Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-905-709-23-14 (9:00-20:00)
 

Новая угроза: психокульты в современной России - 15.10.15

Автор: Бакулина А.С., кандидат филологических наук, доцент кафедры социальной работы и социального права Филиала Российского государственного социального университета в г. Люберцы 

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению такого общественно опасного явления, как психокульт, или психосекта, которое не столь давно появилось в нашей стране и уже успело широко распространиться. В ней анализируются причины попадания людей в психосекты, приводятся примеры негативного влияния психосект на жизнь человека, даются рекомендации, как отличить психосекту от обычного тренинга или курсов.

Ключевые слова: Психокульт, психосекта, деструктивные учения и культы, социальная психология.

Текст статьи: http://tavr.science/stat/2015/10/Bakulina.pdf

Все люди стремятся в той или иной степени улучшить свою жизнь. Кто из нас не хочет быть более успешным, счастливым, любимым, иметь много друзей, быть рядом с дорогими ему людьми, создать крепкую семью? Сегодня услуги по самосовершенствованию поставлены на поток. Для тех, кто хочет стать лучше, здоровее, богаче, открыты разнообразные курсы, тренинги личностного роста, издается огромное количество популярной литературы по психологии – наверняка среди нас нет ни одного человека, который никогда в жизни не держал в руках какую-нибудь занимательную книгу с заманчивым названием наподобие «Как стать счастливым», «Путь к успеху», «Успех для всех и каждого» и так далее. Ничего плохого в самосовершенствовании, разумеется, нет и быть не может, однако желающих улучшить свою жизнь в современном мире подстерегает серьезная опасность: на пути к счастью, любви и успеху можно попасть в психосекту, которая, как показывают реальные случаи, порой оказывается не менее опасной, чем обычная тоталитарная религиозная секта.
Проблемой различных деструктивных учений и культов в нашей стране занимается Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского. Вопросам, связанным с деятельностью психосект, и наносимым ими вредом на сайте Центра посвящен целый раздел.

Прежде всего следует разобраться в том, что такое психокульт и какую опасность он может представлять. Согласно определению, данному профессором А. Дворкиным, психокульт – это особая организация, практикующая психологический тренинг или психотерапию (психотехники), деятельность которой принимает формы влияния на участников, характерные для сектантства. Не следует путать психокульт с обычной психиатрией, психотерапией и психологией; в самом желании человека стать успешнее, лучше, решить свои проблемы и так далее нет ничего плохого, равно как и в чтении популярной литературы на данную тематику и разумном следовании данным в ней советам. Однако все хорошо до определенного предела, и попытки человека наладить общение с окружающими, исправить свою жизнь, научиться зарабатывать деньги сами по себе вреда не приносят, если не превращаются в сверхценную идею.

Как указывает современный психолог и священник Петр Коломейцев в статье «Можно ли стать успешным за три дня, или что скрывается за психотренингами», многие люди подсаживаются на психокульты, как на наркотики, и в этих случаях законы психологии начинают работать как кривое зеркало. Если нормальное зеркало отражает болезнь человека и показывает, что именно нужно лечить, то кривое – помогает не обращать на нее внимания. В психокультах это называется "снять комплекс вины", который разрушает человека, и "полюбить себя целиком". В целом большинство людей воспринимает такое сектоподобное образование, которое маскируется под тренинги личностного роста и саморазвития, оздоровления и уроков достижения успеха, как банальное средство выкачивания денег из наивных лиц (ведь все эти тренинги и курсы очень недешевы). Однако люди по-прежнему в большом количестве приходят туда, чтобы улучшить свою жизнь, но становятся жертвой обмана, многие пострадавшие теряют психическое здоровье. Именно поэтому современные психологи, социологи и сектоведы в разных странах мира забили тревогу; данная проблема становится более чем актуальной и для России.

Как обычно происходит попадание человека в психосекту?

Всем известно, что большинство людей по жизни с раннего детства получает установку на то, что непременно нужно быть успешным, чего-то достичь и так далее. Мало кого родители хотят видеть обычным человеком, который получает среднюю зарплату, ходит на совершенно заурядную работу и живет со своей семьей в простой городской квартире. Однако как только ребенок выходит в реальную жизнь, он сталкивается с тем, что она очень далека от идеала. Например, родители отдают его на курсы для дошкольников в надежде, что сын или дочь будет в совершенстве владеть английским и станет великим математиком – однако на деле язык или вычисления даются малышу с огромным трудом. Придя в класс, он обнаруживает, что в нем сидит тридцать других учеников, многие из которых учатся намного лучше, чем он; то же самое происходит в институте и на рабочем месте. Однако внушенная родителями и обществом мысль «ты должен быть успешным и чего-то достичь» слишком прочно сидит в сознании человека, и он, когда вырастает и становится совершенно заурядным обывателем, каковых кругом миллионы и миллиарды, чувствует себя неудачником, тупицей и ничтожеством (хотя на деле это далеко не так, и основная масса людей живет совершенно обычно). Тут жертве пропаганды успеха и подворачивается под руку очередная умная книга или реклама тренингов, после чего человек оказывается в группе риска и становится желанной пищей для лидеров психосект.

