Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-916-377-44-40
 

Европа сопротивляется американским религиозным сектам - 22.01.16

По материалам статьи Бруно ФУШЕРО [1] «Секты: троянский конь Соединённых Штатов для Европы», опубликованной во французском журнале «Monde diplomatique» (июнь 2001). В апреле 2001 г. швейцарский дирижер Мишель Табачник был обвинен в преступном заговоре в связи с тоталитарной сектой «Орден солнечного храма»: с 1994 по 1997 г. семьдесят один член этой секты погиб в четырех так называемых массовых самоубийствах. Этот случай привлек внимание к группам, которые провозглашают себя религиями, но на самом деле, главным образом, занимаются приносящей максимально большие доходы деятельностью. Новый французский закон позволит судам распускать эти группы. Однако американская администрация пытается обеспечить безнаказанность этих групп по всему миру, ссылаясь на религиозную свободу, и поддерживает самые различные тоталитарные секты, связанные с крайне правыми политическими кругами.

Еще недавно религиозные секты воспринимались исключительно как социальный феномен, но в прошлом десятилетии они сделались одной из главных проблем международной безопасности. Мир был потрясен массовыми жертвами «Ордена солнечного храма» в 1994 и 1995 гг., газовой атакой «Аум Синрикё» в токийском метро в марте 1995 г. и массовым самоубийством членов секты «Небесные врата» в Лос-Анджелесе четыре года спустя. Франция, Германия, Бельгия и Испания ужесточили свое законодательство в ответ на парламентские отчеты об опасности сект, практикующих контролирование сознания и эксплуатацию своих последователей.

По всей Европе создавались официальные организации, отслеживающие распространение тоталитарных сект. В 1996 г. Франция приняла закон о защите подверженных психологическому насилию граждан, а правительство Лионела Жоспена создало Межминистерскую миссию по борьбе против сект (ММБПС), возглавленную Аленом Вивьеном. 31 мая 2001 г. депутаты Французского национального собрания почти единогласно приняли закон, позволяющий судам распускать любое движение, признанное сектой, чьи члены были признаны виновными в таких преступлениях, как мошенничество, злоупотребление доверием, незаконная медицинская деятельность или недобросовестная реклама.

Германия боролась, главным образом, с сайентологической организацией. После полицейского расследования в 1997 г. Федеральное правительство предупредило граждан об опасности, которую несет эта секта, а земля Бавария приняла закон о несовместимости членства в сайентологии с работой в любой государственной структуре.

В то время, когда Европа ужесточала свою позицию, наблюдатели ожидали ответного удара от международных тоталитарных сект: авуары некоторых из них составляют сотни миллионов франков в одной только Франции. Удар был нанесен из США (что неудивительно, поскольку 90% тоталитарных сект либо американского происхождения, либо базируются в США). 27 января 1997 г. Вашингтон официально осудил меры, принимаемые Германией против сайентологии. Через несколько дней входящее в Госдепартамент США Бюро за демократию, права человека и труд [2] (БДПЧТ) опубликовало отчет о соблюдении прав человека в 1996 г., в котором Германия подверглась очень жестким нападкам и попала одну группу с Китаем как страна, нарушающая религиозную свободу граждан.

Отчет Бюро вышел как раз вовремя, чтобы поддержать сайентологическую кампанию против Германии. Сайентологи проводили демонстрации, пикеты, давали платные объявления на целые страницы международных газет и журналов, а также вчинили иск против ФРГ в Европейский суд по правам человека. Ситуация настолько накалилась, что Госдепартамент решил пойти на попятный: было опубликовано коммюнике с пояснением, что хотя он (Госдепартамент) критически относится к Германии, но все же не поддерживает сайентологическую кампанию. Это было наименьшее из того, что могло ожидать правительство ФРГ.

