Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-916-377-44-40
 

В. А. Азаренкова. Доклад: «Внедрение "вальдорфской педагогики" в государственное образование» - 31.03.17

 

 

ХХV Международные Рождественские образовательные чтения – «1917–2017: уроки столетия»
Направление: «Взаимодействие Церкви с государственными и общественными институтами и СМИ»
Секция: «Секты как антиисторическое явление», ПСТГУ, Конференц-зал, 24.01.2017

Валерия Александровна Азаренкова, волонтер Центра религиоведческих исследований во имя сщмч. Иринея, еп. Лионского, Москва

«Внедрение "вальдорфской педагогики" в государственное образование»

Аннотация. Справка по вопросу о вреде вальдорфской педагогики в России. Что такое «вальдорфская педагогика» - это отработанная десятилетиями система гармоничного воспитания или как некоторые утверждают эзотерическое лжеучение?

В этой справке поднимается лишь небольшой пласт, доступный для «внешних» наблюдателей набор терминологии, используемой внутри системы «вальдорфских школ», которую не встретит человек впервые просматривающий сайт такого образовательного заведения, методы действия представителей «вальдорфской педагогики», планы, динамика и представляемая опасность для будущего государства.

Ключевые слова: вальдорфская педагогика, антропософия, Рудодьф Штайнер, эзотерика, оккультизм, секты, оккультно-мистическая система воспитания, Загвоздкин, Пинский А.А., эвритмия, программaа «Вдохновение», программа «Березка».


Начиная с 1990-х годов в российскую систему дошкольного и школьного образования стали постепенно внедряться образовательные учреждения и организации, проводящие обучение детей на основе вальдорфской педагогики (далее – ВП), реализующей враждебную российской культуре и государственным интересам систему воспитания и образования. Часть этих учреждений были созданы на базе существовавших ранее государственных учреждений, часть – возникали как вновь образованные (перечень выявленных учреждений прилагается в приложениях № 2, 3, 4, 5).

ВП – это религиозная, а точнее говоря, оккультно-мистическая система воспитания и образования, при этом не совместимая с традиционными религиями, в частности с православием, исламом и иудаизмом. К христианству ВП отношения не имеет, что разъяснялось как католической церковью, так и православной. Православная церковь относит ВП к сектам.

Справочно: Основа ВП – антропософия. В свою очередь антропософия – это «оккультно-мистическое учение о человеке как носителе «тайных» духовных сил, развитое в начале 20 века. Традиционные учения оккультизма и религий древности и средневековья чисто механически, без учёта противоречий (эклектически) объединялись в антропософии с элементами естествознания и идеалистической философии нового времени…» [5,30]. Антропософия выделилась из теософии и является её частью.

В 1919 году папа Бенедикт XV признал ВП несовместимой с учением Римско-католической церкви. В 1932 году учение антропософов осуждено архиерейским собором Русской православной церкви за границей. В 1994 году Архиерейский Собор Русской Православной церкви принял определение «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме», что напрямую относится к теософии, антропософии и ВП.

По словам адептов, ВП внешне свидетельствует о христианстве, хотя на самом деле речь идёт лишь о некоторых внешних признаках католицизма. В основном это относится к католическим праздникам. Слова «высшие духовные тела», «эфирные тела», «астральные тела», «индивидуальные медитативные обращения с мантрами», «инкарнация», «реинкарнация», «карма», «перевоплощение» не имеют отношения ни к католицизму, ни к православию, ни к христианству в целом. Это не что иное, как элементы эзотерических, оккультных учений. По словам вальдорфских педагогов, это – «эзотерическое христианство», что является нарочитым сочетанием противоречащих друг другу понятий.

Адепты ВП используют свои методы – скрывают, подменяют понятия, лукавят и откровенно лгут, только чтобы не отпугнуть и привлечь, как можно больше людей. Один из приемов подмены мы можем увидеть на примере содержания определения антропософии в двух известных словарях.

