Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-916-377-44-40
 

Государство и секты: Мнения священнослужителей - 28.09.15

Депутат Госдумы фракции КПРФ Сергей Гаврилов, кандидат экономических наук, председатель комитета Государственной Думы по вопросам собственности и координатор Межфракционной депутатской группы по защите христианских ценностей, жестко выступил на первом заседании группы по вопросу противодействия развитию сектантства в России.

Государство и секты: Мнения священнослужителей«Многие из нас помнят начало 90-х, когда на фоне ряда проблем Россия подверглась нашествию самых опасных деструктивных сект, которые служили во многом прикрытием для разложения и обрушения нашего единства, нашего мира, нашей духовной целостности. И должен напомнить, что когда я был депутатом в 90-е годы, у нас в Тульской области появилась секта адвентистов, причем с огромными деньгами, с крайне агрессивным стилем поведения. Потом ситуация немного успокоилась. Но сейчас мы видим, к сожалению, чудовищный ренессанс этого чудовищного явления. Обращаясь к последним фактам - зверское убийство сектантом своей семьи в Нижнем Новгороде, система прослушивания и контроля со стороны саентологов за прихожанами, часто видим факты издевательства над христианскими символами, с мошенническими небезызвестными махинациями секты Бога Кузи!», – сказал Сергей Гаврилов.

«Мы, депутаты, прекрасно понимаем, что каждая из этих сект работает над своей общественной нишей. Кто-то работает с пожилыми одинокими стариками, кто-то с молодёжью, особенно с теми людьми, которые переживают состояние стресса и оказались в сложном положении. Под видом различных психологических курсов «как быстро заработать миллионы», «как стать лидером», «как преодолеть кризис» на людей оказывается самое настоящее психологическое давление, это давно стало выгодной кормушкой. Затягивают людей в свои ряды через недобросовестную якобы религиозную рекламу, через соцсети. И, что важно, целью сект является не только материальная выгода, желание ограбить, опустошить карманы и отобрать жилье. А первостепенная задача сект в том, чтобы разорвать единство мира, сделать из людей духовно опущенных, часто экстремистов. Мы видим это с точки зрения распространения неоязыческих сект, в том числе на Северном Кавказе. Неслучайно, что многие из этих сект участвуют в войне с мирным населением Донбасса на стороне Украины. Эти явления, финансируемые из-за рубежа, на наш взгляд, представляют серьезную угрозу национальной безопасности России», - заявил Сергей Гаврилов.

«В ближайшее время мы планируем разработать меры по предотвращению этой опасности, профилактики, меры жесткого контроля для недопуска этих страшных сект до работы с населением. Мы не являемся сторонниками излишней толерантности в этом вопросе и должны заботиться о духовной культуре нашего народа!», - приводит слова депутата сайт КПРФ.

Религию трогать не надо, пока ею не прикрывают темные делишки: Священнослужители об "импортных" сектах Депутаты-члены группы предложили пакет поправок, направленный на усиление контроля за деятельностью религиозных организаций. Его поддержали представители Русской Православной Церкви.

«Это очень важно, потому что здесь мы с вами высказываем свой православный взгляд на правовую систему. И конечно, я должен сказать, что абсолютная свобода слова и так называемых псевдовероисповеданий приводит зачастую к абсолютной несвободе! Оборотная сторона – это абсолютное зло. Я должен сказать, что Украина стала как раз примером квазисвободного доступа всех НКО и псевдорелигиозных конфессий – полные стадионы, которые были наполнены сектами. Это истерики на стадионах, это люди в украинской власти! Кто руководит Киевом? Откровенные сектанты. И мы видим порабощенное население, которое призвано активно участвовать в гражданской бойне на Украине. Мы, депутаты Госдумы, в соответствии с голосом своей совести и представлением о добре и зле готовы принимать соответствующие законы, потому что в противном случае мы, не дай Бог, пойдем по пути наших соседей», - заключил Сергей Гаврилов.

Должно ли государство противодействовать сектантам (и, в частности, защищать традиционные религии от их нападок) – об этом существуют разные мнения. Одни утверждают, что все религии, вне зависимости от их укорененности в культуре и истории страны и количества последователей, должны быть равны перед законом, и протестуют даже против употребления слова «секта» в полемике.