Большинство людей, прочитавших бестселлеры от креативных «учителей успеха», на следующий день их откладывает и возвращается к своей обычной заурядной жизни (впрочем, не переставая чувствовать себя ущербным неудачником, который ничего не достиг и не добился). Однако находятся и те, кто клюет на эту удочку и, желая стать успешным, принимается читать все новые и новые издания, следуя маловыполнимым советам. Тренинги стоят намного дороже, чем книги, поэтому они доступны гораздо меньшему кругу потенциальных жертв – впрочем, те, у кого нет денег, не представляют интереса для «гуру нашего времени».

Таким образом, человек и в самом деле, как уже было сказано чуть выше, подсаживается на психокульт, как на наркотик, и принимается перестраивать свою жизнь в соответствии с советами из книг популярных «учителей» и наставлениями, которые он услышал на тренингах.

Однако многих людей с детства не приучили к тому, что любую рекомендацию следует сначала рассмотреть на предмет ее выполнимости и полезности и рассматривать именно как пожелание или совет, а не как прямое руководство к действию. Те, кто с детства привык слепо доверять авторитетам и не склонен критически оценивать то, что им говорят, находятся в группе риска, поскольку многие «ценные» рекомендации гуру психокультов в лучшем случае маловыполнимы, в худшем – противоречат морали и закону и направлены на разрушение в сознании человека традиционных ценностей. Это в свою очередь облегчает манипуляцию потенциальной жертвой, потому что у нее разрушаются личные границы и понятия «можно – нельзя», а такого человека в свою очередь можно склонить к чему угодно и заставить беспрекословно доверять гуру (как высказалась по этому поводу одна из жертв психосект, «мой Учитель тянет меня за руку к светлому будущему»).

Так, например, в популярных книгах по психологии с советами, как наладить свою жизнь и добиться успеха, один «психогуру» рекомендует людям, пострадавшим от супружеской измены, не только не ревновать и не переживать, но и познакомиться поближе с любовником/любовницей своей второй половины – ведь в этом человеке можно попробовать найти что-нибудь хорошее. Другой учитель успеха дает «ценные» советы людям, ищущим себе мужа или жену. Многим людям, которые счастливы в браке, заявления подобного характера кажутся более чем откровенной дикостью: так, например, он рекомендует не рассматривать в качестве кандидатуры ни разведенных, ни вдовых, ни холостых, а, напротив, обратить внимание на женатого (замужнюю): ведь если такой человек положил на вас глаз, значит, вы всенепременно лучше его второй половины! Отсутствие в этих словах логики понятно большинству здравомыслящих людей, не утративших способность к критическому мышлению, потому что человеческие отношения чрезвычайно сложны и предсказать, как сложится судьба той или иной супружеской пары, вряд ли возможно (наверняка всем известны случаи, когда разведенные люди, вступив в повторный брак, находили свое счастье и прекрасно жили с новым супругом до глубокой старости). Что же до отношений с людьми заведомо несвободными, то для большинства людей они по ряду причин как морального, так и более бытового характера представляют собой табу, которое лидеры психосект предлагают сломать, разрушая тем самым базовые устои традиционных человеческих обществ.

Здесь также стоит отметить, что такие важные для всех психически адекватных людей эмоциональные проявления, как чувства страха, вины, стыда, долга, угрызения совести, которые имеют в человеческой психике охранную функцию, объявляются «плохими», «ненужными», от них нужно непременно избавляться – «умному человеку мораль не нужна».
Избавляться психогуру предлагают и от различных людей, которые «тормозят личностный рост» жертвы; в эту категорию может попасть кто угодно – друзья, родственники, супруги и прочие близкие пострадавшим лица. Нетрудно понять, что подобная агитация разрушает нормальные человеческие отношения. Многие средства массовой информации сообщали о трагедиях, которые произошли в семьях адептов психосект. Так, например, газета «Аргументы и факты» опубликовала печальную историю одной молодой женщины, муж которой после посещения очередного тренинга бросил ее с десятимесячным ребенком на руках, поскольку, по его словам, семья мешала его личностному росту, и таких случаев немало.

Как в представлении лидеров психокультов должен жить человек? Если рассмотреть их советы, то человек в подобной картине мира перестает быть личностью и самим собой, а превращается в «успешную» машину для зарабатывания денег (которые потом от человека, следующего всем указаниям психогуру, вполне могут перетечь в карман лидера). Как утверждают подобные «учителя», иметь друзей, хобби, приятно проводить свободное время за нравящимся расслабляющим занятием – плохо, поскольку общаться надо не с приятными хорошими людьми, а с теми, кто учится зарабатывать, а все свое свободное время надо тщательно планировать и оценивать в деньгах едва ли не посекундно.

