Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-905-709-23-14 (9:00-20:00)
 

А. А. Воат. Доклад: «Молодежная вечеринка «Аллилуин» как площадка для активной вербовки в секты» - 12.05.17

 

 

ХХV Международные Рождественские образовательные чтения – «1917–2017: уроки столетия»
Направление: «Взаимодействие Церкви с государственными и общественными институтами и СМИ»
Секция: «Секты как антиисторическое явление», ПСТГУ, Конференц-зал, 24.01.2017

Алексей Александрович Воат, к. ф. н., доцент кафедры истории и управления инновационным развитием молодёжи Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), старший преподаватель кафедры теологии ПСТГУ, Москва

Молодежная вечеринка «Аллилуин» как площадка для активной вербовки в секты

Аннотация. Статья посвящена исследованию современных способов вербовки в деструктивные неопятидесятнические культы на примере молодежной вечеринки «Аллилуин», а также потенциальной опасности для жизни и здоровья граждан, исходящей от сект данного направления.

Ключевые слова и фразы: деструктивный культ, манипулирование, вербовочные техники, секта, неопятидесятники, Аллилуин, теология процветания.


В настоящее время не вызывает сомнений деструктивная направленность деятельности тоталитарных сект. Одним из крупнейших сектантских движений в нашей стране является неопятидесятничество. Данное движение активно использует современные технологии рекрутмента в своей деятельности, направленные на вовлечение в организацию новых членов. В качестве примера одной из вербовочных площадок неопятидесятников можно привести молодежную вечеринку «Аллилуин».

Данное мероприятие проходит ежегодно с 2010 г. в секте «Благая весть», в последних числах октября, и представляет собой «собрание – праздник» членов РОСХВЕ, например, такие секты как «Роса», «Хиллсонг», «Исход», «Церковь Божья в Царицыно», «Слово жизни», «Благая весть», а также ряд неопятидесятнических сект Подмосковья участвуют в этого мероприятии. Общее число участников вечеринки колеблется от 800 до 1200, в зависимости от года проведения.

Реклама мероприятия гласит: «В ночь, когда множество людей по всему миру отмечают Хэллоуин, мы провозглашаем любовь, надежду и свет! Мы предлагаем альтернативу этому миру - выбрать свет, а не тьму. Выбрать Бога!», а слоган «Аллилуина» 2016 года звучит как «Сияй во тьме!».

Активная вербовка неофитов в неопятидесятническое движение через участие в «Аллилуине» происходит главным образов в интернете, включая площадки социальных сетей.

Среди основных рекламных вербовочных средств, активно используемых харизматиками для приглашения на «Аллилуин», можно выделить следующие:

• основные сайты неопятидесятнических сект и их интернет-каналы;

• группы в социальных сетях;

• рекламные вербовочные ролики;

• группы поддержки;

• вирусный маркетинг (WOM-технологии с использованием яркого аудио- и видеоконтента) в социальных сетях;

• техника высказывания мнения знаменитостей и лиц, имеющих авторитет в целевой аудитории неопятидесятников;

• прямая трансляция мероприятия на сайтах неопятидесятнических сект (сайты Ignc.ru, Bog.tv и Youthmgnc.ru) [1].

Также активно приглашают на мероприятие при помощи технологии «сарафанного радио» и на играх в мафию, которые сектанты устраивают публично на предприятиях общепита г. Москвы.

На «Аллилуинах» активно пропагандируются следующие идеи неопятидесятничества:

1. «Закон сеятеля и жатвы», согласно которому, деньги, которые были пожертвованы в секту, вернутся в ближайшем будущем, преумножившись в несколько раз (например, наличными, или в виде скидок в магазинах. Так, харизматики убеждают, что если ты «посеял семя» в 1000 рублей, то в магазинах продавцы сделают тебе в ближайшее время скидки на значительно большую сумму. А с учётом того, что продавцы зачастую и так предлагают скидки, то налицо очень хороший приём психологического воздействия: человек будет считать, что сработала методика «посева», - «раз я пожертвовал на собрании, мне предложили скидку». Таким образом, данный приём помогает удержать адепта в психологической зависимости от организации).

