Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-905-709-23-14 (9:00-20:00)
 

Протоиерей Алексий Слюсаренко. Доклад: «Особенности противосектантской работы в условиях современного Донбасса» - 23.02.17

 

 

ХХV Международные Рождественские образовательные чтения – «1917–2017: уроки столетия»
Направление: «Взаимодействие Церкви с государственными и общественными институтами и СМИ»
Секция: «Секты как антиисторическое явление», ХХС, Патриарший зал, 26.01.2017

Протоиерей Алексий Слюсаренко, кандидат богословия, клирик храма святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива г. Луганска, старший преподаватель кафедры мировой философии и теологии Луганского университета имени В. И. Даля

Особенности противосектантской работы в условиях современного Донбасса 

Глубокоуважаемый г-н Председатель, честные отцы, братья и сёстры, уважаемые гости нашего собрания!

Мне уже приходилось на наших Рождественских форумах говорить о том, что сектантская активность в республиках Новороссии заметно снизилась. Эта, радующая нас тенденция, сохранялась и в ушедшем 2016 г. Тем не менее, секты в Донбассе существуют и противосектантская работа остаётся актуальным направлением деятельности местных церковных общин.

К сожалению, эта противосектантская работа осложняется либо полным отсутствием законодательной базы, либо её несовершенством. Так, в Луганской Народной Республике до сих пор не принят Закон о свободе совести и вероисповеданиях. В то же время Народный Совет ДНР 24 июня 2016 принял «Закон о свободе вероисповедания и религиозных объединениях». 13 июля Закон был подписан главой ДНР А. Захарченко и вступил в силу. Заметим, что донецкие законодатели обошлись в своём тексте без идеологемы «свобода совести». Хотя в Конституции ДНР это понятие и присутствует (ст.21). Указанный Закон имеет, беспрецедентно жесткий характер по отношению к сектам. Статья 3, п.6 гласит:

«Создание сект и распространение сектантства, необоснованное воспрепятствование осуществлению права на свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением религиозных чувств, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики».

Как известно, понятие «секты» включает в себя не только деструктивные культы и тоталитарные секты, но и относительно безобидные религиозные организации вроде баптистов. Определять является религиозная община сектой или не является, очевидно, должна государственная религиоведческая экспертиза. (Ст. 7.3) Порядок её работы устанавливается Советом Министров ДНР. На сегодняшний день нам ничего не известно о составе этого Экспертного Совета.

Не могут быть зарегистрированы те религиозные общины, учредителями которых являются организации, признанные в ДНР экстремистскими. 29 мая 2015 НС ДНР принял «Закон о противодействии экстремистской деятельности». 9 июня 2015 А.Захарченко подписал его и Закон вступил в силу. Опубликован список ликвидированных или запрещённых религиозных и иных организаций, признанных экстремисткими. Среди них - ряд украинских националистических и неонацистских организаций, в т.ч.: Правый сектор, УНА-УНСО, ОУН, УПА, «Misanthropic Division» и другие. Довольно много в этом списке экстремистских организаций исламистского толка. Например: «Хизб ут-Тахрир» («Партия исламского освобождения»), «Аль-Каида», «Талибан», разумеется, ИГИЛ (1). Очевидно, что ни одна из названных организаций и не претендовала на регистрацию в ДНР. В то же время в списке отсутствуют практически все действовавшие на территории ДНР деструктивные культы известные сектоведам. Мы не обнаруживаем в списке ни саентологов, ни харизматов, ни кришнаитов, ни Свидетелей Иеговы, ни родноверов.

В Луганской Народной Республике, к сожалению, не принят и Закон о противодействии экстремизму.

Бегство из Новороссии основной массы сектантов обнажило наши внутренние проблемы. Заметнее стали псевдоправославные явления, так называемое внутрицерковное сектанство. В ряду таких явлений я бы особо отметил деятельность луганского протоиерея Александра Пономаренко, а также материалы журнала «Всерусский собор» и газеты «Небесный всадник».

Весной 2016 г. настоятель храма Архангела Михаила в с. Еленовка, Перевальского района ЛНР, клирик Луганской епархии прот. Александр Пономаренко стал публично проповедовать необходимость отказа от поминовения Святейшего Патриарха, а также обличать всю нашу Церковь в тяжких грехах. В интернете в сети youtube (https://www.youtube.com/watch?v=O18OulImy3k&feature=share) появилось анонимное видео проповеди, в которой священник объявил патриарха Кирилла «бывшим патриархом, еретиком и предателем Церкви». Поводом для грозных обличений сельского батюшки стала Гаванская встреча и Критский собор. По словам о. Александра Пономаренко Русская Церковь сто лет тому назад променяла Царя на патриаршество. Из этого следует что и сам институт патриаршества лучше бы нам отвергнуть. Церковью призван управлять грядущий Царь, о котором и следует молиться. Наша Церковь, в глазах о. Александра, превратилась в учреждение, пекущееся не о спасении паствы, а о материальном достатке духовенства. Батюшка учит: священник должен быть беднее самого бедного прихожанина, а епископ беднее самого бедного священника. Таким способом и может быть побеждена бедность. В конце концов, недостатка не станет. Иначе как популистской демагогией эти поучения назвать невозможно. Очевидно, что до такой высоты святости не дотягивают даже великие каппадокийцы, не говоря уже о самом о. Александре. 20 декабря 2016 на ежегодном епархиальном собрании Луганской епархии, правящий архиерей митрополит Митрофан объявил, что о. Александру на время разбирательства запрещено совершать богослужения в храме. К прискорбию, проповедь этого священника имела определённый успех, и он обрёл десятки последователей. Фактически образовалась псевдоправославная секта.

