Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-905-709-23-14 (9:00-20:00)
 

Ивановщина после Иванова - 20.12.03

ИВАНОВЩИНА ПОСЛЕ ИВАНОВА

Очевидное фиаско П.К.Иванова в его погоне за бессмертием, нисколько не смутило его верных последователей. Ученик Паршека из Вологды, Виктор Орлин пишет: «…многие спрашивают: «Почему же Иванов умер, если он был в такой степени здоров?» Последователи отвечают: он не умер, а отдал всё своё здоровье и всего себя людям. Он сознательно ушёл из жизни в 1983 году…»
В 1982 г., после публикации в «Огоньке» статьи С. Власова «Эксперимент длиною в полвека» (см.№8), на хутор Верхний Кондрючий хлынул поток образованщины со всего Советского Союза. После смерти Паршека, гостей принимала его верная соратница и вторая жена, Валентина Леонтьевна Сухаревская. В 1984-1986 г.г. на прилавках книжных магазинов появились первые брошюрки, пропагандирующие новую систему закалки. Настоящий информационный прорыв ивановцам удалось осуществить в 1988г. 10-11 марта в Киеве состоялись Всесоюзные научные чтения, посвящённые 125-летию В.И.Вернадского. Главной темой чтений стало учение Паршека. В октябре того же года, в Москве прошёл Всесоюзный экологический фестиваль «Если мы хотим выжить», на котором ивановцы также оказались в центре внимания. Всего в 1988-1990г.г. в разных городах Союза состоялось не менее 12 «научно-практических конференций» ивановцев . В 1989г. на ВДНХ СССР в Москве и ВДНХ УССР в Киеве открылись экспозиции посвящённые Паршеку. Новая «оздоровительная система» становится популярной темой для советских СМИ. На киностудиях страны были сняты первые фильмы об ивановцах и их «Учителе». Разумеется, всё это было возможно только при высокой поддержке партийных и государственных чиновников.
Уже к 1989г. движение последователей П.К.Иванова не было единым. Амбициозный ученик Паршека из Куйбышева – Юрий Геннадьевич Иванов стал претендовать на роль вождя всей ивановщины. Претензии Юрия Геннадьевича вызвали отпор со стороны В.Л. Сухаревской и её окружения. Постепенно Ю.Иванов и В.Л. Сухаревская превратились в злейших врагов. Ю. Иванов обосновался со своими сторонниками на родине Паршека в с. Ореховка Лутугинского района Луганской области. Другим центром ивановщины стал хутор Верхний Кондрючий, расположенный в Свердловском районе той же Луганской области. Образовались и иные, независимые от Ореховки и Кондрючьего ивановские общины.
Кто же они, современные ивановцы? И чем они живут? 
Начнём наше знакомство с шумного и активного Ю.Г. Иванова. Ни в каких родственных связях с Порфирием Корнеевичем Юрий Иванов не состоит. Родился он в 1952г. в Казахстане. В 1968г. семья Юрия переехала в Куйбышев. Здесь он окончил авиационный институт, работал в Куйбышевском НИИ технологии машиностроения. Был комсоргом цеха, вступил в партию. Всё бы ничего, но заболел Юрий инфекционным полиартритом. В 1982г. прочёл в «Огоньке» о системе Паршека. Стал жить по «Детке» и болезнь отступила. С тех пор душа Юрия всецело принадлежала Паршеку . Однако повидаться с «Учителем» Юрию Геннадьевичу не довелось. Ближайшие сподвижники Порфирия Корнеевича считают его поэтому неофитом и в качестве лидера движения не признают. В 1985г. Ю.Г. Иванов перешёл на работу в Куйбышевский пединститут, в научно-исследовательскую лабораторию «Здоровье». Предметом исследований куйбышевских учёных стала система П.К. Иванова. Юрий Геннадьевич регулярно посещал родину Паршека, собирал его тетради (большинство из них сегодня у него). Он организатор многих конференций по учению Иванова. Вернув себе физическое здоровье, Юрий Геннадьевич совершенно расстроил свою личную жизнь. От него ушла жена с двумя дочерьми. После этого Юрий уехал в Ореховку на постоянное жительство. Здесь, на родине «Учителя», он основал Добровольное общество «Истоки» им. П. К. Иванова. На Луганщине Юрий Геннадьевич нашёл новую супругу и верного соратника – Антонину Андреевну Бесплохотную, бывшую заведующую детсадом №19 г.Ворошиловграда. Она, к тому времени, такжет была в разводе. Ядро общества составили: супруги Ивановы, дочь Антонины Андреевны – Лилия, луганская поэтесса Екатерина Проскурня, Олег и Алла Грушины, Юлия Ивасенко, Валентина Зайцева и киевский кинодокументалист Пётр Волошин .
«Неформальное» движение ивановцев с энтузиазмом было поддержано местными партийными и государственными органами власти. Благосклонным рецензентом первой брошюрки общества – «Мировоззрение Учителя Иванова» стал зав. идеологическим отделом Лутугинского райкома КПСС В. В. Витрак. 22 марта 1990г. районная газета «Трудовая слава» писала:
