Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-905-709-23-14 (9:00-20:00)
 

Трансцендентальная медитация и мой опыт пребывания в ней - 10.05.04

С 28 по 30 апреля Александр Леонидович Дворкин находился в Саратове с лекционной программой по приглашению епископа Саратовского и Вольского Лонгина. 29 апреля по окончании публичной лекции к нему подошла женщина и передала это письмо. Описанная в нем история Ольги, бывшей последовательницы секты «Трансцендентальная медитация», показалась нам настолько важной и показательной, что мы решили ее опубликовать.

Секта «Трансцендентальная медитация»
и мой опыт пребывания в ней

Сейчас во многих саратовских трамваях можно увидеть объявление: «Благотворительный клуб «Лицей Просветления» проводит долговременную акцию под названием «Радостное здоровье». В программе релаксация, медитация, психотренинг, хатха-йога, рольфинг, дименджин и т.д. Далее описываются замечательные результаты этих занятий.
Звоню. Спрашиваю, кто ведет. Ответ:
- Татьяна Аркадьевна Бейджарз.
- Это не та, которая была Басовой?
- Она самая.
- А почему Бейджарз?
- Это ее эзотерическая фамилия.

* * *

Летом 1990 года мы с моей университетской подругой попали на курсы Трансцендентальной медитации. Занятия проводила Татьяна Аркадьевна Басова. На вводной лекции она вдохновенно говорила о широких духовных возможностях ТМ, обещала исцеление от многих болезней, раскрытие необыкновенных способностей, душевный мир, радость, гармонию с окружающими и прочие вещи.
Записавшиеся на курсы проходили посвящение. Оно представляло собой индусскую религиозную церемонию, во время которой Басова шептала каждому на ухо индивидуальную мантру звуков, а может, санскритское слово, которое мы должны были хранить в строжайшей тайне и мысленно повторять во время медитации. Смысл мантры на не сообщался, и вообще занятиям был придан максимально таинственный характер.
Занимались ежедневно. Сначала шла теория. Она по большей части не имела отношения к медитации. Басова давала нам неудобоприменимые рецепты из аюрведы и гипнотизировала высокопарными обтекаемыми фразами о радости, любви, расширении сознания и т.д.
Потом начиналась медитация. Звучала специальная музыка, мы сидели, закрыв глаза и мысленно повторяли свою мантру, стараясь освободить сознание от посторонних мыслей. Это продолжалось двадцать минут. После медитации желающие рассказывали о своих ощущениях и видениях.
Мои видения были отчего-то мрачными, но Басова сказала, что это хорошо, это называется «выход стресса»[1] . Она вообще на все рассказы отвечала, что это хорошо и правильно.
Перед моим мысленным взором открывался узкий лабиринт подземелья, по которому я пробиралась в поисках выхода, падая в глубокие колодцы, попадая в тупики и завалы.
В какой-то момент наступало состояние «улета», как я это называла. Голова становилась совершенно свободной от мыслей, внутри ее зарождалось приятное головокружительное ощущение легкости и теплоты, которое волнообразно опускалось к сердцу. Поскольку ощущения эти были чисто физические, я не придавала им значения. Хотелось духовного.
В перерывах велись очень «духовные» разговоры о Рерихах, Блаватской, Вивекананде и Кастанеде, об индийских гуру и махатмах, чакрах, карме, ауре, энергетике и проч. Сами себе мы казались особенными, избранными, причастными великих духовных тайн, которые открываются не всякому.
После окончания курсов Татьяна Аркадьевна заповедала нам медитировать дважды в день: утром и вечером по 20 минут.
Вскоре у меня начались спонтанные «улеты». Теперь они были продолжительными: иногда по несколько дней и очень сильными. Теперь они сопровождались яркими «духовными» переживаниями. После них наступала тяжелейшая депрессия, которая могла длиться неделями. Это были адские периоды. Жизнь моя превратилась в качели.
Объяснение этим странным перепадам я нашла много лет спустя в книге Александра Дворкина «Сектоведение: Тоталитарные секты». В отличии от Басовой изобретатель ТМ йог Махариши завлекал молодежь отнюдь не обещаниями высокой духовности. Он говорил просто: «ТМ — это кайф без наркотиков». И приглашал «поторчать». Там же, у Дворкина, я нашла медицинское обоснование этого «кайфа». «Счастье» во время медитации вызывается выделением головным мозгом эндоморфинов. Мозг во время медитации находится в неестественном ему напряженном состоянии. Он, защищаясь, выбрасывает эндорфины (а это «эндогенный морфий», наркотик !). За все надо платить. За счастье в медитации вы заплатите такой депрессухой, что и жить не захотите. (А. Дворкин. «Сектоведение:…», 3-е изд. Стр. 475)
Духовные искания мои зашли в тупик, я все больше разочаровывалась во всем этом нью-эйдже. Он плодил различные теории, которые дразнили воображение, много обещали и льстили. Они держали человека в постоянном предчувствии открытия самой главной истины, в предчувствии чуда, но в результате не давали ничего. Это была погоня за призраками.
Через два года, летом 1992-го Басова пригласила своих учеников освоить новый, очень продвинутый курс ТМ-сидхи.
Занятия проходили в Доме Знаний. Свою организацию Басова называла теперь «Лицей Просветления», а себя — Учителем Сияния.
Подруга моя не смогла пойти со мной на эти курсы. Закономерен вопрос: а 
