Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов

Тел./факс: +7-495-646-71-47      
E-mail: [email protected]
Тел. для связи и приёма информации
+7-995-505-43-42 (10:00-20:00)

А.А. Виноградова. Доклад: «Трудности консультирования по выводу: как смена мировоззрения в секте влияет на общение и восприятие социума» - 20.01.15

 

Трудности консультирования по выводу: как смена мировоззрения в секте влияет на общение и восприятие социума

Алина Александровна Виноградова, психолог МОО «Центр религиоведческих исследований», ГБУ ЦСПСиД «Измайлово».

Дорогие отцы, братья и сестры!

В своем докладе я хотела обратить внимание на языковые проблемы консультирования по выводу из секты и взаимодействия с адептами деструктивных культов. Для многих деструктивных культов характерно создание своего языка, так называемого новояза. Для этого в лексикон адептов вводятся новые слова, заменяющие общепринятые понятия, значение данных слов известны только членам группы, либо происходит подмена понятий, внесение нового или выделение одного значения общепринятого слова. Благодаря смене и контролю языка происходит смена и контроль (или программирование) мышления, т.к. значение слов предполагает определенное их употребление. За сменой языка и мышления следует смена мировоззрения.

Как правило, родственники пострадавших обращаются за помощью к «специалистам по выходу» тогда, когда замечают изменения в поведении своих близких, попавших в деструктивный культ. На первый взгляд родственников, кажется просто необходимо так сказать «направить на путь истины», или призвать к порядку и все встанет на свои места: сын, дочь, муж и т.п. опять буду такими же, как раньше. Но, как правило, смена поведения это индикатор, что сменилось мировоззрение человека. Смена мировоззрения произошла незаметно для близких. Начиная говорить со своим родственником, пытаясь его образумить, так как бывало раньше, они вдруг понимают, что с ними говорит совсем другой, незнакомый им человек. Что они не понимают друг друга, говоря, казалось бы, на одном и том же языке.

Следует отметить, что родственники пострадавших ожидают от специалистов по выходу из сект быстрых и эффективных советов и решений по возращению своего адепта в семью. Но когда речь о смене трех взаимосвязанных понятий: язык-мышление-мировоззрение, быстрых и эффективных методов просто не может быть.

Долгое время я подходила к консультированию по выходу с позиции, что для психологической работы не всегда важно глубоко погружаться в содержание учения деструктивного культа. Основные идеи понятны, метод вербовки, в чем состоит обман в учении, какие ограничения и обязанности под благовидным предлогом накладываются в секте. Но не более того. Как правило, этого было достаточно. Но случаи, в которых не удалось наладить контакт с адептом, и в результате не удалось вывести человека из деструктивного культа, заставляли искать объяснения неудачи и новые возможности для консультирования пострадавших.

В прошлом году, по поручению Центра Религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского я провела ряд исследований материалов нескольких деструктивных культов. С одним из этих деструктивных культов в прошлом было связано мое профессиональное фиаско. Материалы, с которыми я работала, заставили меня задуматься о том, каким образом меняется язык, мышление и, следовательно, мировоззрение человека, попавшего в секту;  задуматься о языке, которым пользуется адепт, а также о тех ценностях, которые были искусственно сформированы деструктивным культом и значимы для адепта.

Нам всем приходилось сталкиваться с тем, что под влиянием деструктивного культа адепты отказываются от медицинской помощи, отказываются от своих близких и родителей, бросают работу, учебу, совершают самоубийства. А также известный факт, что все это связано со сменой мышления в секте. Я бы хотела на конкретных примерах показать, как именно происходит эта смена мышления и какие трудности возникают перед специалистами, при работе с адептами разных деструктивных культов.

В моем докладе  это будут материалы четырех деструктивных культов: «Школа интегральной йоги», «Московский тренинговый центр», «Истинно православная церковь», «Школа Золотого розенкреца» – о ней вы слышали уже подробный рассказ Татьяны Сергеевны Карпачевой, я не буду подробно останавливаться, просто отмечу некоторые детали.

