Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-905-709-23-14 (9:00-20:00)
 

Конец «Ивановского» факультета. - 14.05.06

10 лет, начиная с 1994г., в Самарском педагогическом университете существовал философско-валеологический факультет, являвшийся по-сути «крышей» для ивановцев. В качестве преподавателей валеологии здесь трудились супруги Юрий и Антонина Ивановы – вожди авторитарной секты «Райское место», которая расположилась в селе Ореховка на Луганщине. В 90-е годы ивановцы пользовались благосклонной поддержкой ректора СГПУ А.А.Семашкина. Руководил факультетом ивановец Л.П.Дидуренко, кафедру валеологии возглавлял отец Ю.Иванова – Геннадий Иванович. Учебные программы факультета были построены на основе квазирелигиозной утопии Паршека. Ежегодно в стенах самарского вуза проходили Ивановские чтения, по сути - легализованные сектантские форумы. Значительная часть ивановской литературы в эти годы прошла через редакционно-издательский совет СГПУ. В 2000г. Ю.Иванов стал доцентом, а его супруга старшим преподавателем кафедры валеологии. Казалось, что перспективы ивановской педагогики самые радужные. Но вот, под напором общественной критики, 1 февраля 2000г. Коллегия министерства образования РФ, приняла решение об изъятии из перечня направлений и специальностей педагогического образования специальности 040700 – «Валеология». А тут ещё, ушел на пенсию «свой» ректор - А.А.Семашкина сменил И.В.Вершинин, с которым у ивановцев контакты налажены не были. В 2004 г . из стен университета вышли последние выпускники с квалификацией «педагог-валеолог». На этом деятельность философско-валеологического факультета прекратилась. Чета Ивановых из университета была уволена. О завершении своей работы в СГПУ вожди ореховской секты скромно умолчали. Посетители сайта общественной организации «Райское место», читатели ивановской литературы до сих пор могут думать, что Юрий и Антонина Ивановы – преподаватели СГПУ.

Чем же занимались все эти годы ивановцы в СГПУ? Дипломированные последователи Паршека разработали курсы так называемых «валеофилософии» и «этновалеопедагогики». Автором первого из них стал декан факультета Л.П.Дидуренко. Из брошюрки этого ученого мужа «Валеофилософия: Программа инновационного курса для валеологических факультетов» (СГПУ,1999) следует, что валеофилософия – это учение «П.К.Иванова о преодолении смерти и переходе к бессмертному существованию». Декан призывает своих коллег и студентов воспринимать «жизнь и идею П.К.Иванова как практическую философию «обожения» человека» (с.20). При этом без тени сомнения, в предисловии к программе автор уверяет, что курс валеофилософии имеет исключительно «светский» характер.

И уже откровенно одиозный характер носит курс «этновалеопедагогики» (бедный русский язык!) изобретённый супругами Ивановыми. Разработке новоявленной «науки» самарские педагоги посвятили целый ряд учебников, пособий и методических указаний. Среди них: совместная работа Ивановых «Откройте природу детям» (1995); книги Ю.Иванова «Русский вектор: спецкурс прикладной валеологии» (2002), «Мерцающий мир» (2002), «Русская эволюция» (2003); книги А.Ивановой «Лад Земли» (1999) и «Культура Души» (2001). Все указанные книги представляют собой жуткую эклектику. Здесь и учение Паршека, и славянское неоязычество, и теософия, и разнообразные лженаучные теории и т.д.

Ю.Иванов предупреждает читателя, что его знания носят эзотерический характер. Их открыла ему «Природа» и П.К.Иванов.

«Природа никогда и никого не наградит знаниями без труда. Знания – это заслуги человека перед Природой. Через человека осознаётся тайна Природы, поэтому на Руси знания не считались товаром, и, тем более, не очень-то приравнивались к деньгам. Но уважение и почитание перед знанием, перед мудрецом в Природе было великое. Такова уж природа русского вектора, русского человека.

Другое дело – кому сказать, а с кем и промолчать. Если эти знания пришли от Природы, от Учителя Иванова, от собственного труда, то и распространяться они будут только для природных людей. А можно сказать, что данная книга – это попытка увлечь молодого человека в его собственном поиске своего места в Природе». («Мерцающий мир», с.15)

Педагогика Ивановых предполагает молитвенные обращения к «Природе», «Учителю», умершим предкам и славянским богам.

