Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-905-709-23-14 (9:00-20:00)
 

“Общество сознания Кришны" как оно есть - 24.02.13

(РЕДАКЦИОННАЯ СПРАВКА) 

Между Индией наших кришнаитов и реальной Индией такая же разница, как между порошком “Зуко” и соком живого плода.

(Ирина Глушкова, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН.
“Независимая газета”, 6 июля 1996 г.)

 

1

Начиная с 1971 г. в России активно действует прозелитствующая неоязыческая секта “Международное общество сознания Кришны” (МОСК). МОСК было основано в 1966 г. в Нью-Йорке выходцем из Индии незадачливым коммивояжером Абхаем Чараном Де (более известным под почетным наименованием “его божественная милость Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада”). Он начал пропаганду своих теорий среди хиппи, наркоманов и деклассированных элементов, которые и составили первоначальное ядро, а затем и в значительной степени руководящий состав основанной им организации. 

МОСК является типичной неорелигиозной псевдовосточной группировкой, по многим параметрам примыкающей к неоязыческому движению New Age (“Новая Эра”). Все заявления МОСК о его принадлежности к традиционному индуизму, мягко говоря, преувеличены, так как традиционные индуистские группировки его не признают: членам МОСК даже не позволяется заходить во многие индуистские храмы (в том числе и в тот, где, по легенде, родился Кришна). 2. 

2

Несмотря на все заявления кришнаитов о своем “монотеизме”, их движение бесспорно является языческим. Поклоняются они богу, которого они называют Кришной (На санскрите — “черный”, “темный” или “темно-синий” — говорящее имя. В мифологии джайнов и буддистов Кришна — фигура отрицательная. У буддистов он — глава черных демонов, врагов Будды. ), по их мнению, творцу и первопричине этого мира. “Он поддерживает эти вселенные и в должный срок уничтожает их, причем вся эта деятельность нисколько не влияет на Него” (“Шримад-Бхагаватам”, песнь 1, часть 1, глава 3, комментарий к тексту 36). “Он один творит, поддерживает и уничтожает материальный мир, и все это не оказывает на Него никакого влияния” ( “Шримад-Бхагаватам”, песнь 1, часть 2, глава 10, текст 24). Некоторые другие боги являются его частичными и неполными аватарами – воплощениями. В частности, они утверждают, что Христос – Бог христиан, – позднейшее и частичное воплощение Кришны. Поэтому, по словам Прабхупады, люди, поклоняющиеся другим богам и игнорирующие сам первоисточник – Кришну, в лучшем случае глупцы, ослы и свиньи, а то и просто демоны. 

Движение поклонения Кришне как единому богу начал в Индии в XVI в. проповедник и радикальный реформатор индуизма Чайтанья. Он объявил: освободиться от зла физического мира можно через общение с Кришной. Сам Чайтанья рассматривается кришнаитами как совместное воплощение их бога Кришны и его любимой любовницы Радхи. Кришна решил воплотиться в Радху, чтобы постичь всю силу ее преданности себе, и этим воплощением явился Чайтанья. 

Основная цель преданных Кришне, как учит Чайтанья, – любить его, как любили Кришну его бесчисленные любовницы-пастушки. Исторически Кришна – это пастушеский бог, культ которого сложился в скотоводческих районах Индии в первые века христианской эры. По чертам своего характера он более всего напоминал греческого бога Гермеса – проказливого, игривого и жуликоватого пастуха. “Из мошенничеств Я – азартная игра, Я – блеск блестящего, Я – победа, Я – приключение, Я – сила сильного. КОММЕНТАРИЙ: Во вселенной существует множество мошенников разного типа. Из всех видов мошенничества азартная игра стоит выше всех и потому представляет Кришну. Кришна, будучи Всевышним, может быть более вероломным, чем любой простой человек. Если Кришна решит обмануть человека, то никто не сможет превзойти Его в коварстве” (“Бхагавад-Гита”, глава 10, текст 36, комментарий). “О Господь, никто не может понять Твои трансцендентные игры, которые... способны ввести в заблуждение кого угодно” (“Шримад-Бхагаватам”, песнь 1, часть 1, глава 8, текст 29). 

