Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-916-377-44-40
 

Выводы 9-ой встречи межправославной сети центров по изучению новых религиозных движений и деструктивных культов - 30.11.16

ВЫВОДЫ ПЕРВОЙ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ

«Фундаментализм в исламе: духовные, социальные и политические последствия»

Радикальный ислам

Среди тех, кто называет себя мусульманами, есть люди, действия которых направлены на дискриминацию приверженцев других религий. К таким деяниям можно отнести не только проявления нетерпимости, но и настоящие преступления: физические нападения, убийства, террористические акты. Идейные взгляды групп, считающих приемлемыми такие способы борьбы с инакомыслием, нередко называют «исламским фундаментализмом» или «радикальным исламом». Стоит отметить, что члены этих групп расширяют понятие «неверные», включая в их число и тех мусульман, которые не разделяют их интерпретацию вероучения. Мы констатируем, что Православная Церковь считает недопустимым и неприемлемым как упомянутые выше действия, так и в целом дискриминацию людей по признаку их религиозных взглядов. Мы призываем всех, от кого это может зависеть, оказать помощь страдающим христианам Ближнего Востока и других регионов. Мы выражаем убежденность в том, что взгляды, допускающие убийство по религиозным мотивам, категорически недопустимы и должны встречать в современном мире самое суровое и решительное противодействие в рамках закона.

Участники 9-й встречи межправославной сети центров по изучению новых религиозных движений и деструктивных культов выступают с инициативой обратиться к парламентариям наших стран с просьбой широкого обсуждения и дальнейшей разработки путей решения следующих проблем, возникающих во взаимоотношениях органов государственной власти и радикальных исламских течений:

1. В силу особой социальной опасности усилить ответственность за пособничество терроризму (за организацию, идеологическую поддержку, финансирование террористических объединений).

2. Запретить на государственном/межгосударственном уровне идеологию ваххабизма, так как сама идейная (доктринальная) основа данного течения направлена на тотальное уничтожение любого неисламского государства.

3. Инициировать раздельное содержание в местах лишения свободы террористов, экстремистов и радикальных исламистов от остальных заключенных с целью нераспространения ваххабизма в местах заключения.

4. Совместно с экспертным сообществом разработать четкие критерии оценки религиозных течений для безопасного взаимодействия органов государственной власти и мусульманских объединений.

5. На всех уровнях требовать «деэтнизирования» работы политических объединений и правоохранительных органов. Любой преступник должен нести наказание по законам государства, невзирая на его этническое происхождение и религиозную принадлежность. Считаем, что несоблюдение этого принципа ведет к разрушению основ самого государства. Двойные стандарты в политике и праве недопустимы.

6. Признать неэффективной политику уступчивости государства по отношению к требованиям радикальных исламистов, так как она приводит к раскручиванию «спирали исламизации» и воспринимается мусульманскими фундаменталистами как слабость и сигнал к усилению своих требований.

7. В связи с участившимися случаями гибели выступающего против идеологии ваххабизма духовенства (прежде всего мусульманского) от рук террористов, проработать меры по физической защите духовных лидеров традиционного ислама и их поддержке в информационном пространстве.

Радикальный псевдоправославный фундаментализм

Поскольку термин «фундаментализм» зародился в контексте истории западного христианства и означает попытку постпротестантских деноминаций и сект вернуться к воображаемым истокам и основам, определяемым ими по формальным признакам, то в применении к православию он некорректен и, следовательно, не применим. Нам некуда возвращаться, ибо «Христос ныне и вовеки тот же» (Евр. 13:8).

В этом смысле попытки некоторых православных найти Золотой век церковной истории и вернуться к нему являются абсолютно искусственными и изначально чуждыми Священному Преданию, которое есть жизнь Святого Духа в Церкви, «ибо никто не может положить иного основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор.3:11).

Характерные черты околоправославных движений, называемых фундаменталистскими:

Фундаменталистские движения носят как охранительный, так и либеральный характер. В основе тех и других течений можно наблюдать похожие крайности и искажения: приписывание Преданию некоторых воображаемых элементов, т.е. фактически модернизм; объявление своей интерпретации Писания и Предания единственно верной и спасительной (например, воинствующий эволюционизм или воинствующий креационизм). Подобные концепции зиждятся на абсолютизации учения одного человека (именуемого, например, старцем или, скажем, великим миссионером и т.п.), якобы обладающего монополией на интерпретацию Писания и Предания, фарисейском законничестве и агрессивном неприятии любых других точек зрения, часто сопровождающимся выбором личностного объекта ненависти.