Для начала подборка цитат из нескольких лекций, прочитанных в «Школе Интегральной йоги», иллюстрирующих цели и воздействие организации. Рассмотрим отрывок, в котором достаточно кратко описаны основные идеи организации: «Еще раз хочу подчеркнуть, что мы пришли в эту йогу изучить закон нового мира. В этом он есть: без желаний, без нацеленности на результат. Со светом, с участием души. Вот это вибрация нового мира. Потому что все другие законы – они все рухнули: и политические, религиозные, экономические. Все. Это не панацея. Мы это знаем. И все. Дальше что будет с нами разрушительного, катастрофического. Оно должно будет обучать нас новому языку, новой вибрации, новой вибрации. Для этого мы сюда и пришли. Пока мы будем возлагать надежды на всякие другие рычаги, на что угодно: на деньги, на карьеру, на лекарства, на врачей – мы будем упускать единственную надежду, единственный рычаг. Сейчас наука говорит о том, что и лекарства будут для продления молодости, там, устранения смерти. Так вот это нет. Внешним способом ничего не решишь. Рычаг – средство должно быть только внутренним».

Мы видим, речь идет о новом мировоззрении, при котором человек не подчиняется политическим, религиозным и экономическим законам, т. е. он сам от них откажется, под воздействием данного учения. Значимым будет не деньги, карьера, здоровье – а нечто другое.

Далее лектор объясняет, что основная задача научиться «делать безупречное действие» – это теперь главное. При этом четко проговаривается, что у последователей не будет ни мыслей, ни работы, ничего важного.

«Учимся делать безупречное действие, когда цель и средства становятся единым. Когда нет ничего: ни мира, ни мыслей, больше ничего, ни работы, ни далеких целей, ничего. Вот есть действия, и есть наша душа. Сознание оно пропитывает, и время останавливается. Времени нет, мы в вечности никуда не торопимся. Это очень важное действие, очень важное действие. От такой работы мы почувствуем радость. Здесь улавливаем настоящую свободу». Данное «безупречное действие», по сути медитация,  заполнит все сознание человека, при этом он будет терять чувство реальности, терять чувство времени. И все это подарит «радость и свободу» – это на самом деле очень четкое описание состояния эйфории.

Дальше последователей призывают постоянно практиковать «безупречное действие», т. е., медитировать. При этом все неприятности, возможные конфликты с близкими или на работе уже заранее названы: «Все будет мешать. Природа будет мешать. Она будет забрасывать. Такое впечатление, что природа довела нас до сегодняшнего состояния, погрузила в этот сон ментальности и дальше нас не пускает». Т. е., любое критическое сопротивление близких или друзей будет восприниматься адептом как попытка сбить его с истинного пути, искушение, которое надо преодолеть.

Далее для адепта становится уже: «не важно, где мы работаем, или работаем ли мы, или вообще, что мы делаем, это неважно. Наша задача, наша работа – это йога. И в нее мы должны быть погружены». При этом от адепта требуется полная перестройка его жизни: «Мы идем на компромиссы со старым, так вот никаких компромиссов со старым, привычным движением, с привычным образом мысли, образом действия – этого не должно быть. Если что-то сохраняется, тем самым отвергается истинное».

Далее человек начнет терять то, что обычно называют волей к жизни или жизненной силой (и это хорошо, с точки зрения данного учения): «Воля, решимость – и это будет уходить. Открытость, нацеленность в новый мир – и это будет уходить». А потом терять контакт и отношения с близкими людьми: «Нам принадлежит только сознание. Ни работа, ни друзья, ни родственники, ни дети».

Адепт данной организации будет жить в раздвоенном мире: реальный мир и мир его иллюзии, мир медитации. При этом реальный мир – это плохо, болезни и мертвецы, а иллюзорный – хорошо, с точки зрения данной организации.

«Мы живем в старом мире, в котором жили все наши родственники, наши коллеги по работе. Это старый мир, и вдруг мы одновременно живем в новом мире. Так вот это отношение, это призыв к новому миру. Призыв, заклинание. Если он есть – он будет в нас вливаться, этот новый мир вот с этой вибрацией, этой вибрацией радости, счастья, неторопливости, отсутствия времени. Или в старом мире хороводы с мертвецами, куча болезней или входим в этот новый мир».