«Очень важно, - пишут Ивановы, - учить детей просьбе. (Читай: молитве – А.С.) Через просьбу к сверстнику, родителям, природе, Учителю формируется его вежливость. Девиз «Просьба и вежливость врага убила» один из основных в системе природного оздоровления».(«Откройте природу детям», с.5)

Ключевую воспитательную функцию в этновалеопедагогике должны играть древнеславянские боги Перун, Даждьбог, Сварог и другие. Сведения о них Ивановы почерпнули из культовой книги славянских неоязычников – «Велесовой книги». Преподаватели СГПУ полагают, что книга эта – уникальный памятник дохристианской литературы Древней Руси. Однако историческая наука свидетельствует, что «Велесова книга» - фальшивка. Она была составлена в середине ХХ века русским эмигрантом Ю.Миролюбовым. В подложности этого текста не сомневались такие признанные знатоки древнерусской литературы как академики Д.С.Лихачёв и Б.А.Рыбаков. Нашими историками и филологами на эту тему написано уже довольно много. Сошлемся хотя бы на две статьи авторитетных специалистов: Руководителя Федеральной архивной службы РФ В.П. Козлова « Дощечки Изенбека» (журнал «Родина», 1998, № 4, с.32-36); и ученого секретаря Отделения историко-филологических наук РАН А.Е.Петрова «Перевёрнутая история. Лженаучные модели прошлого» (журнал «Новая и новейшая история», 2004, №3, с.47-52). Создаётся впечатление, что Ивановы либо незнакомы с научной критикой «Велесовой книги», либо она сознательно ими игнорируется.

А.А.Иванова в своем «учебном пособии» описывает целый пантеон богов, с которыми следует познакомить детей. Он включает в себя 108 божеств – “Ликов” . Эти “Лики” объединены в 9 “Теонов”, которые иерархически соподчинены. Высший из них, “Теон Дэва” – “Дух всех ликов, всех людей, морей, камней, трав, животных и птиц Земли и других планет. Это и человек, и бессмертие, это всемогущий Творец, управитель Вселенной” . («Культура Души», с.25)

Элементом «этновалеопедагогики», по мысли её создателей, должен стать и фетишизм. В частности, детям полезно знать о сверхъестественных свойствах камней . «Камень, - пишет А.Иванова, - является видимым, зримым и ощутимым представителем Бога Громовика». И далее она сообщает читателю историю о чудо-камне Паршека:

« В 1934 году к ногам Учителя Иванова, стоявшего на берегу моря в Таганроге, с Неба упал Камень. Упал он с шипом, взволновал море, и Учитель не смог его найти в тот день. Нашёл на другой день: это был камень величиной поболее голубиного яйца. Он прошёл пять стихий: стихию Вселенной, Воздуха, Огня, Воды, Земли. Что спрашивал Учитель у Природы, если она прислала ему Небесный ответ? Этот камень, живший во Вселенной, своей информацией соответствовал вопросу молодого Паршека о мироздании. Знать, камень помог ответить на все вопросы, коль в 1964 г . Учитель попросил своего земляка отдать в Ореховке камень тому, кто больше всех сделает для его идеи. В 1995 году мы готовились к философским чтениям, которые ежегодно проходили в Самарском госпедуниверситете. Было множество вопросов о том, нужны ли педагогам новые знания о Мироздании, знания наших предков о Вселенной, древнее вероучение. Ответ пришёл неожиданно: нам передали камень Учителя, упавший у самых его ног с самой Вселенной. Такие камни во все времена были высоко ценимы. Так камень преткновения, пред которым мы стояли, преобразовывался силой нашего разума в достойный ответ на ниве образования» («Лад Земли», с.134-135) .

Вся эта история с камнем до боли напоминает историю камня Рерихов. Священный камень-метеорит в начале истории прилетел на Землю из созвездия Орион. В Гималаях, на месте падения камня образовалась мистическая страна Шамбала. В начале 20-х годов часть камня оказалась у Н.К.Рериха. Воспринимался тот камень Рерихами как связной с космическими махатмами. (Подробнее см.: Кураев А., диакон. Кто послал Блаватскую? М.,2000, с.276-277.) Антонина Андреевна попросту придумала ивановский вариант старой теософской байки.