В ответ на это в 1998 г. Конгресс принял «Международный акт о религиозной свободе» и учредил Комиссию США по международной религиозной свободе (КМРС), которая направила своих представителей в каждое посольство США за рубежом. В то же время в самом Госдепартаменте было основано Бюро международной религиозной свободы. Бюро возглавляется чиновником в ранге посла и его пятью заместителями. Первым послом стал Роберт Сейпл [3] – бывший морской пехотинец, любимая фраза которого: «Права человека должны внедряться повсеместно, ибо они даны человеку Богом». В интервью, данном флоридской газете, Сейпл рассказал, как его вера спасла его в 300 боевых заданиях во время войны во Вьетнаме.

Но Сейпл был назначен на свой пост не за свои качества нового крестоносца. В течение 11 лет он возглавлял ультраправую «Уорлд-Вижн» – самую большую в мире организацию евангеликов. «Уорлд Вижн», субсидирующая тысячи проектов в обоих полушариях, вовлекла в свою деятельность миллионы людей в Латинской Америке и в Азии. Первый ежегодный отчет о международной религиозной свободе, выпущенный КМРС в сентябре 1999 г., обвинил в нарушении религиозной свободы Францию, Германию, Австрию и Бельгию. Опубликованный в 1995 г. отчет комитета французского парламента был охарактеризован как инструмент религиозных преследований и гонений, а французские депутаты были обвинены создании в стране религиозной сегрегации, так как они составили список невинных ассоциаций, которые теперь подвергаются гонениям не за незаконную деятельность, а за свои религиозные убеждения. 22 марта 1999 г. позиция Франции подверглась резкой критике на состоявшемся в Вене семинаре. Он был организован и проведен Бюро демократических институтов и прав человека (БДИПЧ) под эгидой ОБСЕ. Американские дипломаты и конгрессмены еще раз повторили и расширили разработанные госдепартаментом пункты обвинения Франции, что едва не привело к дипломатическому скандалу. Тем не менее, наработанный сценарий был вновь разыгран в Вашингтоне на слушаниях, проведенных Комитетом по безопасности и сотрудничестве в Европе (КБСЕ). Три выступивших на Слушаниях свидетеля рассказали леденящие кровь истории: Франция возвращается к практикам вишистского нацистского режима, премьер-министру промыло мозги антикультовое движение, граждан страны натравливают на верующих, которых выгоняют с работы, детей насильно отбирают у любящих родителей.

В июне 1999 г. КБСЕ опубликовал собственный отчет, в котором красноречиво повествовалось об опасности для базовых свобод и прав человека в Европе. Французское правительство обвинялось в использовании налоговой службы в качестве современной инквизиции.

В ответ ММБПС и французский МИД опубликовали свои разъяснения: проведенное расследование структуры и финансовых нарушений сайентологической организации убедительно доказало, что это коммерческая организация, получающая астрономическую прибыль. В этих обстоятельствах штрафы и пени полностью законны и справедливы. Также было разъяснено, что отчет Национального собрания составлялся при участии лучших юристов страны, ученых, специальных полицейских экспертов и ассоциаций, которые были признаны содействующими общественной пользе. Хотя 180 организаций, поименованных в отчете, утверждали, что являются религиозными, внимательное рассмотрение доказало их тоталитарную природу и методы принуждения, применяемые к их последователям. Подавляющее большинство из них в то или иное время уже были осуждены в судебном порядке.

Французские власти попытались исправить некоторые ложные представления. Например, как они указали, обвинение в том, что Франция отказывается признать религиозный статус некоторых «религиозных меньшинств», абсурдно: действующий и ныне закон 1905 года об отделении церкви от государства вообще не позволяет государству признавать религиозный или нерелигиозный характер организаций.

Однако оказалось, что США не заинтересованы в диалоге. В отчете, опубликованном 9 сентября 1999 г., содержались еще более жесткие нападки на европейские страны. 8 декабря министр иностранных дел Франции Юбер Ведрин выразил протест Мадлен Олбрайт: «Необоснованная критика, которую высказывает ваша администрация в адрес действий французского правительства в то время, когда проходит диалог между нашими высокопоставленными лицами, явилась фактором, значительно омрачившим эти переговоры». Заявление Ведрина временно прекратило дипломатические споры на эту тему, но, по всей видимости, вскоре они должны возобновиться. В последнем отчете Госдепартамента, опубликованном 2 марта 2001 г., исправлено несколько ошибок, хотя сам факт совершения ошибок не признается, и тон отчета в отношении европейских стран остается в высшей степени обвинительным.

