Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-905-709-23-14 (9:00-20:00)
 

Как Первый канал помогает секте ивановцев - 08.02.07

7 ноября 2006 г. на Первом канале (ОРТ) состоялась премьера документального фильма "Порфирий Иванов. Двенадцать заповедей" (Реж. Дм. Грачёв, автор сценария Ирина Иващенко). Фильм оставил тяжёлое впечатление. Показалось, что мы вернулись во времена советской перестройки с характерными для того времени судорожными поисками неформальных героев "социализма с человеческим лицом". Тогда-то, с подачи идеологов ЦК КПСС, и началась раскрутка ивановства на ЦТ СССР. В конце 1990 г. по центральному телевидению показали пропагандистский фильм об ивановцах "Ступени". Усилиями наших СМИ в обществе сложился стереотип об ивановстве как о безобидной системе закалки. Сам же Порфирий Иванов был преподнесён как чудо-целитель и энтузиаст здорового образа жизни. С тех пор об ивановстве было сказано и написано немало критических слов. Есть книги профессора А.Л.Дворкина, свящ. Алексия Мороза в которых говорится о деструктивном, сектантском и антихристианском характере ивановства. 9 сентября 2006 г. на канале РТР вышел фильм "Бог моржей Порфирий Иванов" (автор сценария Кирилл Дорошенко), в котором специалисты на основании собственных исследований эпистолярного наследия Паршека (кличка Иванова), а также движения его последователей сделали весьма неутешительные для ивановства выводы. Так профессор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского Л.В.Ромасенко подтвердила диагноз, поставленный Иванову в 1936 г. в Ростовской психоневрологической клинике - шизофрения. В институте Сербского Порфирий Корнеевич наблюдался много лет и это вовсе не было формой политического преследования. Просто Паршек болел. Врагов советской власти в 1936-м отправляли не в психушки, а в ГУЛаг. 

Профессор Свято-Тихоновского гуманитарного университета А.Л.Дворкин в этом же фильме сказал о сектантской сути движения ивановцев. Наконец, в фильме очевидцы рассказали о многих случаях потери здоровья, имущества, развале семей и даже смертях виной которым стало увлечение ивановством. Таким образом, в нашем информационном поле есть и объективная критика ивановщины. 

Не хотелось, поэтому комментировать тенденциозный фильм Первого канала. Однако его руководство, спустя всего три месяца после премьеры, решило вновь показать этот фильм. 17 февраля телезрителям снова предстоит увидеть кино о чудотворце Иванове. Дата избрана неслучайно. 20 февраля ивановцы будут отмечать очередной день рождения своего "Учителя". Первый канал делает им щедрый подарок. 

А теперь непосредственно о самом фильме. Прежде всего, удивляет подбор персонажей ленты. Большая часть времени на экране отдана нынешним вождям московского ивановства А.Сопроненкову и П.Казновскому. (Кстати говоря, их авторитет признаётся далеко не всеми ивановцами). Создаётся впечатление, что после Иванова остались только благодарные ученики и выздоровевшие пациенты. Медики, приглашенные авторами фильма для научного комментария "чудес" Иванова ничего вразумительного сказать не смогли, ибо проблемой этой никогда раньше не занимались. Зачем же было их звать? С таким же успехом можно было бы провести опрос на улице. Ради элементарной объективности можно было поинтересоваться и мнением критиков ивановства. Или об их существовании документалистам Первого ничего не известно? 

Кроме того, сценарий фильма наполнен ложной информацией о жизни Порфирия Корнеевича Иванова. Так, зритель узнаёт, что в 1917 г. Порфирий Иванов вступил в РСДРП(б) и сразу же получил задание от местной (какой?) партячейки убить человека (!). Странное само по себе задание надо сказать… По версии автора сценария Ирины Иващенко, Паршек отказался выполнить преступный приказ и на том его партийная карьера закончилась. Но правда состоит в том, что никакого задания не было. И кандидатом в члены ВКП(б) Иванов стал только в 1928 г. Партийная карьера же его закончилась не потому, что тот отказался человека убить. Всё гораздо прозаичнее, чем это кажется Ирине Иващенко. В 1930 г. Иванов был судим по статье 169 УК РСФСР (мошенничество) и получил два года ИТЛ. В связи с чем и выбыл из рядов ВКП(б). В своих воспоминаниях Иванов признаётся, что не платил в фининспекцию по патенту, за что и поплатился. В лагере Паршек сидел меньше года и в том же 1930-м году за ударную работу на лесоповале был освобождён. Уже тогда психически больной, но физически крепкий Иванов перевыполнял все нормы и стучал на отстающих зэков. Это и ускорило освобождение. После 1930-го в тюрьмах Иванову сидеть больше не приходилось. Его всегда направляли в психбольницы. 

