Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-916-377-44-40
 

Йога: просветление по-быстрому? - 26.11.15

Йога: просветление по-быстрому?В середине ноября по инициативе фонда святоотеческих исследований и Кифисийской митрополии Элладской Православной Церкви состоялась конференция «Йога? Спасибо, не надо». Как сообщает портал «Православие.ру» со ссылкой на AgionOros.ru, выступающие на конференции отметили, сегодня предпринимается попытка ввести людей в заблуждение, представив йогу как физическое упражнение, науку, философию, метод самопознания и расслабления, который якобы лишён религиозного содержания.

Чем отличается йога от гимнастики? Почему она обрела столь широкую популярность в странах европейской культуры, и что делает ее неприемлемой для христианина? Рассказать об этом портал «Приходы» спросил уважаемых пастырей.

Протоиерей Максим КОЗЛОВ

Протоиерей Максим КОЗЛОВ, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятель Патриаршего подворья – Серафимовского храма на Краснопресненской набережной в Москве:

– Иллюзией является убеждение, будто кто-то может заниматься йогой только ради физического здоровья. Про такого человека иеромонах Серафим (Роуз) писал, что тот «уже подготавливает себя к определенным духовным воззрениям и переживаниям, о которых, несомненно, пока и не догадывается».  О скрытом подтексте подобных практик отец Серафим знал не понаслышке, поскольку до прихода в Православие увлекался восточными философиями.

Основу и сущность йоги составляют вовсе не физические упражнения – ее центром является медитация. Тело, принимающее те или иные позы, приводимое в определенное состояние, лишь помогает концентрации ума, управлению психикой и психофизиологией человека ради достижения более «высокого» психического и духовного состояния. «Цель йоговских приемов, – отмечал отец Серафим, – сделать человека раскрепощенным (расслабленным), удовлетворенным, недумающим и пассивным, то есть восприимчивым к духовным идеям и впечатлениям».

При этом медитация – не молитва. По слову архимандрита Софрония (Сахарова), «в ней отсутствует сознательное предстояние Богу личному; в ней нет действительной молитвы, т.е. лицом к Лицу». А это, свидетельствует подвижник, «может привести к тому, что увлеченный медитацией удовлетворится психическими результатами подобных экспериментов, и, что хуже всего, восприятие Живого Бога, Абсолюта Персонального станет для него чуждым».

Порвав личную связь с Богом человек, практикующий йогу, обращается внутрь самого себя, достигая цели «отвергнуть и позабыть все, кроме одной истины: истинная сущность человека – божественна; она есть бог, об остальном можно только молчать», пишет отец Серафим (Роуз). А значит, человек уже не видит падшего состояния, в котором находится, не видит необходимости обратиться к Богу с молитвой, взойти ко Христу, Который поднимает до жизни вечной.

Йога, предлагаемая современным людям, обещает в соответствии с нынешними потребительскими привычками быстрое получение духовных плодов: пара месяцев стараний и немного денег – и ты обрел просветление. Это вводит в эйфорию и питает гордыню и не может быть приемлемым для православного человека. Духовные дары так не получить: православная аскетическая традиция предупреждает, что путь потребует крепкой веры и долготерпения.

Священник Антоний СКРЫННИКОВ

Священник Антоний СКРЫННИКОВ, главный редактор официального сайта Ставропольской митрополии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии:

– Начиная с 90-х годов среди наших сограждан, в особенности среди женщин, большую популярность завоевали модные клубы и курсы йоги.

При этом разнообразие курсов и их названий поражает воображение. Мне как-то попалось интервью одного мастера восточных единоборств, который на вопрос журналистки о йоге ернически заметил, что у него иногда возникает мысль, что родоначальником йоги является не Индия, а Россия, так как количество названий техник и направлений, рекламируемых в нашей стране, превышает индийские.

Самая главная ошибка, причем ошибка религиозная, заключается в том, что ни один человек в России, за исключением этнических индийцев, не может заниматься йогой. И дело не в сложности техники, а в ее смысле. В классическом понимании йогой может заниматься лишь тот, кто исповедует индуизм. А исповедовать его может тот, кто родился в Индии и принадлежит к одной из каст. Индуизм является, наверное, одной из самых немиссионерских религий, которая утверждает, что если ты родился христианином или мусульманином, то это твоя карма, которую нужно исполнить до конца. И принимая индуизм, ты лишь ухудшишь ее.

В свое время известный индийский профессор из Вриндавана доктор Капур был очень удивлен, узнав о «русских индусах».

Отвечая на вопрос священника Олега Стеняева об инициации русских в индуизм, он ответил вопросом на вопрос: «А как можно грузина инициировать в русского?»

Понятно, что никак.

Поэтому, когда вы соберетесь пойти «позаниматься» йогой, вспомните, что в лучшем случае вам предложат гимнастику, в худшем – пародию на ведическую традицию.

Редакция портала «Приходы»

24.11.2015

Портал «Приходы»  http://prichod.ru/aktualniye-voprosy/23223/

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.