«Лутугинский райком партии и райисполком смело стали решать проблемы сторонников системы естественного оздоровления… Специалисты Ворошиловградского института гражданпроекта рассмотрели на месте возможность создания природоохранной зоны в окрестностях села и приняли решение о проектировании культурно-информационного комплекса в его центре».
Заинтересовались ореховским обществом и инопланетяне. О встрече ивановцев с НЛО писала московская газета «Рабочая трибуна» (17.04.1991):
«Это произошло в новогоднюю ночь. В небе появился неопознанный летающий объект. Выглядел он яркой звездой, которая стремительно двигалась вниз. Золотистое свечение разлилось по окрестностям, потом сконцентрировалось и накрыло Чивилкин бугор, что в селе Ореховка на Луганщине. Луч, падающий из черноты, озарил группу людей. Они ждали здесь НЛО, и встреча состоялась».
Ю.Иванов и сам не прочь полетать в космосе. Он бывал в Звёздном городке, встречался с космонавтами, показывал Джанибекову чертёж летающей тарелки. Космонавты подарили Юрию вымпел, который ныне красуется у него в кабинете. Однако дальше этого, дело у Юрия Геннадьевича не пошло.
С начала 90-х Иванов-мл. активно сотрудничает с системой образования. Крупным успехом ивановцев стало открытие в 1994г. в Самарском педагогическом университете философско-валеологического факультета. Ректор СГПУ проф. А. А. Семашкин оказал ивановцам всемерную помощь. Ежегодно в СГПУ проходят философские чтения посвящённые учению П.Иванова. Открывая первые чтения в 95-м году, Семашкин признался, что выполняет все заповеди Паршека . Но и этого ректору СГПУ показалось мало. В 1997г. он направил письмо главе госадминистрации Луганской области Г. П. Фоменко с предложением о сотрудничестве и, в частности, создании «Российско-Украинского института валеологии» . К счастью, никаких соглашений с самарским вузом подписано не было. Покровительствует в СГПУ ивановцам и один из проректоров этого вуза, кандидат философских наук Г.Н.Дрепа. Возглавляет философско-валеологический факультет ещё один ивановец – кандидат философских наук Л. П. Дидуренко. Заведующим кафедрой валеологии является Геннадий Иванович Иванов – отец Юрия Иванова. Геннадий Иванович полностью разделяет взгляды сына и всячески помогает ему. Сам Юрий Геннадьевич недавно стал доцентом отцовской кафедры, а его жена – Антонина Андреевна – старшим преподавателем. Список преподавателей-ивановцев из СГПУ можно продолжать. Они пишут диссертации по системе Иванова, под их руководством студенты пишут дипломные и курсовые работы. Возникает резонный вопрос: кому нужен такой вуз?
С не меньшей энергией действовал Ю. Иванов и в Луганске. Здесь в 1994г. удалось ему создать «научно-исследовательскую лабораторию «Природное развитие человека» при институте последипломного образования. На протяжении 2-х лет учителя луганских школ, проходившие курсы повышения квалификации, вынуждены были выслушивать лекции супругов Ивановых. В конце 1996г. новое руководство института, убедившись в сектантском характере деятельности Ивановых, приняло решение сократить лабораторию.
Сумел Ю.Иванов стать нештатным соруководителем лаборатории валеологии Луганского медицинского университета. В этом вузе своим успехам Иванов обязан академику пресловутой Нью-Йоркской Академии Наук, зав. кафедрой инфекционных болезней В. М. Фролову, зав. кафедрой нормальной физиологии В. А. Савро и зав. кафедрой гигиены В. Я. Ветрещак.
При поддержке Луганского областного управления образования, ивановцы стали желанными гостями в школах и детсадах. В 1992-1996г.г. ивановцы проводили эксперимент с одним из младших классов сш №2 пос. Успенка Лутугинского района Луганской области. Класс был оборудован специальными партами для занятий стоя (Паршек писал стоя), детей обливали холодной водой, знакомили с учением П. К. Иванова. В результате, по свидетельству руководства школы, заболеваемость сколиозом у детей не только не снизилась , но и увеличилась. У многих школьников ухудшилось зрение. Детям пришлось пройти курс реабилитации в районной поликлинике. Аналогичную политику вело и Главное управление народного образования Самарской области и лично начальник ГУНО Н. И. Ферапонтов. Только в Самаре терапии ивановцев подверглись детские сады №98, 140, 368, 387 .
В Киргизии Иванова-мл. поддерживает супруга Аскара Акаева – Майрам. Каждое утро «она выливает на себя семь вёдер ледяной родниковой воды» (иеродиакон Константин,25.07.02. iriney.ru). «Здоровый образ жизни» Майрам Акаевой видимо должен стать примером и для всех киргизов. Министр образования, науки и культуры Киргизии С. Токтомышев своим Приказом №422/I от 12 июня 1998г. рекомендовал валеологическую программу Ивановых для использования в школах и дошкольных учреждениях.
