Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-905-709-23-14 (9:00-20:00)
 

Культ Сумы Чинг Хай - 14.06.03

Будущий «Верховный мастер Сума Чинг Хай» появилась на свет под именем Хью Данг Тринх 12 мая 1950 г в маленькой деревеньке Ау-Лак во Вьетнаме. Стандартная для «Великих мастеров» такого полета биография, распространяемая среди ее последователей, начинается с образа чудо-ребенка уже в пеленах штудирующего «труды Лао-цзы и Чжуан-цзы». Для внешних она — сестра милосердия, миротворец, пекущийся о беженцах, духовный революционер, жертвующий браком (естественно, с согласия понимающего мужа) во имя идеи, просветленная, но скрывающаяся, опознанная и уже не могущая молчать, «любимый Учитель», «Мастер», лауреат безвестных премий, благотворитель неведомых страдальцев.
Тем не менее в блестящей, как лысина, истории жизни опущены многие подробности, могущие пролить свет на путь восхождения Тринх к Чинг. Ее мать вьетнамка и отец китаец по официальной версии «были католиками, открытыми буддизму». Еще будучи подростком Тринх переживает скоротечный роман с американским солдатом, в результате которого рождается дочь.
В 19 лет (этап сестры милосердия), в разгар войны во Вьетнаме, Тринх бежит из дома с немецким доктором одной из международных гуманитарных организаций. В Европе она выходит за него замуж, они живут в Великобритании, затем в Германии. Но врачу не повезло, его жена оказалась неспокойной, импульсивной искательницей духовных пробуждений. В 1979 г. она знакомится с буддистским монахом и, оставив семью, следует за ним повсюду в течение 3 лет, до тех пор, пока ей как женщине недвусмысленно не запретили посещать его монастырь. Похоже, что именно в это время происходит ее окончательный разрыв с мужем.
Духовные искания, естественно, приводят Тринх в Индию. Там она становится ученицей гуру Такара Сингха, который отделился от неоиндуистской секты Радхасоами и основал собственную секту — «Радхасоами сатсангх» («Керпал лайт сатсангх»). 
«В истории Радхасоами Такар Сингх стал самым скандально известным гуру» — пишет Дэвид Кристофер Лэйн, выпускник Беркли, который, встретив Такара в 1978 г. в Индии, посвятил ему исследование. Он свидетельствует, что «к середине 1980-х по всему миру были сообщения о том, что Такар присваивает чужие деньги, имеет сексуальные отношения с бесчисленным количеством женщин, регулярно связывает и избивает их». Но у Такара Тринх долго не задержалась (кто знает, возможно, в силу начавших проявляться особенностей гуру). К тому времени она, по ее словам, уже владеет некой техникой медитации «Гуань Инь» (имя богини милосердия и покровительницы рожениц в дальневосточном буддийском пантеоне — мутировавший бодхисаттва Авалокитешвара махаяны) и перебирается на Тайвань. Там в 1983 г. Тринх становится ученицей буддистской монахини Ксинг-жинг, от которой, скрыв свою компрометирующую связь с Сингхом, получает посвящение в духовный сан с именем Чинг Хай, что в переводе с мандаринского диалекта китайского языка означает "чистый океан". Спустя год неугомонная Чинг Хай обнаруживается уже в буддийском центре в Квинз, Нью-Йорк, где преподает медитацию. Приблизительно в это время ее 20-летняя дочь совершает самоубийство. Не известно, есть ли взаимосвязь с этим событием и новым поворотом в ее судьбе. Но в Америке, начав преподавать свой метод медитации «Гуань Инь», она не встречает понимания среди учеников и вновь меняет адрес. В 1986 г. она в Тайване и занимается неблагородным делом, переманивая учеников бывшей наставницы Ксинг-жинг. Чинг Хай организует временный центр в квартире в пригороде Тайбэя. Слухи о ее провидческих способностях и уникальной медитации начали привлекать к ней множество учеников и уже к 1987 г. плакаты с изображением Чинг Хай красуются на улицах Тайбэя. К тому времени тайваньское сообщество буддистов уже было извещено о ее прошлой связи с позорным культом Такара Сингха, но было слишком поздно. «Высочайший мастер» уже родилась. 