Проповедям о. Александра Пономаренко созвучны и многие материалы журнала «Всерусский собор», выходившего в 2015-2016 в Луганске. Журнал этот с 2002 по 2010 выходил в С.-Петербурге, затем из-за отсутствия средств прекратил своё существование. И вот, вновь начал выходить в Луганске. Главным редактором журнала является Владимир Иванович Шемшученко, член СП России, собственный корреспондент «Литературной газеты». Директор проекта Виталий Егорович Розе, также член СП России. Оба литератора проживают в С.-Петербурге.

Авторы журнала охвачены напряжённым и болезненным ожиданием апокалиптических событий, в ряду которых, восстановление монархии в России. До тех пор, пока монархия не восстановлена, Русская Церковь не вполне благодатна. Более того, мы, современные чада РПЦ анафематствованы! Виталий Розе пишет:

«После совершения клятвопреступления (попрания клятвы, данной Богу на верность царю) Господь оставил Церкви призывающую к покаянию благодать, а благодать воскрешающая может возвратиться России только вместе с помазанником Божиим. Но для этого необходимо покаяние всего православного народа, начиная от патриарха и заканчивая последним прихожанином. (…) клятвопреступный синод РПЦ в феврале 1918 году отменил анафему за цареотступничество, а Бог — не отменил! И мы по сей день все до единого человека под ней пребываем. И разве не виден перст указующий Христа-Вседержителя в событиях февраля 2014 года (ведь именно 21 февраля произошел переворот!) на Украине.
Надо сказать прямо: февральская измена 2014 года обрушилась на нас за нашу нераскаянность в февральской измене 1917 года» (2).

Некая Ника Луганская, скрывающая своё подлинное имя за псевдонимом, также призывает читателей к покаянию в предательстве царя. При этом она, ничтоже сумняшесь, предлагает реабилитацию Сталина, посланного нам Богом.

«Новая Россия! Иная Россия! Теперь здесь русской кровью смывается грех нашего нераскаянного народа и рождается новая историческая формация людей, причастников грядущего воскресения России, подданных грядущего Царя» (3).

Местный подвижник ХХ века, диакон Филипп Горбенко (1858-1956), возводится редакцией журнала в ранг, ни много ни мало, «Святого Пророка Грядущего Царя». Отметим, что нам не известно ни единого текста о. Филиппа, в котором бы он хоть что-то говорил о монархии. Очевидно, что он вообще избегал высказываться на эту тему. За всё время гонений на веру, о. Филипп Горбенко не подвергался арестам. Предполагаем, что если бы он учил о грядущем царе в сталинское время, то непременно оказался бы в лагерях. В анонимной редакционной статье журнала, апокалиптический русский царь отождествляется с Самим Христом!

«Замыкается круг, исполняется, обязательно и непременно пророчество Пресвятой Богородицы Святому Пророку Грядущего Царя Филиппу Луганскому о граде нашем Святом Царьграде-Святограде Луганском!
Время пришло! Монархию нам!
Близгрядущий во Имя Господне последний Русский Православный Царь-Победитель Христос, Воскреситель Святой Руси «…близ есть, при дверех» (Мк 13:29) в Царьграде-Святограде Луганском!
Прииди, реченный царю во имя и волю господню (так в тексте –А.С.) во граде славы Его, Царьграде-Святограде Луганском! Аминь!» (4).

Ещё один псевдонимный автор журнала «Всерусский собор», некая Ольга Письменская, приписывает диакону Филиппу Горбенко совершенно сумасбродные пророчества:

«Филипп, - пишет она, - со всей своей прозорливостью, полученной от Господа и Его Пречистой Матери, предвидел и всегда говорил людям, что Америки не будет, ее первой разобьют, Англия уйдет под воду, от Европы останется только маленькая часть Германии, а от Урала до Иерусалима будет Святая Русь Великая со столицей в Луганске, который будет наречен Святоградом. Правда, до того, как это случится, старец предсказывал восьмилетнюю войну в три этапа, которая начнется с Крыма, турецкие войска в Луганске, смену полюсов, которая повлечет за собой гибель больших и малых народов и государств, почти полное отсутствие на Земном шаре воды. Говорил, что от Волгограда до Луганска будет очередь за водой. Все живое начнет стекаться и сходиться в Луганск, отсюда пойдет возрождение новой жизни и будут рождаться новые люди» (5).