Часто Кришну изображают в виде синекожего, пухлого, женоподобного юноши (правда, кришнаитам внушают, что красивее его никого нет: “Случайно увидев отражение своего прекрасного тела в драгоценных камнях на полу, Кришна воскликнул: “Мне никогда не доводилось видеть ничего прекраснее!” – “Нектар Преданности”), у него было бесчисленное множество пастушек, с которыми он предавался любовным утехам. И задача преданных – полюбить его точно так же. Тогда они выйдут из колеса сансары (вечных перевоплощений), войдут в небесные чертоги Кришны на планетах Ваикунитхи и будут предаваться с ним вечным любовным утехам в небесных лесах. Как написано в книге “Нектар преданности”: “Развивая в себе супружескую любовь к Кришне, преданный может попасть в Двараку, где станет одной из жен Господа”. 

Согласно “Бхагавад-Гите”, Кришна любит веселье, шутки, шалости и развлечения. У него 16 108 жен, у каждой из которых есть дворец и по 10 детей и, соответственно, бесчисленное количество внуков. Не чужд Кришна и любовным похождениям с чужими женами. В “Бхагавад-Гите” рассказывается, как однажды Кришна напустил на землю шестимесячную ночь и развлекался все это время с сотней женщин, причем их мужья ничего не заметили. 

Впрочем, у Кришны есть и другие лики, более соответствующие его природе. Это, например, многорукий, окруженный кобрами беспощадный и кровожадный человеколев Нарасимха, грызущий окровавленные людские тела и навешивающий себе на тело человеческие внутренности. “...Своими ногтями надвое разорвал могучее тело безбожника Хиранйакашипу” (“Шримад-Бхагаватам”, песнь 1, часть 1, глава 3, текст 18). 

Но и это еще не подлинное лицо Кришны. Вот что в “Бхагавад-Гите” говорится о его подлинном лице: “Я вижу в твоем теле много-много рук, чрев, ртов, глаз, простирающихся повсюду без предела... Я вижу как Ты изрыгаешь пламя и сжигаешь всю вселенную своим собственным сиянием... Все планеты и их полубоги ввергнуты в смятение видом Твоей великой формы с ее многими ликами, глазами, руками, бедрами, ногами, чревами и многими устрашающими зубами... Твои зияющие рты... Все люди устремятся в твои зевы, подобно мотылькам, летящим на огонь, чтобы погибнуть в нем... Вижу, как Ты поглощаешь людей со всех сторон своими пылающими ртами... Я не могу сохранять равновесие при виде Твоих пламенеющих смертоносных ликов... Наши главные воины устремляются в Твои устрашающие зевы. И я вижу, как головы некоторых, застревая между Твоими зубами, сокрушаются ими” (“Бхагавад-Гита как она есть”, глава II, тексты 16, 19, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 30). 

А вот слова Кришны о самом себе: “Я – Яма, Бог смерти... Я – всепожирающая смерть... Я есть время, великий разрушитель миров, и Я пришел сюда, чтобы уничтожить всех людей” (“Бхагавад-Гита как она есть”, глава 10, тексты 29, 34; глава 11, текст 32). И наконец главная характеристика: “...смерть – это Сама Верховная Личность Бога” (“Шримад-Бхагаватам”, песнь 1, часть 2, глава 13, комментарий к тексту 19). Как тут не вспомнить слова Спасителя о диаволе, который был человекоубийцей от начала. 

3

По учению МОСК, спасение происходит за счет посвящения всей своей жизни Кришне, соблюдения ежедневного жесткого расписания и строгих диетарных предписаний (вегетарианство и отказ от ряда растительных продуктов), повторения не менее 1728 раз в день мантры, поклонения идолам и посвящения им всей принимаемой пищи и доведения себя во время богослужений до экстаза с эротическим подтекстом и беспамятства. Для того, чтобы способствовать “выхождению из тела”, практикуются тимпаны, бубны, барабаны и совместные экстатические танцы под пение мантры. Цель всего этого – заставить человека перестать ощущать собственное тело, заставить его поверить, что он выходит в астрал и сливается в экстазе с Кришной. После этого он объявляется реализованной душой. Признаками экстатической любви к Кришне, в частности, называются следующие явления: катание по земле, громкие крики, зевота, слюноотделение, бешеный хохот, тяжелое дыхание, отрыжка и др. Прабхупада также описал последовательные ступени впадения человека в экстатическое состояние: 

1 – наступает оцепенение и чувство опустошенности; 

2 – вас прошибает пот; 

3 – волосы на теле становятся дыбом; 

4 – голос начинает дрожать и пропадает; 

5 – вы начинаете дрожать и трястись; 

6 – ваша кожа меняет цвет; 

7 – вы начинаете плакать и биться в истерике; 

8 – вы впадаете в каталептический транс (Бхактиведанта Свами Прабхупада. The Nectar of Devotion. BBT, N.Y. 1970, pp. 230-236.)