К тому моменту, когда адепт данной организации встретится с кем-то из наших коллег, он будет готов жить по указке гуру, а обучение станет превыше всего: «Ученик не имеет права выходить за пределы предписанной ему стадии. Если выйти за пределы, значит отказаться от обучения».

Соответственно наша задача в диалоге с адептом данной организации  избежать расставленных лектором ловушек против внешних. Мы не сможем апеллировать к общепринятым нормам и ценностям, ведь они уже не значимы и не важны. Единственное, о чем можно пытаться говорить с адептом данной организации – это о качестве его жизни, причем в значении эмоциональных состояний. Скорее всего это будут депрессивные состояния, проблемы в концентрации внимания, потеря ориентации во времени и пространстве, хотя как сказал их лектор, «это уже не важно».

Каким образом новояз и смена мировоззрения влияет на отказ от медицинской помощи очень ярко можно продемонстрировать по материалам  так называемой «Истинно православной церкви», возглавляемой так называемым митрополитом Рафаилом. В печатных и электронных материалах данной организации на фоне описания большого количества «исцелений» и чудес, что само по себе настраивает человека на определенный стиль мышления. Основные идеи следующие:

«Наступает какое-то время, когда последствия того греха, который был совершён и для очищения от которого послано заболевание, сыграли, может быть, своё воспитательное воздействие. И Господь направляет человека к нам на исцеление», - говорит самозванный митрополит в своем интервью. Логика проста: заболел – сам виноват, много грешил.

 

Под воздействием внушенных в ИПЦ идей, человек остается с нерешенными медицинскими проблемами, которые могут усугубиться; ему внушается чувство вины за собственную греховность, которая приводит к болезням; человек начинает сторониться своего социального окружения, для избежание «наветов», в данном моменте усиливается чувство вины перед близким окружением, что в дальнейшем может стать причиной зависимого поведения; человек «верит» в свое исцеление, игнорирует при этом симптомы недуга¸ усугубляя  тем самым картину болезни, что может привести к ухудшению состояния здоровья, а в некоторых случаях к летальному исходу. Понятно, что на начальном этапе работы с адептом тему болезни лучше не касаться, также не стоит обсуждать личность так называемого владыки, пока не достигнут этап доверия с консультантом.

Формирование новояза и реформирование мышления характерна также для психокультов, рассмотрим на примере «Московского Тренингового Центра», проводящего тренинги по системе Лайфспринг.

Мы видим в описании упражнений и занятий тренингов новые понятия и внесение нового смысла в общепринятые понятия. При этом следует отметить деструктивный характер подобных изменений, т. к. новые слова и новые значения имеют субъективный, выгодный для ведущего смысл, который не характерен для общепринятого (и профессионально психологического в том числе) смысла слов и выражений. Например, в игре «Красное – черное»: «С этого момента вводятся 2 понятия: «красное» – все, что связано со злом и агрессией и плохой жизнью, «черное» – все, что связано с добром и хорошей жизнью». В данном моменте мы видим переворачивание стандартного употребления понятия «черный», для европейской культуры характерно ассоциировать с этим цветом то, что плохо, зло, негативные персонажи, темные силы и т. п. Это не стандартное употребление данного цвета приводит к выпадению человека из общего европейского культурного контекста.

Следующим новым понятием является «жертва обстоятельств», на тренинге вводится определение данного понятия: «Тренер рассказывает, что все в жизни возможно и завиcит только от человека. Говорит о том, что многие люди, если что-то не получается, привыкли ссылаться на обстоятельства, чтобы оправдать свое нежелание делать. Итог: на что бы то ни было: на сломавшийся будильник или землетрясение – ссылаться нельзя! Вводится новое понятие: «жертва обстоятельств». Мы видим, что данным понятием ответственность за все негативные факторы и даже форс-мажорные обстоятельства перекладывается на самого человека, по сути, выходит, что человек может и должен контролировать все. Это понятие абсурдно и существенно искажает восприятие реальности. Данная позиция у человека в жизни часто приводит к гиперответственности  и усилению чувства тревоги, страха и вины, провоцирует создавать зависимые отношения.