С почитанием диакона Филиппа связано и почитание Луганской иконы Божией Матери в «Трёх Лицах». Подробно о ней я уже говорил в 2015 (6). Любопытно, что Ольга Письменская видит в Луганской иконе прообраз самочинной иконы «Воскрешающая Русь». Обе они ныне пребывают в часовне на могиле старца Филиппа.

«Ныне настало время, когда к (Луганской – А.С.) иконе пробуждается новый интерес у огромного количества людей. Понимая, как много в ней сокрыто тайного знания и опираясь на слова Богородицы и известные пророчества святых отцов о скором непреложном будущем России-Руси, многие сходятся во мнении, что сюжет иконы является провидческим и в образе Пресвятой Богородицы в белом усматривают Знамение Воскрешения Святой Руси Великой, прообраз сущей ныне, но пока не прославленной иконы «Воскрешающая Русь».

К счастью, в 2016 вышел всего один номер журнала. Не обновляются материалы и на интернет-ресурсе «Всерусского собора». Очевидно худое предприятие заглохло.
Говоря об уроках минувшего столетия, главной теме Рождественских чтений 2017, нельзя не видеть, что нынешний конфликт на Донбассе был предопределён как раз событиями столетней давности. Большевицкая власть произвольно отторгла наши территории от России и определила им место в составе советской Украины. Территория нынешней ЛНР охватывает исторические регионы Славяносербии и Области войска Донского. Когда в ХVII веке Малороссия присоединялась к Великорусскому государству, наши земли уже входили в состав России. Наш конфликт часто называют внутриукраинским. Может быть это и верно, но только отчасти. Война на Донбассе это и внутрироссийский конфликт. В силу того, что границы исторической России шире, чем границы Российской Федерации. И названные в нашем докладе миссионерские вызовы, связаны не с внутриукраинской проблематикой, а с общероссийскими проблемами. Мы сможем вместе преодолеть эти вызовы, если потрудимся над уроками столетия.

Я думаю, что огромный миссионерский и педагогический потенциал содержится в эпопее А. И. Солженицына «Красное колесо». Эта книга всё ещё плохо прочитана у нас и мало известна даже нашим читающим прихожанам. Хорошо бы её прочесть в год столетия Революции и накануне столетия писателя. Это весьма душеполезное чтение. К слову сказать, 21 год тому назад Солженицын был участником IV Рождественских чтений (7). В своём докладе он уделил внимание и проблеме сектантства, говорил о «преступных», «псевдо-религиозных сектах», в частности о мунитах, проникающих в наши школы. Слава Богу, есть у нас радио «Град Петров», в эфире которого звучат произведения Солженицына.

В нашем регионе, к сожалению, совсем не усвоен урок и подвиг новомучеников и исповедников Российских. За 25 лет ни одной канонизации, будто в годы гонений никто у нас и не пострадал. Увы, вновь приходится сетовать на закрытость архивов спецслужб. Но и исследователей со стороны Луганской епархии не нашлось…

Летом минувшего года епархии ЛНР посетил А. Л. Дворкин, который провёл целый ряд встреч с местными жителями. Хочу ещё раз поблагодарить Александра Леонидовича за его визит и понесённый труд. Благодарю Вас за внимание и сопереживание соотечественникам в республиках Новороссии.

 

1. http://dnr-online.ru/perechen-zapreshhennyx-obshhestvennyx-i-religioznyx-obedinenij-inyx-organizacij/ | Официальный сайт Донецкой Народной Республики.
2. Виталий Розе. Русский ответ XXI веку// Всерусский собор. №1(30)2015
3. Ника Луганская «Но русское сердце все ж знает ответ…» Всерусский собор. №2(31)2015
4. Всерусский собор.№1(33)2016
5. Ольга Письменская. Духовный правитель Святограда Луганского. ВС №1(33)2016
6. См.: http://iriney.ru/sektyi-i-kultyi/sektovedenie/konferenczii/%C2%ABmediapolitika-informirovaniya-obshhestva-o-deyatelnosti-destruktivnyix-kultov%C2%BB/aleksij-slyusarenko.-deyatelnost-sekt-na-territorii-luganskoj-narodnoj-respubliki.html
7. А. Солженицын. Доклад на Четвёртых Рождественских образовательных чтениях при Московской Патриархии 21 января 1996//Вестник РХД, №173, с.232

Пресс-служба РАЦИРС и ЦРИ

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.



Дорогие друзья, посетители нашего сайта - самого информативного и самого крупного противосектантского сайта всего русскоязычного интернета!


Для того, чтобы поддерживать и продвигать наш сайт, нужны средства. Если вы получили на сайте нужную информацию, которая помогла вам и вашим близким, пожалуйста, помогите нам материально. Ваше пожертвование сделает возможным донесение нужной информации до многих людей, которые в ней нуждаются, поможет им избежать попадания в секты или выручить тех, кто уже оказался в этих бесчеловечных организациях.


Мы нуждаемся в вашей помощи. Не оставайтесь равнодушными. Пусть дело противостояния тоталитарным сектам станет поистине всенародным!


Заранее - огромное спасибо!


А. Л. Дворкин и вся редакция сайта Центра священномученика Иринея Лионского



Для выбора способа пожертвования, щёлкните по нужной иконке справа от суммы