Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов

Тел./факс: +7-495-646-71-47      
E-mail: [email protected]
Тел. для связи и приёма информации
+7-995-505-43-42 (10:00-20:00)

Неопятидесятничество: альтернативное христианство для "Новой Эры" - 28.12.10

3-я встреча Межправославного совещания Центров по изучению новых религиозных движений и деструктивных культов:

Неопятидесятничество: альтернативное христианство для "Новой Эры"

Александр Леонидович Дворкин,
президент Центра религиоведческих исследований,
профессор, заведующий кафедрой сектоведения
Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
Москва, Россия

Социальная опасность, которую представляет собой неопятидесятническое движение (оно же «Движение веры», оно же «Неохаризматическое движение»), неоднократно была предметом широкого обсуждения и достаточно хорошо известна. Мне же хотелось начать сегодняшнее выступление с богословской оценки неопятидесятничества, которое сегодня, наряду с оккультным движением Нью-Эйдж (New Age), массово распространяется по когда-то христианским странам и регионам.

Неопятидесятническое “Движение веры”, в отличие от многих других сект, не выстроено в виде жесткой международной структуры с единым центром и вертикальной системой подчинения, но внутри каждой секты, основанной каждая в своем городе, контроль не меньший, чем, если бы они входили в централизованную структуру. Местные секты со всего мира поддерживают вероучительное, идеологическое и методологическое единство, оказывая друг другу материальную помощь, обмениваясь проповедниками, приглашая на гастрольные туры самых “продвинутых” из них, и посылая своих избранных адептов в общие для всех учебные заведения для подготовки пасторОв. Общаясь и обмениваясь опытом, неопятидесятнические лидерА смогли многократно усилить свое влияние и стать на сегодняшний день самым заметным и массовым фактором “христианской” жизни постхристианской цивилизации. Неопятидесятникам впервые удалось создать массовое “поп-христианство” для потребительского общества массовой телекультуры.

Ту часть мира, которую традиционно называют христианской, в последние десятилетия уже трудно назвать таковой. Да, Европа была создана христианской культурой, но сегодня она отказывается даже словесно признать этот долг. Те ценности, которыми вдохновлялись предки европейцев в течение 16 с лишним веков христианской цивилизации сегодня для большинства людей европейской культуры отошли на самый задний план. Именно поэтому впору говорить о постхристианской цивилизации, которая завладела сегодня некогда христианскими регионами и в среде которой существуют ставшие уже меньшинством христиане. Те же самые процессы проходят и в православных странах. Как и в первые три века своего существования Церковь вновь живет в языческом окружении.

Внерелигиозный секуляризм, равнодушная политкорректность и азартное потребительство сделались руководящей идеологией большинства и векторами новой цивилизации.

Но не хлебом единым жив человек. Душа человека – по природе христианка и людские религиозные устремления невозможно истребить полностью. Враг рода человеческого не может смириться с тем, что Церковь жива, что она, хоть и в меньшинстве, но существует, что различные экзотические секты не могут соблазнить всех, ищущих правды Божией, ибо имя Христа по-прежнему привлекает людей. Именно поэтому возникают все новые секты, прикрывающиеся именем Христа и христианскими терминами. Так было всегда – всю историю христианства. Но никогда еще не возникало столь удачливой подделки под христианство как неопятидесятничество, которая оказалась бы способной создать самую массовую за всю историю альтернативную версию христианства. «Христианства», в котором не осталось бы фактически ничего христианского, и которое существовало бы в полном согласии с «мудростию века сего». «Христианства», которое являлось бы полной противоположностью той Церкви, которую основал Христос. Удобного христианства, обещавшего человеку счастье, богатство, здоровье, благополучие и ничем не ограниченную власть в ЭТОМ мире, но на самом деле приносящего невиданные порабощение, разорение, нервные и психические расстройства, зависимость и, в конечном итоге смерть.

Любой непредвзятый человек, видя «падения в духе», «святой смех», «молитву мук рождения» и прочие столь распространенные на собраниях неопятидесятников практики будет потрясен до глубины души. Неверующий скорее всего назовет это поведение массовой индуцированной тяжелой истерией, а верующий христианин увидит в нем классические признаки беснования.

Если мы рассмотрим самые распространенные учения неопятидесятников о Боге и человеке, то увидим, что хотя они используют святые для всех христиан имена Христа, Бога Отца, Святого Духа, Троицы и так далее, на самом деле, персонажи, обозначаемые ими, не имеют ничего общего с реальными Божественными Лицами. Фактически они молятся кому-то другому, призывают кого-то другого и живут по законам, диктуемым им этим другим. Тот, другой, входит в них и владычествует ими. Если понять это, то и поведение неопятидесятников делается в этой системе духовных координат естественным и понятным.

