критику выдвигают туманную: такая учеба якобы «не дает реальных знаний, а лишь приучает мозг к определенным операциям», «учеников принуждают бесконечно копаться в словарных статьях». В США были случаи, когда ученики из сайентологических школ за пять лет осваивали программу одного обычного школьного года. Но в России о таком неизвестно. «Светских» педагогов, с которыми я говорила в Москве, в основном раздражает «свободный нрав» сайентологических детсадов. Там ребенок может лечь спать на полу в ванной, все ходят босиком, а заболевшему не оказывают повышенного внимания.

Закрывают учебные центры сайентологов, как правило, по статье «незаконное предпринимательство, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере», — из-за отсутствия лицензии на предоставление образовательных услуг. Так в 2011 году в Москве закрыли крупнейший учебный центр «Эдельвейс», предлагавший услуги репетиторов по всем школьным предметам с первого по одиннадцатый классы, дополнительные «Курсы по улучшению жизни» и обучение по программе WISE — Международной ассоциации сайентологических предприятий. Доход центра следователи оценили в 21 миллион рублей.

Несмотря на то что правоохранительные органы в России сайентологами интересуются давно, главная интрига их отношений — в невозможности «поймать за руку» последователей Хаббарда. Только за 2010 год в России было инициировано около десятка прокурорских проверок различных сайентологических структур, заведено несколько уголовных дел. В 2011 году в здании на Таганке даже устроили «маски-шоу» — в начале девятого утра десять человек в бронежилетах выбивали кувалдами запертые двери в кабинеты еще не пришедших на работу сотрудников. Искали признанные судом экстремистскими брошюры и одну книгу Хаббарда. Ничего запрещенного в здании не оказалось. Скорее, это была акция устрашения: бухгалтерия сайентологов прозрачна, налоги с пожертвований они как религиозная организация платить не должны, и все, к чему могут придраться оперативники, — проданные без чека книги или образовательная деятельность без лицензии. Квалифицировать их действия по любой другой уголовной статье практически невозможно: пожертвования добровольны, а вернуть свои деньги через суд пытаются лишь единицы из бывших сайентологов. Как говорили доценту Зулумяну в МУРе, «вопрос можно решить только через Госдуму».

В России сайентология привлекает
небогатых, потерявшихся в жизни
людей именно своим блеском
и обещанием успеха.

Тем не менее череда скандалов и активная деятельность Дворкина подорвали положение церкви в России. Например, успех их обучающих тренингов постепенно сошел на нет: как мне объяснили коллеги из сферы бизнес-образования, сегодня, даже если тренер или обучающая компания использует метод Хаббарда, они об этом умалчивают — слишком высока вероятность, что клиент откажется. «Они, видимо, пронюхали, что бизнес в целом и HR в частности настороженно относится к школе Хаббарда, и эти слова — «сайентология», «Хаббард» и прочее — вообще перестали мелькать в резюме тренеров или в программах тренингов, — считает замначальника управления «Малакут — HR-исследования и решения» (ГК «Малакут») Юлия Ужакина. — Даже если тренер имеет предысторию, связанную с сайентологией, и использует ее подходы в своей работе, он никогда про это не скажет».

Полиция придумала другой ход, чтобы ослабить сайентологов: все чаще книги Хаббарда требуют признать экстремистскими. За неимением достаточных оснований для полноценных уголовных дел преследовать сайентологов решили по модной ныне 282‑й статье Уголовного кодекса: «Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе». В обвинительных заключениях следователи настаивали, что сайентологи разжигают ненависть ко всем несайентологам. Работы Хаббарда то попадали, то исключались из «Списка экстремистских материалов, запрещенных к распространению» на сайте Минюста. В ответ началась настоящая позиционная война — сайентологи акцентировали внимание на борьбе церкви за свободу слова и совести. «Ни одна церковь не делает ставку на права человека», — подчеркивал нынешний глава сайентологической церкви Мицкевич. В России второй половины 2000-х эта ставка оправдалась. Суды сайентологов стал освещать известный правозащитный центр «Сова», включив их в свой мониторинг «неправомерного антиэкстремизма». На открытии церкви в феврале 2011 года выступала лауреат сахаровской премии европарламента «За свободу мысли», президент Московской Хельсинкской группы, тогда еще входившая в Совет по правам человека при президенте России Людмила Алексеева. «Мы с ней подружились еще в 90-е, — рассказывает бывший директор завода в Петербурге, а теперь ответственный секретарь церкви сайентологии в СНГ Нина де Кастро. — Очень добрый человек, Алексеева сама верующая. Мы ей предлагали ассисты поделать, помочь со всякими возрастными состояниями, еще что-то, но она отказывается — она сама православная, но выступает за свободу всех религий». На том же празднике, запись которого демонстрируется на одной из десятков плазменных панелей в церкви на Таганке, выступал известный борец с ЕГЭ, президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. Он хвалил систему обучения, предлагаемую Хаббардом, и желал дальнейшего распространения его техник. О борьбе церкви с наркоманией говорил эксцентричный первый мэр Владивостока, бывший депутат Государственной думы Виктор Черепков.