2. Учение о пожертвованиях («служение Богу финансами»), в рамках которого необходимо скапливать «духовный капитал», инвестировать деньги в «духовный небесный банк» (прим.А.А. по учению неопятидесятников, у каждого члена секты существует «небесный счет», на котором хранятся так называемые «райские деньги») и «накапливать проценты» на «небесном счету», который необходимо постоянно пополнять «семенами» (то есть денежными средствами, пожертвованными на собрании).

3. «Теология процветания», которая заключается в том, что каждый истинный христианин, по учению неопятидесятников, должен быть здоровым, успешным и богатым. Если же человек таким не является, то он не настоящий христианин, и ему необходимо жертвовать больше в «небесный банк», то есть больше отдавать денежных средств в организацию.

4. Концепция «позитивного мышления», которая заключается в идее о том, что нельзя говорить о чем-либо плохом, происходящем в жизни человека, употреблять в своей речи предложения, содержащие частицу «не» или слово «нет»; слова можно использовать как магические символы, необходимо постоянно думать только о хорошем, положительном и позитивном. Посредством данной практики повышается степень управляемость адептами, изменяется логика критического мышления, сектант не может отрицательно подумать что-либо о своей организации, так как ему дано задание - мыслить только позитивно [3].

5. Учение о визуализации (т.е. творение реальности при помощи силы воображения), например, необходимо представлять богатую, счастливую и успешную будущую жизнь. В своем воображении адепты сект представляют картины, которые затем направляют на других людей, веря в то, что данная практика сможет принести им воображаемое благо или, наоборот, несчастье [3]. Во время практики визуализации члены секты становятся более внушаемыми и легче поддаются манипуляциям со стороны лидеров деструктивных культов.

6. «Запрещение сатаны» (так, например, неопятидесятнический пастор Филипп Реннер призывал на вечеринке: «Мы собираемся вступить в схватку с силами тьмы, которые начнут пробуждаться этой ночью в связи с праздником «Хэллоуина». Сатанисты считают этот день днем рождения сатаны, так победим же их в Духе!»), а также «путешествия» в рай и ад, представляющие собой галлюцинации, вызванные гормональным всплеском, достигаемым за счет психологических манипуляций.

Также на «Аллилуинах» проводятся различные служения по принципу: «назови – потребуй – получай», например, молитвы «за финансы», «за исцеление от наркомании», молитвы «за духовное заселение», присутствуют элементы спиритизма. Проводятся короткие служения «за исцеление» (болезни объявляются «территорией сатаны», звучат обещания решения проблем со здоровьем), которые представляют реальную угрозу для жизни и здоровья граждан, так как фактически призывают к отказу от профессиональной медицинской помощи. Следуя советам неопятидесятнических лидеров, человек откладывает свой визит к врачу, болезнь тем временем прогрессирует, что может привести к серьезным ухудшениям состояния здоровья и стать реальной угрозой для жизни адепта организации [2].

Активно рекламируется «Альфа-курс», а также платные курсы «Преображение» (на которых неофиты тотально индоктринируются в вероучение «Движения веры»). Звучат призывы так называемой христианизации всей страны (в неопятидесятническом смысле) и вербовки новых членов под масками социальной и миссионерской работы в наиболее уязвимых социальных группах (домах престарелых, колониях, детских домах, коррекционных школах-интернатах, пансионатах для детей-инвалидов).

Во время развлекательной части вечеринки разыгрываются ценные призы, выступают участники рок-, рэп-, попгрупп, артисты цирка, фокусники и танцоры, а также активно используется прием «бомбардировки любовью» среди новичков, например, девушки из «служения гостеприимства» раздают посетителям мероприятия бесплатные закуски и безалкогольные напитки. Потенциальных жертв осыпают аплодисментами, «одаривают» вниманием и подарками, в кульминационной части программы приглашают на сцену, а после общего знакомства уводят в отдельное помещение для дальнейшей «обработки», где собирается персональная информация о потенциальных неофитах, и при помощи манипулятивных техник внушаются основные идеи неопятидесятничества.