Рамки короткого доклада не позволяют подробно разбирать все главные моменты неопятидесятнического учения, поэтому я бегло остановлюсь лишь на некоторых из них. Цитаты, которые я буду приводить, принадлежат самым известным и авторитетным столпам движения веры и легко доступны. Некоторые отечественные «лидерА» местных сект могут пиара ради, утверждать, что они, дескать, не разделяют те или иные аспекты учения Коупленда, Хейгина, Бенни Хина, Алексея Ледяева или прочих «мощных проповедников». Но книги, аудио- и видеокассеты всех этих и иных персонажей широко представлены в лавках при собраниях неохаризматиков и все «новое поколение» отечественного неопятидесятничества воспитано исключительно на этих «Божиих генералах» (выражение недавно со скандалом ушедшего со сцены неопятидесятнического проповедника Робертса Лиардона). Даже та редкая критика, которую иногда можно услышать из уст одного «Божьего генерала» в отношении другого, имеет частный характер и спустя непродолжительное время обычно сменяется бурными восхвалениями. Реальной, открытой и публичной системной богословской критики внутри неопятидесятнического движения мне не приходилось услышать, да и вряд ли придется.

Согласно учению “Движения веры”, Бог повязан законом, который заставляет Его передавать магическую силу неопятидесятникам. Таким образом, личностный Бог христианства сводится к заурядному безличному источнику магической силы. Иисус делегировал всю Свою власть христианам. Все проблемы вызваны духовными причинами, то есть деятельностью демонов. Христиане должны использовать эту власть против нищеты, страданий, болезней и неудач, а также против угрозы войны и тех политических партий, с которыми они не согласны (например, в Швеции это левые партии, в США – демократы и т. д.). Таким образом, в силах христианина разрушить власть сатаны не только над личностью, но и над географической местностью или даже над чем-нибудь типа высокого налогообложения. Таким образом, в “Движении веры” мы видим яркий пример духовного капитализма с крайне правыми политическими интересами.

Неопятидесятнический Бог вполне описуем. Скажем, Морис Серулло видел Его таким:

«Когда я, будучи повержен в Духе, лежал на полу, мой дух был восхищен из тела, и следующее, что я помню – это небеса… Неожиданно… явилась слава Божия. Фигура, которую я увидел, была ростом приблизительно в шесть футов или чуть выше, в два раза шире, чем человеческое тело и на нем нельзя было различить таких частей, как глаза, нос или рот» [1].

Один из самых известных неопятидесятнических проповедников Кеннет Коупленд со своей стороны говорит, что Бог это не какое-то «восьмиметровое существо, имеющее кулаки размером с баскетбольный мяч… <на самом же деле, Он> существо приблизительно шести футов и двух-трех дюймов ростом, весом в районе двухсот фунтов или немного больше», а ладонь Его, измеренная наискосок, «ее длина равняется девяти дюймам»[2].

А Бенни Хинн даже знает, как Бог одевается, о чем он также сообщал своим последователям[3].

Учение неопятидесятников о «малых богах» не только обоготворяет грешного человека, но и фактически ставит его выше антропоморфного и бессильного Бога. Эти “малые боги” — сами люди, созданные по образу и подобию Божию и значит (!) являющиеся Его стопроцентной копией. Не имеющий недостатков, свободный от власти сатаны, святой и спасенный сектант не может не обоготворять себя и не поклоняться себе. Кеннет Коупленд выразил эту мысль с предельной четкостью и лаконичностью: “Вы не имеете одного Бога, живущего в вас. Нет, вы сами являетесь Им!”.

В книге “Власть верующего” отец неопятидесятничества Кеннет Хейгин пишет:

«Мы с Христом — одно. Мы и есть Христос. Мы сидим по правую руку Божия величия на небесах. Все было помещено под наши ноги... Божественный план для нас, чтобы мы правили и царили в этой жизни, как цари: мы должны править и царить над обстоятельствами, над бедностью, болезнью и всем остальным, что может нам помешать. Мы царим потому, что у нас есть власть для этого»[4].

Кеннет Коупленд считает, что «причина, по которой Бог сотворил Адама, заключалась в Его желании воспроизвести Себя…»

«Адам был не просто похож на Бога, – продолжает он, –  Он был не просто «почти как Бог». Он не был даже подчинен Богу… Адам был копией Бога, выглядел совсем как Бог. Если поставить их рядом, они окажутся совершенно одинаковыми»[5].