Но главным достижением Ю. Г. Иванова последних лет стала защита кандидатской диссертации по социальной философии в МГТУ им. Н. Э. Баумана. Состоялась защита 15 декабря 2000г. и прошла для соискателя в высшей степени благополучно. В тот позорный для МГТУ день, в составе 12 членов диссертационного совета всё-таки нашёлся один честный человек, который проголосовал против присвоения Ю. Иванову учёной степени. Об «учёности» Ю. Иванова мы скажем ниже, а пока продолжим наше повествование.
В 2000г. ивановцы построили в Ореховке два 2-х этажных корпуса для центра «Истоки». Эти здания, увенчанные спутниковыми тарелками, расположены неподалёку от Чувилкиного бугра и производят впечатление бункеров. Здесь живёт семья-община, а, вернее сказать, секта Иванова-мл. Кроме Юрия и Антонины, в состав семьи входят 12 последователей-учеников. Юрия Геннадьевича именуют «Учителем» или, чтобы отличать от Паршека, «Молодым Учителем». На стенах центра – портреты Паршека, икона Пресвятой Богородицы, портреты лидера компартии Украины П. Симоненко. Все ореховские ивановцы – члены компартии Украины, а Юрий Иванов – парторг местной первички. В 1998г. Иванов-мл., принявший украинское гражданство, баллотировался в Луганский областной совет от КПУ, но проиграл.
В центре «Истоки» масса компьютерной техники, электроники, приборов, изобретённых в Ореховке Ивановым-мл. «впервые в мире». Здесь же архив рукописей Паршека, библиотека, жилые помещения. Хорошо налажены отношения ивановцев с местным сельсоветом. Свидетельством тому его решение от 21 апреля 2000г., в соответствии с которым, сельсовет Ореховки постановил:
«Объявить охраняемой территорией Чивилкин бугор и прилегающие к нему площади, как имеющую историческую, культурную и научную ценность.» В соответствии с этим решением Чувилкин бугор (ореховские ивановцы предпочитают более благозвучное - Чивилкин бугор) не может быть продан, арендован, приватизирован, запрещаются земляные и строительные работы.
Обыкновенно в Ореховку гости съезжаются в День Рождения «Учителя» - 20 февраля, в День Идеи – 25 апреля и 1 августа – в день ежегодных семинаров. Так было и 1 августа 2001г., когда в Ореховку приехали десятки последователей из разных концов СНГ. Выслушав доклады о бессмертии, все участники семинара, на следующий день, 2 августа оказались на похоронах – умерла мать Антонины Андреевны Ивановой. Для четы Ивановых это было серьёзным потрясением. По свидетельству настоятеля ореховской церкви Покрова Пресвятой Богородицы о. Андрея Стадника, в тот день несколько ивановцев обратились к нему с просьбой отпеть покойницу. Священник ответил, что совершит чин отпевания только с разрешения архиерея, поскольку усопшая изменила Православию.
15 сентября 2002г. в Ореховке торжественно отметили 50-летний юбилей «Молодого Учителя». До сих пор, тем не менее, Иванов-мл. относит себя к молодёжи . В собственных глазах Ю. Иванов – второй Паршек, а следовательно и новый «Бог». В подтверждение этому он приводит пророческие слова Порфирия Корнеевича: «Меня не признавали, придёт второй такой же, тоже признавать не будут.» 
Первоначальное обливание водой, в ореховской общине заменено ежедневным двукратным купанием в холодной воде. Утром и вечером исполняется гимн «Слава жизни». Как и Паршек, «Молодой Учитель» по Ореховке ходит в трусах. За пределами села Иванов-мл. в трусах появляться всё же не решается. Ну, а члены семьи даже на территории центра «Истоки» одеты и обуты. Мужская часть общины непременно носит бороду, так как она защищает последователей от негативной энергии. Все члены общины составляют одну семью. При этом моногамные браки сохраняются, но дети воспитываются коллективно. В июне 2002г. один из строителей комплекса покончил с собой (свидетельство о. Андрея Стадника). Был ли он членом семьи нам не известно.
В самой Ореховке отношение к группе Иванова-мл. неоднозначно. Усилиями о. Андрея часть сельчан отошла от ивановства вообще. Часть людей, не признавая авторитет Ю. Иванова, практикует закалку Паршека самостоятельно. Большая часть людей к ивановству равнодушна. В местной школе ивановцев больше нет. Отец Андрей факультативно ведёт в ней Закон Божий.
В 90-х годах стараниями ореховских ивановцев был снят целый ряд фильмов об идее «Учителя». Ю. Иванов был частым гостем областных телестудий Луганска и Самары. Примечательно, что один из фильмов – «Чивилкин бугор 2000» был профинансирован неким «Агенством США по Международному Развитию» (грант №121G-00-99-00716-00). В 1995-1996г.г. опыт ореховских ивановцев изучал канадский представитель Гринпис Эрик Валберг. Ореховское общество «Истоки» регулярно издаёт тетради Паршека, книги Ю. и А.Ивановых, выпускает одноимённый журнал. Таковы основные вехи пути Ю. Иванова и его общины.

