Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-905-709-23-14 (9:00-20:00)
 

Александр Дворкин «Моя Америка» - 24.09.13

Автор:

Александр Дворкин Моя Америка

Дворкин А. Л. Моя Америка: Автобиографический роман в двух книгах с прологом и двумя эпилогами / Предисловие прот. Дмитрия Смирнова, О. Николаевой. Нижний Новгород: Издательство «Христианская библиотека», 2013. — 795 с., илл.
ISBN 978-5-905472-11-4
ИС 13-304-0328

Имя Александра Леонидовича Дворкина известно православным России с начала 90-х годов, прежде всего, как специалиста по деструктивным культам,  возглавляющего с 1993 года Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Ириенея Лионского, а с 2006-го — Российскую ассоциацию центров изучения религий и сект. В 2003 году он был удостоен диплома лауреата Первой Всероссийской премии «Православная книга России — 2003» в номинации «Лучшая православная учебная книга» за справочник «Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования». Вслед за ней вышли работы «Иван Грозный как религиозный тип» (докторская диссертация А. Дворкина) и «Очерки по истории Вселенской церкви» (курс лекций, прочитанных им в Российском православном университете). И это лишь самые известные из его трудов, список которых составляет 15 книг и около 700 публикаций на 17 языках.

Книга «Моя Америка» раскрывает церковного историка и эксперта по сектам с неожиданной стороны: в ней А. Дворкин предстает интересным писателем со своим сложившимся стилем и кругом наиболее важных для него тем, раскрываемых на автобиографическом материале. Причем тем достаточно новых для православной литературы в сегодняшней России. Например, движение хиппи,  участником которого был автор, как и нонконформистские молодежные течения и диссидентское движение в СССР еще ждут своего церковного исследователя.

Немного мы знаем и об Америке вообще и православной Америке в частности. Также как и о Европе, описанию которой посвящено немало страниц «автобиографического романа», от начала до конца наполненного рассказами о людях, встреченных автором в его заграничных странствиях — православных американцах и европейцах, обретших и обретающих веру или находящихся на пути к ней, католиках и атеистах, русских эмигрантах первой, второй и третьей волны. Наряду с этим книга представляет большой интерес как свидетельство о собственном пути к Богу и Его Церкви — пути, начавшегося для автора на чужбине, после того, как он в 1977 году покинул СССР, что в те годы не предполагало возвращения на родину.

Книга названа «автобиографическим романом», хотя, строго говоря, романом она не является — перед нами мемуары, написанные, впрочем, не обязательным и крайне редким для этого жанра безукоризненным литературным языком, что делает чтение увлекательным и вместе с тем дающим обильную пищу для размышлений, а самое главное — благодатным, духовно плодотворным занятием. Перед нами — записки странника, постепенно обретающего веру в Бога, принимающего крещение и начинающего жить церковной жизнью. Странничество как поиск свободы начинается в 17 лет, когда московский студент Педагогического института, отвергая советскую идеологию и предписываемый ей образ жизни, примыкает к немногочисленным московским хиппи и начинает жить полной приключений и опасностей жизнью, путешествуя автостопом — этим главным средством передвижения автора сначала по СССР, затем по Америке и Европе. После крещения странствия прерываются учебой в Нью-Йоркской Свято-Владимирской академии и продолжаются после ее окончания, но теперь поднимающий руку герой уже не хиппи, а православный паломник. Заканчиваются же поиски в исходной точке — в постсоветской Москве, вне которой автор уже не мыслит своей жизни, подчиненной теперь служению Церкви.

К достоинствам книги, толщиной без малого в 800 страниц, можно отнести полное отсутствие тяжеловесных рассуждений и скучной дидактики,  благочестивой риторики и елейных банальностей. Автору свойственна духовная трезвость и принципиальность позиции, не допускающей компромиссов, но при этом нет нередко встречающейся в православной среде нетерпимости, «ревности не по разуму» и агрессивности. Это сочетание принципиальности и открытости, мягкий юмор автора, ни над кем не вершащего суд, делают «Мою Америку» удобочитаемой не только для церковных, но и нецерковных людей, для интеллигенции, как обретшей себя в церковной ограде, так и стоящей вне ее.

