Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-905-709-23-14 (9:00-20:00)
 

Равнодушное созерцание власти - 01.07.14

Правоохранительные органы и власти Нижегородской области не хотят разбираться в гибели адепта секты «Лайя-йога»

В ряде нижегородских СМИ 20 июня 2014 года сообщалось о гибели Любови Агафоновой в колодце у своего дома в деревне Пустошь Ветлужского района. В прессе отмечалось, что погибшая имеет отношение к Центру ведической культуры «Дивья Лока», который с начала 2000-х годов обосновался в деревне Чухломка того же Ветлужского района.

Фото vk.com/divyalokaCовет «Дивья Лока» заявляет обратное. Мол, Агафонова не являлась их прихожанкой, и это было официально заявлено еще 31 мая. Понятно, что ситуация для религиозной организации «Лайя-йога», которая и создала монастырь-академию «Дивья Лока», щепетильная.

К их заявлениям следует относиться критически. Но нас интересует другое: почему областные и районные власти находятся в состоянии медитации и равнодушного созерцания в отношении периферийной религиозной организации?

Впервые широкая общественность услышала о «Дивья Лока» в ноябре 2012 года, когда одна из жительниц Семеновского района убила своего однолетнего ребенка. В ходе осмотра ее жилища была обнаружена и изъята религиозная литература, которая указывала на приверженность женщины, как выражаются эксперты, к псевдоиндуистскому культу «Лайя-йога».

Из её пояснений стало известно, что она посещала общину-поселение «Дивья Лока» в Чухломке. Следствие предполагало, что мотивом к убийству могли послужить религиозные убеждения женщины, но доказать это не удалось.

Ситуация вызвала широкий резонанс. Эти события обсуждались на федеральном телеканале в ток-шоу. Потом в нижегородских СМИ появились материалы о «Дивья Лока». Далее в Чухломку приехали тележурналисты, которые сняли разгромный фильм о происходящем в общине-поселении.

Говорят, в министерстве внутренней политики Нижегородской области было встревожились, но, похоже, работы над ошибками не провели. Более того, и ветлужские власти, и некоторые структурные подразделения правительства области закрыли глаза на происходящее в Чухломке.

Так, за несколько дней до трагедии с Агафоновой в ряде нижегородских СМИ была представлена информация о том, что гуру «Лайя-йога» и его окружение через адептов периферийного религиозного течения используют новые методы для привлечения финансовых средств в свою организацию.

В частности, новый адепт Галина С., 1986 года рождения, уроженка и жительница Казани, зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя. Опекающие ее монахи, предположительно «Арутханатх» и «Махалакшми», которые развернули в «Дивья Лока» бизнес по производству чая, подготовили Галине С. документы для получения в правительстве Нижегородской области гранта на развитие собственного малого бизнеса.

В 2012 году С. принимает участие в конкурсе и получает грант в размере 300 тысяч рублей. Однако отчетов о произведенных целевых расходах она не предоставляла, на что тратились бюджетные средства было неизвестно.

Правоохранительные органы, которые мониторили ситуацию вокруг «Дивья Лока», вмешались в ситуацию, подавая сигналы правительству области. В итоге сама С. правоохранителям ничего вразумительного пояснить не смогла. Назревал скандал.

Данная ситуация стала известна «гуру» и, надо полагать, тот дал указание срочно изыскать средства и вернуть деньги в бюджет, поскольку в «Дивья Лока» обоснованно опасались привлекать к своей организации внимание силовых структур. Деньги чудесным образом отыскались и в начале мая 2014 года были благополучно возвращены в бюджет Нижегородской области.

Однако вопросы остались. В профильном министерстве областного правительства не особо вникают, кому достаются гранты? По сути, дело дошло до финансирования лидеров «Лайя-йога», с подачи которых С. (она же «Гаури») зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя. Можно ли быть уверенными, что такое больше не повторится? Неизвестно.

