Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-905-709-23-14 (9:00-20:00)
 

Т.С. Карпачева. Доклад: «Нарушения прав человека в секте "Школа золотого Розенкрейца"» - 20.01.15

Нарушения прав человека в секте "Школа золотого Розенкрейца"

Т.С. Карпачева, канд. филол. наук, доцент кафедры миссиологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, научн. сотр. Центра религиоведческих исследований

Организация «Духовная школа золотого Розенкрейца» (другие названия: «Международная духовная школа золотого Розенкрейца», «Международная школа золотого Розенкрейца», «Школа золотого Розенкрейца», «Lectorium Rosicrucianum») была основана 20 августа 1953 г. в Голландии. Главный центр – «Ренова» находится в Голландии, в г.Харлем. Основатели: Ян ван Рейкенборг (псевдоним Яна Леене) и Катароза де Петри, авторы мистических книг о гнозисе. В России «Школа Золотого Розенкрейца» зарегистрирована как межрегиональная общественная организация «Философское общество последователей Розенкрейца», а для людей, не связанных с ней (для «внешних») представляется философской школой, однако религиозная направленность организации даже при первом знакомстве видна сразу. В организации существуют таинства, собрания называются службами, есть священники. В литературе основателей организации Яна ван Рейкенборга и Катарозы де Петри цель «Школы…» обозначается как распространение религиозного учения «Школы…» по всему миру: «По мере того, как по всему миру будет распространяться проповедь Христианской Мистерии, будет развиваться и Новая Всемирная Церковь, связанная с Христианской Мистериальной Школой» .

В России организация была основана в марте 1993 г. Центры действуют в Москве, Санкт-Петербурге, Котласе Архангельской области, Дубне Московской области и Перми. В Санкт-Петербурге и Котласе существуют так называемые освященные храмы организации (для этого необходимо помещение, находящееся в собственности). Деятельностью «Школы…» управляет «Международное духовное руководство», в настоящее время состоящее из 9-ти человек: граждан Нидерланд, Бразилии, Германии, Швейцарии, Франции, Испании. Граждан России в «Международном руководстве» нет1

«Школа золотого Розенкрейца» относит себя к гностическому христианству и считает себя последовательницей древних сект катаров и гностиков. Организация издает журнал «Пентаграмма», где публикуются статьи об этих древних сектах, а также различные статьи околонаучного содержания, которые могли бы заинтересовать лиц, увлекающихся эзотерикой. Гнозис (знание), согласно учению «Школы…», – это так называемое «универсальное знание», распространяемое организацией, которое должно изменить человека как духовно, так и физически. Эти процессы предполагаемого изменения человека называются трансфигурацией и трансмутацией. Согласно учению организации, трансфигурация – это «внутренний», духовный процесс изменения человека, а трансмутация – это физический процесс: считается, что по мере посещения религиозных собраний, чтения соответствующей литературы и соблюдения всех регламентаций у человека меняется кровь и клеточный состав всего организма. Оба этих процесса: трансфигурации и трансмутации – должны, по вере последователей «Школы…», привести к дальнейшему формированию нового тела, которое будет жить в духовном мире и перестанет перевоплощаться. Очевидно, что учение «Школы…» многие положения переняло из восточных религий. Так, главная цель ученика, объявляемая еще на самом начальном этапе, – выйти из колеса сансары путем раскрытия в себе «божественного сознания» и умаления своего эго. Приобщение к «универсальному знанию» должно способствовать этой цели. Идея отказа от своего эго – ключевая в организации, иногда она звучит как «отказ от самого себя». «Эгоистическая личность должна умереть, чтобы раскрылась «божественная душа», «мы должны прийти к такому состоянию, чтобы не было мыслей» – вот сквозные мотивы всех мероприятий, проводимых «Школой…».

Главное вероучительное положение «Школы золотого Розенкрейца» состоит в следующем: в каждом человеке скрыта «божественная искра», или «первоатом», или «роза сердца», которая называется «принципом вечности» и связывает человека с Богом. Этот «принцип вечности», как указывается в книге «Введение в учение Розенкрейца», изданной организацией, «не имеет ничего общего с «я» или эго и у большинства людей находится в более-менее спящем состоянии»; при этом «подчиняется одной системе законов, тогда как вся остальная часть нашего существа – другой»2 . Именно этот «принцип вечности», «роза сердца», или «первоатом», и вызывает в человеке духовный поиск, или «жажду абсолютного». Как указывается далее в том же издании, «чтобы удовлетворить жажду абсолютного, нам, то есть нашему обычному эгоцентричному сознанию, следует начать «отходить в сторону» и дать возможность сокрытому в нас принципу вечности развиваться так, чтобы он постепенно стал преобладающим в нашей системе»3.