Другие настаивают, что государство должно защищать своих граждан от организаций, которые действуют методами «промывки мозгов», обирают своих адептов и толкают их к десоциализации и противозаконным поступкам.
Третьи опасаются, что вмешательство государства в религиозную сферу может распространиться на всех верующих. Православный публицист Сергей Худиев сформулировал это так: «Возлагать на государство дело защиты здравого учения я бы не стал – оно ужо защитит. Государство, которое не трогает еретиков – это государство, которое не трогает и нас».

«Дело ли государства – бороться с сектами, пока они не нарушают Уголовный кодекс? Не опасно ли вмешательство государства в религиозные вопросы?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Сюжеты: Мнения священнослужителей

Протоиерей Михаил ДудкоПротоиерей Михаил Дудко

Главный редактор газеты «Православная Москва»
28.09.2015 10:08

 

Вмешательство государства в религиозные вопросы чревато серьезными последствиями, причем не только для сектантов, но и традиционных религий. Поэтому Святейший патриарх и официальные лица нашей Церкви всегда категорически выступали против того, чтобы Церковь была подчинена государству - а именно об этом идет речь, когда нам предлагают с теми или иными религиозными убеждениями бороться на уровне государства.

Разумеется (и это ни для кого не секрет), есть псведорелигиозные организации, которые под видом религиозных убеждений преследуют коммерческие цели. Они не одержимы желанием привести людей к Богу или наставить их на путь добродетели, а стремятся получить со своих последователей как можно больше денег. В таких деструктивных религиозных организациях над адептами также могут установить тотальный контроль и использовать их в каких-то своих целях. Тут важно обратить внимание вот на что: как правило, такие псевдорелигиозные организации вступают в конфликт уже с действующим законодательством, и, нарушая его, уже должны нести ответственность.

Сейчас я наплыва сект у нас не замечаю. Скорее, мы наблюдаем отголоски того, что было в начале 90-х. Но с того времени накоплен определенный опыт - в первую очередь, религиозными и межрелигиозными организациями, у которых есть эксперты, готовые помочь советом людям, борющимся с деструктивной деятельностью сект. Мне кажется, нам не следует сейчас преувеличивать опасность, хотя и расслабляться тоже не стоит.

Протоиерей Алексий КульбергПротоиерей Алексий Кульберг

Настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии
28.09.2015 10:05

Врачи прописывают лекарственные препараты, когда это требуется, - но несвоевременный их прием или передозировка вызывают отравление организма, а порой и смерть. Так же организм человека реагирует на воздействие духовных сил.

Есть силы созидательные (вспомним, какую роль сыграло православие в истории нашей страны, и продолжает играть сейчас). Безусловно, государство должно поддерживать силы, приносящие такие плоды.

Деструктивное воздействие, оказываемое сектами, подобно действию наркотиков, поэтому государство тоже должно контролировать их деятельность. Конечно, органы, контролирующие оборот наркотиков, иногда не успевают отследить появление новых синтетических наркотических веществ, и тогда они успевают посеять смерть. Так и государство не всегда своевременно реагирует равно на появление деструктивных религиозных организаций, которые вырастают как грибы после дождя - с новыми названиями и новыми лидерами. Они губят отдельных граждан и целые социальные институты.

Так что государство не просто может - обязано пресекать деятельность организаций, за которыми зачастую стоят зарубежные спецслужбы.

Иерей Андрей МихалевИерей Андрей Михалев

Настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи.
28.09.2015 10:02

Государство, конечно, не должно вмешиваться в религиозную жизнь человека - это личное. У нас на протяжении тысячелетий существуют традиционные религии, но есть и нетрадиционные, которые мы называем сектами. Все они были созданы недавно: 15, 10, 5 лет назад. Чем отличаются традиционные религии от нетрадиционных? В последних человека лишают права выбора, зомбируют. Он во всем слушает своего «духовного наставника», диктующего определенные условия. А в роли таких наставников нередко выступают люди, подрывающие устои нашего государства.

Сект в России уже десятки тысяч, но за их деятельностью следят силовые службы, так что зачем какое-то дополнительное вмешательство государства? Оно должно вмешиваться, если нарушается Уголовный кодекс.

Важно, чтобы исполнялись уже существующие законы. Да, многие западные секты - прямая угроза стабильности государства, и, если выяснится, что они ущемляют права граждан, нарушают Уголовный кодекс, они должны нести ответственность. В таких случаях в соответствии с законом нужно прекращать деятельность той или деструктивной организации на территории РФ. Важно, чтобы в законе не было лазеек, позволяющих сектам от этой ответственности уйти.