* * *

А во враждебном Ореховке хуторе Верхнем Кондрючем, события разворачивались своим чередом. После разрыва с Ю. Ивановым, В. Л. Сухаревская прожила совсем недолго. 25 декабря 1990г. она скончалась в возрасте 80 лет. Похоронена Сухаревская рядом с могилой Паршека. Ивановский погост, кстати говоря, заслуживает отдельного внимания. П. К. Иванов был похоронен на краю хуторского кладбища, совсем рядом с Домом Здоровья. Могила Паршека напоминает могилу Л. Н. Толстого в Ясной Поляне.
Нет здесь никакого надгробного памятника, никаких надписей или эпитафий, только могильный холм, несколько больше обычных размеров, поросший травой. По прямоугольному периметру вокруг могилы посажен кустарник. Он ровно острижен и представляет собой естественную ограду захоронения. Рядом с могилой Паршека ещё четыре аналогичных холмика, только меньших, естественных размеров. Это могилы Сухаревской и других умерших соратников Паршека.
Смерть Сухаревской была воспринята в Ореховке с нескрываемым злорадством. А.А. Иванова писала: «Через месяц (после последней встречи с Юрием – А.С.) Валентина Леонтьевна умерла – отравилась она ядовитым духом тех, кого пригрела.» 
Согласно завещанию Сухаревской, хозяевами Дома Здоровья стали Пётр Никитович Матлаев и его супруга Любовь Григорьевна. О Матлаеве нам известно немного. От супругов Ивановых пришлось услышать, что он бывший шахтёр и адвентист седьмого дня. Он был одним из строителей Дома Здоровья в 1970-1971г.г. в котором Паршек жил до самой смерти. С Порфирием Корнеевичем Матлаев был знаком с конца 50-х. Сам он так говорил о своей близости к «Учителю»:
«Я Учителя знал напрямую с 1957 года, а мальчиком много слышал о нём. Говорили, что он – Победитель Природы, что он зимой и летом находится в одних трусах. А наши родители исследовали Библию. И высчитали, что в этот период времени должен появиться человек, который принесёт нового Мессию на землю» .
Авторитетным ивановцем на хуторе был Александр Александрович Брижанёв. Он знал Паршека с 1948г. и являлся старейшим его учеником. Под редакцией Брижанёва вышло несколько тетрадей П. К. Иванова. 5 марта 2001г. на 78 году жизни Брижанёв умер.
Матлаевская группа весьма закрыта. Автору статьи, например, в интервью было категорически отказано. Последователь из Шостки Николай заявил нам: «Если хочешь что-то узнать, становись ивановцем, поживи с нами.» Каждый гость должен проявлять послушание Петру Никитовичу, помогать по хозяйству. Общины-семьи, подобной ореховской здесь нет. Матлаевцы - сторонники семейной закалки. Посторонние люди обливать детей в детских садах и школах не должны. Это явная оппозиция деятельности ореховских ивановцев. 
Крупнейшим успехом матлаевцев стало обращение к «Учителю» супруги президента Казахстана С. А. Назарбаевой. Поправив пошатнувшееся здоровье с помощью «Детки», благодарная Сара Алпысовна в 1994 году приехала в Верхний Кондрючий. 2.09.94 в интервью донецкой газете «Акцент» госпожа Назарбаева говорила:
«Я давно мечтала приехать сюда, хотела увидеть всё своими глазами, ощутить всё на себе… Для нас это не просто Дом – это святыня. Ведь сам Учитель здесь ходил, творил, этот колодец здесь вырыл… И я здесь в таком состоянии нахожусь, как-будто к чему-то святому, недосягаемому прикоснулась.» 
Высокая гостья одарила Матлаева иномаркой и видеомагнитофоном . Побывала Сара Алпысовна и в Ореховке на Чувилкином бугре, но беседовать с Ю. Ивановым не стала. «Молодой Учитель» был в ярости. В личной беседе он характеризовал Назарбаеву как «недалёкую казашку, способную только семячки на базаре продавать».
Среди хуторян отношение к ивановцам и их Учителю, как и в Ореховке неоднозначно. Но большинство вовсе не ивановское.
За последние 20 лет ивановщина распространилась по всему СНГ. Во многих крупных городах есть клубы последователей Паршека. В Москве в Битцевском лесопарке по воскресеньям с 15 до 20 часов действует ивановская «Школа-Храм «По обе стороны окна». С декабря 2001г. московские ивановцы выпускают журнал «Живой поток». Наиболее авторитетным деятелем этой «школы» является Александр Никитович Сопроненков, последователь Паршека с 1976г. В сентябре 2001г. участники школы-храма провели 1-ю встречу-семинар на черноморском побережье Краснодарского края на базе отдыха «Октябрь» в пос. Кабардинка. Планировалось проводить эти семинары ежегодно.
В октябре 2000г. А. Сопроненков так оценивал состояние ивановщины: «…образ нашего Движения…выражен в виде тела Природной птицы. Одно крыло этой Птицы, правое, это – «ортодоксальное крыло»…, крыло Петра Матлаева и его ближнего окружения. Критерием ортодоксальности здесь служит оценка каждого последователя: «туда он идёт» или «не туда!» Доктрину крыла можно выразить таким образом: «Человек перед Богом – это никто, ничто и звать его никак. Наладь порядок в семье, изучай Библию и успокойся. Придёт Сын и всё станет на места.» Можно любить или критиковать это крыло, но общеизвестность и достижения его – 
ФАКТ и ДАННОСТЬ… Равно, как существует и другое крыло – левое, которое условно можно назвать «крылом вольного полёта». (…)
Доктрину этого крыла можно сформулировать следующим образом: «Будь таким, как я – Победителем Природы, Учителем народа, Богом Земли. Изучай труды Учителя. Занимай своё место в Природе. На Бугре родится Сын, он поведёт людей» (Заметим, рождение Сына сверхъестественным образом является общим фактором-телом, объединяющим оба крыла)…
На пороге 2000-го приглядимся к тем, кто входит в левое крыло вольного полёта, кто имеет и излагает свою, признанную людьми и независимую позицию. Среди них: А. Захаров, В. Орлин,
Н. Лавренюк, Ю. Иванов, А. Чирушкин, П. Казновский, Г. Нуруллин, другие заслуженные люди на местах, лидеры клубов, групп. Какие здесь могут быть предложения по сближению? Несомненно, что каждый лидер будет стремиться сотворить всё крыло «под себя»:
Ю. Иванов (Ореховка) под валеологов, В. Орлин (Вологда) под культурологов, Тамара (Днепропетровск) под «цитатников», В. Кустинский (Беларусь) под «Майтрейщиков», Наташа Остапченко (Набережные Челны) под «схемников», А. Сопроненков (Москва) под «дыхательников» и т.д.»

