Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-905-709-23-14 (9:00-20:00)
 

Открытое письмо главному редактору "Новой Газеты" Дмитрию Муратову - 14.03.07

Открытое письмо главному редактору "Новой Газеты" Дмитрию Муратову

 

“У нас – говорят восточные патриархи в послании к папе Пию IX (1849 г.) – ни патриархи, ни соборы не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас есть самое тело церкви, т. е. народ церковный, который всегда желает содержать веру свою неизменною и согласною с верою отцов своих”. 

Барсов Н.И., проф. Православие / Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890 –1907) (цит. по: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2003, СD-версия).

Не дав своим читателям никакой информации о проходившем 5-7 марта с.г. Всемирном русском народном соборе, “Новая газета” (№ 17 от 12-14 марта 2007 г., С. 19.) представила замечательную в своем роде оценку его деятельности – статью Якова Кротова “Блаженство заботы о нищих”.

Яков Кротов представлен в публикации как священник (какой конфессии – не указано), а фраза “специально для Новой” звучит как рекомендация читателю. Для неосведомленных в религиозной жизни такое представление автора авансирует доверие к его высказываниям. Возможно, такая подача материала есть проявление свободы СМИ, но никак не ответственности перед своими читателями. И вот почему.

В опубликованных в Интернете материалах, находим следующее.

Яков Кротов – публицист, глава общины сошествия Св. Духа. (Вот автобиографическая заметка с сайта Я. Кротова: "3 ноября 2002 г. епископ Апостольской Православной Церкви Виталий (Кужеватов) рукоположил меня в диакона, а 10 ноября 2002 г. - во священника. В январе 2007 г. я вышел из клира Апостольской Православной Церкви, поскольку в ней было разрешено епископам жениться. С 14 марта 2007 г. указом архиеп. Игоря Исиченко я был принят в число священников Харьковско-Полтавской епархии Украинской Автокефальной Православной Церкви".) С 1997 г. Яков Кротов - сотрудник радиостанции “Свобода”. Сектантский характер общины Кротова признают диакон Андрей Кураев (канд. богословия, канд. филос. наук, проф. МДАиС, ст. науч. сотр. кафедры религиоведения МГУ), информационно-консультативный центр св. Иринея Лионского (профиль деятельности – психологическая реабилитация жертв сект).

Для нас очевидно, что совмещение руководства религиозной общиной с публицистикой для Я. Кротова есть возможность под маской либеральных воззрений войти в религиозную жизнь России, привлечь новых адептов из той среды, в которой политические баталии актуальны, а Православие считается устаревшим и обюрократившимся.

В этой связи не ясно, почему при справедливо осторожном отношении Новой газеты к маргиналам политическим это отношение не распространяется на маргиналов религиозных. С тем же успехом в качестве “эксперта” для оценки деятельности Всемирного русского народного собора можно было бы пригласить какого-нибудь огнепоклонника или шамана.

Можно не знать об особенностях мировоззрения, биографии и деятельности Якова Кротова, достаточно вчитаться в его статью и проанализировать форму и содержание (между прочим, – дело главного редактора): логику автора, способы аргументации, трактовку азбучных понятий христианства.

При таком подходе обнаруживается много интересного.

Обвиняя собор в большевизме, автор сам пользуется большевистским принципом “не согласен со всеми”. Он смотрит на лица “номенклатуры” (так именует Кротов участников собора), и лица эти ему неприятны. Если он с тем же чувством молится о “властех и воинстве”, то его адептам не позавидуешь.

Многие высказывания показывают то ли элементарную безграмотность автора, то ли его склонность к словоблудию. Что за “устремленность атеизма к небесам”? Где в молитве Господней (“Отче наш”) он нашел прошение об избавлении от лукавства (есть “избави нас от лукавого”)? Что это за мешанина: “Христианство есть вера в то, что между жизнью, реальностью, свободой и человеком один посредник – Господь Иисус Христос”? Такие вопросы могут быть адресованы практически к любому абзацу статьи.

“Нормально быть нищим. Нормально быть богатым. Нормально быть “нищим духом”, – пишет Кротов. Но последнее, по его словам, всего лишь “поэтическая норма” (т. е. красиво – но не обязательно?). У автора язык не поворачивается сказать, что нищета духовная – это, в общем понимании, – смирение, т. к. сам он этим качеством не обладает. В статье огромное “Я” Я. Кротова соседствует с “ничтожным” миром. Вся статья пронизана неким печальным ощущением непричастности автора к происходящему: этот собор – не мой, эта власть – не моя, эта церковная иерархия – не моя. Возникает вопрос: зачем обсуждать событие, которое к себе и своим убеждениям никак не относишь? Тем более, что содержательная сторона деятельности собора Кротова, в сущности, не интересует.

Логика оценок в статье – поистине парадоксальная. Собор критикует власть – плохо. Собор поддерживает власть – еще хуже. Как не вспомнить старое изречение о том, что дух творит себе формы. (А какой дух творит бес-формие?)