Знание, которое передает своим ученикам «Школа…», – это то, «как позволить этой силе действовать в нас так, чтобы истинное, изначальное «Я» могло расти, а иллюзорное, эгоцентричное «я» умалялось бы и становилось безмолвным»4 . В одной из книг основателя организации Яна ван Рейкенборга, рекомендуемых для обязательного прочтения, прямо заявляется, что «уничтожение своего "я" является первым условием на пути»5 .

В другой книге этого же автора говорится о том, что «земной человек» «должен умереть», и только тогда ему откроется истина: «…эта истинная Божественная Искра Небесного Существа должна быть освобождена от «я» земного человека. // Поэтому мы ставим вопрос по-другому: земной человек, который желает быть освобожденным, должен умереть! // Другому, небесному сыну Божьему, должно расти, а земному человеку – умаляться. // Как это происходит? // Это достигается через самоопустошение и самоотречение, через добровольное отрицание всей диалектической сущности человека – с помощью Иерархии Христа, дающей нам необходимую силу»6.

Таким образом, если человек отказался от своего «я» и всецело подчинился организации, то считается, что свет гнозиса коснулся розового бутона его сердца, и начался процесс восстановления человека и его спасения согласно божественному плану.

Грехопадение, согласно учению «Школы…», состояло в следующем: «в далеком прошлом большая группа существ <…> решила своевольно уклониться от лежавшего в основе их существования Плана. И уклонившись, эти существа изолировали себя от мира божественной природы и оказались запертыми в диалектическом мире»7 . Диалектика, диалектический мир – это, согласно терминологии организации, все, относящееся к земной жизни. В текстах организации эти слова неизменно употребляются в отрицательной коннотации. Согласно глоссарию организации, диалектика – это место «тленности, боли, болезни и смерти»8 .

Задача ученика формулируется так: «служить возрождению в каждом из нас изначального, божественного существа»9 , «отдать все свое существо Розе»10 . Задача школы  – «возвратиться в ту область, из которой мы пали. Розовый бутон – ключ к возвращению».

Особое место на общих собраниях, службах и встречах учеников уделяется формированию концепции «группового единства», то есть человека убеждают в том, что только в группе и с группой он сможет достичь своего «духовного освобождения», и он должен всецело посвятить себя служению группе: «Нам необходимо осознать, что сегодня на Земле происходит формирование нового царства душ, которое пополняется теми, кто обретает групповое сознание и кто способен работать в групповой формации, <…> душ, способных  жертвовать своим собственным прогрессом во имя спасения других»; «Гностическое групповое единство не означает простое принятие всего, что происходит в группе учеников. Оно предполагает личное посвящение себя живому Телу с полной самоотдачей. Главное – служение Школе и ее работе, как если бы это было ваше собственное тело»11 ; «нельзя следовать по Пути в одиночку. Только динамичная группа единомышленников способна призвать силы, необходимые на Пути. Возможности одного человека весьма ограничены.  <…> Можно сказать, что ученик не существует вне Школы, но и Школа не существует без учеников. Поэтому каждый ученик является самостоятельной и несущей ответственность клеткой живого Тела группы»12

Считается, что во время религиозных собраний формируется «силовое поле» школы, которое дает связь с миром духа, следовательно, ученику необходимо находиться в этом силовом поле, то есть не отступать от распоряжений «Международного духовного руководства».

Одним из важных жизненных принципов ученика является отсутствие критики и уклонение от споров, о чем указывается в обязательной для изучения брошюре «Жизненные принципы ученика»: «Ученик относится к людям, вещам и обстоятельствам без критики. Он принимает все: людей, вещи и обстоятельства такими, какие они есть, на основе гностического понимания. Критика всегда эгоцентрична, ориентирована на свое «я» и ограничивает наше восприятие. Ученик не позволяет себе несдержанности в словах, мыслях или действиях, поскольку они наносят вред другим людям и развитию его собственной Души. По этой же причине он уклоняется от споров»13 . Таким образом, ключевое условие для ученика на пути «духовного совершенства» согласно учению организации – это отказ от собственного мировоззрения и от собственной индивидуальности, полное подчинение руководству организации. 