Объяснения, почему США упорно лоббируют интересы тоталитарных сект, нельзя найти ни в американской истории, ни в конституции страны. Бюро международной религиозной свободы подчиняется БДПЧТ, действующему в рамках Госдепартамента; Комиссия за религиозную свободу была основана в Вашингтоне членами Конгресса; КМРС непосредственно отчитывается перед Белым домом. Стивен Т. Макфарланд – исполнительный директор последней – заявляет, что его Комиссия предназначена для роли сторожевого пса. Ее главная задача – наблюдать за тем, чтобы остальные комиссии работали в строго заданных рамках и не отклонялись от них. Комиссия, созданная для того, чтобы наблюдать за работой других комиссий, наблюдающих за соблюдением религиозной свободы, и следить, не отклоняются ли они от «генеральной линии», больше всего напоминает печально известный советский бюрократический аппарат.

Макфарланд, не стесняясь, признался, что не читал отчета Французского национального собрания, так как, объяснил он, не говорит и не читает по-французски. Он также не читал ни отчета Межминистерской миссии, ни многочисленных коммюнике, опубликованных французским МИДом, ни даже пресс-релизов французского посольства в Вашингтоне (на английском языке. — Ред.). Более того, ни один из сотрудников многочисленных американских комиссий, с которыми удалось связаться Бруно Фушеро (автору статьи), не читал ни одного из этих документов ни в оригинале, ни в переводе. Макфарланд говорит, что все это лишнее. Он подчеркнул, что доверяет информации, получаемой от американских разведывательных агентств, из американского посольства в Париже, а также от ученых и неправительственных организаций, жалующихся на нетерпимость французского правительства. Когда Макфарланду были предъявлены копии факсовых сообщений, посланных из посольства США в Мадриде, доказывающих, что БДПЧТ вмешалось в расследование сайентологии, проводимое испанскими судебными органами, он отказался от комментариев. Понятно, что сотрудники разведывательных структур, составляющие брифинги для американских комиссий, поименованы быть не могут. Но когда французское Национальное собрание проводило коллоквиум о методах психологического манипулирования сознанием, американское посольство, хоть и не было приглашено, направило на него двоих своих сотрудников вместе с высокопоставленным французским сайентологом.

Свидетельства, собранные этими комиссиями, также являются далеко не бесспорными. Интересно, что ОБСЕ назначила возглавлять свою встречу в Вене (март 1999 г.) никого иного, как Массимо Интровинье, итальянского социолога-самоучку и основателя «Центра изучения новых религий» (CESNUR). CESNUR является фундаменталистской католической организацией, тесно связанной с бразильской неофашистской тоталитарной сектой «Традиция, семья, собственность». Материалы Интровинье часто публикуются в сайентологических газетах и журналах, а сам он свидетельствовал в пользу секты на Лионском процессе [4].

Французский адвокат Ален Гаре, защитник «Свидетелей Иеговы», представляющий интересы секты во всех ее налоговых баталиях, также был приглашен в Вену и Вашингтон. И этот персонаж часто публикует свои статьи в сайентологических газетах и журналах. Другая ключевая фигура – Вилли Фатре – председатель бельгийской организации под названием «Права человека без границ» (несмотря на громкое название, эта организация не признается Международной федерацией лиг прав человека). Долгие годы Фатре был корреспондентом «News Network International» – крупного крайне правого американского евангелического издательства и лоббистской группы. Он также является членом Международной Хельсинкской федерации по правам человека, чьи отчеты обильно цитируются американскими комиссиями. Греческий корреспондент Хельсинкской федерации регулярно поставляет свои материалы в сайентологические печатные издания, а Московская Хельсинкская группа опубликовала книгу на деньги сайентологии [5]. И, наконец, среди главных свидетелей, дающих показания относительно нарушения французским правительством религиозной свободы, появился некий пастор Луис ДеМео из «Нимского теологического института». Этот самозванный институт принадлежит к так называемому «Евангелическому движению Большей Благодати» со штаб-квартирой в Балтиморе (США). «Большая Благодать» содержит более 3000 миссий в Латинской Америке и несколько сотен в Африке и Восточной Европе, а «Нимский институт» активно готовит миссионеров для Восточной Европы. Даже в США методы обращения «Большей Благодати» со своими членами серьезно критиковались. Стоит напомнить и то, что «Большая Благодать» является открытым и верным союзником сайентологии.