Иерей Святослав ШевченкоИерей Святослав Шевченко

Клирик кафедрального собора Благовещенска
28.09.2015 09:58

 

Не секрет: некоторые тоталитарные секты связаны с западными фондами, получают от них финансовую подпитку. Не так давно я читал статью, где были приведены данные из доклада Госдепартамента США. Там положительно оценивалась работа религиозных групп с населением - известно, что некоторые секты оказывают влияние на изменение общественного мнения.

В Благовещенске есть секта «Новое поколение». Анализировавшие ее видеопродукцию сотрудники Амурской государственной медицинской академии обнаружили применение психологических приемов по манипулированию сознанием паствы. Специалисты из Хабаровска подтвердили выводы коллег. В таких религиозных организациях, попросту сектах, с людьми могут делать что угодно. К нам приходили их бывшие адепты и рассказывали, что там происходит. Это ужасно.

Действительно, такая проблема в России существует. Да, у нас есть закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», но государство, на мой взгляд, должно отслеживать поступающие сигналы о деятельности сект. Я знаю, что на Украине пастор одной из них призывал к войне на юго-востоке и даже сам принял участие в АТО. Мне известны случаи, когда из-за влияния сект разрушались семьи. Я сторонник того, чтобы за такими религиозными организациями был установлен надзор, и по каждой жалобе проводилось расследование.

Как определить, попал ли человек в секту? Очень просто. В ней над новичком сразу устанавливают контроль, узнают о нем всю информацию: место работы, семейное положение, материальное состояние, а затем манипулируют им.

Кто должен контролировать сами эти организации? Думаю, независимый экспертный совет.

На Украине во время Майдана активизировались и секты. Сейчас эта страна переживает бум деструктивных организаций, паразитирующих на людях, у которых горе. Не дай Бог, чтобы такое произошло у нас.

 Священник Игорь ШумиловСвященник Игорь Шумилов

Настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на
28.09.2015 09:54

 

На каком основании и как государство будет бороться с сектами, если они не будут нарушать светские законы? У нас же светское государство и иных законов, кроме как светских, у него быть не может.

Вообще это вопрос, безусловно, деликатный, и решаться подобные вопросы должны коллегиально, авторитетным советом экспертов. Заявления, что "все должны быть равны" - от невежества и бескультурья, или, что вероятнее, это просто целенаправленное вредительство. Не могут быть все равны. Один трижды герой России, а другой - трижды рецидивист-преступник. Неужели они должны иметь равный авторитет в обществе и равную степень доверия?

Так и в религиозных вопросах. Как можно сравнивать христианство, давшее миру великую литературу, живопись, музыку, архитектуру, примеры жизни высочайшей нравственности, - и, скажем, сайентологию, основанную неудачливым писателем-фантастом? А примеров святости мы в этом культе, увы, не наблюдаем.

Изучая сектологию, в своё время, я заметил, что сектантство зиждется на трёх китах: гордость, жадность и распущенность. Вот для удовлетворения этих страстей, прикрываясь красивыми словами, и вербуют сектанты себе адептов. Притом, что обычно вообще всё шито белыми нитками. Просто у нас народ за время "научного атеизма" настолько одичал, что в религиозных вопросах не отличает правой руки от левой.

Иногда не стоит употреблять даже и слово "секта", а нужно говорить "банда" или "шайка мошенников", так как "религия" служит лишь прикрытием мошеннических действий. Вот такими действительно должно заниматься правосудие и (или) лечить их, изолировать в специально отведённых местах.

А вот что меня настораживает - с чего бы вдруг коммунисты-ленинцы занялись защитой христианских ценностей?

 Иерей Иван ВоробьевИерей Иван Воробьев

Клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы
28.09.2015 09:44

Государство должно бороться с сектами, потому что они наносят колоссальный вред и здоровью людей, и их жизни. Знаю очень много случаев, когда люди, уходя в секту, разрушают семьи, у них отбирают все имущество, и потом человек абсолютно не способен жить дальше.

И еще надо понимать, какую цель преследует секта, приходя в Россию. Тут все просто: большинство сект финансируется из-за рубежа. Кроме финансовых целей, преследуют идеологические, политические.

Охранять своих граждан – это государственная задача. Многие секты научились так маскироваться, что по закону их привлечь оказывается очень сложно. Тут без специалистов и поддержки госорганов никак не обойтись.