Как указывает Феликс Фельдман, контроль и манипулирование сознанием опасны тем, что враг предстает перед жертвой доброжелателем и другом. Именно это и происходит в психосектах: человек приходит туда за содействием, но все это заканчивается в лучшем случае разочарованием, в худшем – трагедией. По словам экспертов-сектоведов, псевдопсихологические культы под видом помощи людям, избавления их от неврозов и депрессии антагонистичны и разрушительны по отношению к сложившимся в нашей стране нравственно-этическим нормам и традиционным религиозным учениям, несут в себе угрозу духовному здоровью личности, целостности семьи, социально-нравственному климату в обществе и безопасности государства. Лидеры сект стремятся к разрыву родственных связей у своих последователей, пропагандируют культ денег, как верно отмечают сотрудники Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского, они, прежде всего, ставят своими целями разрушение таких нравственных основ общества, как семейные ценности, исторические традиции народов, уважение к законам и государственным устоям. Так, например, одна молодая женщина, страдающая из-за того, что ей никак не удается наладить отношения с отцом, обратилась за помощью к психогуру, которого сочла действительно грамотным специалистом. «Совет» по гармонизации общения с родителем она получила следующий: «А зачем вам нужно, чтобы отец вас любил? Вам нужно, чтобы он вас обеспечивал материально!». Остается надеяться на то, что девушка не последовала этой рекомендации и спросила совета у действительно грамотного психолога и специалиста по семейным конфликтам, который помог ей и в самом деле вернуть в семью мир, а не свести отношения с самым близким на свете человеком к товарно-денежным. В том случае, если увлечение психокультом превращается в тяжелую девиацию, отрыв от реальности постепенно нарастает, при этом на какие-либо увещевания человек не реагирует, пытаясь оправдать свое поведение с помощью витиеватых аргументов и понятной ему одному кривой логики [Бакулина 2015, 251-276].

Проблема психосект является относительно новой для нашей страны, поэтому как социальные работники, психологи, юристы, так и их клиенты пока что еще не ориентируются в достаточной степени в этом вопросе. Здесь можно дать несколько кратких рекомендаций по поводу того, как не стать жертвой подобного культа и как отличить его от нормального психологического тренинга или консультации.

Прежде всего, любой настоящий тренинг или общение с психологом предполагает полную добровольность – вы можете участвовать или не участвовать, а также в любой момент прервать сеанс и уйти. Ни один действительно грамотный психолог не станет заставлять клиента безоговорочно «верить в Систему» и выполнять все его советы. Должна насторожить и слишком высокая цена – когда за прохождение некоего тренинга длительностью в пару дней с вас требуют 7000 рублей и больше (столько стоят серьезные курсы повышения квалификации или профпереподготовки, рассчитанные не на один месяц регулярных занятий!), наверняка это психосекта, направленная на выкачивание денег из доверчивых людей. Еще больше насторожиться следует, если во главе некоей психологической школы стоит «лидер», которому безоговорочно верят его адепты, и уж тем паче – когда под видом освобождения от «комплексов» вам внушают вещи откровенно аморального и асоциального характера. В любом случае, лучшей защитой от попадания в психосекту для любого человека является здравый смысл и критическое осмысление всего, что ему говорят.

Литература

1. Акопов А.Ю. Свобода от зависимости. – СПб.: Речь, 2008. – 224 с.

2. Бакулина А.С. Концепты молодежных субкультур в контексте проблемы девиантного поведения // Социокультурные концепты в социальной работе Сборник научных и учебно-методических статей. Российский государственный социальный университет. Москва, 2015. С. 251-276.

3. Бакулина А.С. Некоторые необычные формы девиантного поведения в среде молодежных субкультур // Вопросы гуманитарных наук. 2014. № 2 (71). С. 74-82.

4. Девиантное поведение. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 224 с.

В работе также использованы материалы с сайта Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского.

14 октября 2015

Таврический научный обозреватель http://tavr.science/2015/10/novaya-ugroza-psihokulty-v-sovremennoj-rossii/

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.



Дорогие друзья, посетители нашего сайта - самого информативного и самого крупного противосектантского сайта всего русскоязычного интернета!


Для того, чтобы поддерживать и продвигать наш сайт, нужны средства. Если вы получили на сайте нужную информацию, которая помогла вам и вашим близким, пожалуйста, помогите нам материально. Ваше пожертвование сделает возможным донесение нужной информации до многих людей, которые в ней нуждаются, поможет им избежать попадания в секты или выручить тех, кто уже оказался в этих бесчеловечных организациях.


Мы нуждаемся в вашей помощи. Не оставайтесь равнодушными. Пусть дело противостояния тоталитарным сектам станет поистине всенародным!


Заранее - огромное спасибо!


А. Л. Дворкин и вся редакция сайта Центра священномученика Иринея Лионского



Для выбора способа пожертвования, щёлкните по нужной иконке справа от суммы