Главной целью «этновалеопедагогики» Ивановых должно стать обожествление человека. «Бог», - по Ю.Иванову, - это «Человек, сумевший одержать победу над своей природой, эволюционно развивающаяся и движущаяся личность» («Мерцающий мир», с.5). Сами Ивановы уже достигли божественного уровня и теперь готовы поделиться своим опытом с отставшим человечеством. Божественность проявляется в личном бессмертии преподавателей кафедры валеологии и экстрасенсорных способностях. А.Иванова, например, обладает ясновидением. В феврале 2003 г . на ІХ философских чтениях по учению П.К.Иванова в СГПУ, старший преподаватель кафедры валеологии выступила с докладом: «Сила образности слова – качество жизни. Из опыта ясновидения». В нём Иванова призвала коллег и студентов смелее осваивать опыт ясновидения: «Устроим небольшой практикум и поучимся на ясновидящих. Устремим свой взор в мечту Небес и попробуем узрить Вечный Дух Отчизны, её несущую идею, эволюцию. (…) Ясновидению нужно учиться и учить» (См. журнал «Истоки», 2003, №11, с.41-48).

Значительную часть содержания так называемой «этновалеопедагогики» Ивановых занимают разнообразные лженаучные теории и околонаучные слухи. Приведём несколько характерных примеров. Вот Ю.Иванов в книге «Мерцающий мир» потрясает читателя удивительными фактами:

«В 30-е годы американские учёные (опыты Э.Кейса) исследовали под гипнозом тысячи человек и углублялись в их подсознание на 60 тыс. лет назад»;

«…в учёных кругах вызвал удивление тот факт, что обломки НЛО, изучаемые под электоронным микроскопом, имели спиральную кристаллическую решётку, чем и объяснялась чрезвычайная прочность металла».

Происхождение источников информации автора, как правило, остаётся неизвестным. Того же «научного» стиля придерживается и супруга Ю.Иванова – Антонина Андреевна. Вот её перлы:

«Раскопки в начале этого столетия (ХХ – А.С.) в Боливии говорят о высоко развитой цивилизации в период 25 млн. лет назад. След прошитой обуви найден на камне, которому 400 млн. лет, в Неваде (США), а в Юте – след сандалии, оставленный 200 млн. лет тому назад (по всей видимости, мормоном – А.С.), в горах и плоскогорье Ср.Азии, в Туркмении, найдены следы человека в период, когда были динозавры. Анализ состояния перуанских мумий показал, что процессам, произошедшим с ними, много десятков, а то и сотни миллионов лет» («Лад Земли», с.198-199);

«Солнце – это плазменный сгусток света – мыслей землян и, очевидно, людей других планет» (Там же, с.161);

«Уже в наше время придуман на Земле аппарат, который земляне видят, как тарелку. Он может мгновенно взлетать по любой траектории, уходить под Землю и под воду, раздвигая своими энергоёмкими потоками пространство. Работает он на ртути, и у него не отработки и отходы, а алмазы, и в нём столько энергоёмкой сжатой силы, что она адекватна силе, сжимающей память человека. Если поднести такой алмаз к голове, то человек может сойти с ума, увидев мгновенно калейдоскоп всех прожитых им жизней и то, как он жил. (Не в этом ли секрет сенсационных открытий А.Ивановой? – А.С.) По видению древних знахарей змеиное молоко, а так в народе называется ртуть, может разрушить плотину: стоит влить этого молока в пруд – и плотина, плоть будет разорена. Никакой аппарат не сравнится с мыслью человека, его возможностями. В современных летательных аппаратах, которые двигаются в любой траектории на невероятных скоростях двигающая сила – это побуждение. Это раскручивающийся поток энергии – галло. Это гало и раздвигает пространство, давая возможность самой тарелке легко двигаться в нём. Это живой, как гриб выращенный, аппарат – аналог, модель принципа движения во Вселенной, а главное человека. Это и есть перо, пырь, жар – Перун. Так же во времени и пространстве летит Земля кругом, волной, спиралью и всеми другими цикличными видами движения. А побуждающей двигательной силой – гало является жизнь – Человек. Земля и Человек на ней – это ладья, мчащаяся в море-Окияне» (Там же, с.233-234).

Да, мысль Антонины Андреевны действительно движется «по любой траектории»… Особенно это чувствуется, когда Иванова пытается разобраться с этимологией русских слов. Вот фрагмент о том же Перуне: «Петербург – это город, названный в честь апостола Петра, а Петр – это пит, питьё, что в первую очередь означает знания. Слово «бург» восходит к древнему индоевропейскому понятию «бур», «тур», «пир», «пырь», как месту сбора многих людей, рождающих новые события, что и есть Перун» (Там же, с.127). Вот, оказывается, в честь кого названа наша северная столица!

В рамках курса «этновалеопедагогики» А.Иванова пытается реабилитировать слово «ведьма».