Итак, на самых первых порах, с самых первых занятий, новичок уже убежден, что «Школе…» лучше известно, как ему надо жить и как себя вести. Следует отметить, что на примере данной организации прекрасно демонстрируется принцип «эзотерического разрыва» – наиболее характерный признак тоталитарной секты. Эзотерический разрыв предполагает расхождение в вероучительных концепциях, а также требованиях для членов организации на разных ступенях членства. То есть когда на первой ступени членства в организации человек не знает, что его ждет на второй, а на второй – не знает, что его ждет на третьей и т.д. 

Рассмотрим, как происходит привлечение новых членов в организацию. Впервые человек узнает о «Школе золотого Розенкрейца» на каком-либо открытом мероприятии для лиц, интересующихся эзотерикой. Это может быть, например, «Вечер гностической поэзии», или просмотр фильма о древних гностиках и катарах в Библиотеке иностранной литературы (дело в том, что один из руководителей организации в России – исполнительный директор Библиотеки Иностранной литературы А.Г. Петров, поэтому Библиотека предоставляет помещения для собраний и мероприятий «Школы…»).

Далее после вербовочного мероприятия, чаще всего культурной направленности, люди приглашаются на бесплатный Информационный курс, насчитывающий 10 занятий. Если человек посетил минимум 5 занятий Информационного курса, его приглашают уже на службы «Школы…», то есть религиозные собрания. Чаще всего службы проходят в арендованных для этого помещениях, например в гостиничном комплексе «Измайлово», и для сотрудников гостиничного комплекса они заявлены как «конференция» или «семинар» «философского общества».

После посещения нескольких служб человека приглашают на беседу, где рассказывается о «Школе…», о московском руководстве, однако состав российского, а тем более международного руководства при этом не называется (эта информация до поры до времени составляет «тайну»), и здесь уже выдвигаются некоторые требования: не есть мяса, не употреблять алкоголь, платить членские взносы, по возможности посещать все собрания организации. Таким образом, человек становится членом «Школы…», или «учеником 1-го аспекта».

Далее при переходе из членства в ученичество (во 2-й аспект «Школы..») человеку уже предъявляется свод обязательных правил. Эти правила он получает в виде письма. Приведем их так, как они представлены в этом письме:

  1. вегетарианское питание;

  2. воздержание от употребления наркотиков и веществ, изменяющих сознание: табака, алкоголя, дурманящих веществ;

  3. воздержание от ношения мехов и одежды из кожи (за исключением обуви), а также от использования одежды и постельных принадлежностей с пухо-перовым наполнителем;

  4. стремление как можно меньше смотреть телевизор из-за негативного воздействия на сознание;

  5. отказ (с письменным подтверждением Вашего решения) от любых связей с церковью, религиозной общиной, эзотерическим или оккультным обществом, от занятий экстрасенсорным целительством;

  6. стремление соблюдать высокие моральные нормы как в общественной, так и в частной жизни;

  7. искренняя верность Школе как в письменном и устном слове, так и в частных действиях и готовность выполнять принимаемые руководством Школы решения;

  8. как можно более частое посещение конференций;

  9. как можно более частое посещение служб и других встреч, организованных Школой;

  10. использование всех возможностей, чтобы служить Школе;

  11. отказ от всего, что могло бы повредить Школе и её цели;

  12. ежедневная, сознательная, исполненная любви поддержка всей Работы и её служителей».

     

Обратим внимание на пункт 5-й: «отказ (с письменным подтверждением Вашего решения) от любых связей с церковью, религиозной общиной» – фактически, если человек крещен, то ему предлагается подписать отречение от Христа. Письмо пишется «в международное руководство». Однако, к чести наших граждан, следует отметить, что в этот момент многие покидают организацию. Как бы ни увлекался человек «кармой», «аурой», «чакрами» и т.д., как бы ни был подвержен антирелигиозной пропаганде в сети Интернет, все же, когда предлагают подписать такую бумагу, ему становится несколько не по себе. Многие уходят, сформулировав причину своего ухода таким образом: «Мне предложили отказаться от православия, и я ушел (ушла)». Притом очень важен и психологический вопрос: подписав что-то, человек начинает ощущать свою ответственность, хотя понятно, что эта бумага никакой юридической силы не имеет и используется для того, чтобы сильнее  привязать человека к организации.