А вот, что говорит учитель Коупленда Кеннет Хейгин: 

«Человек… был сотворен равным Богу и он мог стоять в присутствии Бога без какого бы то ни было сознания своей неполноценности. Бог… поставил нас на тот же самый уровень бытия, каким обладает Сам. Верующий  называется Христом… Это именно то, что мы из себя представляем: мы – это Христос!»[6]

Тому же самому учит и Бенни Хинн, и Морис Серулло и Ричардс Лиардон и другие неопятидесятнические светила, вполне в духе тех же мормонов и таких откровенно нью-эйджевских учителей, как Раджниш-Ошо, Ширли Маклейн, Мэрилин Фергюссон и другие, имя им легион.

При столь явном обожествлении человека, Сам Христос не всегда получает право именоваться Богом. Вот, что говорит Кеннет Коупленд о словах Христа, якобы обращенных к нему:

«Не беспокойся, когда люди будут говорить о тебе грубо и непочтительно. Они так говорили обо Мне – неужели они не могут таким же образом говорить о Тебе? Чем больше ты будешь Мне уподобляться, тем более они будут о тебе так думать. Они распяли Меня за то, что Я как будто провозглашал Себя Богом. Но Я не говорил, что Я Бог. Я только говорил, что Я ходил с Ним, и что Он был во Мне. Аллилуйя!»[7]

Бенни Хинн продолжает:

«Если бы Святой Дух не находился рядом с Иисусом, Он бы согрешил (he would have sinned). Так и есть, это именно Святой Дух был той силой, которая сохранила Его чистым. Он <Христос> не просто был послан с небес, но Он был назван Сыном Человеческим – а раз так, то Он мог согрешить. Без помощи Святого Духа Иисус бы никогда не справился»[8].

Далее из этого низведения Христа до уровня обычного человека вытекает одно из самых скандальных учений неопятидесятников: теория «Иисус умер духовно», или сокращенно ИУД. Это – представление о том, что Христос принял на себя природу сатаны.

Вот, что говорит Бенни Хинн:

«Змей – это символ сатаны. Иисус Христос знал, что единственный способ остановить сатану – это приобрести его природу… Грех – это то, что сделало сатану сатаной… Когда Иисус стал грехом, Он воспринял его от «а» до «я»…

Он стал смертью, чтобы смертные могли жить. Он стал грехом, чтобы грешники стали праведными в нем. Он стал одной природы с сатаной, чтобы те, кто имели природу сатаны, смогли приобщиться природе Бога»[9].

Кеннет Коупленд, ссылаясь на откровение Божие, творчески развивает эту идею:

«Как вы думаете, почему Моисей, по повелению Божию, вознес на древо змея, а не агнца? Меня это очень беспокоило. Я спросил: «в чем дело, что ты повелел сделать змея – символ сатаны? Почему не ягненка? И Господь сказал: «Потому, что тот, кто висел на кресте и был символом сатаны». Он сказал: «Я принял духовную смерть»[10].

Неопятидесятнические благовестники учат, что Христос был мучим демонами в аду – это и было «выкупом», который Бог дал сатане. Кеннет Коупленд богохульно называет Бога величайшим неудачником всех времен, провозглашает, что “сатана победил Иисуса на кресте” и описывает Христа в аду как “изнуренного, истощенного, маленького, низкого духа”. При этом Бенни Хинн, заявляет, что “люди, нападающие на Кеннета Коупленда, нападают на само присутствие Бога”[11].

Победа Христа над смертью, по словам идеологов ИУД, заключается в обретении Христом природы Бога после трех дней пребывания Его в природе сатаны. Лишь «рождение свыше» помогает Христу восстановить связь с Отцом и победить Диавола. Именно в этом заключено основание для победы каждого христианина. Когда мы рождаемся свыше, мы делаемся Богами (еще одна оккультная идея). Когда мы поймем это и начнем реализовывать нашу божественность в жизни, мы завоюем мир. И когда это будет свершено, Христос вернется на землю и мы вручим Ему Царство. В этом и состоит учение ИУД. Понятно, что это небиблейское и нехристианское учение — плод дуалистической философии, лежащей в основе мировоззрения “Движения веры”. Мировоззрение это фактически отрицает Божество Христа, не говоря уже о том, что кощунственно и богохульно утверждает, что Иисус обрел сатанинскую природу.

Более того, ссылаясь на еще одно откровение, Коупленд говорит, что сама личность Христа не играла особой роли в искуплении:

«Дух Божий сказал мне: Сын, постарайся уяснить одну вещь. Не позволяй традициям обмануть себя». Он продолжал: «Сатану победил в его царстве рожденный дважды человек». Тут я уронил мою Библию – вот так… Я переспросил: «Что?» Он сказал: «Рожденный свыше человек победил сатану, перворожденный среди многих братьев победил его». Он добавил: Ты и есть образ, точная копия того человека».