* * *

В рамках нашей статьи у нас нет возможности подробно анализировать идеологию современной ивановщины, тем более, что спектр направлений в ней весьма велик. Ограничимся поэтому лишь фрагментарными замечаниями.
Как и прежде, конечной социальной целью ивановщины является коммунизм. Последователи Паршека строят ивановский рай на земле. Кировский ивановец Г. П. Бизяев пишет: «Я думаю, что нам надо ПРОДОЛЖАТЬ ДЕЛО наших ДЕДОВ и наших ОТЦОВ и на фундаменте социализма, который они построили, строить новый ДУХОВНЫЙ СОЦИАЛИЗМ с Богом. А в дальнейшем строить КОММУНИЗМ с Богом – Царство Божие на Земле.» 
Соратникам по ивановщине Бизяев предлагал создать коммунистическую партию ивановцев для «МАССОВОГО ПРЕВРАЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ в БОГОВ» .
Парторг ореховской первичной организации КПУ Ю.Г. Иванов в 1992г. писал: «О райской жизни думали и просили бога верующие, не погас светильник их и в наши дни. Молитвы наших дедов гасили пламя войн, а их дела открыли душу и сердца своим потомкам. Мы выросли в стране свободной от религий, и уже в этом есть своего рода независимость. Мы строим коммунизм. Каким он будет? Возможно не таким, как нам говорили, ведь коммунизм – это путь, а не конечная цель, это движение». 
21 февраля 2002г. на партсобрании в Ореховке Ю. Иванов предложил строить коммунизм через устройство на местах ивановских общин: «Я считаю, что на повестке дня стоит создание рабочих инициативных групп, в которые будут входить различные категории трудящихся,… предпринимателей, политиков, творческой интеллигенции и т.д., которые параллельно с депутатскими, с административными рычагами будут создавать, действительно, основу для консолидированного общества будущего». 
25 апреля 2000г. в День Идеи, Ю. Иванов обратился ко всем ивановцам с призывом стать под его начало:
«Нам всем, известны слова Учителя о том, - писал Юрий Геннадьевич,- что в 1987 году придёт молодой человек в теле, в 1989 году в Духе Учителя и с этого года пойдёт его печать в людях. (…) С 1989 года имеется возмущающий и пробуждающий центр – общество «Истоки» и его лидер молодой Учитель Иванов. (…) Принимаю разумные вещи и отвожу в сторону всякое обсуждение и рассуждение на тему кто я, что я, прав или не прав, тот или не тот. Хотите единения – объединяйтесь вокруг нас…» 
В 1990г. Г. П. Бизяев, редактор авторитетного среди ивановцев альманаха, составил любопытный «катехизис» ивановской веры. Он включает в себя 35 «истин». Вот некоторые из них:
«Первая истина – истина об Учителе Иванове как ВТОРОМ ПРИШЕСТВИИ»;
вторая истина состоит в том, что «Бог Дух Отец» есть «ДУХ ВСЕГО МИРА…ИНФОРМАЦИОННО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СУБСТАНЦИЯ, растворённая в Природе»;
«Четвёртая истина – истина о Святом Ивановском Духе, который в нашей Ивановской ТРОИЦЕ исходит от Бога Духа Отца через БОГОМАТЕРЬ Россию и Господа Животворящего Порфирия Корнеевича Иванова…»;