Стейси Брукс – президент Фонда Лизы Макфирсон, одной из немногих американских организаций, чья цель – оказание помощи жертвам сайентологии [6]. Г-жа Брукс состояла в сайентологии 15 лет, в том числе некоторое время она была личным секретарем Дэвида Мискевиджа – наследника Хаббарда и нынешнего гуру сайентологии. Брукс хорошо помнит «преподобного» Джорджа Робертсона – жезлом железным управляющего «Большей Благодатью»: «Он поддерживает постоянный контакт с лидерами сайентологии. Если сайентологи боятся повредить своему имиджу и не хотят вмешиваться в то или иное дело, они всегда втравливают в него Робертсона. Он является устами сайентологии в евангелическом движении». Сеть оповещения о культах (CAN) еще несколько лет назад была ведущей американской организацией для помощи жертвам тоталитарных сект. «Большая Благодать» и «Церковь сайентологии» провели совместную кампанию для того, чтобы обанкротить CAN. Им удалось этого добиться в результате бесконечных судебных исков. Достигнув своей цели, союзники выкупили название организации и ее архивы.

Есть еще одна причина, объясняющая влияние сайентологии в США. В октябре 1993 г. всесильное американское налоговое управление (IRS) предоставило секте полное освобождение от налогов как признанной религии. И это после того, как IRS отказывало сайентологии в безналоговом статусе в течение 25 лет и целый ряд американских судов, вплоть до Верховного суда США, поддержали этот отказ. Необъяснимый поворот на 180 градусов, проделанный IRS, позволил «Церкви сайентологии» сэкономить десятки миллионов долларов и предоставил ей мощное пиаровское оружие, способное открыть двери американской администрации. Некоторые детали, повлиявшие на неожиданное решение IRS, были обнародованы четыре года спустя в публикации «Нью-Йорк Таймс» [7]. Сайентология вела широкомасштабную войну против сотрудников налоговых служб. Было время, когда секта и ее члены одновременно вели более 50 судебных дел против IRS и ее сотрудников, но это было далеко не все. Секта также нанимала детективов собирать компромат на руководителей IRS. Один из этих детективов рассказал «Нью-Йорк Таймс», что работал на сайентологию 18 месяцев: с 1990 по 1992 г. В своем бюро в Мериленде он собирал информацию на чиновников, которые пропускали рабочие собрания без уважительных причин, злоупотребляли алкоголем или имели внебрачные связи. В конце концов директор IRS распорядился, чтобы «Церковь сайентологии» получила статус религии, минуя все обычные процедуры, путем специального решения.

Однако ежегодный доход, превышающий 300 млн. долларов, проникновение в закрытые организации, вкупе с отработанными техниками запугивания и давления, а также признание IRS, для сайентологии недостаточны. У секты есть и другие методы оказания влияния на самых высших уровнях американского государства. Стивен Кент [8] – профессор социологии в Альбертском университете (Канада) – подробно изучал лоббистскую стратегию тоталитарных сект и деструктивных культов в Вашингтоне. В своих трудах он подробно показал, как сайентология, «Церковь объединения» Муна и другие секты проводят эффективные пиаровские кампании, направленные на членов Конгресса и сотрудников Белого дома. Сайентологические организации заплатили пиаровской фирме, специализирующейся на политическом лоббировании, 725 тыс. долларов в 1996–1997 гг. и еще 420 тыс. долларов в 1998 г. Сайентологи, работающие в киноиндустрии, пожертвовали 70 тыс. долларов в Фонд выборов Хиллари Клинтон в Сенат, а Том Круз лично дал Алу Гору 5 тыс. долларов на выборы. Группа, возглавляемая Джоном Траволтой, провела банкет для сбора пожертвований в избирательный фонд Демократической партии. Билеты на банкет продавались по 25 тыс. долларов. Один сайентологический адвокат пожертвовал 20 тыс. долларов в избирательный фонд демократов, а группа из десяти калифорнийских сайентологов, включая Крейга Йенсена – главу компьютерной компании «Executive Software» [9] – пожертвовала 7400 долларов в избирательный фонд конгрессмена Бенджамина Гилмана, главы Комиссии Конгресса по международным отношениям.