Также при переходе во 2-й аспект необходимо приобрести книгу «Роза Мистика» (сборник текстов молитв и предписаний), которую нельзя никому показывать, и в случае ухода из организации или перехода обратно в 1-й аспект ее необходимо вернуть. Книгу «Роза мистика» необходимо читать ежедневно, и в расписании служб указывается, какой стих из «Розы мистика» надо прочесть в этот день в качестве утренней и вечерней молитвы. Само по себе домашнее прочтение книги «Роза мистика» называется «службой перед алтарем святилища головы».  

Затем, если человек согласен с 12-ю правилами, подписал акт отречения от Христа (в случае если он был христианин), то следующим этапом он подписывает акт соединения со «Школой…» и определяется в какую-либо группу для безвозмездной работы (уборка помещений, редактирование текстов, организация работы с детьми, работа в Интернете по привлечению людей, дизайн сайта и т.д.). Если человек выражает готовность все эти правила выполнять, ему зачитывается последнее для учеников 2-го аспекта требование и выдается некий документ об отказе от медицинской помощи при критических состояниях здоровья. С данным «документом» предлагается ознакомить своих родственников и носить его в паспорте. Многие ученики заверяют его нотариально.

Приведем текст документа полностью:

"Я, N.N. (вписать ФИО), при несчастном случае или тяжелой болезни настоятельно прошу не пересаживать мне чужих органов. При критических состояниях моего здоровья настаиваю, чтобы ко мне не применялись никакие медикаментозные или хирургические средства для искусственного продления жизни за исключением средств, облегчающих мои страдания.

В случае моей смерти независимо от ее причин настоятельно прошу не изымать моих органов. Я также изъявляю желание, чтобы мой труп не вскрывался и никакие препараты для его сохранности или поддержания внешнего вида в него не вводили. Если же по каким-либо причинам вскрытия тела не избежать, требую, чтобы оно происходило не ранее, чем спустя 84ч. после наступления смерти.

Настоятельно прошу после моей смерти не совершать надо мной никаких религиозных обрядов!

Дата. Подпись. Пожалуйста, как можно скорее позвоните и сообщите обо мне»; далее дан список контактных телефонов руководства организации, в том числе исполнительного директора Библиотеки иностранной литературы А.Г. Петрова.

Таким образом, при переходе из членства в ученичество (2-й аспект) человек подписывает следующие бумаги:

 

Огромной наградой и великим открытием для ученика 2-го аспекта должно, по мнению организации, стать то, что теперь он может обратиться в так называемый «сектор исцеления» «Школы…» – «Розенкоф», находящийся в Голландии. В случае болезни ученик может обратиться туда с письмом для оказания «духовной поддержки», и утверждается, что там «на духовном уровне будет вестись работа по исцелению». В организации считается, что заболевания связаны с тем, что человек не может открыться гностическому излучению. При «прохождении пути» (то есть соблюдении всех правил и регламентаций)  болезни, как утверждается, могут сойти на нет, потому что в процессе трансмутации у ученика «Школы…» возникнет другое тело. Утверждается, что в «Розенкофе» есть также группа врачей, которые могут дистанционно дать медицинские рекомендации. Разумеется, что это лишь очередная уловка для удержания адептов: тему здоровья не обходит стороной ни одна из ныне действующих оккультных сект. «Соблюдай все наши правила, и станешь здоровым» – это универсальное обещание – характерная черта практически всех современных сект, начиная, пожалуй, с сайентологии. И совершенно очевидно, что врач не может помочь больному дистанционно. Однако это обещание еще сильнее привязывает человека к организации: у него создается иллюзия, что в далекой Голландии, в самом сердце его организации, о нем заботятся.     

В «Школе золотого Розенкрейца» есть таинства: таинство крещения, таинство брака, таинство освобождения и консоламентум.

Несколько слов надо сказать о том, что представляют собой религиозные собрания, на которые не пускают посторонних. Эти собрания могут называться службами, а могут – «конференциями обновления». Конференция состоит из 5-ти служб. Необходимо отметить, что все службы называются магическими ритуалами. Считается, что «на службах и конференциях дается сила, которая обращена к первоатому в человеке», поэтому пропускать их категорически не рекомендуется. Отдельно проводятся встречи учеников и членов разных аспектов посвящения, а также открытые мероприятия для приглашения новых участников.

На так называемой «конференции обновления», которая проходит раз в месяц в каждом городе и занимает 2 дня, проводится 5 служб:

Также раз в месяц проводятся «конференции обновления» в Санкт-Петербурге и в Котласе, которые рекомендуется по возможности посещать (проезд  и проживание за свой счет).