В конце статьи автор приводит свои самые “сокровенные” мысли: настоящий, неноменклатурный, нерасистский СОБОР (или кто-то еще, из этой части текста Кротова, написанного безличными предложениями, понять невозможно) должен требовать свободы, демилитаризации, правового государства. То есть бороться за ценности “мира сего”, причем весьма абстрактные. Здесь уместно вспомнить слова А.С. Хомякова: “Есть какая-то глубокая фальшь в союзе религии с социальными треволнениями… Когда Церковь вмешивается в толки о булках и устрицах и начинает выставлять напоказ … свою способность разрешать подобного рода вопросы, думая при этом засвидетельствовать присутствие Духа Божьего в своем лоне, она теряет всякое право на доверие людей” (цит. по: Осипов А.И. Путь разума в поисках истины, 5-е изд. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004. С. 219). В данном случае такое право теряет Я. Кротов.

Места Христу и Его Церкви в современном обществе Кротов не находит. Вообще понятия “общество” и “Церковь” (как Тело Христово и необходимое средство спасения – по традиционным христианским представлениям) в статье отсутствуют, есть только “общественные организации” и “церковная номенклатура”. Церковь в статье Кротова предстает в лучшем случае как собрание верующих.

Статья Я. Кротова, на наш взгляд, – стандартная реакция СМИ, на этот раз из уст публициста-сектанта: все, что исходит от Русской Православной Церкви, требует либо замалчивания (как ежегодно замалчиваются Рождественские образовательные чтения, собирающие сотни ученых и педагогов, только программа чтений – это 180-страничная книга), либо порицания. Неизменно демонстрируемое в последнем случае сочетание позиций непричастности к Русскому Православию и критицизма представляется нам неэтичным, поскольку на речь, воспринимаемую как обращенную не к тебе, отзываются только с одной целью: “засветиться” и позубоскалить.

Если таким деятелям дать равные с традиционными конфессиями права (единственное более или менее содержательное требование опуса Кротова), то как смогут они распорядится ими, не умея владеть ни логикой, ни словом, ни культурой обсуждения?

За что погиб святитель Филипп, страдали преп. Максим Грек, святитель Тихон – за отстаивание идеи правового государства, политических и экономических свобод своего времени? В традиции Русского Православия – не либеральная критика, а личное ходатайство и молитвенное заступничество за обиженных, предметная этическая оценка деятельности власти, – не всей “номенклатуры” чохом, а конкретных персон в связи с конкретными событиями. Но сектант Кротов освободил себя от этой традиции, ему интересней упражняться в беспредметной и непродуктивной политической риторике.

Если вспомнить жития святых, то многие из них переносили тягчайшие притеснения “номенклатуры” собственной Церкви. Но это не подвигло их к отходу от Церкви. Вспомним отвратительную борьбу за митрополичий престол после смерти митр. Алексия во времена Сергия Радонежского. Что, откололся преп. Сергий, основал свою ветвь Православия? Нет, но противопоставил волнениям в Церкви насаждение монашества по всей Руси, а не критику “номенклатуры”. Волновалась верхушка, – а корни Православия все глубже уходили в русскую почву. Не говорит ли такая разница в подходах к проблеме “церковной номенклатуры” о направленности “духовности” Якова Кротова?

Подумайте, чем мог Я.Кротов заслужить моральное право на критику без логики и аргументов (попросту охаивание) начинаний Церкви? Что создал он и в каком состоянии его собственное детище? Что мешает ему – притеснение со стороны Московской патриархии или отверженность Божьей Благодатью (помните: "бодливой корове Бог рогов не дает")?

“Церковная номенклатура” может стеснять конкурирующие религиозные течения, но никогда не мешала она людям, в которых горел ясный и чистый пламень веры, и тем, кто шел к этим Светильникам Божьим…

На наш взгляд, Яков Кротов, говоря о “номенклатурном православии”, а “Новая газета” – публикуя его материал, не учитывают одного факта. Факт этот состоит в том, что Православие за минувшие два десятилетия окрепло (не стенами, куполами и оборотом денежных средств, а душами) и стало в России подлинно народной и межнациональной религией, мировоззрением миллионов и способом жизни сотен тысяч людей. Способом, совместимым с современным миром, но не позволяющим раствориться в нем и принять ложные ценности (в том числе, исходящие от государственной и церковной власти).

Возникает вопрос, зачем понадобился “Новой газете” посторонний и заведомо негативный взгляд на явление, касающееся органично сложившейся и совершенно определенной общности людей? Или в этой общности все предвзяты, зависимы, безгласны, запуганы государственной и церковной “номенклатурами”? Или саму эту общность позволительно считать быдлом, стадами, о которых Пушкин писал: "к чему стадам дары свободы"? Так лучше щипать траву в одном стаде с А.А. Ухтомским и святителем Лукой (Войно-Ясенецким), чем пробавляться кофейком да коньячком на кротовской "свободе".

Простите за несколько официозный и назидательный тон нашего письма. Просто тяжело видеть такие вещи в Вашей газете.

С уважением, Алексей Саламатин (канд. биол. наук., физиолог) 
Людмила Титова (поэт, член Союза писателей России)

16.03.2007 г. 

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.