Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-905-709-23-14 (9:00-20:00)
 

Новосибирский психолог проник в секту Григория Грабового - 28.08.06

28.08.06

Новосибирский психолог проник в секту Григория Грабового 

НОВОСИБИРСК, 11 августа (Корр. АНН Дмитрий Кокоулин). 

Православный психолог Татьяна Зайкова посетила отделение партии «ДРУГГ» 
(Добровольные распространители учения Григория Грабового), чтобы 
понять суть психологических техник и приемов, характерных для «ловцов 
человеческих душ». 

К более близкому знакомству с партией ДРУГГ психолога подтолкнуло 
недавнее заявление руководителя ее Новосибирского отделения, 
предпринимателя Сергея Бородина о том, что в 2008 году он станет 
губернатором Новосибирской области. По словам Татьяны Зайковой, у нее 
не было сомнений в том, что речь идет о рядовой секте. 

«На пороге меня встретила на вид приятная пожилая женщина, которая 
сразу же предложила заполнить заявление на имя Г.П. Грабового о 
вступлении в их движение. Никто предварительно не ознакомил меня ни с 
уставом партии, ни с ее идеологией, хотя в документе, где я должна 
была поставить свою подпись, значилась графа: «цели и задачи партии 
ДРУГГ признаю и обязуюсь соблюдать Устав партии». Таким образом, 
первая психологическая зацепка произошла уже на начальном этапе: меня 
согласились принять в некое «братство» без определенных условий и с 
абсолютным «доверием», - рассказала корреспонденту Агентства 
национальных новостей Татьяна Зайкова. 

«Предполагается, что мне также неудобно будет выразить недоверие тем, 
кто встречает меня с «широко распростертыми объятиями» и просит лишь 
подписать документ, который предполагает некие обязательства с моей 
стороны. Далее, меня обступают со всех сторон улыбающиеся лица, 
которые начинают рассказывать о том, как в их жизни происходят 
«чудеса» от Грабового», - говорит психолог. 

Она отмечает, что примерно через десять минут массированной 
психологической обработки у любого неподготовленного человека 
наступает так называемое трансовое состояние, при котором слова 
беспрепятственно проникают в подсознание. Образно это можно сравнить с 
воздействием душа (только здесь речь идет о непрерывном потоке слов), 
который неизбежно снимет напряжение и оказывает расслабляющее 
действие. Научно доказано, что при релаксации кора головного мозга 
человека в определенной степени освобождается от побочных влияний и 
подготавливается для восприятия речи. 

«Причем состояние тех людей, которые делились со мной «чудесной» 
информацией, тоже нельзя назвать нормой: они явно находятся под 
непрерывным информационным воздействием на их психику», - подчеркнула 
Татьяна Зайкова. 

Отдельно православный психолог рассказал об особенностях речи, которые 
используются Грабовым при составлении обращений к своей пастве. Прежде 
всего, составляются многосложные предложения с закрученным смыслом. 

«Если кто немного знаком с техниками гипноза, то знает, что важную 
роль играет особая комбинация слов, предполагающая сокрытие истинной 
установки (побуждения к действию) среди целого ряда нагромождений 
других слов. Обилие информации осложняет и без того безнадежные поиски 
смысла и наводит на вполне однозначные (необходимые основному 
идеологу) выводы», - рассказывает Татьяна Зайкова. 

По ее словам, внушить человеку что-либо в толпе легче, чем в одиночку. 
Этим пользуются многие недобросовестные на руку люди, особенно – 
идейные вдохновители сект. Известно, что под давлением группового 
мнения участники скорее соглашаются с внушаемыми суждениями. Чем 
больше аудитория слушателей, тем легче она внушаема. Трудно сказать 
первому: «А король-то голый!» И поскольку все молчат, то создается 
иллюзия, что все «за». 

Идеологи тоталитарных сект хорошо знают и используют этот феномен, 
который в психологии носит название эффекта психологического 
заражения. Им активно пользовался Гитлер, предпочитавший бесноваться в 
огромных залах и тем самым заражать толпу. 

«А что касается Грабового, то его идея «бессмертия» и «воскрешения 
мертвых» как раз и рассчитана на массовость, ведь известно, что самым 
мощным инстинктом является инстинкт самосохранения. Поэтому желание 
человека сохранить жизнь любой ценой – психологически вполне 
предсказуемо, а цена в переводе на рубли может быть достаточно 
высокой, - говорит психолог. - Однако трудно удержаться от искушения 
не испробовать «яблочко» от Грабового; этому способствует и 
предварительная психологическая обработка. На почве сильного нервного 
и эмоционального переутомления можно взрастить веру во что угодно и 
вызвать любые видения». 

Зайкова отмечает, что последователи Грабового регулярно делятся 
«видениями» знакомых и родственников, которых «оживляют» на групповых 
занятиях по «воскрешению» (иначе говоря, психологическому внушению). 
Только их «воскресшие» почему-то не узнают своих «спасителей» и не 
возвращаются в свои семьи, а значит – не имеют памяти». 

«Особенно уязвимыми перед психологическим натиском 
сектантов-«воскресителей» оказываются пожилые люди, которых, по моим 
наблюдениям, подавляющее большинство в ряду последователей Грабового, 
- заключает Зайкова. – Известно, что именно в пожилом возрасте 
обостряется страх смерти, и начинаются отчаянные попытки схватиться за 
соломинку, которая потом оказывается «грабовым» бревном, ложащимся на 
душу человека. Впрочем, каждый пожинает плоды своей веры, только 
черпает ее из разных источников – лжи и истины». 

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.