Приведем несколько примеров сакральных текстов, которые зачитываются на службах:

«Братья и сестры, давайте предстанем всем нашим существом перед возвышенным символом братства, надеясь и молясь, чтобы крест спасения, роза совершенного служения и золотой свет вечной радости были нам причастны отныне и до века. Аминь»;

«Друзья! В Духовной школе Золотого Розенкрейца мы концентрируемся на состоянии веры Розенкрейца, пути креста Розенкрейца и освящения Розенкрейца, чтобы достичь этой великой тройной цели. Снова и снова мы говорим с вами об этих трех мистериях, которые должны привести к полному освобождению человека и которые также находят подтверждение в Священном Писании. Мы читаем об агнце Бога, который приходит, чтобы пожертвовать собой ради мира и человечества и таким образом открываем возможность вылавливать людей из темного моря жизни и передавать спасенных Водолею – Святому духу, который приводит их домой, в новое состояние жизни. С точки зрения астрономии, мы видим, как три электромагнитных волны согласуются с этим славным путем освобождения. Во-первых, мы видим знак Овна, или агнца, – знак, под которым был рожден Иисус Христос; во-вторых, мы видим знак Рыб, под которым в сущности выполняется работа спасения. В-третьих, мы видим знак Аквариуса, или Водолея, под которым странники направляются в дом отца по чудесному пути дематериализации»;

«Братья и сестры, мы собрались здесь в  замечательный момент развития нашей духовной школы. Настал день Господа. День реализации задания, которое мы получили от братства золотого Розенкрейцера. (выделено мной – Т.К.) Поэтому мы молимся, чтобы во время этой конференции вы были постоянно открыты астральной полноте и чтобы можно было видеть исходящую от вас ее благотворную силу, сияющую в лучезарной вездесущности. Пусть работа, осуществляемая на этом месте, станет благословением для каждого, кто твердо решил идти по пути освобождающей жизни души в делах и в истине. Аминь»;

«Ввиду высокой цели, поставленной перед нами, мы несем взаимную ответственность, поскольку непосредственно влияем друг на друга, зависим друг от друга, мы формируем живое тело и, следовательно, неразрывно связаны. Каждый из нас соответственен. Вот почему мы должны подходить друг другу на основе высшего сообщества, которому мы принадлежим как ученики. Это большая привилегия – принадлежать к такому телу и получать его благословение. … Но прежде всего, мы должны осознавать, что мы стоим перед великой общей задачей. Важно, чтобы мы в дальнейшем абсолютно воздерживались от определенных вещей, таких, как критика, негативное мышление и многих других – всего, что может входить в число двенадцати пороков. При этом мы особенно хотим подчеркнуть то, что мы можем и, несомненно, должны делать – это вносить вклад в работу школы. … Наша искренняя молитва о том, чтобы вам было дано служить молодому гностическому братству своей абсолютной жертвой». (выделено мной – Т.К).

Все это читается медленным монотонным голосом, во время чтения некоторые люди засыпают. Периодически чтение сакральных текстов перемежается пением. Выступающий обращается к залу: «Друзья, давайте споем нашу храмовую песню номер …», все организованно открывают заранее подготовленные песенники и поют. Этот момент очень сближает данную секту с сектой «Свидетели Иеговы». Приведем несколько песен из песенника «Школы золотого Розенкрейца» (песни тоже считаются здесь магическим ритуалом и «внешним» не показываются):

Сияет огненный эфир,
Проявлен Дух Святой,
И входит в новый вечный мир,
Кто жертвует собой.
И света пламенный язык
Им озаряет лик.
Отброшены покровы все,
И больше нет завес.
Мы видим землю новую
И новый план небес,
И гимны радостно звучат,
Хваля небесный град,
Отверзлась истинная жизнь,
«Войди» – призыв гласит.  
Вернись на родину, вернись,
Ведь новый край открыт.
И тот, кто слышит этот зов,
Для вечности готов;

Или:

Мы к новой жизни устремимся
И в чистой вере не усомнимся
Сердце проснется – мы возродимся
Силою, что дается нам,
Путь открывая к небесам.
И нас ничто не остановит:
Ни цепи мира, ни узы крови.
Только победа путь приготовит.
Чистые сердцем, мы пойдем
К ней алхимическим путем…

Итак, если есть таинства, службы, священство и молитвы, то мы в полной мере можем говорить о «Школе золотого Розенкрейца» как о религиозной организации. С учетом того, что в данной группе присутствует жесткая структура, безукоризненное подчинение руководству, а также система запретов, о которых человек до поры до времени не знает, можно говорить о «Школе золотого Розенкрейца» как о тоталитарной секте.

