Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-905-709-23-14 (9:00-20:00)
 

Деятельность рыбинской Церкви Адамитов - 25.11.03

25.11.03
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЫБИНСКОЙ "ЦЕРКВИ АДАМИТОВ"

"Церковь Адамитов" появилась в Рыбинске в 1994 году. Ее основателем стал дипломированный учитель истории, член местного еврейского культурного общества Лев Ефимович Мошинский. В начале перестройки он, либерал по убеждениям, сильно увлекался политикой и еще в 1991 году был активистом "Демократической России" Валерии Новодворской. Потом по не вполне ясным причинам бросил общественную деятельность, ушел из школы, работал гидом местного музея и кочегаром, затем на короткое время вновь вернулся к преподаванию истории в местной школе, - и, в конце-концов, как уверяет, почувствовал дефицит духовности. Сперва пытался утолить его, посещая местную ячейку "Свидетелей Иеговы". Однако удовлетворения не получил. Так родилась идея основать собственный культ, который Мошинский назвал "Церковь Адамитов".
Со стороны эта организация сильно напоминает заурядное общество нудистов или сторонников свободной любви, которые решили "прикрыться" от критики религиозной ширмой, опирающейся на книгу Бытие, где сказано, что перволюди до грехопадения были нагими. А поскольку задача человечества - избавиться от греха, то, говорит Мошинский, начать нужно с подражания Адаму и Еве. То есть как можно чаще бывать нагими и непосредствеными в своих чувствах к лицам противоположного пола. Он сообщает: "Наше учение восходит к Иисусу. Но мы знаем его под настоящим именем: Иешуа Га-Ноцри. Когда он принял мученическую смерть, произошло разделение последователей. Иоанну и Фоме он передал тайное знание, которое не было включено в официальные Евангелия.А там есть очень и очень важное изречение Иисуса о том, что он явится на землю, когда мы обнажимся и не застыдимся. Идея Иисуса заключалась в том, чтобы вернуть человека к состоянию Адама до его грехопадения. Вернуть его не в какое-то царствие небесное, а в эдемский сад на Земле"[1]. Чтобы придать организации, кроме этого религиозного наполнения, еще и исторический авторитет, Мошинский подчеркивает: "Это особая форма религиозности, очень древняя. Первая адамитская община была во II веке нашей эры. Мощные адамитские движения наблюдались в средние века: в XIV веке в Болгарии, в XV веке - в Чехии".[2]
Мошинский уверяет, что получает мудрость особым трансцендентальным образом, через контакты с некими существами, которых иногда именует "ангелами". Желающие стать членами его культа сперва принимают водное крещение, и только после этого получают право участвовать в "молитвенных собраниях". Фиксированного членства Церковь Адамитов не имеет, в ней есть все возрастные категории, включая некую "бабушку Валю" 82 лет. Сам основатель секты сообщает, что у него примерно 50 прихожан. Внутри они делятся на "учеников", "адептов" и "воинов Бога"[3].
Для собраний Церкви Адамитов используется однокомнатная, площадью 18 квадратных метров квартира в поселке Волжском, именуемая "Залом Царств". На стенах висят картины - в основном, с видами Иерусалима, по вечерам зажигаются свечи. Богослужение состоит обычно из проповеди руководителя и совместной молитвы, после чего Мошинский произносит ритуальную фразу: "А теперь, драгоценные мои, одеваемся все в одежды праотца нашего Адама", все раздеваются, и, причастившись вином, исполняют ритуальные пляски, вводящие участников в транс. Финальным аккордом являются любовные игры двух-трех пар на глазах у всех присутствующих. Иногда после завершения "официальной части" Мошинский лечит желающих наложением рук на голое тело. Кроме того, адамиты любят собираться на природе, уверяя, что именно там, в результате действ у костра, можно особенно эффективно "совместить четыре стихии". 
В секте существуют ритуалы, которые называются "мистериями". Главная "мистерия" называется лунной и происходит в ночь на Ивана Купалу, который адамиты отмечают не по Юлианскому, а по грегорианскому календарю с 23 на 24 июня[4]. Кульминацией этого праздника являются осуществляемые после купания беспорядочные половые связи, которые воспринимаются последователями культа как "элемент природной магии". Запреты в культе существуют только на водку (но не вино), табак и наркотики. Все остальное является естественным, а значит, не стыдным. "Три ценности проповедует адамизм: свободу, знание и наслаждение" - откровенно говорит по этому поводу Мошинский. Более того, в секте признается и поощряется полигамия: замужняя адамитка может вступать в половые связи с посторонним человеком - правда, только после получения разрешения от супруга. Под такие действия Мошинский подводит "библейское" основание, уверяя, что примеры подают ветхозаветный царь Соломон, который имел тысячу женщин, а также Авраам, у которого, наряду с женой, были любовницы. 
Сам руководитель "Церкви Адамитов" не скрывает, что живет с несколькими женщинами, хотя официально расписан с одной, от которой у него есть двое детей. Машинский много раз говорил, что его супруга, частный предприниматель, увлечениям Льва Ефимовича не мешает и даже купила для нужд церкви ту самую квартиру под "Зал Царствий". При этом любопытно, что декларируя необходимость построения "земного рая", Мошинский почему-то не приобщил к секте свою дочку - напротив, отправил ее продолжать образование в Америку.
Безусловно, с самого начала деятельности Церкви Адамитов местное население относилось к ней резко отрицательно. Шабаши членов организации на природе неоднократно разгонялись милицией и просто гражданами[5]. Особо сильный резонанс существование культа получило после появления статьи "Раздеться, право, не грешно…" в газете "Спид-Инфо" за март 1995 года[6], где рассказывалось про одну из прихожанок секты, давно известную в Рыбинске своим развратным поведением. Материал сопровождался соответствующими фотографиями с голыми мужчинами и женщинами, включая самого Льва Мошинского в процессе "наложения рук" на одну из нагих прихожанок. После появления данной статьи рыбинское отделение "Русского национального единства" заявило со страниц местной прессы, что члены секты являются "наймитами темных и злых сил, которые коварством, обманом и хитростью развращают и опорочивают наших дочерей, жен, сестер и матерей", а Лев Машинский напоминает Лазаря Кагановича, заявлявшего, что уничтожением храма Христа Спасителя "мы задрали подол матушке-России"[7]. В ответ основатель культа пригрозил, что подаст на обидчиков в суд и попросил прокуратуру провести проверку деятельности "баркашовцев". Тем не менее, через несколько дней в подъезде собственного дома он был избит неизвестными людьми, которых склонен идентифицировать с "русскими фашистами". Почти одновременно еврейское культурное общество города публично осудило Мошинского. После этого деятельность Церкви Адамитов слегка затихла, но потом возобновилась с новой силой.
Следует заметить, что основатель культа, внешне дистанцировавшись от политики, продолжает оставаться либералом. Он неоднократно заявлял о своей поддержке различных демократических организаций и реформ. "Политическое кредо Левы - разрушение империи. Он радуется неуспехам России в войне с Чечней." - отмечала рыбинский корреспондент областной газеты "Северный край" Наталия Куприянова[8]. И действительно, потенциал самой общины нередко использовался Мошинским для политических нужд. Так, 16 июня 1995 года "адамиты" принимали участие в пикете местного отделения "Антифашистского молодежного действия" против призыва на срочную военную службу[9]. Кроме того, эта организация приняла и, говорят, направила лично Саддаму Хусейну заявление, где говорила, что категорически отвергает "суверенитет государства Ирак над прародиной человечества, территорией сада Эдемского". Известно также, что сам Мошинский, хотя и редко, но декларировал свою либеральную позицию по различным вопросам современности. Так, 31 октября 1998 года в лектории рыбинского "Народного Дома" он выступил с докладом "Как защитить мелкое и среднее предпринимательство от угрозы уничтожения?"[10], а 30 января 1999 года прочел в Рыбинском общественно-культурном центре лекцию "Противостояние политическому экстремизму", где заявлял, что из-за угрозы потерять завоевания перестройки пора "создавать отряды демократической самообороны"[11].
В настоящее время деятельность "Церкви Адамитов" продолжается. За эти годы она не прибавила в числе, но и не сократилась.