Я начал понимать, что он имеет в виду, и спросил: «Ведь ты имеешь в виду, ты не хочешь сказать, что я мог бы сделать то же самое?» Он ответил: «Да, если бы ты имел знание Слова Божиего, которое имел он, ты мог сделать ту же саму вещь, потому что ты тоже возрожденный человек»[12].

Подчеркну: в откровении, сообщенном Коупленду якобы Духом Божиим, говорится, не только что Христос родился свыше во время пребывания в аду, но и то, что самому Коупленду ничего не препятствовало стать искупителем человечества. Дело за малым: за «знанием слова Божиего».

Обращение и духовные дары, которые человек получает при крещении, дают ему возможность приобрести силу и власть в духовном мире (однако и на него в значительной степени распространяется влияние диавола и злых духов). Эти сила и власть в духовном мире нужны христианину, чтобы добиться исполнения самых сокровенных своих желаний в этом мире. А они уже заранее определены руководством секты. Дело в том, что, по вере неопятидесятнического движения, христианин должен не только возрастать, но и процветать во всех областях жизни. Истинный христианин должен быть — и не может не быть — богатым, здоровым, процветающим и счастливым (отсюда — “теология процветания”). Если человек таковым не является, то это явное доказательство неистинности его христианства.

Говорит Кеннет Хейгин:

«Кажется, у некоторых людей создалось представление, что, если верующий в Бога человек живет бедно, не обладает никаким имуществом, это есть знак смирения и благословения Богом. Они полагают, что следует шагать по жизни в дырявой шляпе, стоптанных туфлях и протертых брюках. И только так мы сможем свести концы с концами. Но ведь Иисус этого не говорил… Благословение Авраама было троекратным благословением. Первое обетование, данное Аврааму, было то, что Бог сделает его богатым»[13].

«Я думаю, что воля Божия в том, чтобы мы имели духовное, физическое и финансовое благосостояние»[14] - добавляет Йонги Чо.

Один из видных украинских неопятидесятнических проповедников Валерий Иванник формулирует эту мысль проще: 

“Слава Божия — это когда открываешь холодильник, и он — полный! Это когда открываешь кошелек, и он — полный!” [15]

Бог, оказывается существует для исполнение любого нашего желания и единственной целью его существования является делать то, что ему повелят «истинные христиане».

Но все зависит от веры человека:

«Ты можешь иметь то, что ты скажешь! Фактически ты сейчас получаешь то, что ты говоришь. Если ты живешь в бедности, нехватке и нужде, измени то, что ты говоришь. Это изменит то, что у тебя есть»[16].

И далее:

«Это дело вашей веры. Вы имеете веру на один доллар, и просите что-то на 10 тыс. долларов, и это не работает. Это и не будет работать. Иисус сказал: «по вере ТВОЕЙ будет тебе» - не в соответствии с ЕГО желанием, не только в том случае, если Он сможет найти для тебя время в своем рабочем графике. Он сказал: «по вере, которую ты имеешь». Допустим, я хочу получить роллс-ройс, но имею веры не больше, чем на велосипед. Как вы думаете, что я получу? Конечно же велосипед!»[17].

Вот истинная причина, по которой ни один неопятидесятник не признается в своих трудностях, проблемах или болезнях.

Благосостояние объявляется не просто волей Божией, но и необходимым условием спасения:

«Как узок кругозор у некоторых христиан! Как близоруки мы становимся, когда упускаем то, что сказано в Писании о цели изобилия. Большинство христиан… довольны тем, что имеют самое необходимое. Они никогда не осмеливаются с дерзновением просить сверх этого необходимого… Они рассчитывают лишь на убогую хижину в укромном уголке сияния славы… ЧТОБЫ БЫТЬ ПОЛНОЦЕННЫМ ХРИСТИАНИНОМ, ВАМ НУЖНО ИМЕТЬ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ДОСТАТОЧНО. Если вашего достатка едва хватает лишь для удовлетворения ваших непосредственных физических нужд, можете быть уверены, что вам его не хватит для исполнения воли Божией»[18].

В свете сказанного совершенно неожиданный смысл приобретает притча о блудном сыне из Евангелия от Луки: оказывается, наследство принадлежало обоим сыновьям, но только один из них (младший) воспользовался им. Старший сын упустил свой шанс из-за недомыслия. Большинство христиан сами обворовывают себя в своем полном наследстве в Иисусе Христе из-за своего недомыслия. Не зная своего завета, они не знают о своих правах детей всемогущего Бога»[19].