Философский энциклопедический словарь 1983 года издания говорит, что антропософия – это «оккультно-мистическое учение о человеке как носителе «тайных» духовных сил, развитое в начале 20 века. Традиционные учения оккультизма и религий древности и средневековья чисто механически, без учёта противоречий (эклектически) объединялись в антропософии с элементами естествознания и идеалистической философии нового времени…»

Педагогический энциклопедический словарь стереотипное издание 2002 года, главным редактором которого являлся Борис Михайлович Бим-Бад, уже дает нейтральную оценку антропософии, совсем не упоминая оккультно-эзотерическую природу антропософии. [4,19]

А кем же являлся Борис Михайлович? Он был ректором Российского открытого университета, который в 1990-е годы являлся так называемым «проводником» антропософских взглядов и стал руководителем вальдорфских учительских семинаров. В этом мы видим прямую зависимость исчезновения в определении «Антропософия» каких-либо следов оккультизма и эзотерики.

Свобода или ограничения

Русский литературовед и культуролог Ю.М. Лотман, в том числе известный своей работой «Беседы о русской культуре», считал, что на первом этапе культура - это набор ограничений. Противоположный тезис пропагандируют вальдорфские педагоги: ребёнок всегда и всё делает правильно, его нельзя ограничивать. Детям многое разрешается, здесь почти нет запретов, воспитатели лишь помогают детям в реализации их желаний. Понятие «воспитание» не фигурирует даже на уровне названия человека, занимающегося с детьми. В вальдорфских детских садах нет воспитательниц, здесь их называют садовницами. Взрослые должны учиться у детей, а не дети у взрослых. Навязывать детям ничего нельзя, т.е. нельзя воспитывать. Как сам ребенок вырастет, так значит и правильно. Задача родителей – удовлетворять запросы детей и не вмешиваться в процесс формирования личности.

По мнению вальдорфских педагогов, в школе не должно быть никаких программ, учебников, домашних заданий. Не должно быть никаких экзаменов, которые уничтожают развитие ответственности и заинтересованности процессом обучения и освоением знаниями.

По мнению российских психологов и педагогов, которые сталкиваются с последствиями воспитания по методике ВП, такое «воспитание» приводит к формированию эгоистичной личности, которая не признаёт дисциплину и систематический труд, но при этом переполнена амбициями и претензиями к внешнему миру. То же самое подтверждают и сами учителя ВП, но по их словам подобное поведение и черты снобизма в воспитанниках – существенный плюс. Поступление детей из детских садов и школ, в которых воспитание и обучение осуществляется на базе ВП, в общеобразовательные школы и вузы могут быть затруднены по причине отставания программы ВП от норм общей школы. Особенно это заметно по предметам точных наук и даже по чистописанию – излишне долго дети пишут печатными буквами, что в традиционных методиках обучения является нормальным только для детей с отставаниями в умственном развитии.

Наследие русской педагогической и психологической школы в рамках ВП не рассматривается, хотя для придания авторитетности своим словам используется несколько цитат из русских педагогов.

В вальдорфской традиции сказка с детьми не анализируется, воспитатель не комментирует ее сюжет, не просит детей запоминать или специально пересказывать сказку [1,41].

Учебные программы

Учебные программы в вальдорфских школах для проверяющих пишутся по ФГОСам, но внутренние программы совершенно иные, и вряд ли кто-то вне системы имеет возможность с ними подробно познакомиться. Есть только небольшая иллюстрация такой программы, где мы не увидим предметов.

Внедрение "вальдорфской педагогики" в государственное образование

Не многие родители могут вовремя заметить, что их ребенок отстает по математике, русскому языку или литературе по сравнению с их сверстниками, обучающимися в общеобразовательной школе.

Внедрение "вальдорфской педагогики" в государственное образование

Праздники. Традиционные ценности

По вопросу воспитания детей на основе традиционных ценностей России ВП прибегает к прямому обману. Так, в Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования на основе вальдорфской педагогики «Берёзка», сказано: «…праздники с детьми в вальдорфском детском саду – это всегда особые события. Они не только приобщают детей к культурному наследию народа, но и являются средством морального воспитания, передачи ценностей». [2,78] На практике же многие праздники в системе ВП являются чуждыми нашей культуре. Например, Адвент (прохождение Адвентской спирали), Праздник «Фонариков», игры в рыцарей, но не богатырей. Сами по себе игры в рыцарей может быть и не плохи, но это один из маленьких показателей того, чьи ценности прививаются ребёнку. Как известно, рыцари и Адвент – элементы западно-европейской культуры.