Некоторые характерные черты «охранительного фундаментализма»:

1. Учение о неприятии более чем 7-ми Вселенских соборов – 8-й собор объявляется собором антихриста.

2. Требование канонизации некоторых сомнительных исторических персонажей, часто осужденных поместными Церквами.

3. Переписывание истории.

4. Конспирология как основа мировоззрения.

5. Огульные обвинения всего священноначалия в апостасии, отказе от истинной веры и т. д.

6. Превознесение второстепенных обычаев над Преданием или уравнивание их с Преданием – например, догматизация календаря, языка богослужения и т.д. Правомерно говорить об их бóльшей адекватности, практичности, но не об абсолютизации для веры и спасения.

Некоторые характерные черты «либерального фундаментализма»:

1. Объявление ограничения формулировок догматов Церкви исключительно эпохой 7-ми Вселенских Соборов и отказ от осуждения еретических учений, появившихся после нее.

2. Теория ветвей («перегородки между конфессиями до неба не доходят»).

3. Объявление вероучительных канонов и произвольно выбранной части святоотеческого наследия «устаревшими» и «неприемлемыми» вне их исторического контекста.

4. Попытки реформировать богослужение и убрать из него «устаревшие элементы».

ВЫВОДЫ ВТОРОЙ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ

«Фундаментализм в сектах и новых ересях»

В последние десятилетия громадная бесконтрольная волна новоявленных ересей, сект, религий восточного типа, гуру, целителей, философов и т.д. в буквальном смысле слова наводнила западный мир. Эти организации утверждают, что владеют тайной спасения человека и, предъявляя безоговорочные требования к обществу, стремятся получить признание и равноправие с общепризнанными религиями. Такие объединения часто ссылаются на права человека, личные права и на религиозную свободу, чтобы свести на нет любую критику и иную точку зрения, высказываемую относительно методов и приемов, обычно искусно скрываемых за разнообразными масками.

Каждая из этих групп, будь то хорошо организованные сообщества («Свидетели Иеговы», «Сайентология», «Церковь объединения» Муна, трансцендентальная медитация, «Харе Кришна» и т.д.) или отдельные лица, которые действуют под прикрытием и маской самоспасения, саморазвития, самопознания, йоги, философии и т.д., утверждает, что владеет уникальным «рецептом» спасения человечества, с помощью которого можно найти смысл и цель жизни. В качестве панацеи предлагается не что иное, как пользование светскими благами и удовольствиями, а также саморазвитие с помощью учения, средств и подчинения Учителю или группе. Миру, как они утверждают, грозит непосредственное разрушение, и люди должны сделать выбор между лжеМессиями и спасителями и тотальным уничтожением человечества. Наука и христианство не смогли решить проблемы человека, поэтому он должен обратиться к самому себе, именно в нем скрыты автономные божественные силы, которые необходимо активизировать. Сделать это можно только с помощью Учителя и группы и обязательно за вознаграждение. Еще одним источником силы многочисленные представители новых псевдорелигиозных движений считают природу, где человек должен черпать позитивную энергию, превращая с ее помощью и благодаря руководству группы любое зло и негатив в добро и позитив. С помощью мифов, зависимостей, обманов, контроля над умом (например, «Контроль над умом» с помощью метода Сильвы), так называемой натуротерапии, «альтернативных методов медицины», обещаний быстрого решения персональных, семейных, экономических, профессиональных, эмоциональных проблем (предоставляя множество придуманных примеров) эти группы и псевдогуру порождают безвольные создания, которыми управляют, имея в качестве конечной цели, с одной стороны, создание культа руководителя или группы (метода) как единственного авторитета и финансовую эксплуатацию последователей, которые зачастую превращаются в бесплатных рабов, с другой.

Тот, кто подвергает их критике и препятствует распространению рецепта организации, метода, учителя, считается «препятствующим выполнению задачи спасения мира» и объявляется «преступником против человечества».