«Десятая истина -…о САМОВОСКРЕСЕНИИ (САМОСПАСЕНИИ) человека при его жизни.»;
«Одиннадцатая истина -…о БЕССМЕРТИИ человека. Эта истина говорит о том, что человек будет жить долго – столько, сколько он пожелает, и будет уходить из своего тела абсолютно здоровым по своему желанию, когда ему станет неинтересно жить»;
«Четырнадцатая истина -…о САМОПОПОВСТВЕ» – предполагается отказ от всякой религиозной иерархии;
«Шестнадцатая истина -…об ивановском таинстве САМООСВЯЩЕНИЯ водой и Святым Ивановским Духом»;
«Семнадцатая истина - …об ивановском таинстве САМОПРИЧАЩЕНИЯ БЕЗУБОЙНОЙ ПИЩЕЙ…»;
«Восемнадцатая истина -… об ивановском таинстве САМОПОКАЯНИЯ».
Заключает Бизяев свои «истины» следующей сентенцией: «ТОЛЬКО ТОТАЛЬНАЯ ВЕРА в УЧИТЕЛЯ ИВАНОВА, как БОГА, ДАСТ нам СПАСЕНИЕ.» 
«Истины» Бизяева не являются общепризнанным «символом веры» ивановцев, однако они весьма характерны для описываемого движения. Нетрудно заметить, что Бизяев создаёт дурную пародию на христианство. При этом, христианство воспринимается ивановцами весьма искажённо. Наша вера остаётся для них неизвестной религией. Ивановские идеологи активно читают Св.Писание, много его цитируют, но выводы которые они делают, как правило, противоречат Слову Божию.
Подобно римскому гностику II века Маркиону не приемлют ивановцы Ветхий Завет. Для Бизяева, например, «Ветхий Завет – это книга ЧЁРНОЙ РАСЫ – книга НЕГРОВ…» Томчанка Е. И. Кардаш утверждает, что «ветхозаветный Бог подбивает людей на нехорошее: обман, убийства, прелюбодеяние, измену, войны, и за это поощряет» .
Не мил Кардаш и еврейский богоизбранный народ. Повторяя зады теории преадамизма Исаака Пеера (XVII в.), она уверяет своих читателей, что за 4,5 млрд. лет до Адама и Евы на земле жили люди и были они бессмертными. Адама и Еву сотворил Сатанаил со своими бесами, поэтому они стали смертными. Кардаш пишет:
«Потомки Адама (двенадцать колен) получили в дар способность мимикрировать – внешне сливаться с местным населением обличьем и поведением, а внутреннюю суть не менять. Люди-айсберги. Именно с тех пор пошло смешение народов различных корней и цвета кожи, то есть с другой биологической сутью (психика, энергетический потенциал). Началось падение нравственности..." 
Таким образом, еврейский «мимикрирующий» народ «разнёс» смерть во все народы. Ну, а Ветхий Завет был для него руководством к действию.
Что касается учения Христа, то апостолы и отцы Церкви, по мнению ивановцев, извратили его. Валерий Кустинский из Барановичей советует Бизяеву: «Если ты хочешь правильно понять учение Христа, то прочти книгу А. Безант «Эзотерическое христианство». Кроме Безант, «правильный взгляд» на христианство, по мнению Кустинского, дают Ориген и Л. Н. Толстой. 
Новосибирский ивановец Юрий Щетинкин не признаёт Христа, поскольку Спаситель не отказался от вина: «Иисус Христос не наш корень, он с вином пришёл. Природа исправила ошибку, на Украине породила Бога» .