«Слова «ведун», «ведьма», в последнем столетии (точнее - последние 10 столетий – А.С.) получили отрицательное значение, когда разрушалось ведическое верование славян. Корень слова вед, вещ – означает ведающих людей, наделённых духом предвидения, поэтическим даром и даром целить людей!» (Там же, с.62)

Надо полагать, что себя А.Иванова именно ведьмой и осознаёт. Между прочим, ивановцы из общины хутора Верхний Кондрючий тоже воспринимают её как ведьму, правда в традиционном смысле.

Подобные вольные этимологические опыты производит и Ю.Иванов. Открылось самарскому «ведуну» истинное значение слова «славяне»:

«Остатки арийской цивилизации, противостоящей атлантам, сохранены в северных землях со времени Ледникового периода. В то время не было Луны, но люди сумели выжить в суровых условиях Севера. Отсюда и теория «Льда и пламени», которую испоганили фашисты. Скрытый огонь во льду. Огонь вошёл в лёд. Сеть Индры ведает, что древним ариям была известна методика образования, так называемой «точечной температуры» разогрева до нескольких тысяч градусов отдельных зон тела человека. Она сохраняла организм человека от переохлаждения. Это было и в локальном месте Севера, типа «Земли Санникова». Наше мнение такое: когда льды отступили, то с Севера пришли люди. Льды – это снежная лава. Поэтому они назывались людьми с лавы – Славяне » («Мерцающий мир», с.19).

Испытывая ненависть по отношению к православию, Ю.Иванов толкует слово «поп», как аббревиатуру: «ПОП – Путь Отцов Предавшие»…

Насколько в книгах Ивановых много «сенсационных» открытий, настолько же в них мало подлинно научного содержания. Не встретим мы ссылок на классиков русской исторической науки, педагогики, философии. Это и неудивительно: наша культура, выросшая на почве православной веры, глубоко чужда Ивановым. Для них представляет ценность лишь дохристианский период нашей истории да советский её отрезок. Привлекают внимание ивановцев от педагогики разнообразные лженаучные теории. Например, теория торсионных полей известных «учёных с большой дороги» А.Е.Акимова и Г.И.Шипова и «новая хронология» А.Т.Фоменко.

За 10 лет работы в СГПУ Ивановы сумели воспитать и своих идейных наследников. Вот, к примеру, выпускник валеологического факультета Сергей Саламатин. Ещё будучи студентом СГПУ, он радовал своих учителей. На ІІІ Ивановских чтениях Саламатин заявил, что моделью истинной науки должен стать «интегральный эволюционизм Учителя Иванова». Новая наука, по мысли студента, должна включать в себя элементы мистики и магии:

«Согласно синтетической парадигме, залог дальнейшего эволюционирования человека состоит в совмещении сознанием мифа и науки, символизма и рационализма, мистики и логики… Новая наука будет включать и элементы магии, как искусства воздействия динамизированной человеческой волей на эволюцию живых сил Природы в смысле её ускорения. Вероятно, уже скоро речь будет идти не только об изучении, но даже необходимости изменения самих законов нашей телесной материальности, которые не более, чем привычки прошлой – животной эволюции».

1.02.2005 г. на сайте секты «Райское место» появилась большая статья выпускника СГПУ С.Саламатина «Ведическая теория эволюции. Люди как тепличные помидоры Луны». В ней автор пытается доказать, что обезьяны, а также все остальные животные и насекомые произошли от человека. В статье Саламатина оживают древние басни гностиков о злом боге-Демиурге Яхве, который захватил власть на небесах и превратил ангелов и людей в рабов. От этого злобного божества и происходит деградация бессмертных боголюдей до состояния животных. Ныне настало время реванша - «славяно-русы» победят «темных богов» и вернут человечеству утраченное бессмертие. Всё зло мира, бактерии всех болезней, по мнению Саламатина, сконцентрированы на… Луне. Ученик Ивановых пишет:

«Матрица на Луне и многие её микробы на Земле ПИТАЮТСЯ НАШЕЙ ЖИЗНЕННОЙ СИЛОЙ – ЭЛЕКТРИЧЕСТВОМ. Луна частично её откачивает, меняя отрицательную плазму на положительный заряд, стараясь не сильно нарушать устоявшийся на Земле баланс. С обратным электростатическим потоком на Землю попадает лунная пыль и другая гадость… Смерть следит за своими «помидорами», поощряет своих «председателей и колхозников», работающих для неё сеятелями и жнецами. Масонам, различным маньякам и другим людям, творящим зло, смерть и разрушение, Матрица через микроимплантанты (микробы) впрыскивает эндорфины – морфиноподобные вещества. Все войны и революции – это выполнение госзаказа Луны по поставке электромагнитной энергии страдания и умирания. Чем медленнее и мучительнее умирает жертва, тем эффективнее истечение электроплазмы, ее жизненной энергии. Паразиты всех мастей это прекрасно знают, теперь знаете и вы, почему нас не убивают сразу, а медленно пытают, усмехаются, глядя нам в глаза, говоря о законах и положении вещей. Теперь вам станет понятна позиция православной церкви о необходимости жертвенного пути развития России и смирении перед злом. Любая церковь на планете жаждет войны, чтобы ни говорили своим овцам пастыри (пастухи). Так их запрограммировала Лунная Матрица. Призыв священников к подражанию святым, «страдальческая», «рахитичная» иконописная традиция и наличие целого сонма великомучеников-святых приводят к стремлению многих христиан превратить свою жизнь в страдание. Они считают, что болезни и страдания способствуют повышению духовности. Подобные приемы подавления сознания и воли присутствуют не только в христианстве, но и в любых других тоталитарных и деструктивных сектах. Таким организациям эти приемы необходимы для построения «энергетической пирамиды» и эгрегора (коллективного психоэнергетического поля, обладающего эквивалентом сознания). Верующие люди, участвующие в культовых мероприятиях (в том числе, читающие канонизированные молитвы), отдают огромное количество энергии такому эгрегору. Часть этой энергии направляется на демонстрацию «чудес» (единичные случаи исцеления, мироточения, явления святых и т.д.), что еще больше укрепляет веру людей и способствует возникновению фанатизма. Другая же часть энергии веры прихожан направляется на формирование энергетической пирамиды, то есть на энергетическую подпитку иерархов, монахов и прохристианенных политических и культурных деятелей. Вершина всех энергетических пирамид на Земле – Луна. Кстати говоря, архитектура храмов, их форма – идеальное устройство для изъятия и передачи биомагнитной энергии от человека в верхние слои атмосферы, и далее – на Луну… Таким образом, Луна выступает как планетарный паразит, сверхпаразит, как матка всего роя паразитов, руководящая их деятельностью. Во всех эзотерических учениях развитие человека предполагало освобождение в первую очередь от влияния Луны и ее вассалов на Земле».

Как видим, в конечном итоге, «этновалеопедагогика» оказывается агрессивным антихристианским учением, программой избавления мира от «паразитической религии». Не наука, а маргинальное сектантское движение скрывалось 10 лет за вывеской «этновалеопедагогики».

Думаю, что вышеизложенного достаточно для того, чтобы еще раз убедиться в правильности критики валеологии, со стороны православной и научной общественности России. Она была и, к сожалению, кое-где остаётся пристанищем для разного рода оккультистов, неоязычников и авантюристов. Специальность «валеология» своевременно исчезла не только в России, но и в Казахстане. Однако на Украине эта псевдонаука всё ещё существует. Здесь и пытаются легализовать свою деятельность уволенные из СГПУ сектанты. В 2005 г . «крышу» для аферистов из «Райского места» предоставил Институт Духовного Развития Человека при Восточноукраинском университете им.В.И.Даля г.Луганска. В указанном Институте ивановцы открыли лабораторию «Природного развития человека». Заметим, что Институт Духовного Развития Человека сам является структурой сектантского движения рериховцев. Так что ивановцы нашли прибежище у собратьев по цеху. Как говорится: «ворон ворону глаз не выклюнет!»

Алексей Слюсаренко, ассистент кафедры религиоведения Восточноукраинского университета им. В. И. Даля.

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.



Дорогие друзья, посетители нашего сайта - самого информативного и самого крупного противосектантского сайта всего русскоязычного интернета!


Для того, чтобы поддерживать и продвигать наш сайт, нужны средства. Если вы получили на сайте нужную информацию, которая помогла вам и вашим близким, пожалуйста, помогите нам материально. Ваше пожертвование сделает возможным донесение нужной информации до многих людей, которые в ней нуждаются, поможет им избежать попадания в секты или выручить тех, кто уже оказался в этих бесчеловечных организациях.


Мы нуждаемся в вашей помощи. Не оставайтесь равнодушными. Пусть дело противостояния тоталитарным сектам станет поистине всенародным!


Заранее - огромное спасибо!


А. Л. Дворкин и вся редакция сайта Центра священномученика Иринея Лионского



Для выбора способа пожертвования, щёлкните по нужной иконке справа от суммы