Православная Церковь может только пытаться реанимировать пострадавших от сект людей, которые к нам приходят. То есть мы лечим уже последствия, а масштабно Церковь ничего сделать не может.

Я много ездил по селам России: во многих нет храма, поскольку нет денег на строительство, да и батюшки нет, зато есть секты в большом количестве, которые компостируют людям мозги. Почему они имеют возможность и деньги, ездят по самым глухим деревням и проповедуют, а Православная Церковь этого делать не может? Меня мучает этот вопрос. Уверен, это целенаправленная политика против России и нашего общества, только общество еще этого не понимает, хотя секты действуют очень давно.

 Иеромонах Макарий (Маркиш)Иеромонах Макарий (Маркиш)

Священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии
28.09.2015 09:43

 

Надо строить отношения исходя из опыта христианской, общественной и государственной жизни, то есть использовать практический, юридический опыт и данные религиоведения.

Вздорна и абсурдна мысль, что все религиозные верования одинаковы. Не нужно называть тоталитарную секту религией: надо отделять секту от Церкви, как магию от религии. И надо опираться на опыт и научные знания образованных людей, таких как наши противосектантские специалисты – например, Александр Леонидович Дворкин, и не он один. Работа по дифференциации между религией и сектой, Церковью и культом ведется во многих странах мира.

Должно ли государство вмешиваться? Если мы говорим о правовой стороне взаимоотношений религии и общества, то обязаны говорить о действиях государства. Пытаться с этим спорить глупо и разрушительно. И действовать народные избранники должны, основываясь на положительном опыте жизни народов, данных науки религиоведения и юридических основ государства.

 Исмаил-хаджи БердиевИсмаил-хаджи Бердиев

Председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа
28.09.2015 09:35

 

Секты - это наша болезнь с самой «перестройки». Тогда мы – духовенство - встречались с руководством страны и говорили, что сектантов в Россию пускать не надо, необходимо закрыть для них наши границы. Но Ельцин тогда сказал, что мы должны соблюдать Конвенцию о правах человека, поэтому не можем запрещать работу сект. В итоге мы получили «горячие точки» в Чечне, Ингушетии и Осетии.

Традиционных религий достаточно для наших людей, но люди слишком долго жили без них, из-за этого образовался духовный вакуум, который и заполняют секты. А когда они вторгаются в эту пустоту, человек слепо верит, обманывает сам себя. А если бы в нашей стране с рождения каждый знал свою религию, то проблем с сектами удалось бы избежать.

Государство должно запрещать все секты, и традиционные религии не пострадают, потому что отличить их от секты легко. Зачем нам все эти «боги Кузи» и прочие? Они совершенно не нужны нашей стране.

Мухаммад-хаджи РахимовМухаммад-хаджи Рахимов

Председатель Российской ассоциации исламского согласия (Всероссийский муфтият), муфтий Духовного управления мусульман Ставропольского края
28.09.2015 09:31

Религия – понятие объемное. Есть религии, которые известны всем и приняты государством – это четыре традиционные конфессии, им государство помогает и с ними сотрудничает. Но есть другие течения, которые мешают основным конфессиям. С ними надо бороться. Во всех цивилизованных странах есть законы, которые вносят ясность в этот вопрос. И мы должны привести в порядок свое законодательство на эту тему.

Религия играет важную роль в становлении личности, укрепления нравственности, воспитании гражданина государства, который должен защищать и оберегать страну. А секты наносят страшный и непоправимый урон этому, и сегодня мы им потакаем.

Государство должно активно сотрудничать с традиционными конфессиями, и если они узнают, что появилась какая-то псевдорелигиозная организация, то должны рассчитывать на помощь госорганов. Ведь обывателю порой трудно понять, что он попал в секту, и кто, как не государство, должно позаботиться о гражданине и помочь отличить секту от нормальной религии?

Семен ЛившицСемен Лившиц

Председатель Местной еврейской религиозной организации ортодоксального иудаизма города Орла "Центр "Шалом"
28.09.2015 09:09

 

Бороться с сектами, если они не нарушают законы, - все-таки задача религиозных организаций, а не государства.

Конечно, иногда вмешательство государства все-таки необходимо. Не случайно же правоохранительные органы заинтересовались деятельностью секты «Бога Кузи?» Некоторые религиозные организации попирают не только морально-нравственные устои традиционных религий, когда их деятельность не соотносится с моральными установками, которые дали человечеству Божественные законы. Если послушать сектантов (а я слушал их много раз), становится понятно: они также подбивают на совершение противозаконных, противогосударственных действий.