Вводится понятие «бадди» (от англ. buddy  приятель), в ходе которого абсолютно незнакомый и неприятный человек должен стать для тебя человеком, о котором ты заботишься постоянно, это предписывают на тренинге ведущий и задания на дом. При этом в домашних заданиях не требуется заботиться о близких по-настоящему – о настоящей семье участника программы. «Тренер просит выбрать участника, который менее всего нравится. Следующее, что делает тренер, дает неожиданную команду: взять свой стул и сесть напротив участника, который тебе менее всего нравится. (…). После Роман рассказывает красивую историю о том, что дайверы не погружаются на глубину в одиночку, в их кругах есть такое понятие «бадди» –  это тот, кто о тебе заботится при погружении, и тот, кто дает запасной кислород и спасает твою жизнь в экстренной ситуации. Далее тренер объявляет, что участник напротив тебя – это и есть твой бадди. Вы будете идти в связке на протяжении всего продвинутого курса, поддерживая друг друга и помогая». Фактически забота о реальной семье с этого момента заменяется заботой о «бадди», потом обо всей группе  и т. п. Семья фактически отдаляется от участника тренинга, если тоже не проходит тренинги.

«Цена слова» – понятие, которое совмещенно с чувством унижения и позора, требует от человека сверхспособностей и перенапряжения – по сути оно похоже на стандартные «слово чести» или «честное слово», но перегружено чувством стыда и  унижения.

«Обратная связь» – понятие, которое пришло из мира психологии, но ведущий резко сузил его значение. «Далее он перешел к тому, что многие люди не видят себя со стороны и что очень важно давать «обратную связь», то есть говорить и указывать на негативные стороны человека, чтобы он изменился». В стандартном употребление данного понятия, «обратной связью» является любая ответная эмоциональная реакция одного человека на другого человека: положительная, негативная или нейтральная.

Вводится несколько новых значений понятий, ориентированных на развитие, оценку качественной работы выгодных для ведущего, но далеких от общепринятых. Так выделяются новые источники развития: «Тренер рассказывает, что завтра будет день альтернативной презентации. Т. е., он будет давать каждой группе участников образ, который будет не очень для него комфортным, но если он сможет его сыграть, это будет означать, что он вышел из зоны своего комфорта, и именно здесь начинается, по его словам, развитие».  В продолжение этой идеи тренер вводит очередное новое понятие – «стреч». «Стреч (stretch) по-английски означает растяжка, и цель данного упражнения –  вывести человека за пределы его зоны комфорта, но уже намного сильнее, чем на альтернативной презентации». Также вводится новое содержание «отработать на 100%»: «Выслушав, говорит, что завтра они должны прийти в наряде восточных танцовщиц и станцевать лучший танец живота. Музыку, костюмы и хореографию участницы должны все сделать сами. Роман говорит, что они должны отработать на 100%. Что же это означает 100%? Они должны танцевать, пока остальные участники не встанут со своих мест. Если кто-либо остается сидеть на своих местах, это означает, что выступающие не выкладываются на 100%, и они должны продолжать свое выступление, пока вся остальная группа не встанет со своих мест». Все это очень удобно, чтобы манипулировать людьми, с учетом того, что в общепринятом употреблении развитие – это хорошо и необходимо, а отработать, так как описал ведущий, означает произвести фурор, что превышает 100%, в широком смысле этого выражения.

Есть ситуации, в которых трудно выделить конкретное введение нового понятия или нового восприятия реальности, но, тем не менее, изо дня в день, из тренинга в тренинг прослеживается развитие следующих идей:

 

В итоге реформирования языка в процессе тренингов «Московского Тренингового Центра» мы можем встретиться с такими малоприемлемыми для русского языка фразами, как: «На втором этапе упражнения нужно сказать: «я есть» или «мой контракт есть» + определения первого этапа + женщина / мужчина. Например: «Я есть решительный, красивый и страстный мужчина». (…). «Я есть любящая, независимая и решительная женщина» или «Я есть открытая, любящая и отдающая женщина».