Эти группы обычно имеют тоталитарную структуру и не терпят возражений. Они открыто попирают права человека в отношении своих сторонников. Однако, каждый раз, когда разоблачаются их действия и раскрываются истинные задачи или даже обман и сомнительность применяемых методов, представители таких объединений сразу же вспоминают о правах человека и характеризуют даже самую доброжелательную критику как возврат в «средневековье», нетерпимость, гонения на меньшинства и т. д. Они развязывают настоящий террор по отношению к несогласным, в том числе вчиняя многочисленные иски, в том числе своим бывшим сторонникам и руководителям, которые «посмели» подвергнуть критике учение или Учителя или просто не поддерживали точку зрения организации. Нападкам подвергаются даже государственные чиновники и политики, которые пожелали высказать свое негативное мнение о тех или иных методах подобных организаций, а также поддержали родителей, потерявших своих детей в их рядах, и тех, кому там был нанесен психологический ущерб. Эти люди становятся объектом беспощадной войны и ложных обвинений, которые наносят урон их авторитету и репутации.
Очевидно, что в понимании этих групп никто, кроме них самих, не имеет права высказывать мнение на темы, связанные с правами человека и ценностями. Ни правительства, которые взяли на себя задачу их обеспечения, ни родители, которые потеряли детей в сектах и обществах новоявленных ересей, ни добросовестный исследователь, который как думающий человек, желает представить свою точку зрения и позицию относительно рецептов представляемых как истина в последней инстанции. Заявить о том, что данный метод несовместим с моей верой, моей Церковью, моим представлением считается преступлением, с которым следует бороться, а преступника – обезвредить.

Абсолютизация универсального метода избавления от всех проблем, его навязывание, интриги, сокрытие своего истинного облика и война со всеми несогласными – свидетельствуют о фундаменталистском менталитете сект. Представляя себя как прогрессивные движения, несущие людям нечто новое, в действительности такие сообщества пользуются крайними тоталитарными методами, почерпнутыми из печального прошлого, имеющими катастрофические последствия для общества, политики, экономики и, главным образом, человеческой личности.

В фундаменталистских движениях евангелик ов господствует простое, наивное, часто инфантильное, в буквальном смысле ограниченное проповедническое слово. Однако оно произносится по заранее разработанному сценарию, в котором обязательно учитываются: нарочитая демонстрация эмоций, использование психологических приемов внушения, театральная демонстрация уверенности в себе, псевдоисцеления и неподтвержденного духовного опыта. Слушатели участвуют в представлении: разражаются истерическими воплями, странными рычаниями, рыдают, сжимают друг друга в объятиях, поднимают руки, вытягивая тело вверх, впадают в экстаз, выкрикивают непонятные слова, ползают по земле, падают в обморок.

Следует отметить, что американские протестанты-фундаменталисты, уверенные в успехе, разослали по всему миру многочисленных миссионеров, которые основывают общества, «церкви», организации, телекомпании, журналы, проводят открытые собрания, чтобы закрепить свое мировое господство. Самое опасное связано с тем фактом, что многие их методы, учения, позиции и подходы принимаются православными христианскими группами и людьми, которые везде ухитряются обнаружить присутствие антихриста, ощущают мир на гране разрушения, демонизируют все сферы своей жизни и выходят на улицы, чтобы защитить мир от тотального заговора против православия.

В порядке выводов

1. Нельзя считать опасными фундаменталистскими группами лишь те околорелигиозные, крайние псевпротестантские и оккультные группы Новой эры («Нью-Эйдж»), которые имеют уголовное прошлое, связанное с совершением серьезных преступлений. Необходимо обратить особое пастырское внимание на все сообщества, в основе деятельности которых лежит тоталитарный подход.

2. Пастырский отпор фундаментализму «Новой эры (Нью-Эйдж)» в значительной степени должен выражаться в качестве заботы о развитии истинно православного духа и исцеления от секуляризации, которая угрожает не только пастве, но зачастую и пастырям, а также притупляет духовные ощущения и парализует духовное сопротивление.

3. Роль инициатив родителей и сотрудничающих с ними граждан, направленная на то, чтобы предотвратить навязывание духа «Новой эры» в публичной общественной жизни, в особенности в таких сферах, как образование, крайне велика.

4. Изучив необходимость всеправославного пастырского подхода к проблемам, которые возникают в наших Церквах и странах в результате деятельности разнообразных современных ересей, околорелигиозных, околохристианских организаций и деструктивных культов, мы предлагаем нашим поместным Православным Церквам создать постоянную Межправославную комиссию, в работе которой должны участвовать постоянные представители церквей для изучения и координации всей пастырской и апологетической деятельность в этой области.

ВЫВОДЫ ТРЕТЬЕЙ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ

Фундаментализм и православная духовность.