Внедрение "вальдорфской педагогики" в государственное образование

В методичке для примера обозначены такие праздники, как всем известные: день рождения, Рождество, Масленица, Новый год. Но ничего не говорится об Адвенте, дне Михаила или Дне победы, который, по мнению педагогов и садовниц, является сомнительным.

Рождество празднуется не 7 января, а 25 декабря, что лукаво объясняется на многих сайтах невозможностью праздновать Рождество в январе, попадающее на каникулярную неделю. На самом деле, проблема заключается в Антропософском переживании этого псевдохристианского праздника.

В соцсетях групп для «вальдорфских родителей» появляются объявления Антропософского общества с приглашением научиться «пережить» 4 недели Адвента, которые длятся по антропософским исчислениям с ноября по 24 декабря, а с 25 декабря начинается время 12-ти Священных ночей, в течение которых каждый антропософски настроенный человек должен так же «пережить» силы 12-ти знаков зодиака, которые именно в эти 12-ть ночей будут иметь наивысшую степень воздействия и «зарядки» на предстоящий год.

Внедрение "вальдорфской педагогики" в государственное образование

«С 24 на 25-е декабря начинаются 12 святых ночей, в течение которых восьмое звено духовных метаморфоз предыдущего года (октава) превращается в первое звено метаморфоз нового года. В эти ночи нам предоставляется возможность проникнуть в совершенно эзотерическую тайну мирового становления, данную нам экзотерически, но бессознательно, например, в музыкальном переживании. Вхождение в тайну совершается таким образом, что в течение 12 святых ночей мы пытаемся пережить то, что обычно душа переживает лишь после смерти, — мы выходим своим астральным телом и "я" из эмпирического времени и движемся в ноуменальном времени астрального мира: из будущего (вернее от настоящего момента) в прошлое. А тогда время становится пространством. В опыте 12 святых ночей это выглядит так, что перед нами разворачивается двенадцать панорам, соответствующих 12 месяцам прошлого года, и мы созерцаем их одну за другой, но двигаясь в обратном порядке, так, что в первую очередь мы созерцаем пережитое в истекшем декабре, во вторую — в ноябре и т.д. Каждый день в таком случае встает макрокосмически — в аспекте соответствуюшего знака Зодиака. В ходе всех ночей, начиная со Стрельца, мы просматриваем опыт года с точки зрения всего мирового круга, объективно — мы чувствуем и размышляем (Uebe Geist-Besinnen) о Духе и перед Крещением снова входим в эмпирическое время в знаке Козерога, подойдя к нему с обратной стороны, из сверхчувственного». [3,288]

Внедрение "вальдорфской педагогики" в государственное образование

Внедрение "вальдорфской педагогики" в государственное образование

Таким образом, ВП представляет собой оккультную систему воспитания, отрывающую детей от русской культуры.

Учителя. Подготовка

Учитель, работающий в вальдорфской школе, не просто должен быть знаком с антропософией, он должен быть практикующим антропософом. Без освоения этого оккультного учения учитель не может работать по вальдорфским методикам. В рамках ВП проводится подготовка и переподготовка учителей и воспитателей; организованы специализированные курсы, не только в частных вальдорфских центрах, но и в государственных учреждениях (см. приложение 6). Удивительно, что базового педагогического образования учитель может не иметь, ему достаточно пройти вальдорфские курсы повышения квалификации.

Медицина

В школах есть свои врачи – антропософские гомеопаты, которые лечат детей особыми лекарствами (их можно приобрести в одном-двух местах: в Москве - в общине антропософов на станции метро «Бибирево»). Эти «медики» настаивают на том, что современная медицина только калечит человека и, следовательно, в госучреждения обращаться не стоит. Родители, свято веря в непогрешимость людей, которым вверяют себя и своего ребенка, ни за что не обращаются к врачу даже при высокой температуре, а занимаются самолечением.

Разрушение семей

Если кто-то из родственников старшего поколения замечает, что ребенок отстает от программы по сравнению со сверстниками из общеобразовательной школы, и пытается донести до родителей ребенка, что система ВП не дает должных знаний, то такой родственник по совету и наставлению учителей считается «опасным для ребенка» и его стараются исключить из процесса воспитания. Наилучшим результатом считается полная изоляция такого человека из семьи как «врага вальдорфской педагогики». Всё это делается под прикрытием благого предлога - «забота о ребёнке».