Загадка "чудес" Порфирия Корнеевича во многом кроется в его болезни. Приведу только два примера чудотворений Паршека. 

В 1934 г. Иванов, только что осознавший себя "Богом Земли", отправился лечить больных в Армавирскую межрайонную больницу. Врачам Иванов представился корреспондентом газеты "Правда", в подтверждение чего помахал им перед носом письмом из партийной газеты, которое получил незадолго до этого. (Иванов всю жизнь писал в высокие инстанции о своей закалке). Его пустили в больницу, и повели в палаты к больным. Далее предоставляю слово самому Паршеку: 

"Я попросил, - пишет Иванов, - повести меня к молодому человеку, оперированному. Я у него спросил: "Что ты делаешь, уважаемый?" Он сказал: "Да ничего". Я его прощурил от ног до головы своею мыслью и попросил его, чтоб он читал книгу Пархоменко, командира Красной Армии. Теперь его оставляем здоровым человеком" (См.: История Паршека. 4-е изд. М., 1999. С. 87) 

Исцелённые Паршеком граждане почему-то остались лежать в больнице, а чудотворцу, в конце концов, пришлось извиниться перед врачами и ретироваться. Тем не менее, Иванов воспринял свой поход как полный триумф. Отныне он брался лечить любые болезни, и всегда был уверен в успехе. 

Осенью 1967 г. Паршек начал "борьбу" с онкологическими заболеваниями. Всё началось с того, что 26 сентября Иванов обнаружил у себя рак в правой ноге. Спустя 15 дней опухоль исчезла. Диагноза врачей "Победителю Природы", разумеется, не требовалось. Интересно, что запись об излечении датирована 6 октября, то есть от момента "обнаружения" опухоли до её полного исчезновения прошло, согласно хронологии тетради Иванова "Муха" не более 11 дней. Тем не менее, Паршек почему-то настаивает на 15-дневной "войне" с недугом. 

Большая часть "исцелений" Иванова - вымысел самого Паршека или его последователей. Конечно же, нельзя исключить того, что кому-то водные процедуры, предложенные Ивановым, помогли. Но польза от закаливания водой известна давно и Иванов ничего нового в этой области не открыл. 

С удивлением узнал я из фильма, что П.К.Иванов пережил ужасы голода на Украине в 30-е годы. Это никак не соответствует действительности. Семья Ивановых покинула пределы УССР еще в 1922 г. Вплоть до 1931 г. Иванов жил г. Красный Сулин Ростовской области. С 1931 по 1934 проживал в Армавире. Работал снабженцем и на голод в своих воспоминаниях не жаловался. В 1934 г. Иванов вновь вернулся в Красный Сулин. Именно здесь и застали П.Иванова немцы в 1942 г. В фильме же утверждается, что Иванов работал в это время в колхозе в с. Ореховка Ворошиловградской обл. В Ореховке Порфирий родился в 1898 г. и был изгнан из родного села мужиками за регулярное воровство. Вернулся на Украину Иванов только в 1971 г. и не в Ореховку, а на хутор Верхний Кондрючий, той же Ворошиловградской (ныне Луганской) обл. Здесь и нашёл Иванов свой последний приют. 

Ложным является и утверждение авторов фильма, что в 1982 г. сразу после публикации в "Огоньке" П.Иванову запретили выходить из дому дальше, чем на 30 м. Действительно, начиная с 1975 г., за Ивановым присматривала местная милиция. Связано это было с тем, что летом того года обезумевший старик объявил своим последователям, что на Чувилкином бугре в Ореховке родится новый бессмертный ребёнок, его духовный сын. Ему не будет требоваться пища и вода. Он будет аутотрофным (греч. самопитающимся). Некая беременная москвичка, из числа его поклонниц, отважилась рожать на сельском бугре. Но не доехала, роды начались уже в пути. 15 июля 1975 г. безумную процессию заметили местные жители и сообщили в милицию. Женщину отправили в роддом, а Паршеку пришлось давать объяснения в отделении милиции. 

