Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-905-709-23-14 (9:00-20:00)
 

Антиикона как инструмент атаки на Церковь - 03.06.16

Жить по Божьим заповедям не очень просто. И люди решают эту задачу по-разному: одни всю жизнь борются с собой и в меру сил пытаются следовать Божьей воле, другие вообще отрицают Христа (и это на самом деле честный путь), третьи стремятся адаптировать Бога под себя.

Антиикона как инструмент атаки на Церковь

Ни для кого не секрет, что в наше время существует множество групп, которые не хотят жить по-христиански и не желают при этом лишаться звания христиан. Они пытаются соединить несоединимое – Христа и Велиара, выхолостить учение Церкви, лишив его догматики, под благовидным предлогом «любви», «терпимости» и «широты взглядов». Именно эти группы в некоторых протестантских деноминациях выступают за признание различных грехов нормой. Увы, но сейчас уже привычными становятся такие факты, когда, например, Церкви некоторых стран благословляют однополые отношения, а люди, практикующие такие отношения, становятся священниками и даже епископами.

На сегодняшний день это явление характерно в основном для определенных течений протестантизма, но на самом деле оно так или иначе присутствует во всех христианских группах и медленно, но уверенно распространяется.

К тому же такое явление не могло не отразиться на таком важном феномене христианской культуры, как икона.

Наиболее ярким представителем «продвинутого христианства» считается католический монах и художник Роберт Лентц.

Он родился в 1946 г. в Калифорнии в православной семье эмигрантов из России. Тем не менее – принял католицизм и спустя какое-то время присоединился к так называемым терциариям монашеского ордена Францисканцев (терциариями в католицизме называют людей, желающих принять монашеские обеты и жить в соответствии с духовностью того или иного монашеского ордена, но не покидать мир, а «распространять духовность ордена за пределами самого монашеского института и способствовать сотрудничеству мирян и монахов в осуществлении христианской миссии», как сказано в обращении Папы Иоанна Павла II).

В какой-то момент Лентц увлекся православием (очевидно, сказалось происхождение) и иконописью. Некоторое время он был помощником греческого иконописца Фотиса Кондоглу в мастерской греческого Преображенского монастыря в Бруклине (штат Массачусетс). А после уже самостоятельно занимался иконописью.

Только вот собственная иконопись монаха Роберта Лентца была, как говорится, «довольно специфична».

Разумеется, среди его работ есть и привычные православному глазу иконы Христа, Богородицы и святых (православные святые тоже не обойдены вниманием католика Лентца). Однако этим кругом монах Роберт себя, увы, не ограничил.

Традиционные иконы Роберта Лентца

Технически и стилистически его иконы выполнены в византийской традиции, но вот сами образы и их смысловое содержание отнюдь не всегда соответствует традиционной христианской иконографии, а чаще вообще выходят далеко за рамки христианства.

Эти «иконы» можно было бы назвать гимном толерантности.

Мы заранее просим прощения у читателей, поскольку многие из ниже представленных изображений могут оскорбить их чувства. Напомним, что, согласно православному вероучению, икона – это изображение Господа, Богородицы, святых и Ангелов. Но если на изображении (пусть оно и подписано соответствующе) представлен не Спаситель, а нечто чуждое Ему или прямо противоположное, иконой его назвать нельзя. В данном случае можно говорить лишь об "иконе" в кавычках или об антииконе.

Итак, Христос на многих работах Роберта Лентца изображен не совсем привычно, в виде: чернокожего, корейца, американского индейца, бедуина и т. д. С определенной натяжкой можно было бы принять такие изображения как жест в сторону всеобщей толерантности и как символ того, что Спаситель пришел ко всем народам (хотя икона прежде всего является свидетельством об истинном воплощении Господа Иисуса Христа, родившегося в конкретное время в конкретном месте).

Но другие «поощрения толерантности» переходят все мыслимые рамки. А авторские аннотации к работам Роберта Лентца, опубликованные на его сайте, развеивают любые иллюзии.

Например, «икона» под названием «Христос-Кетцалькоатль», где Спаситель представлен ацтекским языческим божеством Кетцалькоатлем, которого также именовали «пернатым змеем» и которому приносили кровавые человеческие жертвы. Это поистине дьявольское божество снабжено крестчатым нимбом, что в православной иконографии является одним из основных атрибутов образа Христа Спасителя.