Отсюда понятно переложение 22 псалма, сделанное одним неопятидесятническим проповедником:

«Господь – мой банкир; мой счет полон. Он заставляет меня упасть, погрузившись в созерцание постоянного изобилия. Он дает мне ключ от Своего большого сундука, он воодушевляет мою веру Своим богатством; Он ведет меня дорогой процветания ради Своего имени. О, даже если бы я прошел посреди сени долгов, не убоюсь зла, потому что ты со мной. Ты приготовил мне путь перед лицом сборщика налогов. Ты наполняешь до верха мой бумажник, чаша моя преисполнена. Я уверен, что Божья помощь и изобилие будут сопровождать меня все дни жизни моей, и я буду заниматься моим бизнесом во имя Господа в долготу дней»[20].

Кеннет Коупленд предлагает всем желающим самую действенную формулу преуспеяния:

«Эта формула постоянно оправдывала себя в нашей жизни. Сработает она и в вашей, если вы посвятите себя ей.

- определите, сколько вам нужно. Смотрите, не обворовывайте самих себя. Бог не скряга. Он дает.
- заключите соглашение, согласно Мф. 18:19. Это очень важно.
- держитесь за это верой. Используйте принципы, изложенные в Мк. 11:23-24.
- свяжите дьявола и его силы во имя Иисуса. У вас есть власть в имени Иисуса повелевать сатане убраться из ваших финансовых дел. Не просите Бога сделать это для вас. Это делаете ВЫ САМИ во имя Иисуса.
- высвободите силы неба. Когда вы используете Слово во имя Иисуса, то они должны повиноваться вашей команде.
- хвалите Бога за ответ. Хвала отворяет двери избытка настежь.

 Вот пример молитвы, основанной на этих шести принципах:

«Отче, во имя Иисуса мы просим у Тебя __ (назовите сумму). Эти деньги на нашем небесном счету, и теперь мы снимаем эту сумму. Мы верим, что мы принимаем __ (повторите сумму). Согласно Марка 11:23-24, мы верим в своем сердце и исповедуем, что это принадлежит нам во имя Иисуса. Мы соглашаемся, что у нас есть __ (укажите сумму), согласно Матфея 18-19. С этого дня мы передаем Тебе заботу об этом деле и благодарим тебя за это. Сатана, во имя Иисуса, мы повелеваем тебе, мы связываем твои действия и провозглашаем тебя бессильным. Служебные духи, мы повелеваем вам позаботиться о том, чтобы эта сумма поступила к нам согласно послания к евреям 1:14. Отче, мы славим Твое имя за то, что Ты позаботился о наших нуждах согласно Твоих богатств во славе во Иисусе Христе и что Ты преумножил семя, посеянное нами во имя Иисуса»[21].

Суть законов преуспевания, по словам Джона Айванзини, состоит в том, что 

«Бог предлагает наиболее благоприятные условия для наших вкладов. Одни счета он оплачивает стократным увеличением, другие шестидесятикратным, а третьи – тридцатикратным… Он лично берет на себя ответственность за их возмещение… Величайшая польза от даяний Богу в том, что при всяком жертвовАнии на дело Божие, мы стоим перед получением нового урожая»[22].

Этому вторит Кеннет Коупленд: 

«Поймите как исполнять Слово Божие, и приготовьтесь к избытку!». Ведь, по его же выражению, «Господь – не скряга»[23].

Но в духовном мире есть определенные силы, которые противятся такому процветанию христианина и выдвигают на его пути разные препоны. Эти препоны — работа диавола и его демонов, которые суть истинные причины болезней, нищеты и несчастий. Естественно, никакие рациональные объяснения болезней и несчастий сектантами не принимаются.

«Противься искушению болеть точно так же, как ты противишься искушению согрешить. <…> Сатана — источник болезни. Когда сатана пытается навязать тебе болезнь, отказывайся от этого во имя Иисуса.

Твоя болезнь противоречит воле Божией» (Коупленд).

Поэтому первая задача для христианина — избавление от этих препон и расчистка пути к процветанию, богатству, красоте и т. п. Так мы приходим к идее духовной войны, которую также можно назвать одной из ключевых концепций “Движения веры”. Так как все люди — духовные существа, христиане могут войти в тот же духовный мир, из которого действуют демоны, и начать в нем войну против армии духов сатаны. Изгоняя бесов, Джон Уимбер требовал, чтобы они назвали свои имена, которые звучали как “Боль”, “Похоть”, “Безобразность”, “Смерть”, “Сонливость”, “Обжорство”, “Сладострастие”. Согласно Уимберу, имена произносились с выделением слюны, в удушающих конвульсиях. Часто этому сопутствуют такие явления, как падения, крики, стоны, тяжелое дыхание, зловоние и т. п.