Кроме того, Иванов любил прогуливаться по хутору, в чём мать родила иногда в сопровождении обнаженной ученицы Валентины Сухаревской, к слову сказать, тоже психически больной женщины. Поведение Паршека и его окружения вызывало смущение у хуторян. Они и обращались в милицию.

Но после публикации в "Огоньке" все ограничения на передвижения Иванова были сняты. Ученик Паршека И.Хвощевский (кандидат тех. наук из Москвы) от имени Иванова составил письмо Брежневу, в котором просил поддержать инициативу старца о всенародной закалке советского народа. О том, что Иванов считает себя "Богом Земли" и обещает всем своим ученикам бессмертие, автор письма предпочёл умолчать. Из ЦК КПСС письмо спустили в Минздрав и дали команду обратить внимание на Иванова. Вскоре Паршек получил ободрительное письмо от начальника главного управления лечебно-профилактической помощи А.М.Москвичева. В конце 80-х Москвичев уже в качестве замминистра здравоохранения будет распространять ивановщину по всему СССР. В 1982 г. Иванов свободно посетил Москву, где встречался с пропагандистом парапсихологии Э.К.Наумовым. Иванов был в зените славы, его посещала столичная номенклатура и советская образованщина (среди прочих А.Сопроненков). 

И уж совсем не в какие ворота не лезет финальная утка Ирины Иващенко: оказывается, Иванова похоронили по православному обряду! Ну, вы, Ирина даёте! 

Вся жизнь Иванова есть вызов православию. И никаких свидетельств о его предсмертном покаянии мы не имеем. А без такого покаяния не могло состояться и православное погребение Паршека. По свидетельству жителей хутора Верхний Кондрючий, после смерти "Учителя" 10 апреля 1983 г. ивановцы ещё три дня поливали тело умершего водой, надеясь на воскресение "Бога Земли". На четвертый день, по версии ивановца А. Бронникова, Иванов был похоронен (См.: Учитель Иванов: Его дорога. М.2006 С. 499). Однако, по свидетельству Наумова, присутствовавшего на похоронах, погребение состоялось только на девятый день после смерти Иванова. Наумов сохранил нам и предсмертное завещание "Учителя": 

" - Я не умру, - говорил он. - И потому вы меня не хороните. Тело закопайте в землю и обливайте водой. А голова должна быть на поверхности" Цит. по: М. Федорова. Экспромт души // http://optimalist.narod.ru/gas05.htm. 

Выполнить последнюю волю своего бога "детки" не решились. Могила Иванова находится на краю хуторского кладбища, совсем рядом с его домом. Своим внешним видом она напоминает могилу Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. Нет на ней никакого надгробного памятника, никаких надписей или эпитафий, только могильный холм, несколько больше обычных размеров, поросший травой. По периметру вокруг могилы посажен кустарник. Он ровно острижен и представляет собой естественную ограду захоронения. За последние годы рядом с могилой "Учителя", образовался целый ивановский погост: по соседству с Ивановым похоронены его сподвижники. Их могилы, меньших размеров, также безымянны. Надо полагать, что этим подчёркивается вера в достигнутое бессмертие. Очевидно, что погребальный чин ивановцев не имеет ничего общего с православным отпеванием. 

Появление апологетического фильма об ивановстве на главном канале страны, к сожалению, неудивительно. Такова редакционная политика Первого канала. Кроме Иванова нас потчуют сомнительными рецептами от Г.Малахова и его компании. Политика надо сказать неразборчивая. Хотелось бы видеть в работе наших теледокументалистов и их руководителей больше профессионализма, иначе такие перлы как фильм о Порфирии Иванове подорвут и без того зыбкий авторитет наших СМИ. (Я конечно не о рейтингах). Ивановство - это суррогат духовности, порождённый коммунистическим экспериментом. Пора же это увидеть за ширмой закалки! 

Алексей Слюсаренко, 
ассистент кафедры религиоведения Восточноукраинского университета им.В.И.Даля. 
г.Луганск.

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.