После прохождения тренингов по системе Лайфспринг труднее всего взаимодействовать адепту с психологом: слова вроде бы те же,  но значение слов зачастую повернуто с ног на голову. Но в этом и ключ к работе – важно познакомить адепта с классическим словарем психолога, рассказать об истории складывания понятия «обратная связь»; назначение и содержание классических правил на тренинге; влияние тревожности и гиперответственности на эмоциональное состояние и качество жизни клиента; механизмы возникновения чувства вины и стыда, роль этих чувств круге со-зависимого поведения.

«Школа золотого розенкрейца».  Про эту организацию подробно рассказала Т. С. Карпачева. Со своей стороны я хочу обратить внимание на то, что во время вводного курса у адептов формируют негативное отношение к представителям различных религий, к близким, родственникам и друзьям. Сама жизнь становится второстепенной, а смерть желанной. Нет цели завести семью, детей, так это все только усилит привязанность к  этому миру. Поэтому начать психологическую работу внутри семьи адепта, под предлогом налаживания внутрисемейных отношений, или пригласить специалиста по вопросам философии или религоведения маловероятно, т. к. налаживание внутрисемейных отношений для адепта не значимо и не важно, т. к. для него семья перестала быть ценностью. А взаимодействовать под предлогом религии, философии и т. п. – не имеет смысла, т. к. единственно верным путем и знанием владеет их школа, а все остальные работают на увеличение зла в понимании ШЗР. Добавим к этому формирование крайне негативного отношения к критике в ШЗР и проявлению своей личности, индивидуальности и независимости, своей истории и жизни вне ШЗР. Под каким предлогом приблизиться и начать диалог с адептами данной организации для меня является загадкой, т. к. на любую возможную лазейку здесь придумано свое контр-правило. А смена психологического климата в семье, если такое произойдет в результате того, что близкие адепта решили обратиться к психологу, священнику, специалисту по выводу будет приписана обещанному благотворному воздействию ШЗР. 

Подводя итог, я бы хотела отметить, что изучения тонкостей сектанского новояза, а также картины мира, формируемых в секте не всегда доступно. Иногда приходится работать с малоизвестными деструктивными культами, внутренняя информация которых пока не попала в поле зрения сектоведов. Тем не менее, по поведению и основным идеям, которые активно начинает утверждать новоявленный адепт, можно предположить о картине мира, которая стоит за этими высказываниями. Например, по отношению к традиционному лечению, вопросам питания и сна, к семье (супружество) и детям, отношению к родителям, планам на будущее и т. д.

Чаще всего подобные реконструкции приходиться проводить задним числом, т. к. к моменту обращения близких пострадавшего за профессиональной помощью, адепт, как правило, закрылся и никакой информации для «непосвященных» и «недостойных» дома не раскрывает. Тогда консультирование по выходу начинается с психологической работы с близкими пострадавшего, направленной на восстановление общения и налаживания доверительного контакта с адептом.

Спасибо за внимание!

Обсудить данный материал вы можете в Telegram-канале А. Л. Дворкина.




Дорогие друзья, посетители нашего сайта - самого информативного и самого крупного противосектантского сайта всего русскоязычного интернета!


Для того, чтобы поддерживать и продвигать наш сайт, нужны средства. Если вы получили на сайте нужную информацию, которая помогла вам и вашим близким, пожалуйста, помогите нам материально. Ваше пожертвование сделает возможным донесение нужной информации до многих людей, которые в ней нуждаются, поможет им избежать попадания в секты или выручить тех, кто уже оказался в этих бесчеловечных организациях.


Мы нуждаемся в вашей помощи. Не оставайтесь равнодушными. Пусть дело противостояния тоталитарным сектам станет поистине всенародным!


Заранее - огромное спасибо!


А. Л. Дворкин и вся редакция сайта Центра священномученика Иринея Лионского



Для выбора способа пожертвования, щёлкните по нужной иконке справа от суммы