Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-916-377-44-40
 

А.А. Воат. Доклад: «Вербовочная деятельность деструктивных культов в интернет-пространстве» - 23.01.15

 

 

 


ВЕРБОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕСТРУКТИВНЫХ КУЛЬТОВ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ

 

Алексей Александрович Воат, канд. филос. наук., старший преподаватель кафедры теологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
[email protected]

 

Современные рекламные технологии  сети интернет создали новый особенный продукт – многокомплексную знаковую систему, воздействующую на человека практически через все основные каналы восприятия. Данный инструмент успешно и активно стали использовать в своей работе многие деструктивные культы при вербовочной деятельности.

По каналам передачи в интернете основные рекламно-вербовочные техники, которые используют деструктивные культы, разделяются на прямые и скрытые.

К главным прямым рекламно-вербовочным техникам в сети интернет относятся:

 

Среди скрытых рекламно-вербовочных техник в сети интернет, которые активно применяют деструктивные культы, выделяют следующие:

 

Следующей активно используемой площадкой для вербовки в тоталитарные секты в среде интернет являются социальные сети, конечным продуктом которых являются процессы социально-групповой идентификации. [6]. Следует отметить, что представляется очевидной связь между процессами трансформации социально-ценностных ориентаций граждан и существенным влиянием на них информации внутри социальных сетей [2, с. 62]. В данном поле применяются следующие техники:

 

Одним из самых  эффективных методов современных электронных технологий СМИ, активно применяемых современными тоталитарными сектами, является WOM (Word of mouth), так называемое «сарафанное радио». Уделим данному методу особенное внимание.

Технологии «сарафанного радио» – идеальный вариант для рекламы, так как люди охотно верят своим знакомым и больше доверяют мнению, высказанному в личном общении, нежели СМИ и средствам прямой рекламы. Однако такую доверчивость очень успешно используют сектанты-вербовщики. Почему? Ответ очевиден: традиционные медиа-каналы перегружены рекламой, современная аудитория стала лучше разбираться в маркетинговых приемах и стала циничной. «Расцвели» новые технологии персональных коммуникаций, такие как блоги, форумы, текстовые рассылки, которые во многом заменили стандартные СМИ и оттянули на себя доверие и внимание целевой аудитории потенциальных жертв.

Современные WOM-технологии представляют собой целый комплекс средств, который включает следующие техники:

 

В вирусном маркетинге различные деструктивные культы создают яркий и креативный видеоконтент, который затем распространяется в социальных сетях, на популярных видеохостингах, порталах и т.п. Ролики, тексты и другая вирусная информация также передается между пользователями в виде рекомендуемых ссылок, в результате чего информация ассоциируется скорее с досугом, нежели с навязанным рекламным обращением и приглашением на вербовочное мероприятие.

Одной из главных отличительных особенностей большинства скрытых рекламных техник, активно используемых деструктивными культами,  является обман при вербовке, посредством обращенности рекламного сообщения к эмоциям людей, при этом создается возможность никак рационально не обосновывать аргументы, распространяемые в рекламном продукте [1, с. 48]. Для этого в поле рекламно-информационного пространства создаются и продвигаются «нужные» рекламозаказчику установки, стереотипы  и рекламные образы, при производстве которых рекламное обращение нацеливается на различные чувства и эмоции рекламополучателя,  например, страх, смятение, ненависть, презрение, гордыня, тщеславие, чувство собственного достоинства.

Реклама, содержащая яркий и запоминающийся контент, несомненно, активно воздействует на людей и трансформирует их взгляды на определенные субъекты. Мультимедийные рекламные продукты, содержащие в себе различные креативные картинки, лаконично подобранный текст и звуковой ряд, охотно транслируются в сети интернет и социальных сетях, вирусный ролик интернет-пользователи  смотрят с большим интересом, по собственному желанию или рекомендации друзей. Конверсия (процент людей, которые после просмотра рекламного обращения переходят на сайт-ссылку), у баннеров составляет до 0,5%, а  вирусные проекты дают от 7 до 26% [5, с. 87]. И, поэтому, данную рекламную технику активно используют в своей вербовочной деятельности многие деструктивные культы.

Таким образом, основные задачи рекламного воздействия деструктивных культов сводятся к подавлению, изменению, а затем и разрушению существующих в сознании жертвы тех представлений, понятий и убеждений, которые не угодны секте, а также к внедрению и закреплению желательных и полезных для адептов деструктивных культов взглядов, установок, мнений и представлений, а также трансформации массового сознания. 

Подытожив вышеуказанные тенденции, следует указать на то, что воздействие инструментов рекламно-информационного пространства на массовое сознание в настоящее время стало новой социальной реальностью, которая оказывает огромное воздействие все уровни и сферы общественной жизни, активно пронизывая и переплетаясь с ними. Безусловно, исследование данного социального феномена, его основ и причин, технологий, которые активно используются для воздействия на массовое сознание, определение способов противодействия данным неэтичным техникам социального контроля особенно актуально в настоящее время.

 

Список литературы:

  1. Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Изд-е 3-е, переработ. и доп. Н. Новгород: Христианская библиотека, 2012.

  2. Заморский В. В. Роль социальных сетей в ценностных трансформациях молодежи // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 5 (31): в 2-х ч. Ч. II. С. 60-63.

  3. Керби Д., Марсден П. Маркетинг "из уст в уста": вирусный, "сарафанный" и маркетинг разговоров. М.: Вершина, 2007.

  4. Музыкина Е. В. Амбивалентность глобализации и путь развития // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 3 (41): в 2-х ч. Ч. I. C. 107-110.

  5. Ольшевский А. С., Ольшевская А. С. Негативные PR-технологии. М.: Инфра-М, 2004.

  6. Boyd D. Taken out of Context: American Teen Sociality in Networked Publics Berkeley [Электронный ресурс]. 2008. 525 p. URL: www.danah.org/papers/TakenOutOfContext.pdf (дата обращения: 10.01.2015).

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.