Отсюда столь важная роль, которая на каждом богослужении неопятидесятников придается “исцелению от болезней”. Каждому из их лидеров сопутствует слава целителя. Исцеляются ли люди на самом деле? Безусловно, многие заболевания, имеющие психосоматическую основу, при наличии веры больного в свое исцеление, могут исчезнуть. Однако, проводившие исследования специалисты утверждают, что не обнаружили ни одного случая исцеления от органических заболеваний. Более того, убеждение больного человека в том, что он уже исцелен, может привести к тому, что он запустит свою болезнь до необратимого состояния. Известны многие скандальные случаи подтасовок и лжеисцелений на собраниях неохаризматиков, о которых объявлялось для того, чтобы ввести зал в экстатическо-трансовое состояние. Можно привести характерный эпизод. В 1981 г. один немецкий коммерсант предложил Райнхарду Боннке пожертвовать 3 тысячи очков для раздачи неимущим африканцам. Боннке с негодованием отказался, заявив, что по его молитве слепые прозревают, а слабовидящие выбрасывают свои очки за ненадобностью. Между тем сегодня сам Боннке носит очки и, наверное, уже по-другому отнесся бы к такому пожертвованию. И в заключение вспомним слова Самого Христа: “Многие скажут Мне в тот день: "Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли! и не Твоим ли именем многие чудеса творили?" И тогда объявлю им: "Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие"” (Мф. 7:22-23).

Учению о пожертвованиях (официально говорится о десятине, но на самом деле, часто сектантов принуждают отдавать гораздо больше) отводится очень важная роль.

Джон Айванзини уверяет, что и это учение получено им непосредственно от Бога:

«Бог желает открыть Себя вам посредством чуда стократного увеличения вашего финансового посева… То, чем я собираюсь поделиться с вами, явилось результатом наиболее близкого общения с Богом…

Когда я молился, вдруг начало происходить то, что выходило за пределы моего опыта. Бог явился мне видимым образом! Он был окружен светлыми концентрическими кругами и, обращаясь ко мне, сказал, что избирает меня для провозглашения принципов библейской экономики, чтобы сделать их известными церкви. Это слово для верующих последних дней. Затем Он начал открывать мне Свою истину, почти неизвестную на земле.

Он сказал: «Обычно Я не могу умножать деньги, которые Мои дети дают Мне… Я могу делать это только тогда, когда народ Мой дает Мне деньги правильным образом. Я не могу умножать то, что они дают Мне неправильно. Давая Мне деньги, они совершают обычно две большие ошибки. Первая: они редко дают Мне в точности столько, сколько Я сказал.

Второе, что мешает Мне возвращать их даяния, это то, что их даяния не сопряжены с желанием получать благословения. Они вообще в своих даяниях ничего от Меня не ожидают.

Скажи народу Моему, что всякий раз, когда они дают Мне свои деньги, они должны руководствоваться этими двумя указаниями. Первое: они всегда должны давать столько, сколько я повелел. Второе: они должны давать с верою, ожидая умножения своего даяния в умноженном виде»[24].

Если же у человека нет денег на пожертвовАния,  то, по мнению Айванзини, он согрешил святотатством:

«Почти в каждой церкви, где я выступаю, а также в получаемых письмах люди говорят одно и то же: «Брат Джон, Бог не снабдил меня деньгами, поэтому я не могу ничего дать». Поверьте, я никого не хочу выводить из себя, однако… я должен противостать этому грубейшему обвинению против Бога.

Каждый христианин обеспечен деньгами для даяния Богу. Сознаю, что когда тарелка для сбора проходит по рядам, многие христиане не могут туда ничего положить.

Однако, поймите, что отсутствие средств объясняется вовсе не тем, что Бог недостаточно обеспечил их средствами для даяния. Истинная причина таких явлений в том, что люди необоснованно присваивают деньги, которыми Бог снабдил их для участия в деле Божием…

В следующий раз, когда у вас нечего будет положить, попробуйте сделать так: скажите: «Я необоснованно присвоил деньги, которыми Бог обеспечил меня для даяния. Из-за этого у меня ничего не осталось на пожертвовАние».

Исповедав это упущение, просите у Бога прощения, а также возможности возместить упущенное. Если ваше раскаяние будет искренно, Бог непременно поможет вам возместить эти средства»[25].

Нужно скапливать духовный капитал, нужно вкладывать в духовный банк — и тогда у вас будут накапливаться проценты и в физическом, земном банке. Чем больше вы вложите в секту, тем больше вам вернется от Бога. Получается вполне четко вычерченный принцип пирамиды. Вот слова жены Кеннета Коупленда Глории:

«Вы отдаете один доллар ради Евангелия, а вам принадлежит уже 100 долларов. Вы отдаете 10 долларов, а получаете дар за это 1000 долларов. Вы отдаете 1000 долларов и получаете за это 100 тысяч. Я понимаю, что вы сами умеете умножать, но я хочу только объяснить это вам еще раз четко… Пожертвуйте самолет, получите обратно стократную стоимость этого самолета. Подарите автомобиль, и вы получите столько автомобилей, сколько вам не потребуется за всю вашу жизнь. Короче говоря, то, что сказано в Евангелии от Марка 10:30 — это хороший бизнес»[26].