Введение

Фундаментализм - явление, которое возникло среди протестантов в конце 19-го – начале 20-го вв. в результате конфликта между консерваторами и модернистами. В наше время определенные круги пытаются представить в качестве фундаментализма некоторые проявления «несознательного рвения», возникающие внутри Православной Церкви. Однако это явление совершенно чуждо истинной и настоящей природе, учению и жизни Церкви, так как по Апостолу Павлу: «никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор., 3, 11). Предпринимаемые в лоне Церкви отдельные попытки абсолютизировать субъективный опыт и толкование Истины отнюдь не означают, что пространство православной духовности отождествляется с фундаменталистскими тенденциями и крайностями. Следовательно, желая содействовать уврачеванию, преодолению и нераспространению этого «несознательного рвения», мы отмечаем некоторые опасности, оказывающие отрицательное влияние на нашу пастырскую работу.

А. КОНСТАТАЦИИ ФАКТОВ

1. К сожалению, на пространстве Православной Церкви растет, как сорняк, феномен фундаментализма в смысле «несознательного рвения», фанатизма и других крайних проявлений, что происходить не должно. К этой категории можно отнести поведение схизматиков-старостильников, которые называют себя «истинными христианами». Вышеуказанные ложно обвиняют Церковь в том, что Она отступила от истины, приняв грегорианский календарь, лишившись, таким образом, святых таинств и благодати.

2. Другая категория крайних тенденций на пространстве Православия возникает в результате отклонения от истинного пастырского служения некоторых отцов и пастырей, которые ведут себя как явные «гуру»! Пользуясь сектантскими методами, вместо того, чтобы вести своих духовных чад к благословенному послушанию воле Божией, приводящей к свободе во Христе, такие пастыри приводят их к культу своей личности, к полной зависимости человека от их воли. Они искусно рекламируют свои «добродетели», «дары» и «прозорливость»: способности предсказывать, пророчествовать и исцелять. Предполагаемые духовные чада становятся их фанатичными сторонниками, распространяя деятельность своих «учителей» в различных печатных изданиях и в Интернете, вызывая смущение среди верующих. Доходя в своих действиях до клеветы и обвинений епископа и священников своей епархии, чтобы отдалить верующих от
Церкви и превратить их в адептов «старца»! Мы также отмечаем злоупотребление этим термином в Церкви и замену ветхозаветного и святоотеческого термина «отец» термином «старец».

3. Неприемлемым видом поведения в Православии является абсолютизация Святых Канонов со стороны некоторых клириков и мирян (см. архимандрит Георгиос Капсанис, «Пастырское служение по св. Канонам»), которые они воспринимают абсолютно легалистически, превращая их в «пушки», согласно Св. Паисию Святогорцу, чтобы стрелять по тем, кто, по их мнению, является грешниками и еретиками.

4. Крайности в поведении наблюдаются и среди тех, кто использует особый настрой паствы в отношении к инославным, по большей части сформированный средствами массовой информации, чтобы фанатично ополчаться даже против тех, кто искренно и по доброй воле пытается внести свой вклад в единство христиан «в истине и любви». Иногда этот феномен наблюдается также и со стороны тех, кто, будучи поборниками сближения с инославными, обвиняют в фанатизме тех, кто выступает с доброжелательной критикой.

Б. ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Для борьбы с явлением крайнего и фанатичного поведения среди православных необходима, в первую очередь, реевангелизация народа с помощью православной духовности. Только тогда наши верующие будут в состоянии различать «букву Закона», которая «убивает», ведя к «несознательному рвению» и фанатизму от «духа закона», который ведет к Богочеловеку Иисусу и «животворит»
(2 Кор., 3, 6).

1. Таким образом, на основе духа Закона самым подходящим ответом на крайний фанатизм старостильников, «истинных христиан» и т.п. являются слова Апостола Павла: «Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас» (Гал., 4, 10,11).

2. Относительно «старцев» и их фанатичных сторонников больше всего должны беспокоиться те, кто «милостью Божией» взяли на себя пастырскую миссию, а через них и верующие, что един истинный Отец! «и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах<» (Мат. 23,
9).

Конечно, кроме «ОДНОГО ОТЦА», по абсолютному понятию есть и духовные отцы «по благодати», первым среди которых является Апостол Павел: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (Кор., 4, 15).