* * *

Общим методом достижения бессмертия для всех ивановцев является так называемое «Сознательное Терпение». Речь идёт о разных формах аскетизма. Надо сказать, что многие ивановцы доходят до крайнего самоистязания. В 1994г. в письме Ю. Иванову, г. Бизяев сообщает: «Дуся Брижанёва призвала всех нас идти дальше «Детки», а именно: вначале держать по 108 часов Сознательного Терпения в неделю, а потом, привыкнув к такому режиму питания, переходить на 160 часов Сознательного Терпения в неделю (есть и пить только в 12 часов воскресенья и в 20 часов – во все остальные дни недели не есть и не пить). Дуся считает, что Сознательное Терпение по 160 часов каждую неделю даст нам 1000 лет жизни в теле, как жили библейские патриархи. Увеличение Сознательного Терпения до 328 часов (есть и пить один день в две недели), а потом до 664 часов (есть и пить один день в месяц) и так далее приведёт нас к Бессмертию в Теле, когда мы будем питаться только Азотом Воздуха (по Учителю Иванову)» 
Дуся Брижанёва – это жена старейшего ученика Паршека, ныне покойного Сан Саныча Брижанёва. По свидетельству жителей хутора Верхнего Кондрючьего, она сейчас совсем плоха. У Дуси отнялись ноги и она слегла…
Московский ивановец Александр Полухин, ведущий группу последователей на Лосином острове, как опытный специалист (он практикует «Детку» с 1982г.), даёт советы начинающим: «Любое вмешательство в организм во время сознательного терпения полностью исключено и не оправдано ничем. Будь то чистка зубов, полоскание рта, клизмы, введение питательных растворов внутривенно, внутримышечно, закапывать в уши, в нос» (См.http://uchitel-ivanov.narod.ru).
Сергей Шнырёв из пгт. Петровское Днепропетровской области в конце 1998 – начале 1999г. проголодал 42 дня и похудел на 25 кг. В итоге весил 53кг. Семья Шнырёвых живёт натуральным хозяйством, на работу не ходят из принципа «сознательной бедности» .
Вологодский ивановец Виктор Орлин также проповедует и практикует сознательную бедность. В своём письме Г. Бизяеву от 31.01.2000г. он пишет: «официальный старт этот эксперимент получил с выходом Распоряжения Главы администрации Вологодской области 79-р от 03.03.92г. «О проведении эксперимента». Он продолжается до сих пор» .
Ещё одна форма ивановского аскетизма – стояние. Упоминавшаяся уже нами Ек. Кардаш, стремясь к совершенству в природе, простояла один год и два месяца . Всё это время она избегала садиться в гостях, дома, в общественном транспорте и т.д.
Впрочем, лежать при этом не возбраняется. 
Наташа из пгт. Покровка Днепропетровской области рожала, по её словам, в 50-градусную жару на Чувилкином бугре …
Бывали и смертельные исходы. Так, 20.12.98 Василий Белорусский сообщает Бизяаеву о смерти, при туманных обстоятельствах, соратников по ивановщине, Лии Белоусовой из Климовска и Николая Корецкого из Москвы .
Ещё одна смерть описана краснодарской последовательницей Ниной Бондаренко. Вот фрагмент из её письма Г. Бизяеву от 5.03.2001:
«На Бугре в (Ореховке) ЧП. Семья из Краснодара, наши, переехала туда жить – вся семья занимается по Системе Учителя. А теперь Наташи (главной последовательницы в семье) нет. Ушла в Природу. Месяц её не было. Нашли уже отошедшую в мир иной – замёрзла. Права Киверина и живущие в Ореховке: не так просто там жить, не все выдерживают» .
Однако далеко не все ивановцы такие суровые аскеты. В Ореховке живёт последователь Учителя Иванова и Ошо Раджниша – Валентин Оньша, именующий себя Ошем. В 1998г. у него в гостях побывал Василий Белорусский, последователь из Гродно. В письме к Г. Бизяеву от 20.10.1998, он пишет:
«Оньша при мне обожрался со своими 4-мя бабами, с которыми голыми вместе в палатке спит, и… бегал наперегонки в сортир» .