Данная секта, хоть и использует христианские термины, ссылается на  Евангелие и апостольские послания, но все ее вероучение основано на идеях восточных религий: реинкарнации, кармы, выхода из колеса сансары, а также, как следует из текстов, читаемых на собраниях, на общих идеях Нью эйдж14 . Так, мы видим активное использование таких характерных для движения Нью эйдж понятий, как «эра Водолея», «новая раса», «аура», «астральная полнота» и т.д. По мнению основателя секты Рейкенборга, сама «Школа золотого Розенкрейца» и представляет собой «новую расу»: «Как базис для осуществления великой Работы по сбору Урожая и как основа для Духовных Школ обновления, которые сейчас распространяют свою деятельность по всей земле, было основано Новое Всемирное Братство. Ибо зрелые души нужно собрать и поставить лицом к лицу со своей задачей возрождения. // Поэтому сборщики Урожая готовятся к тому, чтобы действовать в качестве наставников для грядущей новой человеческой расы»15 . Практически для  всех сект, входящих в движение Нью эйдж, характерно использование оккультных (магических) практик, и здесь «Школа золотого Розенкрейца» тоже не исключение – как мы помним, «магическим ритуалом» называется здесь каждое религиозное собрание. Для сект, входящих в движение Нью эйдж, характерны и апокалиптические ожидания (мы помним, как напряженно ожидали многие оккультные сообщества конца света в 2012 г.). Некоторые сектанты ждут конца света, некоторые, как они называют, «перехода» Земли в иное состояние, некоторые – «квантового скачка». Объединяет их одно: спасутся «избранные», то есть те, кто уже сейчас начал заниматься магическими практиками, медитировать, читать сакральные тексты, изменил рацион питания – стал вегетарианцем и т.д. – список может меняться в зависимости от направленности секты. Необходимо заметить, что Рейкенборг оставляет своим последователям больше времени, чем многие другие гуру. Он считает, что человек полностью изменится в ближайшие 700 лет, и – опять же – «избранные» спасутся, а «профаны» будут уничтожены в кровавом Армагеддоне – это положение тоже сближает данную секту с сектой Свидетелей Иеговы: «Впереди у человечества осталось всего около 700 лет вышеупомянутого 33-го периода Арийской эпохи. В грядущие 700 лет возникнет совершенно новый тип человека. Этот новый человеческий тип постепенно оставит смертную телесность земной природы, чтобы обитать в небесной личности. // Процесс трансмутации личности будет сопровождаться различными радикальными геологическими, магнитными и атмосферными изменениями на нашей Матери-Земле и внутри нее. <…> Та часть людей, которые не смогут структурно адаптировать себя к таким изменениям и поэтому окажутся неспособны к построению новой личности, будет деградировать дальше, и этот ход развития завершится в крови и смерти. // С другой стороны, неотъемлемой частью этого хода развития явится то, что участвующие в обновлении постепенно потеряют связь с закристаллизованной частью человечества, и практическим результатом этого станет явное отделение от нее. Новый человеческий тип составит «Урожай» 33-го периода»16 . Таким образом, данную организацию можно классифицировать как псевдохристианскую оккультную секту, действующую в рамках движения Нью эйдж.   