Учение Чинг Хай носит весьма упрощенный и синкретический характер. Все видимое и невидимое было создано Богом, «чтобы поиграть, доказать свое могущество, или чтобы просто быть Богом». Он разделился на части и каждой предназначил свою роль, как в театре. В спектакле Демиурга-Директора по сценарию Чинг Хай роль талантливых актеров заняли «мастера»-«боги»-«будды» — Будда, Христос, Мухаммед, и другие «посланные мастера» (чья мизансцена включает помимо земли пять райских духовных уровней). Нерадивые же лицедеи, забывшие свою роль, — люди. Они утратили осознание того, что они «Боги» и от этого мир затемнен и полон страданий, вернее иллюзиями оных. Мастера приходят в мир, чтобы напомнить собратьям-богам об их назначении. «Мастер» Чинг — одна из них. Она пришла научить людей, как стать нечувствительными к боли и научиться жить по божественному сценарию. Чтобы достичь единства с божественной волей, с Богом, нужно практиковать ее метод медитации «Гуань Инь». 
Теоретическое описание и обоснование метода в лекциях Чинг носит размытый характер (то ли из-за плохого перевода, то ли из-за неумения или нежелания автора четко выражать свои мысли, скорее последнее). Вселенная пронизана божественными звуковыми вибрациями, сопровождаемыми светом, к которым необходимо подключиться, дабы обрести в себе сущность Бога, достичь просветления. Для эффективной практики «Гуань Инь», необходимо получить посвящение от гуру Чинг Хай. «Во время Посвящения даются специальные инструкции по медитации на Внутреннем Свете и Внутреннем Звуке, и Учитель Чинг Хай дает возможность достичь Духовного Контакта. Этот первый опыт Божественного присутствия воспринимается в тишине». «Мастер Чинг Хай производит "духовную трансмиссию"». «Физическое присутствие Учителя Чинг Хай не является необходимым для того, чтобы открыть вам эту дверь. Этот Контакт является существенной частью метода». Но опять же «сама по себе техника медитации не принесет пользы без внутренней поддержки и защиты Мастера»
После посвящения единственным требованием для успеха в достижении высоких уровней просветления является ежедневная (по два с половиной часа) практика метода «Гуань Инь» и соблюдение пяти заповедей: 
1. Не отнимать жизни у существ, наделенных чувствами [включает вегетарианство — Авт.]. 
2. Воздерживаться от лжи. 
3. Не брать того, что вам не принадлежит. 
4. Воздерживаться от сексуальной распущенности. 
5. Воздерживаться от употребления опьяняющих веществ. 
Медитация «Гуань Инь» якобы позволяет человеку не только через соединение с божественными вибрациями пробудить в себе Будду, но и встретиться с Учителями и прогуляться с ними в пять духовных миров. Просветленный становится нечувствительным к боли. Боль присутствует в мире, но человек уже все осознает как «часть договора. Это часть вселенской игры. Так что если вы все это понимаете, страдание больше не является настоящим страданием. Это не значит, что вам не будет больно, если вам кто-нибудь всадит нож в ногу, ранит вас, будет вас проклинать, унижать вас, или попытается вам навредить. Это все равно больно, но в общем, эта мудрость помогает нам сохранять свой покой. Страдает только физическое тело, страдает только мозг, но большинство времени у нас каким-то образом есть это основное умиротворение внутри себя. Так что даже если мы какое-то время страдали, мы восстанавливаем улыбку почти сразу же, или очень скоро. Вот что хорошо в том, чтобы помнить кто вы такой и возвращать себе состояние Бога».
В качестве сподручного материала для своих умствований «Мастер» Чинг широко использует библейские образы, толкуя их вкривь и вкось. Так, дабы среди ее слушателей (вероятно, большинство из которых настроено прохристиански) возобладал положительный рефлекс, Хай ловко жонглирует фразами (библейские слова и выражения выделяются ниже курсивом), игнорируя их контексты:
«Посвящение <…> подразумевает, что Учитель принял Вас быть одним из созданий этого круга святых. В этом случае Вы уже не обычное существо, Вы — возвышены. В старые времена это называлось "Крещением" или "Брать убежище у Учителя"»
«Метод "Гуань Инь". "Гуань" означает наблюдение. А "Инь" означает звук. Этот звук означает "Слово" в Библии. Вы знаете, "В начале было Слово", вибрация, "и Слово было с Богом, и слово было Бог. Все было сделано им. Ничего, из того что было сделано, не было сделано не им". В старые времена они называли вибрацию «слово». О, вы должны знать, что слова вибрируют». Для обоснования оккультной идеи вибраций Чинг Хай коряво излагает цитату из Иоанна 1:1-3, совершенно игнорируя ее контекст и даже то, что слова «звук» и «слово» не синонимы.
«Когда Иисус был жив, Он был великим мастером. Он подчеркивал, что Царство Божие — только через Него. Это значит, через живущего мастера. Он не сказал, что Он будет всегда, вечно этим мастером. Он сказал: "Пока я в этом мире, я свет миру". А после Он сказал: "Не печальтесь обо мне, потому что я пошлю вам утешителей". Это значит, что будет другой мастер, который придет». В последней цитате (в ней едва ли можно опознать отрывок из Иоанна 16:6, 7) Чинг Хай без тени смущения слово «Утешитель», приводимое в Новом Завете всегда в единственном числе, так как речь идет о Святом Духе, ставит во множественном.
По словам последователей секты, Чинг Хай оправдывает свои манипуляции тем, что якобы: «Библия — это слово Учителя в сокращенной форме; о жизни Учителя мы тоже знаем не все. В Библии ведь не очень много разъяснений. Многие из вариантов Библии подвергались цензуре, подгонялись к требованиям лидеров различных движений, причем, далеко не всегда это были люди одухотворенные. Ведь вы знаете, что, с какой стороны ни посмотри, все продается и покупается. С какой стороны ни взгляни на жизнь — везде увидишь торговцев. Настоящая же, подлинная Библия, как мы знаем, на самом деле другая, более объемная, более точная и понятная». Такого роды заявки позволяют ей ссылаться на ей лишь ведомые отрывки из «полной» Библии и «древние книги». Так Иисус Христос, вкушавший вино, рыбу и мясо, у нее вдруг начинает говорить голосом вегетарианца: «Люди, принимающие в себя плоть животных, становятся их гробницами, Истинно говорю вам... Кто убивает живых тварей и ест их мясо, ест мясо покойников». 
Относя себя к ряду тех, кого она именует «Буддами», «Учителями» или «Аватарами», Чинг Хай стремится повысить свой статус. Но на деле ничто не мешает ей выстругивать образы «предшественников» по своему образу и подобию, отрясая опилки их учений со своих ног. Ведь она сама есть истина в последней инстанции: «Я не отношу себя ни к буддистам, ни к католикам. Я принадлежу Истине и проповедую Истину».
Популизм, налет таинственности, поверхностный оккультизм с буддийскими вставками, разбавленные натянутой шуткой — вот свойства ее учения. Мадам Чинг лишь играет роль и делает это довольно неталантливо — на уровне клубной самодеятельности. «Находить Бога — это тоже хобби, в любом случае. Для меня это хобби. Это очень приятное хобби» — говорит она. Другими «приятными хобби» в жизни Чинг Хай являются живопись, садоводство, стихотворство, пение и дизайн. «Метод Просветления», видимо, не дотягивает уровня самоокупаемости, но неплохо служит рекламой для бизнеса Чинг Хай в других сферах. В любом случае, въетнамская мадам нашла выгодное применение своего мыльного псевдобуддийского оккультизма, убивая двух зайцев одной «Гуань инь».

Марианна Дорошенко

В статье использованы материалы:
http://quanyin.narod.ru,
http://www.nevskiy.orthodoxy.ru,
Rafer Guzman. «Part Buddha, part Madonna, 
Supreme Master Ching Hai promises immediate enlightenment to San Jose's Asian immigrants». March 28- April 3, 1996 issue of Metro.

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.