Эко-поселения

Вокруг Вальдорфских школ и садов родителями, прослушавшими лекции вальдорфских педагогов, начинают создаваться эко-поселения с целью отдаления от «жестокого» мира, который не соответствует картинке об «антропософской справедливости мира».

Лекции для интересующихся в создании эко-поселений читают зарубежные специалисты, например, Даяна Кристиан, которая с радостью организует платные курсы для интересующихся.

Внедрение "вальдорфской педагогики" в государственное образование

Внедрение "вальдорфской педагогики" в государственное образование

Патриотизм

Патриотизм и необходимость защиты Родины ставится вальдорфской школой под сомнение. По словам представителей ВП в армию молодой человек должен идти не раньше 28 лет и только по своему желанию. Обосновывается это тем, что к этому возрасту сформированы все 4 тела человека: физическое, эфирное, астральное и тело-«я». Что это означает, объясняется в школах ВП, но не имеет ничего общего с традициям русской культуры. По мнению ВП, если родители готовят ребёнка к армии, то должны с детства развивать в нём жестокость и агрессию, потому что защита Родины с оружием в руках – удел жестоких личностей, не способных к другой деятельности.

Внедрение "вальдорфской педагогики" в государственное образование

Внедрение "вальдорфской педагогики" в государственное образование

Покровительство

При очевидных опасностях для государственного образования в таком подходе к воспитанию отдельные его представители (в том числе из Правительства Москвы, Министерства культуры Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, российских образовательных учреждений (перечень некоторых из них приведен в приложении № 1) активно поддерживают ВП. Началось это в годы распада страны в 1990-е годы, когда ВП смогла получить поддержку властных и образовательных структур.

Проводники идеологии ВП участвуют в разработке учебных и методических программ.

Справка: Например, под эгидой ФГАУ «Федеральный институт развития образования» в 2015 году издательством «Национальное образование» была выпущена примерная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение». Основной автор и руководитель авторского коллектива этой программы – В.К. Загвоздкин – известный исследователь ВП, учился в Германии в Высшей школе ВП. Имеет диплом учителя вальдорфской школы. Совместно с немецкими и российскими коллегами участвовал в основании Центра ВП в Москве.

В самой программе непосредственных слов о ВП нет, учитывая неприятие ВП значительной частью общества, их не используют, но сам смысл программы отображает взгляды ВП. Доказательством этого может служить презентация господина В.К. Загвоздкина к данной программе, изданная тем же «Национальным образованием». В презентации указано, что программа «Вдохновение» предназначена для реализации в рамках таких образовательных концепций как ВП.

В России в настоящее время действует целая сеть образовательных учреждений под эгидой ВП, и продолжают (см. приложение № 3) открываться вальдорфские школы и детские сады, финансируемые за счет государственных средств, в частности: в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Самаре, Иркутске, Красноярске, Екатеринбурге, Находке, Ростове-на-Дону, Уфе, Смоленске, Ярославле (перечень некоторых из них приведен в приложениях № 2, 4).

Справка: Например, московская школа № 1060 (структурное подразделение ГБОУ «Школа № 627») носит имя А.А. Пинского (умершего в 2006 г.) – яркого проводника идей ВП в 1990-х годах, который являлся в то время советником Министра образования Российской Федерации и одним из разработчиков реформы образования 2000 года. Являясь директором школы № 1060, А.А. Пинский внедрил в ней принципы ВП.

Наряду с образовательными учреждениями, финансируемых за счет государственных средств, открыты учреждения с частным финансированием (перечень некоторых из них приведен в приложении № 5).

Делая выводы, то мы получаем в результате личность, которая оторвана от нашей культуры, от наших корней, возможно, имеет представление, но не полное и глубокое, считающих, что защита Родины – удел жестоких личностей, не способных к другой деятельности и что патриотизм не нужен. Личность, которая не признает отечественную медицину, а склоняется к самолечению гомеопатическими средствами. И мало того стремящуюся уйти от цивилизации замкнуться в эко-поселениях.