А. Дворкин описывает множество различных ситуаций, как забавных, так и драматических, а то и трагических. Наряду с ними книга соткана из портретных зарисовок, часто напоминающих дружеские шаржи, когда автор рассказывает о своих приятелях из «поколения дворников и сторожей». Сначала мы видим московских хиппи, затем их же, но уже в Америке, продолжающих искать себя. И — по-разному приходящих к православию, где «волосатые» обретают истинную свободу, находят ответы на все неразрешимые вопросы. Судьбы многочисленных персонажей — как друзей так и знакомых странника — складываются по-разному: кто становится Афонским монахом, кто — епископом, кто — отпадает в какую-нибудь «истинно-православную» секту, кто-то растворяется бесследно и связь с ними теряется, а на смену им приходят новые лица. Встречи, расставания, искания «русских мальчиков», эмигрантский быт, калейдоскоп событий, сквозь которые автором прослеживается Промысл Божий, делающийся все более очевидным, и приводящий московского, а затем и нью-йоркского хиппи в Церковь. На этом заканчивается первая книга («В поисках свободы») и начинается вторая («Православная Америка»), посвященная большей частью обучению автора в Нью-Йоркской Свято-Владимирской академии.

Немало страниц в ней посвящено всемирно известным богословам —  протопресвитерам Александру Шмеману и Иоанну Мейендорфу, которые — поочередно — были не только учителями, но и духовниками автора и главного героя повествования. Пишет о них А. Дворкин с неподдельной любовью, пересказывая их биографии, некоторые случаи из их жизни и подмечая человеческие черты, через что эта любовь, как мне кажется, не может не передаться читателю. Рассказывает автор и о других преподавателях Свято-Владимирской семинарии тех лет, ее студентах, о встреченных им священниках, монахах, исторических лицах и ни кому неизвестных, но запомнившихся людях, будь то молодые богоискатели, американские фермеры, итальянские мошенники или иранские дальнобойщики в Турции. Главное же достоинство книги, на мой взгляд, в том, что она расширяет расхожее, нередко зараженное чванством и духовным провинциализмом представление о православии, как о чем-то специфически русском.

«Православие, — пишет Дворкин — это не русская национальная религия: это Вселенская вера. Православная церковь открыта для всех людей, независимо от того, к какой национальности человек принадлежит и к какой культуре себя относит. Православная вера мгновенно делается родной, в первом же поколении. В любом этносе, в любой стране, в любой культуре. Это отличительная особенность Православия, которой больше нет нигде. Потому что Истина прививается сразу, а ко лжи нужно долго приспосабливаться».

О том, как прививается Истина, и рассказывает эта уникальная в своем роде книга. Она, как предупреждает в прологе автор, не просто об Америке — Америке, какой она была в 70-х — 80-х и от которой, как он пишет, мало что осталось. «Эта книга о движении человеческой души к Богу, о препятствиях и проблемах, которые возникают на этом пути, и о Божьем Промысле, действующем в нашей жизни». Именно это делает «Мою Америку» А. Дворкина актуальной для любого поколения.

http://navigatorknig.ru/aleksandr-dvorkin-moya-amerika/

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.



Дорогие друзья, посетители нашего сайта - самого информативного и самого крупного противосектантского сайта всего русскоязычного интернета!


Для того, чтобы поддерживать и продвигать наш сайт, нужны средства. Если вы получили на сайте нужную информацию, которая помогла вам и вашим близким, пожалуйста, помогите нам материально. Ваше пожертвование сделает возможным донесение нужной информации до многих людей, которые в ней нуждаются, поможет им избежать попадания в секты или выручить тех, кто уже оказался в этих бесчеловечных организациях.


Мы нуждаемся в вашей помощи. Не оставайтесь равнодушными. Пусть дело противостояния тоталитарным сектам станет поистине всенародным!


Заранее - огромное спасибо!


А. Л. Дворкин и вся редакция сайта Центра священномученика Иринея Лионского



Для выбора способа пожертвования, щёлкните по нужной иконке справа от суммы