Вообще знаменитостей в российской сайентологии мало. В США эта религия вербует большинство своих состоятельных адептов из мира шоу-бизнеса. В России же она привлекает небогатых, потерявшихся в жизни людей именно своим блеском и обещанием успеха. «Чтобы предоставлять помощь людям, нам нужны средства, — говорит Нина де Кастро. — Если человек приходит и денег у него нет, мы ему предоставляем услуги бесплатно, а через год смотришь — у него уже свой бизнес». В роликах об успехах сайентологов мелькают названия небольших московских компаний: супермаркет «Энтузиаст», строительная компания «Автобан», такси «Рено», кинотеатр «Динамит», десятки тренинговых компаний вроде АТManagement.

В последнее время церковь, пользуясь репутацией «гонимых праведников», усилила пропаганду и миссионерство. Сайентологические бригады появляются на многих массовых мероприятиях: будь то вечерний час пик у станций метро, футбольное дерби или даже форум прокремлевской молодежи «Селигер». Работают там волонтеры благотворительного фонда «Улучшение жизни и образования «ЭЙБЛ СНГ» — российского филиала ABLE, учрежденного церковью в Калифорнии в 1988 году. По словам вице-президента Дениса Бедарева, цель фонда — «избавить наше общество от самых разрушительных социальных болезней: наркомании, преступности, безграмотности и аморальности» посредством принципов Хаббарда. Самые популярные из них — брошюра из 13 правил «Дорога к счастью», морально-этический кодекс Хаббарда, советующий не убивать, не красть, не изменять партнеру и мыть руки перед едой. С этим сводом житейской мудрости в августе 2012 года волонтеры «ЭЙБЛ» приехали на последнюю смену «Селигера-2012», которую, кроме них, посетили 3500 человек и президент России Владимир Путин. Волонтерам движения позволили ежедневно проводить акцию «Дорога к счастью СНГ», которую они обычно устраивают в Москве у станций метро: они ходили по лагерю и собирали на ватманах подписи «За крепкую семью», а в ответ дарили участникам брошюру «Дорога к счастью».

Главный вопрос, который возникает при столкновении с сайентологами, не в том, является ли доктрина Хаббарда настоящей религией или нет. И даже не в том, злы или добры намерения сайентологической церкви. Проблема такая: должно ли общество считать внушаемого, слабовольного человека жертвой и защищать его или, наоборот, негоже вмешиваться в частную жизнь, какой бы глупой она со стороны ни казалась? С одной стороны — разгневанные родственники, чьи матери и мужья пытались продать квартиру или часть бизнеса для очередного взноса в церковь. С другой — пример семьи Синявских, которые в один голос говорят: «Знания или техники нельзя человеку просто так дать. Они ему не будут нужны. Человек счастье должен заработать. Вводные курсы в сайентологии стоят просто копейки. Знания, которые там даются, могут полностью преобразить твою жизнь». «Конечно, некоторые сотрудники бывают навязчивы, звонят, дергают, чтобы только мы дали денег, — добавляет Ольга. — Но это просто частный характер человека. Знаете, как разные менеджеры по продажам бывают — кто-то навязчивый, а кто-то тактичный».