Все эти симптомы являются классическими признаками одержимости человека нечистыми духами (бесами). Понятно, как эти “явления” действуют на человеческий разум. 

Прабхупада перечисляет 64 служения Кришне, главное из которых – это сохранять верность гуру, подчиняться которому следует беспрекословно, и служить ему нужно так, как будто он и есть сам Кришна. В МОСК роль гуру подчеркивается и возносится на необычайную высоту. 

Вот что пишет по этому поводу один из главных лидеров современного кришнаизма Харикеша Свами (Российские кришнаиты пишут о нем так: “Мы хотим прославить нашего дорогого духовного учителя, необычайно великодушного посланника Господа Кришны, за его возвышенные качества и удивительные деяния” (Прабхупада-сумедхасам, выпуск первый, стр. 1)). “Наставления гуру в точности, на все сто процентов, соответствуют наставлениям Кришны... Предаться гуру и предаться Кришне – это одно и то же... Духовный учитель является воплощением энергии Кришны... Мы должны отдавать духовному учителю все, что у нас есть и быть при этом очень смиренными... Духовный учитель вынужден брать палку и бить этого тупоголового ученика... Духовный учитель связывает нас с Кришной, и если мы разрываем связь с духовным учителем, то теряем и связь с Кришной” (“Прабхупада-сумедхасам”, выпуск первый, с. 19, 35, 36, 40). “Прославлять преданных Господа – это все равно что прославлять Самого Господа. В каком-то смысле прославлять преданного даже важнее... Ученик должен хотеть только одного – удовлетворить духовного учителя”, – вторят Харикеше его ученики (Там же, с. 1, 15). 

Само существование гуруизма – то есть, по существу, божественной непререкаемой власти, исходящей от обыкновенного грешного человека, развращает душу как “учителя”, так и его подчиненных и приводит их к страшным падениям. В случае с МОСК мы имеем дело именно с этим феноменом, когда вчерашние бомжи и неудачники, озлобленные на выпихнувший их на обочину мир, вдруг получили в свое распоряжение абсолютную, ничем не ограниченную власть над жизнями и судьбами тысяч людей. 

История МОСК показала, что эта секта является чрезвычайно жесткой деструктивной организацией с тотальной системой подчинения, пользующейся методами подавления личности и контролирования сознания. На Западе секта снискала себе скандальную известность незаконной уголовной деятельностью, начиная от вымогательства и подлога – и до торговли наркотиками и оружием; весьма высокопоставленные кришнаиты обвинялись в убийствах. Некоторые лидеры МОСК были убиты, в том числе и в ходе внутрисектантских “разборок”, другие были приговорены к различным срокам тюремного заключения. И конечно, по большому счету, за все эти преступления несет моральную ответственность основавший секту патологический гордец и честолюбец, возвысивший и сделавший неограниченными властителями абсолютно непригодных для этого людей. 

4

Притчей во языцех в западных странах стали широко практикуемые кришнаитами “400 сравнительно честных способов отнятия денег у населения”. 

В нашей стране кришнаиты не слишком отличаются от своих западных единоверцев и руководителей: немного найдется россиян, которые ни разу не столкнулись с их навязчивой торговлей и агрессивным попрошайничеством на улицах наших городов (Любой посетитель Московского центра “Общества сознания Кришны” невооруженным глазом заметит признаки наличия у Общества громадных средств. Естественно возникает вопрос: откуда столь “бедная и немногочисленная” религиозная организация (как аттестуют себя сами кришнаиты) берет средства на строительство, на 24-часовое радиовещание, на дорогую оргтехнику, на широкую издательскую деятельность и т.д. Уж не связано ли это с настойчивым желанием кришнаитов присутствовать в так называемых горячих точках с их громадным, никем не учтенным товарооборотом (имеются в виду весьма специфические товары) и финансовыми потоками?). Все столь широко рекламируемые “благотворительные” акции “Общества сознания Кришны” (ОСК) сводятся в конечном счете к раздаче идоложертвенной пищи. Более того, по показаниям ряда свидетелей, кришнаиты обходят московские рынки и посвящают Кришне все выставленные там на продажу продукты. Вспомним, что именно этим занимался император Юлиан-Отступник, чтобы заставить христиан вкусить по неведению идоложертвенного и таким образом оскверниться. 