Мне кажется, что здравомыслящие люди могут усмотреть в таком оккультно-непатриотическом воспитании детей мину замедленного действия, которая обязательно рванёт в тот момент, когда времени для того, что бы что-то исправить будет уже очень мало. Чтобы защитить нашу страну от тотального проникновения «оккультной заразы», нужно прикладывать немало усилий. Необходимы специалисты с педагогическим и психологическим образованием, которые могли бы дать профессиональное заключение о методике ВП и о том, как это влияет на развитие личности. Требуется создание рабочих групп, в задачу которых войдет сбор материала, анализ и организация определенных шагов и действий, которые помогут информировать население и государственные образовательные структуры.

Результатом такой деятельности должны стать следующие меры по борьбе с ВП:

- лишение учреждений ВП государственной поддержки;
- исключение учреждений ВП из системы государственного образования;
- пресечение внедрения образовательных программ ВП в систему государственного образования;
- информирование население РФ о потенциальном вреде ВП.


Список литературы

1. Березка: Методическое руководство для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и групп Межрегиональной общественной организации «Содружество педагогов вальдорфских детских садов». — М., «evidentis», 2001. — 112с., ил.

2. Березка: Методическое руководство для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и групп Межрегиональной общественной организации «Содружество педагогов вальдорфских детских садов»/ Под редакцией Загвоздкина В.К., Трубицыной С.А. – М., неизвестно, 2014. – 122с., ил.

3. Бондарев Г. А., Триединый человек тела души и духа. Изд. Института Общегуманитарных исследований. М.-Спб., 1999.

4. Педагогический энциклопедический словарь/ гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – 3-е изд., стереотип. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2009. – 528с.: ил.

5. Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840 с.

6. Материалы для видеоролика взяты с ресурса Вальдорфской педагогики в России: http://prowaldorf.ru/tv/

7. Иллюстрации взяты с ресурса «форум Антропософского общества»: http://bdn-steiner.ru/forums/index.php


Приложения

Приложение 1. Государственные структуры и представители государственных структур, поддерживающие распространение Вальдорфской педагогики в России.

Правительство Москвы

Предоставляло помещения для "Центра педагогики и лечебной педагогики Рудольфа Штайнера", основанного и поддерживаемого швейцарцами. Были выделены по распоряжению Правительства Москвы, исполняющего личную просьбу президента Швейцарии г-на Небекера. В документе, подписанном г-жой Э. Штеклин, директором вышеименованного центра, говорится о намерении к 2003 году завершить переход этой "швейцарской инициативы" в "чисто русскую инициативу", что подразумевает передачу в государственные российские школы "драгоценных педагогических импульсов" от вальдорфской педагогики.

Министерство культуры

Учредило "Государственную академию эвритмического искусства" - одну из инициатив антропософии.

Министерство образования РФ

Содействует реализации различных программ по Вальдорфской педагогике, в том числе открытию школ и детских садов, разработке методических материалов.

ФГАУ «Федеральный институт развития образования»

В 2015 году издательством «Национальное образование» была выпущена примерная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» по мотивам вальдорфской педагогики.

Пинский А. А.

Российский педагог, член Российского общественного совета развития образования, координатор Экспертно-аналитического Центра Минобразования РФ, один из разработчиков реформы образования 2000 года, советник Министра образования РФ, директор московской школы № 1060 (Вальдорфской школы, впоследствии взявшей его имя).

В 1990-х Пинский предпринял успешную попытку практического строительства школы, реализующей в российских условиях ряд важнейших достижений педагогики XX века. В качестве исходной модели Пинский внедрил в школе № 1060, где он был директором, принципы Вальдорфской педагогики.

Умер: 14 декабря 2006 г. (50 лет), Берлин

Загвоздкин В. К.

Научный сотрудник Центра практической психологии образования Академии социального управления, старший преподаватель факультета "Психология образования", научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО, доцент кафедры Психологии развития МПГУ, преподаватель вальдорфского семинара при Московском центре вальдорфской педагогики. Один из инициаторов вальдорфского движения в России. Ведет исследовательскую работу в области современных проблем образования, философско-методологических проблем педагогики и психологии. Преподает на курсах "Теория и практика современных зарубежных образовательных систем" (МГППУ), "Философские основания психологии" и "Современные проблемы теоретической психологии" (МПГУ).

Учился в Германии в Высшей школе вальдорфской педагогики. Имеет диплом учителя вальдорфской школы. Совместно с немецкими и российскими коллегами участвовал в основании Центра вальдорфской педагогики в Москве.