 

Источники:
1.А.Бердников. Голые энтузиасты. Ярославская региональная газета "Караван-Рос", 26 августа 1998 года. 
2. Г.Семенова. "Радуйтесь жизни" - говорит предстоятель Церкви Адамитов. Газета "Брейтовские новости" Брейтовского муниципального округа Ярославской области, 27 августа 1997 года.
3. А.Ефремов. Обнаженная мистерия. Ярославская областная газета "Золотое кольцо", 7 июля 2001 года.
4. В.Гаврилов. Секс на Иванову ночь. Ярославская региональная газета "Караван-Рос", 28 июня 2000 года. 
5. В.Пятунин. Конфликт недели. Ярославская региональная газета "Караван-Рос", 8 июня 1995 года. 
6. И.Незобиватько. Раздеться, право, не грешно… Газета "Спид-Инфо", №3(60), март 1995 года.
7. В.Климов. Неча нагишом гулять. Ярославская областная газета "Золотое кольцо", 13 апреля 1995 года. 
8. Н.Куприянова. Голый Лев на пути в рай. Ярославская областная газета "Северный край", 22 июня 1995 года. 
9. Н.Куприянова. Адамиты приобелись и кричали: "Долой!". Ярославская областная газета "Золотое кольцо", 18 июня 1995 года.
10. Объявление. Газета "Рыбинские известия", 30 октября 1998 года. 
11. Н.Коваленко. Не там ищут экстремистов. Газета "Рыбинские известия", 13 февраля 1999 года. 

 

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.