Кришнаиты любят бахвалиться тем, что они успели “пострадать за веру” при советской власти. Однако история их появления в СССР полна загадок. Каким образом такой скандально известный иностранный религиозный деятель, как Свами Прабхупада смог не только получить визу в закрытый на все замки Советский Союз, но и, несмотря на свою экзотическую внешность, ходить по улицам, общаться с людьми, обратить нескольких человек – и все это вне контроля спецслужб? Каким образом через несколько лет после этого группа иностранных кришнаитов сумела получить приглашение на Московскую книжную ярмарку и целый стенд для выставки продукции своего издательства “Бхактиведанта Бук Траст”? И это в годы, когда провоз даже одной Библии через границу был чреват очень серьезными проблемами! 

К сожалению, ответы на эти вопросы надолго закрыты в архивах КГБ. 

Секта, обладающая громадными материальными ресурсами, предпринимает экстраординарные усилия (24-часовое радиовещание, громко рекламируемые “гуманитарные” миссии, активная кампания в СМИ и т.д.) для улучшения своего имиджа в массовом сознании. А это призвано способствовать повсеместному распространению сектантского учения в нашей стране (“Нас в России не менее 30 тысяч, — пишет президент “Центра обществ сознания Кришны в России” Вайдьянанда (Вадим Тунеев). – В одной Москве у нас тысячи приверженцев благодаря нашей активной проповеднической деятельности на радио” (Hare Krishna World. Vol. 6, № 3).) и, в конечном итоге, установлению в ней “идеального ведического” режима с тотальным брахманическим контролем и казнями несогласных. ОСК активно сотрудничает с такими “правозащитными” организациями, как контролируемая адвентистами “Международная ассоциация религиозной свободы” (РПЦ вышла из нее два года назад), якунинский “Комитет защиты свободы совести”, и занимается политическим лоббированием. 

В последние годы руководство МОСК, в попытке создать совершенно новый образ своей секты, пошло на целый ряд сенсационных признаний, заявив, что в прошлом у них было много ошибок, но теперь, дескать, они уже исправились: теперь они уже более не культ, а легитимная религия, вносящая свой вклад в демократическое развитие современного плюралистического общества. Значит, и относиться к ним нужно соответственно. Кришнаиты постоянно взывают к общественной совести, ссылаясь на свободу религии и другие права человека и утверждая, что в России их преследуют за религиозные убеждения. 

При этом МОСК поддерживает тесные контакты с другими известными деструктивными сектами, такими, как “Церковь объединения” Муна, “Сайентологическая церковь” Хаббарда, секта “Семья” и др., а также с неоязыческим движением в России. Например, российское ОСК является одним из учредителей так наз. “Всемирного русского собора”, лидеры которого занимают откровенно антихристианские, антиправославные и антисемитские позиции, заявляя о том, что принятие Православия (в их терминологии – “жидо-масоно-христианства”) извратило российский путь развития и что наша страна должна вернуться к “многотысячелетней ведической традиции” – то есть к откровенному язычеству. 

Вместе с тем ОСК отдает себе отчет в том, что контакты лишь с маргинальными группировками недостаточны. Секта стремится к “официальному признанию” в качестве легитимной исторической всемирной религии, традиционной в том числе и для России. Но для подлинного укоренения в России (и ОСК прекрасно отдает себе в этом отчет) секте необходимо заручиться признанием Русской Православной Церкви. Именно поэтому в последнее время российское ОСК предпринимает чрезвычайные усилия для того, чтобы заставить РПЦ признать его в качестве равноправного партнера для межрелигиозного диалога и вступить с ним в официальные отношения. Необходимым условием для этого ОСК видит изменение определения Архиерейского Собора РПЦ (декабрь, 1994 г.) “О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме”, в котором говорится, что люди, принадлежащие к подобным организациям (к которым отнесено и ОСК), сами отлучили себя от Церкви Христовой. 

В своих многочисленных письмах в различные церковные структуры ОСК требует отменить определения Архиерейского Собора РПЦ и признать кришнаизм в качестве древней религии, с которой РПЦ вступила бы в официальный диалог. ОСК использует все средства, чтобы завязать переговоры с различными церковными структурами, в том числе и синодальными учреждениями, надеясь таким образом завоевать себе сторонников, которые представляли бы его интересы в РПЦ и стали бы его “агентами влияния”. Нужно сказать, что все эти попытки были совершенно бесплодными. ОСК не было принято ни в одной из официальных структур РПЦ, ни один из ее официальных представителей не вступал с ним в диалог. Думается, нет нужды говорить, что диалог с “Обществом сознания Кришны” сыграл бы на руку не только ОСК, но и всем антиправославным, антихристианским и деструктивным движениям в нашей стране. 

Редакционный материал журнала "Прозрение", М., 1998, T70; 1.

 

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.