Для достижения различных манипулятивных эффектов и радикальной смены эмоций на «Аллилуинах» сектанты используют набор инструментов для рок-музыки: ритм-секции с большим количеством ударных инструментов, электрогитары, синтезаторы, аппаратуру, дополнительно усиливающую звуковое сопровождение со специальными электронными акустическими эффектами.
Во время перерывов между «служениями» и «прославлениями» работают зоны отдыха - Game зона, Lady's room, Relax зона, световое шоу, а также Малая сцена, где сектанты проявляют свои таланты.

На «Аллилуинах» можно услышать глоссолалию (наиболее распространенную практику в неопятидесятнических сектах, представляющую собой выкрикивание на протяжении долгого времени нечленораздельных звуков, когда адепту внушается, что он таким образом говорит на разных («ангельских») языках). Подобное неестественное для человека психическое состояние делает его более внушаемым и облегчает манипулирование личностью, дестабилизирует психику.

Эмоциональному состоянию последователей уделяется большое значение. Формируется две эмоции: эмоция вины и эмоция страха. (Например, «ты сам виноват, в том, что у тебя есть какие- то проблемы, так как слабо веришь, мало служишь на благо «церкви» и распространения «христианства», и за это будешь вечно гореть в аду»).

Все вышеуказанное позволяет сделать вывод о том, что «Аллилуин» представляет собой площадку для активной вербовки в секты, на которой внушаются идеи оккультно-магической системы неопятидесятничества, базирующейся на различных трансовых, оккультных и мистических практиках. Также следует отметить, что неопятидесятниками используется психологическое манипулирование и контролирование сознания адептов, при этом отрицают практически все положения исторического христианства.

Следует отметить, что неопятидесятнические организации имели ряд судебных разбирательств, к примеру (список далеко не полный):

а) 14 декабря 2010 г. Октябрьский районный суд г. Иркутска вынес приговор бывшему пастору Станиславу Сутонько за сексуальное насилие над несовершеннолетними. Суд признал С. Сутонько виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетних).

б) 4 марта 2011 г. была запрещена деятельность неопятидесятнической организации «Новое Поколение» в г. Благовещенске.

в) В 2011 г. в Хабаровском крае решением суда была запрещена неопятидесятническая община «Благодать», деятельность которой, по сведениям экспертов, наносила психологические травмы ее последователям.

г) В 2012 г. пастор религиозного объединения «Благодать» в г. Астана Республики Казахстан давал прихожанам галлюциногенный напиток. Одна из прихожанок миссии «Благодать», 34-летняя жительница столицы Казахстана, после очередного посещения религиозной службы была госпитализирована в психиатрическую больницу с диагнозом «параноидальная шизофрения с высоким суицидальным риском». Возбуждено уголовное дело по ст.103 (умышленное причинения тяжкого вреда здоровью) УК Республики Казахстан.

д) В 2013 г. районная прокуратура Неклиновского района Ростовской области, выявив множество нарушений при осуществлении так называемой реабилитационной деятельности неопятидесятнической секты «Исход», обратилась с иском в суд. Не дожидаясь решения суда, секта прекратила свою деятельность.

е) В 2014 г. в Новокузнецке привлечен к уголовной ответственности пастор общины «Поколение веры» («Новое поколение») и руководитель реабилитационного центра «Спасение» Егор Сигарёв. В этой организации также похищали и удерживали людей, а в случае невыполнения распоряжений руководителей, лишали еды, права на гигиенические процедуры и посещения туалета.

ж) В 2014 г. в Екатеринбурге привлечен к уголовной ответственности по фактам похищения людей пастор неопятидесятнической секты «Исход» Виктор Зайцев и его ближайшие помощники.