И вот теперь дело доходит до трагического случая с адептом религиозного течения Агафоновой. Она разводится с мужем, поделив имущество. Прибывает в Ветлугу и устраивается в ЦРБ детским педиатром. Проживает в квартире на улице Евгения Куликова стоимостью в несколько сотен тысяч рублей. Через полгода увольняется из Ветлужской ЦРБ и переезжает в деревню Пустошь, где для нее приверженцами «Дивья Лока» приобретается квартира за 150 тысяч рублей.

Какие-то средства Любовь Агафонова потратила на ремонт квартиры. Тем не менее, возникает вопрос: куда делись довольно большие средства? На подношения наставникам, монахам из «Дивья Лока»? Как-то быстро Агафонову «распотрошили».

Соседи погибшей женщины по деревне Пустошь говорят, что какие-то средства у нее были. Якобы кто-то слышал, что у нее есть богатый родственник из Санкт-Петербурга, кто-то говорил, что ей помогает бывший муж. В любом случае, создается впечатление, что Любовь Агафонова неуклонно приближалась с семилетним ребенком на руках к тому, что называется тяжелой жизненной ситуацией.

Совет Центра ведической культуры «Дивья Лока» еще 31 мая заявил, что Агафонова не являлась их прихожанкой. Теперь понятно, почему она оказалась в последние дни в состоянии транса, о чем сообщили и соседи Агафоновой.

Женщина, как говорится, выпала из мейнстрима, стала жить по этическому кодексу ученика-мирянина. Это подразумевает в значительной степени изоляцию от местного населения, а тут от нее отрекается и совет «Дивья Лока».

Понятно, в каком состоянии и положении оказалась бедная женщина. Процитирую достаточно красноречивый пункт из наставлений о взаимоотношениях с местными жителями: «Не следует без благословения активно завязывать взаимоотношения с местными жителями: просить приютить, останавливаться на ночь, оставлять вещи, просить о помывке в бане, просить еду, материальной помощи, наниматься на работу и др., т. е. совершать любые действия, которые могли бы поставить сангху и монахов в неудобное положение».

Есть две версии гибели Любови Агафоновой: несчастный случай и суицид. Ветлужские правоохранительные органы придерживаются версии случайной смерти Агафоновой.

Доводы в пользу несчастного случая менее убедительны, чем аргументы в пользу суицида. Но даже обстоятельства так называемого несчастного случая указывают на то, что взаимоотношения с «Дивья Лока» стали определяющими в судьбе погибшей.

Почему же ветлужские власти не хотят «бодаться» с «Лайя-йога»? Мол, у них там хорошие юристы. Кроме того, монахи и прихожане не замечены ни в уголовных, ни в административных правонарушениях. Но главная причина в другом.

Доказать наличие причинно-следственных связей между суицидом Агафоновой и ее посещениями «Дивья Лока» — непростая задача. Пришлось бы выкорчевывать «Лайя-йогу» из Ветлужского района, а это очень хлопотно. Кому хочется этим заниматься?

Тем более, что «Дивья Лока» декларирует выгоду своего нахождения в Ветлужском районе. Мол, они здесь создают новые рабочие места за счет строительства новых объектов. Привлекают инвестиции, то есть деньги, которые работают в районе.

Но дело не только в этом. «Лайя-йога» в последние годы активно сотрудничает с организациями, которые декларируют выполнение сверхамбициозной задачи создания «эликсира бессмертия» к 2045 году.

Среди них автономная некоммерческая организация содействия развитию и внедрению инновационных технологий и методик в области радикального продления жизни человека «Мир 2045», фонд поддержки разработок технологий радикального продления жизни «Глобальное будущее 2045», корпорация «Бессмертие», стратегическое общественное движение «Россия 2045».

В перспективе «Лайя-йога» собираются построить на территории Нижегородской области 108 храмов единства всех религий. Это означает, что амбиции, влияние и связи этой организации растут не по дням, а по часам.

Здесь собираются строить «столицу духовной культуры». Вот местные ветлужские власти и не замечают того, что происходит с десятками адептов «Лайя-йоги», которые оказались волею судеб на их территории и периодически получают «порцию» того самого эликсира.

Виктор Деменев

30.06.2014

«Новая газета» в Нижнем Новгороде»  http://novayagazeta-nn.ru/2014/329/ravnodushnoe-sozertsanie-vlasti.html

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.