Думается, любому мало-мальски знакомому с Писанием человеку очевидна диаметральная противоположность этого утверждения христианству, о чем апостол Павел и предупреждал верующих: «ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6:10).

Итак, неопятидесятники вместо Евангелия проповедуют «хороший бизнес». Они проповедуют евангелие процветания, евангелие, чей смысл перетолкован до его прямой противоположности, евангелие, в котором фактически нет Христа-искупителя, Бог сведен до уровня золотой рыбки, послушно исполняющей любые посюсторонние желания «настоящих христиан», раз и навсегда завладевших божественной силой и властью и самих ставших «христами», контролирующими бессильного Бога. Это христианство, которому фактически не нужно Царство Божие, ибо все необходимое для богатой и красивой жизни неопятидесятники рассчитывают получить здесь и сейчас. Это евангелие, основанное на оккультных практиках и методиках и вобравшее в себя многие основные идеи «Нью-Эйдж» - движения Новой эры и, в паре с ним, победно завоевывающее мир. Фактически, мы видим рождение новой религии – антихристианства, созданного на откровениях князя мира сего, бахвалящегося своими «знамениями и чудесами» и готовящегося к принятию грядущего великого чудотворца – антихриста.

Но создатель этой системы – отец лжи, конечно, не дает своим жертвам обещанного. Вопреки их постоянным заверениям об их здоровье и процветании, им делается все хуже и хуже. Молитвенные собрания вводят сектантов в иррациональный экстаз, при котором они переходят в другой мир, наполненный демонами, беспокойством, стрессом и отчаянием. Вместе с тем они делаются своеобразными наркоманами переживаемых на собраниях состояний и уже не могут жить без индуцированной эйфории от “языкоговорения”, “повержения в Духе”, “молитвы мук рождения” или пиджака Бенни Хинна, — только они временно отдаляют от сектантов черную бездну отчаяния. Таким образом, руководство секты полностью овладевает сознанием ее членов. Ведь только оно дает возможность человеку вновь пережить эти состояния, и условием для этого является безоговорочное подчинение сектанта пасторАм, лидерАм и епископАм.

Материя и творение Божие объявляются злом. От них нужно отречься. Все представляется в духовных категориях: это либо дух Бога, либо дух сатаны. Но единственный, кто мог бы нас спасти, — Христос — объявляется обретшим природу сатаны и утратившим силу спасать кого-либо. Богом объявляется сам человек; сам человек объявляется собственным спасителем.

Человек оказывается привязанным к системе, где самым главным показателем являются личные достижения. Только они могут доказать, что вы добились обожествления. В той же мере достижением (а не даром) для процветанцев считается и вера. Согласно учению “Движения веры”, после того как мы делаемся христианами (“рождаемся свыше”), мы делаемся заложниками нашей собственной победы, ключевыми словами которой являются ВЛАСТЬ и АВТОРИТЕТ.

Из всего вышесказанного совершенно очевидно, что “Движение веры” не может считаться христианским движением — это грубая магически-оккультная система, построенная на психическом манипулировании и контролировании сознания. Прикрываясь псевдохристианской фразеологией, она отрицает практически все положения исторического христианства. Само название “Теология процветания” кощунственно, ибо основывается на том, что христианская вера гарантирует ее носителю богатство и процветание, а это противоречит словам Христа: “Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески злословить за Меня” (Мф 5:11); “Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною” (Мф 16:24). По существу процветанцы отрицают Крест Христов, без которого христианство теряет всякий смысл и делается лишь кощунственной пародией на самое себя. Именно к ним относятся слова Господа: “Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям” (Мф 5:13).

Этот доклад уместно закончить выводом шведского врача Гудрун Свартлинг, который она сделала по окончании проделанного ей обследования секты:

«В этой “Теологии процветания” внешний физический мир не является подлинной реальностью, а духовный мир наполнен злыми духами, с которыми Бог оставил Своих детей наедине. Всякий раз, когда вы чувствуете, что не в силах справиться с проблемой — болезнь, усталость, депрессия, авария или что-нибудь другое, — вы должны воспринимать это как нападение из духовного мира. Вы должны воедино собрать всю вашу волю, все ваши духовные силы, чтобы немедленно провести агрессивную контратаку. Однако бесконечно продолжаться это не может, и осознание этого, рано или поздно приходящее к вам, может иметь самые трагические последствия»[27].