Еще одна проблема, вызывающая тревогу относительно данной секты, – это фактически сформировавшийся в ней культ смерти. Наряду с требованием отказа от медицинской помощи это, пожалуй, наиболее деструктивный признак.  Притом оба этих момента тесно взаимосвязаны. Так, отказ адепта от медицинской помощи при критических состояниях здоровья объясняется тем, что в состоянии комы к человеку присоединяются «негативные астральные сущности», а также позицией организации, что к земной жизни привязываться не стоит, потому что это земная жизнь («диалектика» на языке секты) – это и есть тлен и смерть; на собраниях постоянно повторяется, что «для серьезного ученика смерть – это радостный исход из земной долины слез». В книге Рейкенборга «Христианская мистерия посвящения для новой эры» фактически пропагандируется идея смерти: «нужно захотеть потерять эту жизнь, чтобы найти жизнь новую. // Это – безрассудство Розенкрейца!»17 ; «Не задумывались ли вы над тем, каким другом является смерть? // Ибо смерть – это шанс стать живым!»18  Здесь же тело названо «узилищем», и человек сравнивается с «узником, замурованным в стены»: «Видите ли вы заблуждение, большой и ужасный обман? Мы обитаем в теле, которое в принципе не является нашим, которое пришло не от Бога. Мы как узники, замурованные в стены, и иллюзия плоти гораздо ужаснее и опаснее, чем мы могли бы себе представить. // Ведь наше узилище сделано не только из плоти и крови, клеточных структур и бьющегося сердца; оно также обладает эфирным двойником, трясиной желаний, мыслительной способностью и, следовательно, биологическим сознанием. // И это является безумием – что мы его, это узилище, еще и крестим – и мы его женим – и мы производим его на свет – и мы кладем его в могилу и наблюдаем, как оно разлагается вновь»19 ; «В своей физической форме и в своей душе (крови) человек несет наследие предков и тех, кто населял его микрокосмос в прошлом. К этому еще добавляется запечатленный в ауре результат его теперешней жизни до момента фундаментального изменения. Это те элементы, которые составляют ограждающие стены, возведенные вокруг земного человека, стены его узилища. // Таким образом, ученик предстает лицом к лицу с наследием собственной крови, аспекты которого он понимает лишь частично и которое едва ли осознает. Он не знает всего, что скрыто в темных глубинах его подсознания. И поэтому следует вопрос: «Как можно избавиться от наследия своей крови и его темных импульсов?» Главное здесь – чтобы ученик, будучи заточен в своей темнице, был способен принять решение совершить фундаментальное изменение и осуществить свое решение»20 . В той же книге основателя секты мы видим направленность организации на разрушение семейных связей и ценностей, способствование социальной изоляции адепта: «Совершенно ясным и логичным фактом является то, что наша кровь препятствует нашей самореализации. Ученику необходимо глубоко осознать, что он получил свой телесный облик от тех, кого он называет своими родителями. И это чудовищно… и это безумие… и это крайне противоестественно! (выделено мной – Т.К.)»21 . Материнское поведение Рейкенборг сравнивает с поведением животного, при этом говорит, что это любовь к детям – это ненормально: «И все же мы вброшены в этот мир посредством процесса воспроизведения потомства, ибо таков закон – вынужденный закон диалектики. // Как мать склоняется над колыбелью своего ребенка и нежно ласкает его, она делает то же самое, что и самка животного, ласкающая своего детеныша, и это естественно, но, если рассматривать ее как человеческое существо по отношению к Божественному Плану, она в высшей степени ненормальна. // И когда человек, пребывая в глубоком горе, склоняется над могилой и оплакивает своих мертвецов, это объяснимо с точки зрения природы. Но если рассматривать его как человеческое существо по отношению к Божественному Плану, он ненормален»22 .

Таким образом, мы видим, что все родственные связи и естественные человеческие чувства по отношению к своим близким в организации считаются «ненормальными». Цель любой секты – полное завладение всем временем, всей жизнью адепта и изоляция его от семьи и от общества. Как видим, и здесь «Школа золотого Розенкрейца» не является исключением. Многие секты убеждают своих последователей в том, что их родители – это не настоящие, ложные родители, а настоящие родители – это основатели секты. Так, например, две совершенно разные и никак не связанные между собой секты: корейская секта «Церковь объединения» Сан Мен Муна и казахская секта «Алля Аят» – называют основателей своих организаций «истинными родителями». Что касается «Школы золотого Розенкрейца», то здесь мы не видим предлагаемой со стороны организации «замены»: кого же именно называть родителями вместо своих отца и матери, но в формулировке «тех, кого он называет своими родителями» мы видим нивелирование семейных ценностей и сходство данной секты с мунитами и аятовцами: по сути утверждается, что «те, кого он называет родителями» – это не настоящие родители.  

Необходимо отметить, что данная секта, помимо своей закрытости, отличается и строгой структурированностью. Для каждой ситуации есть письменные распоряжения руководства и инструкции. Из дополнительных регламентаций (кроме тех, которые человек подписывает и о которых шла речь ранее) стоит отметить следующее:

 

Таким образом, поведение последователей «Школы…» регламентировано до мелочей. С учетом всего этого, а также того, что в человеке формируется полное подчинение руководству организации и полное самоуничижение, фактически отказ от своей личности, можно предположить, что руководство целенаправленно формирует в своих последователях зависимость от организации. Учитывая также требование отказа от медицинской помощи для последователей секты, формирование определенного культа смерти мы можем говорить о реальной, на наш взгляд, социальной опасности данной организации, а также нарушении в ней  конституционных прав граждан, в частности права на получение медицинской помощи.