В 2015 году в качестве руководителя авторского коллектива выпустил примерную образовательную программу дошкольного образования «Вдохновение» под эгидой ФГАУ «Федеральный институт развития образования» в издательстве «Национальное образование». Ожидается, что программа будет одобрена Министерством образования.

Вишнякова Элла Александровна

Кандидат педагогических наук, ведет активную научную деятельность, имеет более 30 научных и научно-методических публикаций, наиболее значимые среди которых – монография «Ценностная ориентация здоровье сбережения в Вальдорфской педагогике».

Штеклин Эльсбет

Директор «Центра педагогики и лечебной педагогики Рудольфа Штайнера», который организовал Швецарский фонд под руководством Эльсбет и Феликса Штёклин.

Рыжаков М.В.

Директор Института содержания и методов обучения, академик РАО.

Внедрение "вальдорфской педагогики" в государственное образование

Внедрение "вальдорфской педагогики" в государственное образование

Приложение 2. Основные (узловые) школы были открыты в 90-ые

Самарская вальдорфская школа

Школа начала работать 1 сентября 1991 года. Учителя школы по программе вальдорфской педагогике проходили обучение в очно-заочной форме на семинарах в Москве и Санкт-Петербурге в дополнение к своему основному образованию.

В 1994 году с целью содействия развитию школы родителями была создана и зарегистрирована общественная организация «Благотворительный фонд содействия развитию вальдорфской системы образования».

В 1996 году получили руины бывшего детского сада по улице Буянова, требующие полной реконструкции. Силами родителей начали его капитальный ремонт. Средства на ремонт позже были получены из районного и городского бюджетов, а также помогали фонды, поддерживающие инновационные образовательные инициативы во всём мире.

В 1998 году школа получила статус Федеральной экспериментальной площадки Министерства образования РФ.

В 2000 году школа и учителя с помощью инициативных родителей из Совета партнёрской школы в Штуттгарте получила от немецкого правительства грант на приобретение оборудования для учебного процесса.

Школа получила предложение от Министерства образования через институт образовательной политики «Эврика» создать на своей базе Центр повышения квалификации. Была создана, прошла экспертизу и апробацию программа повышения квалификации «Гуманизация образования средствами вальдорфской педагогики».

В сентябре 2006 года приказом Департамента образования на базе школы был открыт и начал свою работу Методический Центр для повышения квалификации учителей школ города.

В 2012 году на базе школы начал свою работу 4-годичный семинар по подготовке учителей для работы в вальдорфских школах.

Московская вальдорфская школа им. А.А. Пинского

Школа существует с 1992 года. Была открыта в школьном здании 1936 года постройки. Первые годы школа существовала как негосударственное учебное заведение, а с 1995 года приобрела статус государственной.

С ноября 2014 года в результате реорганизации школа вошла в состав ГБОУ Школа № 627 как структурное подразделение "Вальдорфская школа им. А.А. Пинского".

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 658 Кировского района (Вальдорфская школа в Дачном)

Вальдорфская школа «В Дачном» — государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 658 Кировского административного района города Санкт-Петербурга. Открытие школы состоялось 10 сентября 1994 г. В 2000 г. был выпущен первый 9-й класс, в 2004 г. — первый выпуск 11- класса.

Вальдорфские школы Санкт-Петербурга ведут свою историю от учительского вальдорфского учебного семинара.

Первые учителя, окончившие семинар, в 1994 г. организовали три новых школы, в том числе Вальдорфскую школу в Дачном. Сначала только с 1-го по 4-й классы. Открытие школы состоялось 10 сентября 1994 г.

В 2007 г. школа прошла государственную аттестацию, получила аккредитацию и лицензию.

Вальдорфские школы всегда готовы к сотрудничеству, поэтому по всему миру существуют национальные ассоциации, европейский союз и Всемирная ассоциация вальдорфских школ и детских садов.

Школа является одним из учредителей Российской ассоциации вальдорфских школ, также является членом Европейского союза вальдорфских школ.

У школы хорошие партнерские отношения с вальдорскими школами России — осуществляются взаимные поездки в Москву, Рязань, Ярославль, Самару.
В течение многих лет школа ведет школьный обмен между данной школой и вальдорфскими школами Германии, Австрии, Финляндии.