Секта Муна, которой принадлежит одна из наиболее известных американских газет – ультраконсервативная «Вашингтон таймс», – бесплатно предоставила Хиллари Клинтон место для еженедельной статьи. Бесчисленное количество конгрессменов получали деньги от Муна, а два американских президента – Джордж Буш старший и Джеральд Форд – регулярно участвуют в конференциях, организованных «Церковью объединения» и ее дочерними структурами.

Сайентологи и муниты вскоре пришли ко взаимопониманию и взаимосотрудничеству. Начиная с середины 90-х годов они проводят совместные кампании за религиозную свободу в Европе и в США. Ряд посланий из переписки между лидерами сайентологии и мунизма, опубликованных в Интернете, неопровержимо доказали, что их деятельность в Восточной Европе планировалась сообща и координировалась обеими сектами [10]. Сайентологическо-мунитская коалиция, формально или неформально поддерживаемая другими тоталитарными сектами, действует по схеме партнерства между сайентологией и «Большей Благодатью». Сейчас эта коалиция поддерживается многими американскими религиозными фундаменталистскими группами. В члены Института религии и общественной политики, тепло рекомендованного Госдепартаментом, входят ультраконсервативные конгрессмены, муниты и лидер собственной секты гуру Шри Чинмой. Институт недавно приобрел помещение в паре кварталов от Белого дома и открыто проводит кампании за права сайентологии, секты Муна и других «религиозных меньшинств» в Европе.

Институт религии и демократии, существующий более 20 лет и произведший на свет десятки тысяч евангелических фундаменталистских миссий по всему миру, является непоколебимым сторонником Рейгана и обоих Бушей. Сейчас эта организация присоединилась к своре критиков Франции. Президент Института, Дайян Л. Книпперс, заявила: «Франция – это модель для других европейских демократий. Она обязана отказаться от своей антирелигиозной политики и вновь гарантировать свободу религиям». Пытаясь объяснить свою позицию, г-жа Книпперс невольно проговорилась о причинах, по которым она защищает свободу тоталитарных сект: «Мы сражаемся за религиозную свободу сегодня по тем же причинам, по которым мы боролись против коммунизма. Человеческое общество не может процветать, если оно основано на лжи. Атеизм и коммунизм могут произвести только ложь. Духовность является гарантом цивилизации, потому что духовность и вера делают людей честными. Без честности не может быть торговли, а без торговли не может быть цивилизации».

Эта кампания за «духовность» по всему миру активно связана с лоббирующими структурами, пытающимися навязать остальным странам американские ценности через процесс глобализации. Как несколько раз пояснял Институт религии и демократии, глобализация – это миссия, вдохновленная Библией. Большинство американских евангелических фундаменталистских групп поддерживают эту странную амальгаму между мистикой и империализмом. Именно это на уме у тех, кто утверждает, что защищает религиозную свободу. К примеру, Джон Р. Болтон, член КМРС, ранее занимал пост вице-президента Американского института предпринимательства для политических исследований – группы для воинственного внедрения ценностей свободного рынка. В правительстве Буша-старшего он был одним из главных советников по международной торговле. Нина Ши, член той же самой Комиссии, говорит прямо: «Наша цель – утвердить новый либеральный порядок по всему миру».