Конечно, оправданий их деятельности быть не может, но все-таки с ними должны бороться представители традиционных религий. А так как в основном у нас псевдохристианские секты, этим, на мой взгляд, надлежит заниматься православным христианам. Им следует предпринимать какие-то меры религиозного характера, а не принудительные, как это сделают правоохранительные органы. Ну и мусульмане тоже должны вносить свою лепту в борьбу с радикальным исламом.

А вот псевдоиудейских сект почти нет. Есть реформистский, консервативный иудаизм, но это не секты – их деятельность не направлена на разрушение личности человека или подрыв государственных устоев.

Игорь ДабакаровИгорь Дабакаров

Председатель Ульяновской еврейской культурно-просветительской общественной организации «Шалом», президент Общероссийской общественной организации «Российский еврейский молодежный конгресс»
28.09.2015 09:08

К нам часто приходят «миссионеры», которые начинают учить евреев жить: то советуют принять христианство, то перехать в Израиль - и тогда, мол, придет Мессия. Это, конечно, неприятно и даже неприемлемо: у нас своя вера, собственные взгляды на мир, а тут кто-то пытается лезть «со своим уставом в чужой монастырь». Но если приходят с миром, мы всегда открыты для общения. Вот как-то приходили евангелисты – просто познакомиться.

Но все-таки представители большинства недавно созданных религиозных организаций ведут себя иначе – напористо, агрессивно. Кто только у нас ни побывал! И какие-то пятидесятники, и «Евреи за Иисуса»... Лет восемь - десять назад произошел печальный случай – под влиянием сектантов еврейская семья продала дом, бросила двоих детей: им сказали от них избавиться.

Деятельность таких товарищей нужно жестко пресекать. Главное, не наломать дров и не начать стричь всех под одну гребенку, затрагивая религии, проверенные веками. А вот религиозные организации со странными названиями и занимающиеся непонятной деятельностью проверить не помешало бы.

 Алексей ГришинАлексей Гришин

Член Общественной палаты РФ (2011-2014гг.), президент Информационно–аналитического центра «Религия и общество»
28.09.2015 09:02

Вопрос очень сложный, однозначного ответа на него дать, наверно, никто не сможет. Даже те специалисты, которые говорят, что государство должно вмешиваться, делают это с большим количеством оговорок, - как, собственно, и я.

Государство должно вмешиваться и бороться с сектами различного рода – тоталитарными, религиозными и околорелигиозными. Колдуны, маги, шаманы, кого там только нет. Есть и сатанинские организации, в которых культ сатаны на первом месте.

В конкурентной борьбе нормальные религиозные организации самостоятельно противостоять оккультным не могут: им просто не позволяет законодательство. С другой стороны законы о свободе совести ограничивают и государство в этой сфере. Может случиться так, что государство и чиновников обвинят в нарушении прав человека. Да и Церковь у нас отделена от государства. А секты могут не называться религиями, выдавая себя за культурные, образовательные или еще какие-нибудь организации.

Поэтому нужно находить баланс в этой борьбе. Надо делать религиоведческие экспертизы, как это делает Минюст, можно их проводить при прокуратурах. Вообще предложений много, а главное, что вмешательство государства и помощь религиозным организациям в выявлении сект – это профилактика преступлений.

Я не поддерживаю тех, кто говорит, что нельзя вмешиваться в деятельность сект до совершения правонарушения. Это все равно, что не работать с подростками, пока они никого не убьют. Работа нужна – профилактическая, информационная. Особенно если существуют явные признаки подготовки преступлений и об этом говорит не один человек, а подготовка – это уже наполовину совершенное преступление. И государство должно вмешиваться осторожно, выработать механизмы взаимодействия с религиозными организациями, работать очень тонко, уполномоченными органами с привлечением специалистов.

И потом, что значит «не бороться с сектами»? Знаменитое ИГИЛ – это же классическая секта, но с ней же борются наши госорганы, ФСБ. Или нам перед ИГИЛ нужно разоружиться? А чем ИГИЛ отличается по методам работы, вербовки адептов от «Аум Синрике», Марии Дэви Христос и подобных им? Те же псевдорелигиозные учения с конкретными разрушительными целями.

08:46, 28 сентября 2015

ИА "Новости Федерации" http://regions.ru/news/2561047/

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.