Организационно-правовая форма: Бюджетное учреждение регионального уровня

Приложение 3. Детские сады, открытые за последнее время:

Детский сад № 699 (Вальдорфская группа). Москва, ул. Сахалинская, д. 6. Телефон:+7 (495) 466 51 44, +7 (495) 469 47 66. http://www.ds699.mskobr.ru - Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы.

Группа «Полянка» при государственном детском саду № 1206 в Ясенево.

Сентябрь 2015 года. Открылись еще две вальдорфские группы на базе государственного сада № 1212 и школы № 200 на ул. Вильнюсская д.7, к.3. Младшая группа с 2-х лет.

Сентябрь 2015 года. Открылся частный детский сад «Яблоневый сад на Коломенской».

Сентябрь 2015 года. Открылся вальдорфский семейный клуб в Сергиевом Посаде «Большая черепаха» - частное финансирование.

Сентябрь 2015 года, г. Химки (Куркино). Открылся вальдорфский сад «В гостях у Кота и Барбоса» - частное финансирование.

Сентябрь 2015 года, д. Солнышково. Открылся «Вальдорфский детский сад г. Чехов» - частное финансирование.

Сентябрь 2015 года, Москва, м. Сокол. Открылся вальдорфский частный детский сад «Большая черепаха».

2015 год. Открылся домашний вальдорфский детский сад в районе Алтуфьево - частное финансирование.

Приложение 4. Финансирование в государственных садах:

Схема работы: государственное финансирование или аренда помещения с разрешения государственного служащего (заведующей школы/сада) + родительские взносы.

Список детских садов и школ в государственных учреждениях на начало 2015 года:

г. Москва, вальдорфские группы в д/с № 439
г. Москва, д/с № 740
г. Москва, д/с при школе № 1212
г. Москва, д/с № 892
г. Москва, д/с № 1262
г. Москва, д/с № 1673
г. Москва, вальдорфская группа «Садко» и «Родничок» при д/с № 1277
г. Москва, вальдорфский д/с № 859 при вальдорфской школе № 1060
г. Москва, вальдорфская группа «Полянка» при д/с № 1206
г. Москва, ГБОУ СОШ № 1206
г. Москва, вальдорфская школа № 1060 им. А.А. Пинского
г. Москва, ГБОУ д/с № 250
г. Москва, ГБОУ № 514
г. Москва, д/с № 2434, группа «Солнышко»
г. Москва, д/с № 554, ясельная группа «Ягодное лукошко», группа от 4 до 6.5
г. Москва, Центр Рудольфа Штайнера
г. Москва, Школа самоопределения (№ 734)
г.Балашиха, д/с № 66 « Надежда»
г. Владимир, д/с № 108 «Дубравушка», «Орешек»
г. Владимир, ДОУ № 35 Вальдорфская группа «Разноцветики»
г. Казань, филиал при д/с № 397
г. Казань, д/с № 165
г. Казань, д/с № 356
г. Киров, д/с № 90
г. Нижний Новгород, д/с при школе № 29 «Капелька»
г. Пушкин, д/с № 35
г. Самара, ДОУ № 125
г. Самара, Самарская вальдорфская школа (господдержка)
г. Самара, дошкольное подразделение при СВШ
г. Санкт-Петербург, Вальдорфская средняя школа в Дачном № 658
г. Санкт-Петербург, ДОУ № 42 Вальдорфская группа «Колосок»
г. Санкт-Петербург, вальдорфская группа “Светлячок” при я/с № 132
г. Смоленск, вальдорфская группа при д/с 26 “ Жемчужинка “
г. Смоленск, МДОУ № 16 «Аннушка», Группа «Яблонька»
г. Томск, вальдорфские группы при я/с № 81
г. Томск, вальдорфская группа “Гнездышко” при я/с № 72