* * *

Современная ивановщина в идеологическом смысле испытала множество влияний. Среди ивановских авторитетов мы встретим Е. П. Блаватскую, Рёрихов, так называемых «русских космистов», Шри Ауробиндо, А.А.Добровольского (Доброслава), генерала К. П. Петрова и т.д. Но более всего нас поразил красноярский ивановец Сергей Аникин, поведавший в своём письме Бизяеву от 19.02.97, что «Старец Григорий в какой-то мере явился Предтечей Учителя Иванова. Не связь с Распутиным погубила царский режим, а Распутин погиб потому, что он связался с прогнившим царским режимом…» 
Распространённым явлением среди ивановцев стали разнообразные псевдоиндуистские практики. Существенное влияние на ивановщину оказывает и движение «Новой Эры». Ивановцы говорят об Эре Водолея (Бизяев, Ю. Иванов), рождении нового человека на Чувилкином Бугре, пирамидах, НЛО, материализации идей (Ивановы). В лексике ивановцев встречаются такие понятия как «аура», «чакры», «энергетика», «самосохраняющиеся и паразитирующие виды» – аналог «доноров и вампиров», пусть и в своеобразном виде, но и реинкарнация.
Остаётся сказать об учёности сотрудников СГПУ Ю. и А. Ивановых. Только два штриха. По последним изысканиям новоиспечённого доцента кафедры валеологии Ю.Иванова, Вселенная представляет собой некую эфирную спираль. В свою очередь, эфир – это «живой поток мельчайших мерцающих вихрей Вселенной, имеющих иерархию колебаний и движущуюся со сверхсветовой скоростью, по замкнутой объёмной спирали» .
Нас поражает та лёгкость, с которой «Молодой Учитель» находит подтверждения своей дерзновенной мысли. Своих читателей Иванов уверяет, что в «настоящее время в районе Бермудского треугольника имеется спиральная впадина, глубина которой 6,5 километров. Точно так же на противоположной стороне Земли – в центре Австралии, выдвигается из глубины Земли знаменитый Красный камень, представляющий собой вершину конического образования общей высотой (вместе с подземной частью) 6,5 километров. Это будет новая Луна» .
Старший преподаватель той же кафедры, Антонина Андреевна Иванова, одновременно является ведущим специалистом ивановщины по уринотерапии. Её размышления по поводу этой системы лечения – просто украшение всего учения:
«Современное письмо и телевизор – лишь подобие древних книг, называемых «мудры», потому что являются отражателями и пропагандистами внешней стороны потребительской жизни.
О том, что письмо – это живой поток, свидетельствует и русское разговорное «пИсать» в понятии изливать на Землю струю «силы-моченьки». Жидкая среда в нашем организме - это не «бяка», а наша сила, наша мочь, мощь. Известная уринотерапия восстанавливает разброс информационного поля, из-за которого происходят ранения, нападают болезни. Восточные врачеватели, пробующие мочу обратившегося к ним за помощью на вкус, определяли силу и могущество хозяина территории. Следует открывать перед детьми силу природных явлений, знания о силе моченьки, тогда исчезнут поводы для возникновения мочеполовых болезней» .
Это отрывок из одиозной книги А. Ивановой «Культура Души», Самара-Ореховка,2001, изданной «по решению редакционно-издательского совета СГПУ» и посвящённой так называемой этнопедагогике. Этнопедагогика Ивановой включает в себя возрождение древнерусского многобожия, поклонения роду и неодушевлённым предметам, в частности, камням.
На этом мы завершаем наш обзор современной ивановщины.
Движение последователей П. К. Иванова ныне представляет собой деструктивный культ, распавшийся на несколько толков. Он включает в себя несколько тоталитарных сектантских групп. Крупнейшими из них являются община Ю. Иванова и община П. Матлаева. В идеологическом плане, ивановщина есть эклектичное сектантское учение, включающее в себя элементы социалистической утопии, неоязычества и движения «Новой Эры».

АЛЕКСЕЙ СЛЮСАРЕНКО, ассистент кафедры религиоведения Восточно-украинского национального университета им. В.И.Даля, г.Луганск

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.


Пожертвование на содержание и ведение уставной деятельности Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского.

Для выбора способа пожертвования, щёлкните по нужной иконке справа от суммы