Ниже будут опубликованы некоторые из документов, которые человек должен подписать при переходе из членства в ученичество «Школы…», требования, предъявляемые ученику 2-го аспекта, а также состав «Международного руководства». Публикация этих документов в небольшой степени послужит восстановлению справедливости: вступая в любую организацию, человек должен знать, какие требования будут к нему предъявлены. Состав же руководства в любой организации публикуется на сайте, поэтому непонятно, с какой целью «Школа золотого Розенкрейца» его скрывает от новичков.

Важно также напомнить, что сотрудники «Центра религиоведческих исследований» готовы оказать правовую и психологическую помощь пострадавшим от секты «Школа золотого Розенкрейца» и их родственникам, а также пострадавшим от других сект.


 Нарушения прав человека в секте "Школа золотого Розенкрейца"

Нарушения прав человека в секте "Школа золотого Розенкрейца"

Нарушения прав человека в секте "Школа золотого Розенкрейца"

Нарушения прав человека в секте "Школа золотого Розенкрейца"     


 

[1] Ян ван Рейкенборг Христианская мистерия посвящения для новой эры //  Lectorium Rosicrucianum Москва. 2013. С. 19.  

[2] Введение в учение Розенкрейца // Международная Школа Золотого Розенкрейца, б.г. С. 4.

[3] Там же.

[4] Там же. С. 6. Орфография автора во всех цитатах сохранена.

[5] Ян ван Рейкенборг Грядущий новый человек. Международная Школа Золотого Розенкрейца. б.г. С.161-162.

[6] Ян ван Рейкенборг Христианская мистерия посвящения для новой эры М.,2013 С. 152.

[7] Введение в учение Розенкрейца. Указ. изд. С. 9.

[8] Ян ван Рейкенборг. Откровение Гнозиса в наши дни // Международная Школа Золотого Розенкрейца, Харлем, Нидерланды, 1997. Пер. с нидерландского. С. 233.

[9] Введение в учение Розенкрейца. Указ. изд. С. 9.

[10] Там же. С. 15.

[11] Из доклада, зачитанного на одной из встреч учеников «Школы…»

[12] Из информационных писем, раздаваемых на информационном курсе «Школы…» лицам, интересующимся эзотерикой, с целью привлечениях их в организацию. 

[13] Жизненные принципы ученика // Lectorium Rosicrucianum б.г. С. 5.

[14] Подробнее о движении Нью эйдж см. в учебнике А.Л. Дворкина «Сектоведение»:

http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dvorkin/sects/225.html;
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dvorkin/sects/226.html;
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dvorkin/sects/227.html;
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dvorkin/sects/230.html;
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dvorkin/sects/232.html;
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dvorkin/sects/235.html;
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dvorkin/sects/236.html;
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dvorkin/sects/237.html;
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dvorkin/sects/242.html;
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dvorkin/sects/243.html;
 

а также в видеолекциях А.Л. Дворкина в программе «Тайны ложных учений» на телеканале «Радость моя»:

http://radostmoya.ru/project/taina_lozhnyh_uchenii/video/?watch=dvizhenie_new_age_nu_eidzh_chast_1;
http://radostmoya.ru/project/taina_lozhnyh_uchenii/video/?watch=dvizhenie_new_age_nu_eidzh_chast_2;  
http://radostmoya.ru/project/taina_lozhnyh_uchenii/video/?watch=dvizhenie_new_age_nu_eidzh_chast_3;
http://radostmoya.ru/project/taina_lozhnyh_uchenii/video/?watch=dvizhenie_new_age_nu_eidzh_chast_4
 

[15] Ян ван Рейкенборг Христианская мистерия посвящения для новой эры М.,2013. С.32-33.

[16] Ян ван Рейкенборг Там же. С.31-32. Почему 33-й период и почему 700 лет, автор книги не объясняет – Т.К.

[17] Ян ван Рейкенборг Христианская мистерия посвящения для новой эры М.,2013. С. 149.

[18] Там же. С. 210.     

[19] Там же. С. 209.

[20] Там же. С. 64.

[21] Там же. С. 208.

[22] Там же. С.209.

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.