Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-916-377-44-40
 

Слово об Олесе Бузине - 19.04.15

Олесь Бузина. Фото: from-ua.com«Я всегда говорю: судите меня после смерти, по каким угодно законам. А при жизни – я сам себя буду судить. А заодно - и вас». Олесь Бузина. Революция на болоте. К.: Арий, 2010, с.247

Принято у нас не говорить о покойных ничего худого… Думал и я высказаться о погибшем попозже, не у свежей могилы. Но вот, перечитывая книгу Олеся «Революция на болоте» обнаружил я его завещание: «судите меня после смерти… а при жизни я сам себя буду судить. А заодно - и вас». Отказывая нам судить себя при жизни, Олесь, не оставил нам ничего иного, как высказать свои суждения после смерти.

Убийство Олеся Бузины, конечно, на совести озверевших украинских националистов. Слишком много нелицеприятной правды о майдане высказал киевский журналист. Он высмеивал саму идею украинской независимости, смел саркастически писать о кумирах нэзалэжной, прежде всего о Тарасе Шевченко. Он был человеком свободным и смелым. В нынешнем Киеве за это убивают…

К прискорбию, отпетый 19 апреля в Киево-Печерской лавре, раб Божий Александр Бузина не имел цельного христианского мировоззрения. Во всяком случае его книга «Революция на болоте» никак не свидетельствует о православии её автора. Напротив, Бузина испытал сильное влияние постмодернизма и Новой Эры. О Боге Олесь имел вполне пантеистическое представление:

«В детстве, - пишет он, - я собственным умом дошёл до идеи переселения душ, сразу же изложив её своим товарищам во дворе. И до сих пор придерживаюсь именно этой гипотезы, считая любую религию, только частным проявлением её. Ведь даже убеждённость христиан в новом пришествии Сына Божьего – всего лишь вера в реинкарнацию. Подозреваю, что Господь создавал Вселенную из самого себя, разделившись на мириады монад, в каждой из которых луч его света. А после смерти мы только возвращаемся к единому целому, соединяясь с такими же освободившимися частицами». (с.257)

Помимо пантеизма и веры в реинкарнацию, обнаруживаем у Бузины и ещё один характерный признак Новой Эры – веру в астрологию. Своим читателям журналист считает необходимым сообщить, что Русь была крещена в год Крысы, также в год этого грызуна состоялось перемещение кафедры киевского митрополита из Киева во Владимир… Патриарх Иов и патриарх Кирилл были избраны в год Быка… (см.: с.63-74) Нам скажут, это всего лишь постмодернистская ирония… Мы не станем возражать. Вероятно, это так. Вот только совместимо ли это с христианским мировоззрением?

Вспоминает в своей книге Бузина и Христа, но как-то бездумно и безвкусно. Так, не нашёл Олесь, ничего лучше, как сравнить первого президента Украины Кравчука со Спасителем:

«…Кравчуку удалось выйти сухим из воды. Это некоторым образом сделало его похожим на самого Иисуса Христа, умевшего, как известно, ходить по водам, «аки по суху». Может, у «першого президента України» тоже есть с Христом общие корни?» (с.148)

Поражает описание Бузиной чуда Спасителя с пятью хлебами:

«Ибо пятью хлебами накормить бомжей удалось только Христу – и то многие из осчастливленных погибли в образовавшейся давке». (с.247)

Из какой оккультной или атеистической свалки почерпнул эти сведения автор, читателю остаётся только догадываться…

Не чужд Бузина и антиклерикализма:

«Сомневаюсь, - признаётся он, - что на попов тратить деньги разумнее, чем на проституток». (с.211)

Это на какой же моральной высоте нужно находиться журналисту киевской газеты «Сегодня» и гламурно-эротического журнала XXL, чтобы так возвыситься над духовенством и проститутками?

Этика Бузины откровенно гедонистична. Её олицетворяет известный гоголевский персонаж:

«Хлестаков понимал толк в жизни. «Ведь на что мы живём? – говорил он. – Чтобы срывать цветы удовольствия!» Сколько ни убеждали меня, что так нельзя, я не верил.  Канту и Спинозе всё равно предпочитал Хлестакова. (…) Верх удовольствия – творить всё что хочешь, не думая о последствиях. После тридцати нет смысла откладывать на старость – она и так пришла. Зато можно позаботиться об удовлетворении «гнусных» инстинктов, пока они ещё шевелятся в организме. Разврат, кутежи, порнография – вот высшие ценности, которым должен служить истинно разумный индивидуум!» (с.250)

Взгляд Бузины на мир пронизан скепсисом и пессимизмом, что также мало совместимо с христианством:

«Любая реформа ничего не улучшает. Каждое открытие что-то навсегда закрывает. Все дороги, в конце концов, ведут только на кладбище. Истина - не в вине. Она – в заблуждении». (с.263)

Говорят, что Олесь бывал в храме и даже подходил к Чаше… Но подходить к Причастию нужно именно с верой, что Истина в претворенном в Кровь Христову евхаристическом вине, а вовсе не в заблуждении. Будем надеяться на милость Божию к убиенному Александру, творчество которого было очень противоречивым и во многом далёким от христианских ценностей.  Верю, что постигнет кара Божия убийц Олеся, стрелявших в русского человека из русского Киева…

Протоиерей Алексий Слюсаренко, г.Луганск, 19 апреля 2015

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.