как она перенесла первый курс ТМ? К сожалению, мы тогда совершенно не отдавали себе отчета в своем состоянии. Так, мне в голову не приходило, что в моих депрессиях виновата медитация. А моя подруга очень изменилась. Еще учась в университете я восхищалась ровности ее характера. Она обладала редкостной невозмутимостью, не замечала никакой вражды в свой адрес, как не замечает большой корабль мелкой волны. Теперь она стала совсем другой: обидчивой, капризной, то непомерно возбужденной, то тягостно тоскующей, она постоянно искала каких-то острых ощущений и впечатлений. Наиболее печальным было то, что она, некогда целомудренная, ударилась в самый мрачный разврат.
Гвоздем программы ТМ-сидхи была левитация. После двухнедельных занятий нам обещался полет в позе лотоса и много других чудес. Первую неделю все было как в прошлый раз, а во вторую неделю мы сидели (кто мог) в позе лотоса в спортзале Октябрьского ущелья.
Во время медитации некоторые из нас начинали рыдать, смеяться или кататься по полу. Басова называла это выходом стресса. Одна женщина вдруг вскрикнула от ужаса: ей привиделось, что ее сын повесился. Татьяна Аркадьевна объяснила, что так реализовался подсознательный страх за сына.
Из-за одной девочки-старшеклассницы у Басовой были серьезные неприятности. Ее состояние сделалось настолько плохим, что встревоженные родители запретили ей ходить на курсы и собирались лечить дочь в психиатрической клинике. Конечно, в глазах Басовой они были настоящими мракобесами, лишившими больного ребенка единственного правильного лечения — занятий ТМ. О том, что именно ТМ могло довести девочку до шизофрении, речи не шло.
Наконец, настал момент, когда «Учитель Сияния» открыла нам великую тайну. Чтобы взлететь, необходимо вместо своей мантры мысленно повторять фразу: «Отношения тела и акаши — легкость ватной пушинки». Мы начали так медитировать, и некоторые, в том числе и Басова, стали подпрыгивать в позе лотоса как лягушки. Оказывается, именно в этом и заключалась левитация.
С самого начала занятий я пребывала в депрессивном состоянии, а тут оно стало просто невыносимым. На душу наваливалась черная каменная глыба. Я пожаловалась Басовой, она ответила как обычно: это выход стресса, продолжайте медитировать и все пройдет. Посоветовала во время медитации черную глыбу мысленно превратить в белый пух и … подуть.
Слушая ее заученный ответ, я вдруг поняла, что она ничем не может мне помочь. Просто не знает, что делать. Она вообще не отвечает за результат. Если кто-то сойдет с ума, она пожмет плечами и скажет, что так оно и было. И никто с нее загубленную душу не спросит.
Это очень страшно: сходить с ума…
Каждый день приносил новые ощущения, одно мрачнее другого. Временами я переставала владеть своим сознанием, оно обитало независимо от меня в какой-то вязкой аморфной мысле-массе, сплошь состоящей из всевозможных идей, научных и философских теорий. Среди них были знакомые, о которых я читала в нью-эйджевских книжках, и совсем новые, открывателем которых могла стать я сама. Они часто противоречили друг другу или плавно перетекали, изменяясь в любом направлении. Достаточно было задать вопрос, как тут же возникало полтора десятка всевозможных ответов. Выбранные ответ мгновенно развивался в теорию, разветвляясь на каждом этапе. Здесь же обитали различного рода контактерские «откровения» типа: «Пушкин в прошлой жизни был Моцартом, Гитлер — Наполеоном, а Горбачев — йогом по имени Рашх Сингх». Это было необозримое Царство Лжи, космическая помойная яма. Все «откровения» сопровождались мучительной депрессией.
Потом к этому добавилась злоба. Раздражала любая мелочь. В груди клокотала нечеловеческая ярость, жаждущая крушить все вокруг себя. Я никого не могла видеть, со всеми переругалась, в одиночестве металась в комнате, как дикий зверь.
Но самое ужасное было впереди.
В голове начали звучать голоса. Их было много и все разные. Они буквально разрывали голову. Как будто мозг стал приемником и ловил мысли, которые носились в эфире. Я в отчаянии кричала: «Господи, что со мной?!». Голоса наперебой отвечали на мой вопрос. Некоторые из них были очень злые, они утверждали, что пришла моя смерть.
Я видела только два выхода из этой ситуации. Первый — психушка, второй — самоубийство. Смерть казалась избавлением. Приняв решение, я неожиданно успокоилась и начала обдумывать план самоубийства.

* * *

Не могу сейчас написать, как я избежала смерит и сумасшествия: это другая, довольно длинная история. Одно скажу: меня спасла великая милость Божия. Примерно через год после этих ужасов я утвердилась в Православии и не перестаю благодарить Бога за свое спасение.
Эти воспоминания я написала по благословению отца Димитрия Полохова и по просьбе светского журналиста, интересующегося проблемой тоталитарных сект.
Журналист этот посетил «Лицей Просветления» образца 2004 года. Басова (теперь Бейджарз) отреклась от Махариши и представляет свою методику как оригинальную. Когда ей были заданы конкретные вопросы, она разнервничалась и сказала, что это открыто лишь посвященным, приходите, занимайтесь, тогда все и узнаете.


раба Божия Ольга
Весна 2004 г. Саратов.

Ссылки:

[1] - В книге А. Дворкина «Сектоведение» этот сектантский термин передан как «отстрессование». 
[2] - Проректор Саратовской православной духовной семинарии.

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.