з) В 2017 г. Дзержинский районный суд г. Новосибирска приговорил директора реабилитационного центра секты «Исход» – «Твое право на жизнь» Султана Кенжаева к 6 годам и 10 месяцам колонии строго режима за похищения и насильное удержание людей, которых затем избивали и сажали в карцер.

Проблема деструктивной деятельности неопятидесятнических сект неоднократно освещалась в СМИ, например в передачах:

● «Питерская прокуратура заинтересовалась сектой, маскирующейся под нарколечебницу» в программе «ЧП расследование» на телеканале НТВ, сюжет от 5 мая 2015 г. http://www.ntv.ru/novosti/1403619/;

● «Аллилуйя, маллилуйя, или «ЦЗМ Краснодар» мы идём к вам!» на телеканале НТВ, студия «Вольная Кубань» от 5 мая 2015 г. http://www.youtube.com/watch?v=uYjhy0w3DjQ;

● «Стражи порядка выясняют, что на самом деле представляет из себя центр реабилитации наркозависимых» в программе «ЧП расследование» на телеканале НТВ, сюжет от 21 апреля 2015 г. http://www.ntv.ru/peredacha/chp/m23900/o331856/;

● «Повелители бесов» в программе «Профессия-репортер» на телеканале НТВ, сюжет от 30 ноября 2014 г. https://www.youtube.com/watch?v=y_pmo24SVLo&index=18&list=PLaQNzN1zbVimGN13Zn8su88emLlOVkUVU;

● в программе «События» на телеканале ТВЦ, сюжет от 16 июля 2015 г. «СКР проводит проверку "Церкви Исход", в которой удерживали 60 человек» http://www.tvc.ru/news/show/id/72605;

● в программе «Вести-Новосибирск» на телеканале «Россия-1», сюжет от 15 июля 2015 г. «СК начал проверку после освобождения 60 человек из церкви «Исход» http://www.nsktv.ru/news/crime/sk_nachal_proverku_posle_osvobozhdeniya_60_chelovek_iz_tserkvi_iskhod_150720151208/;

● в новостном репортаже на телеканале «Вести.ru», сюжет от 26 марта 2015 г. «Сектанты вышли на охоту за рабами» http://www.vesti.ru/videos/show/vid/640129/cid/58/;

● в программе «"Военная тайна" с Игорем Прокопенко» на телеканале РЕН ТВ, сюжет от 29.03.2015 выпуск 714 часть 2 http://ren.tv/video/epizod/24297

Адепты неопятидесятничества целенаправленно подрывают традиционные духовные ценности и устои народов, вступают в конфронтацию с социальными институтами, скрыто и явно противостоят Русской Православной Церкви. Постоянная прозелитическая деятельность сектантских миссионеров в России приводят не только к искажению смысла христианства, но и к разрушению национальной культуры [4].

Как справедливо отмечает известный духовный писатель иеромонах Серафим Роуз, «в противовес истинной православной духовной жизни «харизматическое возрождение» - всего лишь эмпирическая сторона распространенной экуменической моды, фальшивого христианства, предающего Христа и Его Церковь. «Дух», вдохновляющий «харизматическое возрождение», - это дух антихриста, или, точнее говоря, те духи бесовские последних времен, чьи «чудеса» приготавливают мир к приходу лже-Мессии» [5].

 

Список литературы

1. Воат А.А. Технологии среды интернет как активные средства для вербовочной деятельности деструктивных культов и трансформации массового сознания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 5-1 (43).

2. Воат А.А. Центр "Благодарение" как активная площадка пропаганды оккультизма и религии "Нью-эйдж".Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2014. № 24. С. 227-229.

3. Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Изд. 3-е, перераб. и доп. Н. Новгород: Христианская библиотека, 2012.

4. Неопятидесятничество: протестантизм или оккультное сектантское движение? Труды научно-практической конференции 15–16 октября 2013 г. М.: ООО «Издательство ПЕНАТЫ», 2014.

5. Серафим (Роуз), иером. Православие и религия будущего. – М.: Паломник, 2005.

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.