Однако священник получает это свойство не автоматически по своей хиротонии или по указанию Епископа, а через союз со Христом. Иисус Христос есть по сути Сын Божий, который был послушным Своему Отцу до смерти и стал Отцом Христиан, потому что Он их возродил. Следовательно, тот, кто соединяется с Христом, становится по благодати сыном Божиим (Иоан., 1, 13) и, так как он возрождает других христиан, сам становится их отцом по благодати, как Апостол Павел. Здесь следует отметить, что как Христос Своим послушанием и смертью на кресте возродил нас, так и отцы по благодати возрождают свои духовные чада с болью и самопожертвованием, а не властвуя над ними.

3. Духовные отцы призваны пользоваться Святыми Канонами, Священным Преданием и богословскими диалогами с инославными, не цепляясь за букву Закона, но и не превращая «икономию» в упразднение или даже нарушение духа Закона. Через духовную, аскетическую и сакральную жизнь Православной Церкви человек растет духовно, становится добродетельным, переживает в себе свободу во Христе как верность этому преданию. Именно эту реальность мы предлагаем для преодоления любого вида фундаменталистского движения или поведения.

ВЫВОДЫ ЧЕТВЕРТОЙ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ

«БЕЗОГОВОРОЧНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ГОМОСЕКСУАЛИСТОВ В ОБЩЕСТВЕ»

Мы признаем неотъемлемое право каждого свободно выбирать свой образ жизни. Никто не может отнять у человека это право, однако мы также имеем право выразить нашу точку зрения по вопросу, который имеет серьезные и значимые духовные и социальные последствия. По нашему мнению, рассмотрение гомосексуализма как нормального и равноправного поведения, а также принятие законодательной практики, разрешающей однополые «браки» и дальнейшую возможность таких «пар» усыновлять детей, могут иметь серьезные последствия для структурного изменения общества и всех человеческих отношений.

Хотя гомосексуализм во многих странах уже не относится к медицинским расстройствам, многие специалисты продолжают считать эту аномалию «болезнью психиатрического характера». Разрешению этой сложной дискуссионной проблемы мешает агрессивная позиция движения гомосексуалистов, считающих расширение этой проблематики «попранием прав человека». Такая позиция является неприемлемой и противоречит принципам лечения болезни и защиты общества от нее, которые являются обязанностью науки и правового государства.

Тот факт, что личное право некоторых людей в выборе сексуальной ориентации превращается во всемирное движение навязывания и распространения этого образа жизни, порождает множество вопросов и, возможно, непреодолимых социальных и духовных проблем.

Наука еще не может ответить с уверенностью на вопрос, что делает человека гомосексуалистом. Однако независимо от причин происхождения этой аномалии поведения возникает очень важный вопрос, на который должны ответить все ученые и специалисты: должно ли общество изменить такую структурообразующую единицу как семья ради одного маленького процента своих членов? Что произойдет, если бы оно поступало так же в отношении множества других медицинских отклонений (например, генетические синдромы, склонность к насилию и прочие)?

Ученые, используя научные методы, должны описать последствия распространения отдельной аномалии психического развития или отклонения в поведении как нормы для человеческой психики, межличностных отношений, семьи и общества. Имеющиеся у нас научные знания предупреждают нас о том, что нарушение законов природы имеет серьезные последствия для здоровья общества.

Особое беспокойство вызывает тот факт, что если раньше в качестве единственного аргумента выдвигалось мнение о том, что гомосексуализм возникает исключительно на биологической (генетической) основе, то сегодня с особым упором выдвигается аргумент о том, что пол не определяется, а выбирается.

Хотя в начале движение гомосексуалистов представляло собой движение за права человека и личности, постепенно оно превратилось в движение безоговорочного навязывания конкретного образа жизни, сумев криминализировать противоположное мнение. Этот факт является вопиющим нарушением личностных и человеческих прав.

Одновременно с правом свободного выбора мы несем и личную ответственность за этот выбор, так как мы являемся существами разумными, которые свободно выбирают конкретный образ жизни.

Ответственность и последствия такого персонального и вполне уважаемого выбора, лежит исключительно на том, кто его делает. Естественно, так как мы являемся членами более широкого общества людей, а общества является продолжением нас самих в кратко- и долгосрочной перспективе этот выбор имеет более широкие социальные последствия.

В свете вышесказанного Православная Церковь сохраняет за собой право выражать свое мнение не с целью осудить, но в рамках своей пастырской заботы о своей пастве.

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.