Приложение 5. Список частных детских садов на начало 2015г

г. Иваново, ул. Конспиративная д.22
г. Иркутск, ул. Коммунаров д.17-3, семейная группа вальдорфского д/с
г. Киров, ул. Горбачёва д.48а
г. Киров, ул. А.Гайдара 7-51
г. Москва, Большая Никитская 47/3
г. Москва, ул. Вершинина д.8
г. Москва, ул. Кулакова, д3, к. 2., НОУ Детский сад “Алёнушка “
г. Москва, ул. Миклухо-Маклая д.20а, Семейный центр филиал «Волшебный ребенок»
г. Москва, ул. Миклухо-Маклая д.20а, вальдорфская группа «Путь зерна»
г. Москва, ул. Профсоюзная д.92, Клуб «Солнышко в лукошке» домашний деткий сад
г. Москва, семейный детский сад "Заповедник детства", Новорижское или Рублево-Успенское ш. за Николиной Горой, пос.Ларюшино, дом 185
г. Москва, ул. Отрадная, д.15Г (детский центр "Искра"; ст. м. "Ботанический сад" или ст. м. "Отрадное") , гр. «Травушка-Муравушка»
г. Москва, Строгино , тел: 8-903-5298889
г. Москва, ул. Удальцова д.36., Семейный центр «Волшебный ребенок»
г. Москва, Комсомольский пр-т. 38/16, вальдорфская группа
г. Москва, м.Университет, Ул. Строителей, д.7.клуб "Большая Черепаха" детский сад и студия для малышей
МО, г. Жуковский, ул. Строителей д.10, Свободная школа
МО, Солнечногорский р-он д. Рузино д.13
Куркино, Москва. Семейный клуб "Светлица"Куркино, ул. Соколово-Мещерская д. 25, подъезд 2, второй этаж.
г. Нижний Новгород, ул.Голованова д. 43.
г. Орск, Оренбургская обл.,ул. Новомосковская д. 98А, группа «Золотой улей»
г. Ростов-на-Дону, ул. Гусева 2, ком.140, клуб вальдорфской педагогики «Луч солнца»
г. Рязань,ул. Павлова д. 19. вальдорфский д/с “Росточек”
г. Рязань, ул. Павлова 19. вальдорфский д/с «Домовёнок»
г. Санкт-Петербург, ул. Маршала Жукова д.37корп.2, ЦРР “Росток “, вальдорфская группа «Зёрнышко»
г. Санкт-Петербург, «Чёрная речка», ул. Торжковская д.2,корп.3. гр. «Иванушка», гр. «Алёнушка»
г. Санкт-Петербург, ул. Фурштатская д.35а, вальдорфская группа «Солнечный лучик»
г.Чебоксары, ул. Харьковская 6-2, группа «Солнечное гнездышко»
г. Ярославль, ул. Вольная, д. 10, вальдорфский д/с

Приложение 6. Подготовка педагогов для вальдорфских школ

Подготовка вальдорфских педагогов и воспитателей ведётся так же на базе государственных учреждений с выдачей дипломов государственного образца.

Так же подготовку вальдорфских педегогов осуществляют на базе Российской академии медико-социальной реабилитации с выдачей диплома государственного образца.

Из переписки в сети facebook с организаторами курса подготовки педагогов для вальдорфских школ (лексика и пунктуация сохранены):

Ann Volkova: Студенты получают диплом о профессиональной переквалификации, по специальности «социальный педагог в дошкольном образовании» Российской академии медико-социальной реабилитации.

Программа курса на ноябрь 2015:

Как видим, первой дисциплиной является не заявленная, но подразумеваемая - Антропософия.

Внедрение "вальдорфской педагогики" в государственное образование

Внедрение "вальдорфской педагогики" в государственное образование

Вопрос к Ann: Анна, добрый день!

Подскажите, а сколько стоит ваш курс по педагогике? Так же у вас заявлена как дисциплина «духовная наука о человеке», если я правильно понимаю, то это будет изучаться Антропософия Рудольфа Штайнера?

Заранее спасибо большое за ответ!

Ann Volkova: Здравствуйте! Да, вы всё правильно поняли )))

Относительно стоимости: едино разовый взнос 30т.р., и 7т.р. в месяц. Обучение с ноября по июнь. Стоимость курса – 79т.р.

По окончании курса выдается диплом гос. Образца:

 Внедрение "вальдорфской педагогики" в государственное образование

Внедрение "вальдорфской педагогики" в государственное образование

Внедрение "вальдорфской педагогики" в государственное образование

Внедрение "вальдорфской педагогики" в государственное образование

Пресс-служба РАЦИРС и ЦРИ

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.