Внедрение стратегии глобальной доминации и механизмов для осуществления ее началось в 1980-х годах администрацией Рейгана. Сейчас эта борьба достигла критической точки: мы говорим о давлении по глобализации юридических систем – попытке окончательно завершить глобализацию мирового рынка. Однако нельзя сказать, чтобы этот процесс проходил без сопротивления. Скажем, Франция возглавила борьбу против глобализации образования. В данном случае секты и СМИ-магнаты обрели общего врага. Яростная и безоглядная атака на французское антисектантское законодательство – это атака на позицию французского государства. В случае победы тоталитарные секты могут приобрести очень много: если они проникнут в систему европейского образования и создадут школы, свободные от всякого государственного контроля, как это уже произошло в США, они расширят свое членство и укрепят свое влияние, – ведь вербовка станет неотъемлемой частью культурного и психологического развития людей, попавших в их систему. Было бы преувеличением назвать связи тоталитарных сект с индустрией коммуникаций единым фронтом – их действия не являются частью совместно разработанной стратегии и ими не руководит общий генштаб. Но, тем не менее, количество людей, совмещающих членство в двух системах, слишком велико, чтобы его можно было назвать случайностью. Связи между «Эй-Би-Си», «Си-Эн-Эн» и т. д. и американскими религиозными фундаменталистскими лобби не являются секретом, также как и тотальная зависимость этих гигантов СМИ от правящей идеологии.

Первый биограф Билла Гейтса Дэниел Ичбиа – сайентолог, также как и Крейг Йенсен – один из ближайших сотрудников Гейтса. «Executive Software» – одна из главных фирм, входящих в империю «Microsoft», – официально объявляет себя сайентологической. Большой брат смотрит на вас с вашего компьютерного экрана.



[1] Бруно Фушеро – журналист, автор популярной во Франции книги «Сектантская мафия» (Fouchereau Bruno. La Mafia des sectes. Paris, 1996).

[2] Бюро, основанное в 1990 г., связано со всеми американскими разведывательными агентствами. Официально оно должно отслеживать степень свободы и демократии во всех странах. Его отчеты используются правительством США для формирования внешней политики страны и распространяются в Палате представителей и Сенате.

[3] В начале октября 2001 г. президент Джордж Буш-младший назначил новым послом по соблюдению религиозных свобод в мире Джона В. Хэнфорда, в течение многих лет являвшегося внешнеполитическим советником крайне правого сенатора Ричарда Люгара. – Ред.

[4] В 1996 г. 23 сотрудника «Церкви сайентологии» были привлечены к суду в связи с самоубийством рядового сайентолога. Они обвинялись по целому ряду пунктов, начиная от убийства и кончая растратой фондов. В ходе процесса, который начался после пятилетнего расследования, вскрылись многие неприглядные аспекты деятельности сайентологии как во Франции, так и за ее границами.

[5] См.: Сайентологи прибрали к рукам правозащитников? // Прозрение. 2000. № 2(5). С. 15–16.

[6] О Стейси Брукс и Фонде Лизы Макфирсон см.: Роберт Минтон и Фонд Лизы Макфирсон // Прозрение. 2000. № 2 (5). С. 10; Вышла книга о сайентологическом ГУЛАГе // Прозрение. 2001. № 1 (6). С. 7.

[7] Franz Douglas. Scientology’s Puzzling Journey from Tax Rebel to Tax Exempt // The New York Times. 1997. 9 March.

[8] О профессоре Кенте и его работе см.: Вышла книга о сайентологическом ГУЛАГе // Прозрение. 2001. № 1 (6). С. 7.

[9] О связи «Executive Software» c компанией «Microsoft» см.: «Windows 2000»: сайентология в ваших компьютерах? // Прозрение. 2000. № 2 (5). С. 6.

[10] Одно из этих писем было опубликован в журнале «Прозрение» № 1 (4), 2000. С. 77.

 

А.Л. Дворкин

Православный информационно-просветительский журнал «Прозрение» №1(7) 2002. С. 57-62

Обсудить данный материал вы можете на нашем форуме.