«Сайентология — для людей, которые хотят что-то изменить в своей жизни, — резюмирует Сергей. — Сколько бомжам ни предлагай чего-нибудь, их все и так устраивает. А с оплатой получается все просто — ты получаешь настолько огромные успехи, что оплата становится делом вторым». «Хочется делать что-то большее, чем обустраивать свою квартиру, понимаете? — добавляет Ольга. — Что-то для мира». В ее и миллионов других людей представлении сайентология — «негосударственная многомиллионная религия с огромным количеством программ, которые направлены на спасение человечества». И спонсируют это спасение они сами.

P.S. Мастер: вечная жизнь Л. Рона Хаббарда

ФОТО: ЕВГЕНИЙ ТОНКОНОГИЙ

Создатель сайентологии Рональд Хаббард родился в штате Небраска в 1911 году. В 1927 году он дважды ездил в Гуам навестить своего отца, военного моряка на службе, и был заворожен зрелищем медитировавших ламаистских монахов. В 1933-м он женился, а через год родился его сын (который через 49 лет в суде назовет своего отца мошенником). Во время второй мировой войны Хаббард служил в ВМФ США и позже писал, что был серьезно ранен в одной из битв. По его словам, он излечился самостоятельно, используя техники, которые позже лягут в основу сайентологии.

После войны брак Хаббарда распался, и он снял дом в Пасадене вместе с ученым, занимающимся космическими разработками, Джеком Парсонсом, который принадлежал к ордену восточных тамплиеров и устраивал в доме собрания с элементами «сексуальной магии».

Позже Хаббард сбежал с сестрой жены Парсонса (сайентологи выставляют этот эпизод как пример работы Хаббарда на разведку США: он боролся с сектой Парсонса). С новой возлюбленной Хаббард поселился в Лос-Анджелесе, где продолжил писать фантастические рассказы и начал разрабатывать «систему самоулучшения». Сняв офис на углу бульвара Сансет, он опробовал свои техники на актерах, режиссерах и сценаристах. Систему он назвал дианетикой. Одноименная книга вышла в свет в 1950 году и 28 недель провела в листе бестселлеров The New York Times.

После того как Американская психиатрическая ассоциация и Американская медицинская ассоциация отказались признать дианетику точной наукой, главными врагами учения были объявлены психиатры. Церковь сайентологии была официально основана в Лос-Анджелесе в 1954 году несколькими особенно ярыми поклонниками работ Хаббарда. В 1966 году Хаббард с десятком сторонников приобрел несколько кораблей, нанял подростков-волонтеров и назвал все это «Морским братством»: эквивалентом монашеского ордена внутри церкви. (Сейчас в нем шесть тысяч членов.)В 1960-х ходили слухи, что Хаббард умер, но на самом деле создатель дианетики разъезжал в автофургоне по северо-западу Штатов. Он снова начал писать фантастические романы и выдал десятитомник «Миссия “Земля”», каждая часть которого стала бестселлером. В 1986 году 74-летний Хаббард умер от удара прямо в фургоне. Преемником Хаббарда стал его молодой помощник Дэвид Мицкевич, вундеркинд из Филадельфии.

Олеся ГЕРАСИМЕНКО

11 декабря 2012 г.

GQ http://www.gq.ru/magazine/featured/27102_istoriya_sayentologii_v_rossii.php

Обсудить данный материал вы можете в Telegram-канале А. Л. Дворкина.




Дорогие друзья, посетители нашего сайта - самого информативного и самого крупного противосектантского сайта всего русскоязычного интернета!


Для того, чтобы поддерживать и продвигать наш сайт, нужны средства. Если вы получили на сайте нужную информацию, которая помогла вам и вашим близким, пожалуйста, помогите нам материально. Ваше пожертвование сделает возможным донесение нужной информации до многих людей, которые в ней нуждаются, поможет им избежать попадания в секты или выручить тех, кто уже оказался в этих бесчеловечных организациях.


Мы нуждаемся в вашей помощи. Не оставайтесь равнодушными. Пусть дело противостояния тоталитарным сектам станет поистине всенародным!


Заранее - огромное спасибо!


А. Л. Дворкин и вся редакция сайта Центра священномученика Иринея Лионского



Для выбора способа пожертвования, щёлкните по нужной иконке справа от суммы