 

[1] Cerullo M. The Miracle Book. San Diego, CA: Cerullo Word Evangelism, Inc., 1984. x-xi.

[2] Copeland K. Spirit, Soul and Body I. KCM, 1985. Audiotape #01-0601, side 1. Цит. по: Hanegraaf H. Christianity in Crisis. P. 121

[3] Hinn B. «Praise the Lord» program on TBN, October 3, 1991. Цит. по: Hanegraaf H. Christianity in Crisis. P. 123.

[4] Hagin K. The Believer's Authority. RHEMA Publishers, 1990. Р. 16, 39.

[5] Copeland K. Following the Faith of Abraham. KCM, 1989. Audiotape #01-3001, side 1.

[6] Hagin K. Zoe: The God – King of Life. KHM, 1989. P. 35-36, 41.

[7] Copelend K. Take Time to Pray// Believer’a Voice of Victory. 15, 2: February, 1987. P. 9.

[8] Hinn B. Good Morning, Holy Spirit. Nashville: Thomas Nelson, 1989. P.135-136. Цит. по: Hanegraaf H. Cristianity in Crisis. P. 139.

[9] Hanegraaf H. Christianity in Crisis. P. 155-156.

[10] Copeland K. What  Happened From the Cross to the Throne. KCM, 1990. Audiotape #02-0017, side 2.

[11] Цит. по информационному материалу Центра апологетических исследований «Что плохого в Движении Веры» (С-019).

[12] Copeland K. Substitution and Identification. KCM, 1989. Audiotape #00-0202, side 2. Цит. по: Hanegraaf H. Christianity in Crisis. P. 172-173.

[13] Хейгин К. Искуплены от бедности, болезни и духовной смерти. С. 2-11.

[14] Цит. по: Бюне В. Игра с огнем / Пер. с нем. Bielefeld: Christliche Literatur-Verbreitung, 1992. С. 262.

[15] Запись на видеокассете.

[16]  Коупленд К. Законы преуспевания. C. 77.

[17] Price  F. «Praise the Lord» broadcast on TBN, 21 September 1990 (Цит. по: Documentation for Christianity in Crisis by Hank Hanegraaf).

[18] Аванзини Д. Тридцать, шестьдесят и сто крат: Ваш финансовый урожай. John Avanzini Ministries, 1992. С. 53-54.

[19] Коупленд К. Законы преуспевания. С. 38.

[20] Newman T. H. Writing in Pneuma// The Journal of the Society for Penticostal Studies, Vol. 12. No. 1. Spring, 1990. P. 45.

[21] Коупленд К. Законы преуспевания. С. 82-83.

[22] Аванзини Д. Указ. соч. С. 13. 

[23] Хейгин К. Искуплены от бедности, болезни и духовной смерти. С. 11.

[24] Аванзини Д. Указ. соч. С. 178-179.

[25] Там же. С. 180.

[26] Цит. по: Бюне В. Указ. соч. С. 263.

[27] DND 43/1991. Интервью, взятое у Г. Свартлинг.

 

Александр Леонидович Дворкин. «Теология «процветания» в неопятидесятничестве»

По благословению Председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископа Верейского Евгения 15 и 16 ноября 2013 в Николо-Угрешской духовной семинарии состоялась двухдневная научно-практическая конференция «Неопятидесятничество: протестантизм или оккультное движение?».

В качестве одного из докладчиков выступил Александр Леонидович Дворкин президент МОО «Центр религиоведческих исследований», председатель Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ, вице-президент Европейской Федерации исследовательских центров информирования о сектах (FECRIS), профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктор философии, кандидат богословия. Тема его доклада: «Теология «процветания» в неопятидесятничестве».

Николо-Угрешская Православная Духовная Семинария  https://www.youtube.com/watch?v=1KXiW2zh5f0

Обсудить данный материал вы можете в Telegram-канале А. Л. Дворкина.




Дорогие друзья, посетители нашего сайта - самого информативного и самого крупного противосектантского сайта всего русскоязычного интернета!


Для того, чтобы поддерживать и продвигать наш сайт, нужны средства. Если вы получили на сайте нужную информацию, которая помогла вам и вашим близким, пожалуйста, помогите нам материально. Ваше пожертвование сделает возможным донесение нужной информации до многих людей, которые в ней нуждаются, поможет им избежать попадания в секты или выручить тех, кто уже оказался в этих бесчеловечных организациях.


Мы нуждаемся в вашей помощи. Не оставайтесь равнодушными. Пусть дело противостояния тоталитарным сектам станет поистине всенародным!


Заранее - огромное спасибо!


А. Л. Дворкин и вся редакция сайта Центра священномученика Иринея Лионского



Для выбора способа пожертвования, щёлкните по нужной иконке справа от суммы