«Христос-Кетцалькоатль» и «Бог танца»

Духовность индейских народов увлекает католического монаха Роберта Лентца: есть у него и образ Христа с символикой майя; Иисус также воплощен в образе индейского жреца племени апачей, совершающего ритуал, посвященный «женскому плодородию». В аннотации говорится: «Могут ли выйти современные христиане за пределы унаследованных стереотипов и найти священное там, где они не ожидают этого? Пророки апачей имеют многое, чтобы сказать имеющим уши, чтобы слышать».

Что же могут сказать современным христианам языческие пророки? Например, такое: икона «бог танца», на которой (снова в крестчатом нимбе и надписанием "ІС ХС") изображен на этот раз уже не индейский, а кельтский шаман с оленьими рогами. Автор поясняет: «Рогатый Бог был защитником всех живых существ. Он был особенно связан с мужской сексуальностью и духовностью».

Ленц как будто нарочно смущает христиан, изображая рядом с Христом атрибуты, которые в христианстве считаются знаками лукавого.

Вот очередная «икона» под названием «Мир Христов». Смуглый ребенок, по мнению автора, изображающий Христа, стоит над гнездом гремучей змеи, при этом «оба окружены ореолом света, чтобы подчеркнуть, что змея тоже свята». И далее: «Младенец, которому комфортно в своей наготе, приглашает человечество заключить мир с нашими собственными телами. Стыд приводит к насилию». Пожалуй, с таким подтекстом уместнее было бы назвать это не «Мир Христов», а «Долой стыд».

«Мир Христов» и «Христос София»

Эти бесконечные реверансы в сторону безумной «толерантности» не были бы полны без феминистского аккорда. Для феминисток написана отдельная «икона» – «Христос София», на которой представлена восточная женщина с крестчатым нимбом Христа, держащая в руке женский идол и указывающая на него. По мнению автора (выраженном в очередной аннотации), женщина словно говорит: «Она – это я. Познайте меня полнее».

Источником вдохновения для Роберта Лентца оказывается не поиск Истины Христовой, но борьба за права различных меньшинств. И борцы за эти права у него удостаиваются своей особой «иконы». Здесь с нимбом святого можно встретить и Махатму Ганди, и борца за права чернокожих Мартина Лютера Кинга, и борца с апартеидом Стива Бико, и одну из первых феминисток Элизабет Кэди Стэнтон, которая помимо борьбы за права женщин известна составлением так называемой Женской Библии, и, наконец, с нимбом святого изображен борец за права гомосексуалистов Харви Милк...

«Иконы» Элизабет Кэди Стэнтон и Харви Милка

Такая «канонизация» борьбы за права меньшинств для Роберта Лентца не случайна. Часть его кощунственных «икон» посвящена памяти отдельных православных святых, житие которых с точки зрения «толерантных» христиан трактуется весьма странно. Святые мученики Сергий и Вакх, страстотерпцы князь Борис и его слуга – Георгий Угрин, царь пророк Давид и царевич Ионафан и некоторые другие святые изображены довольно двусмысленно – в обнимку. И только из авторских аннотаций становится ясно, что этот монах намекает на плотскую связь между этими святыми...

Все, что мы имеем несчастье наблюдать нынче в секуляризированном обществе: диктатуру меньшинств, свободу от стыда, пропаганду греха, объединение всех религий – уже давно медленно, но целенаправленно вносится и в иконопись.

И ведь Роберт Лентц не одиночка, у него много последователей. Он преподает, пишет книги и проводит семинары по искусству и «духовности».

Антиикона как инструмент атаки на Церковь

Икона, пусть и ложная, никогда не рождается просто так – она всегда очень четко отражает духовность той среды, в которой создается. И уж если создается такая «иконопись», значит есть и ее целевая аудитория. Спрос рождает предложение.

И творчество Роберта Лентца в этом контексте особо показательно – исподволь, постепенно нас хотят оторвать от Христа. Заменить его кем-то другим. Тем, кто жаждет заполучить наши души.

Дмитрий Марченко

Изображения «икон» взяты с сайта Роберта Лентца  trinitystores.com

00:35 31.05.2016

«Православная Жизнь»   http://pravlife.org/content/antiikona-kak-instrument-ataki-na-cerkov

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.